АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-15556/2022
13 сентября 2023 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Семушина А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кваша В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ООО «Газпром газификация»
(ИНН 7813655197, ОГРН 1217800107744)
к ООО «Тихорецкгазсервис» (ИНН 2360007083, ОГРН 1132360001036)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 25.02.2022
№ Ф-05-127/2022,
третье лицо: Департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края
при участии в судебном заседании:
от истца – Жуков М.Ю. по доверенности
от ответчика – Зимоглядова А.В. по доверенности
от третьего лица – не явился
УСТАНОВИЛ:
ООО «Газпром газификация» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ООО «Тихорецкгазсервис» (далее – ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора финансирования мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации от 28.10.2021 (25.02.2022) № Ф-05-127/2022 путем принятия его пунктов в редакции:
Абзац 2 пункта 1 изложить следующей редакции:
«Вышеуказанная сумма финансирования не должна превышать общую сумму денежных средств, определенную межрегиональной или региональной программой газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Краснодарского края в части финансирования мероприятий пообъектного плана-графика догазификации (далее – Программа газификации) на период 2021-2022 г.г., исполнителем по которым является газораспределительная организация, за счет средств оператора газификации (далее – сумма денежных средств в Программе газификации) и сумму затрат на реализацию мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации по договорам о технологическом присоединении к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования, заключаемых в рамках догазификации, не учтённых в пообъектном плане-графике догазификации Программы газификации (информация о данных договорах предоставляется оператору газификации по форме приложения № 5 к настоящему Договору).
Пункт 2 изложить в следующей редакции:
«Предоставляемые оператором газификации денежные средства используются газораспределительной организацией на проведение мероприятий по строительству и (или) реконструкции газораспределительных сетей и (или) газотранспортных систем, предусмотренных Программой газификации в части пообъектного плана-графика догазификации, и мероприятий, содержащихся в договорах о технологическом присоединении к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования, заключаемых в рамках догазификации (далее - мероприятия по технологическому присоединению в рамках догазификации), в связи с недостаточностью финансовых средств, получаемых в результате введения специальных надбавок к тарифам на услуги газораспределительной организации на транспортировку газа по газораспределительным сетям и установления тарифа на услуги газораспределительной организации по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также получаемых от иных источников финансирования, для покрытия расходов на мероприятия по технологическому присоединению в рамках догазификации».
Абзац 2 п. 3 договора в следующей редакции:
Финансирование мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации осуществляется оператором газификации не ранее утверждения в установленном порядке Программы газификации (изменений в Программу газификации), содержащей (содержащих) сводный и пообъектный планы-графики догазификации, а также информацию о финансировании мероприятий пообъектного плана-графика догазификации, исполнителем по которым является газораспределительная организация, за счет средств оператора газификации и/или заключения договоров о технологическом присоединении к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования, заключаемых между газораспределительной организацией, физическим лицом и оператором газификации в рамках догазификации, и(или) предоставления оператору газификации информации о заключенных газораспределительной организацией договорах о технологическом присоединении к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования, заключаемых в рамках догазификации, не учтённых в пообъектном плане-графике догазификации Программы газификации по форме согласно приложению № 5 к настоящему Договору».
Абзацы 9-14 п. 4 договора в следующей редакции:
В обеспечение обязательств по возврату суммы финансирования, предусмотренной пунктом 1 настоящего Договора, газораспределительная организация предоставляет оператору газификации обеспечение выполнения указанных обязательств в виде независимой безусловной и безотзывной банковской гарантии (далее – банковская гарантия), до даты подачи заявки, предусмотренной настоящим Договором. Сумма обеспечения должна быть равна сумме обеспечиваемого транша, текст банковской гарантии и банк-гарант должны быть – согласованы оператором газификации.
Газораспределительная организация обязана представить оператору газификации оригинал банковской гарантии не менее чем за 10 (десять) рабочих дней до даты подачи заявки, предусмотренной настоящим пунктом Договора. Оператор газификации обязан в вышеуказанный срок рассмотреть банковскую гарантии и принять данную банковскую гарантию, либо направить в адрес газораспределительной организации мотивированный отказ в ее принятии. После устранения газораспределительной организацией замечаний оператор газификации осуществляет рассмотрение банковской гарантии в порядке и сроки, установленные для первоначальной приемки банковской гарантии.
Срок действия банковской гарантии должен превышать на 60 календарных дней срок полного исполнения газораспределительной организацией своих обязательств по возврату суммы финансирования в соответствии с условиями настоящего Договора.
По соглашению Сторон может быть избран иной альтернативный способ обеспечения исполнения обязательства газораспределительной организацией по возврату суммы финансирования, указанной в пункте 1 настоящего Договора.
По согласованию с оператором газификации, после ввода в эксплуатацию объектов, созданных в рамках мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации, и при условии государственной регистрации прав собственности на такие введенные в эксплуатацию объекты, банковская гарантия может быть заменена залогом таких объектов (или сумма банковской гарантии уменьшена на сумму стоимости переданных в залог оператору газификации объектов, созданных в рамках мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации). Изменение срока и суммы банковской гарантии возможно только после оформления залога в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации».
Пункт 4.1 изложить в следующей редакции:
«В течение 5 рабочих дней с даты получения решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) или иного уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об определении экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации оператор газификации осуществляет финансирование в размере экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий по технологическому присоединению, утвержденном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) или иным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, за вычетом объема финансовых средств, полученных газораспределительной организацией в квартале, предшествующем отчетному, в результате совокупности следующих условий:
- введения специальных надбавок к тарифам на услуги газораспределительной организации по транспортировке газа по газораспределительным сетям;
- установления тарифа на услуги газораспределительной организации по транспортировке газа по газораспределительным сетям;
- полученных от иных источников финансирования, включая суммы финансовых средств, ранее полученные от оператора газификации и неизрасходованные средства».
Пункт 8 изложить в следующей редакции:
«Транш предоставляется путем перечисления денежных средств на отдельный банковский счет, открытый газораспределительной организацией в согласованном с оператором газификации банке (кредитной организации) (далее – Банк) на условиях, установленных Приложением № 4 к Договору (Условия банковского сопровождения) (далее – Отдельный счет).
Транш считается предоставленным со дня зачисления денежных средств на отдельный счет газораспределительной организации».
Пункт 9.1. изложить в следующей редакции:
«Газораспределительная организация в порядке и сроки, установленные Условиями банковского сопровождения (Приложение № 4 к Договору), обязана открыть отдельный счет в Банке для целей расчетов по Договору и осуществлять все расчеты по Договору только с использованием отдельного счета. Неисполнение или несвоевременное исполнение газораспределительной организацией обязательств по открытию отдельного счета освобождает оператора газификации от обязательства по осуществлению платежей по Договору до даты получения уведомления от газораспределительной организации об открытии отдельного счета, а также от ответственности за нарушение сроков осуществления перечисления траншей.
При заключении договоров во исполнение мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации с третьими лицами, газораспределительная организация обязана уведомлять их о необходимости открытия отдельных счетов в банке для целей расчетов и банковского сопровождения по договорам, с даты заключения Договора осуществлять все расчеты по договорам, заключенным с привлеченными им для исполнения обязательств по Договору подрядчиками исполнения/реализации Договора только с использованием отдельных счетов, открытых подрядчиками исполнения/реализации Договора в Банке».
Пункт 15.3. изложить в следующей редакции:
«В случае изменения в цепочке собственников одной из Сторон, включая бенефициаров (в том числе конечных), и (или) в исполнительных органах одной из Сторон, такая Сторона обязана представить другой Стороне информацию об указанных изменениях в течение 3 (трех) календарных дней со дня таких изменений с подтверждением соответствующими документами по адресу электронной почты:
ООО «Тихорецкгазсервис»: tihgs@mail.ru;
ООО «Газпром газификация»: Dogaz_info@eoggazprom.ru
В случае неисполнения одной из Сторон обязанности, предусмотренной настоящим пунктом Договора, другая Сторона вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Договора. В этом случае настоящий Договор считается расторгнутым с даты получения Стороной письменного уведомления другой Стороны о расторжении настоящего Договора (отказе от исполнения настоящего Договора) или с иной даты, указанной в таком уведомлении».
Пункт 32 изложить в следующей редакции:
«К настоящему Договору прилагаются и являются его неотъемлемой частью:
приложение № 1 (заявка на предоставление финансирования (транша);
приложение № 2 (сведения о финансировании мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации);
приложение № 3 (отчет о целевом использовании денежных средств по договору о финансировании мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации);
приложение № 4 (условия Банковского сопровождения);
приложение №5 (реестр договоров о технологическом присоединении к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования, заключаемых в рамках догазификации, мероприятия по которым не вошли в Программу газификации)».
10. Приложение №4 к Договору изложить в следующей редакции:
«Приложение №4
к договору о финансировании
мероприятий по технологическому
присоединению в рамках догазификации
от _________________ № ________________
Условия Банковского сопровождения
1.Исполнение Договора №__________ от ________(далее-Договор) осуществляется с применением банковского сопровождения.
В Договоре используются термины, имеющие следующие значения:
1.1. Банковское сопровождение–осуществление Банком в соответствии с Параметрами банковского сопровождения мониторинга и контроля за обоснованностью расчетов Газораспределительной организацией и иных лиц, привлекаемых Газораспределительной организацией в ходе исполнения Договора (Участники исполнения/реализации Договора, в том числе не включенные в Реестр контрагентов), осуществляемых в рамках исполнения Договора, на Отдельном счете, открытом в Банке.
1.2. Банк–наименование кредитной организации, предоставляющей услуги по Банковскому сопровождению договора.
1.3. Лимит существенности – предельная общая сумма договоров, заключаемых с каждым из подрядчиков, соисполнителей, поставщиков (за исключением производителей материально-технических ресурсов) в рамках исполнения Договора, соблюдение которой является основанием для их отнесения к Участникам исполнения, не включенным в Реестр контрагентов.
1.4.Отдельный счет (ОБС) –расчетный счет, открытый в Банке Газораспределительной организации и Участникам исполнения/реализации Договора для проведения операций при исполнении настоящего Договора и иных договоров, заключенных Газораспределительной организацией для исполнения своих обязательств по настоящему Договору, предполагающий специальный режим проведения расходных операций после заключения дополнительного соглашения к договору банковского счета, устанавливающего специальный режим проведения расходных операций.
1.5. Обосновывающие документы – договоры, дополнительные соглашения к ним, счета (либо заменяющие их документы), акты приемки имущества/выполненных работ/ оказанных услуг, акты приемки в эксплуатацию, накладные и/или другие документы (в том числе расчеты-обоснования, пояснения, справки, отчеты, а также выписки из них), составленные по формам, установленным Договором или договорами, заключенными для целей исполнения Договора, если указанные договоры предусматривают соответствующие формы, и подтверждающие факт надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных Договором и/или договорами, заключенными для целей исполнения Договора.
1.6. Параметры банковского сопровождения – Реестр контрагентов, Разрешенные уровни кооперации, Предмет контроля, Порядок использования ОБС, перечень Обосновывающих документов, перечень Участников исполнения/ реализации, не включенных в Реестр контрагентов, Лимит существенности, размещенные на Электронной площадке.
1.7. Порядок использования ОБС – перечень разрешенных/запрещенных операций по Отдельному счету, а также порядок и условия его использования.
1.8 Предмет контроля
- соответствие вида, объема, содержания, стоимости выполняемых работ, оказываемых услуг, приобретаемых товаров, иных затрат условиям Договора, а также условиям соответствующих договоров, заключаемых для целей исполнения Договора;
- соответствие предоставленных Клиентом Обосновывающих документов и Распоряжений на перевод условиям Договора, а также условиям соответствующих договоров, заключаемых для целей исполнения Договора;
- соответствие назначения платежа в Распоряжениях на перевод, предоставляемых Клиентом, условиям Договора, а также условиям договоров, заключаемых для целей исполнения Договора;
1.9. Разрешенные уровни кооперации- предельное количество лиц в цепочке субподрядчиков, соисполнителей, поставщиков, привлекаемых для целей исполнения Договора. Количество разрешенных уровней кооперации: 3 (Три);
1.10. Распоряжение на перевод – платежное поручение или иной расчетный (платежный) документ, форма которого определена Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденных Банком России от 29.06.2021 №762-П.
1.11. Реестр контрагентов – перечень контрагентов, в адрес которых допускается перечисление денежных средств с Отдельного счета и которые должны открыть Отдельные счета в Банке.
1.12. Участники исполнения/реализации Договора – подрядчики, исполнители, поставщики, а также иные лица, привлекаемые к исполнению Договора, включенные в Реестр контрагентов.
1.13. Участники исполнения/реализации Договора, не включенные в Реестр контрагентов – лица, привлекаемые к исполнению Договора, перечень которых содержится в Параметрах банковского сопровождения, не открывающие Отдельные счета в Банке и не включаемые в Реестр контрагентов.
1.14. Электронная площадка – программно-аппаратный комплекс, доступ в который предоставляется через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» по адресу: http://etpgpb.ru/.
2. Газораспределительная организация обязана:
2.1. В течение 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения Договора представить в Банк документы, необходимые для открытия Отдельного счета, согласно условиям, размещенным на официальном сайте Банка.
2.2. В течение 7 (семи) рабочих дней с даты представления в Банк документов, указанных в подпункте 2.1. настоящего пункта, заключить с Банком договор банковского счета, а также дополнительное соглашение к договору банковского счета, устанавливающее специальный режим проведения расходных операций по форме, размещенной на официальном сайте Банка.
2.3. С даты заключения Договора обеспечить осуществление всех расчетов, связанных с исполнением обязательств по Договору исключительно с использованием Отдельного счета.
2.4. Перечислять денежные средства в адрес Участников исполнения/реализации Договора только на их Отдельные счета, открытые в Банке.
2.5. Обеспечить указание реквизитов настоящего Договора (дата, номер, предмет) в договорах, заключаемых в рамках исполнения настоящего Договора с Участниками исполнения/реализации Договора, в том числе не включенными в Реестр контрагентов,
2.6. Не привлекать для исполнения своих обязательств по настоящему Договору лиц, не включенных в Реестр контрагентов кроме случаев, когда такие лица являются Участниками исполнения/реализации Договора, не включенными в Реестр контрагентов.
2.7. Обеспечить наличие в договорах, заключаемых с Участниками исполнения/реализации Договора, условий об обязанности Участников исполнения/реализации Договора:
осуществления всех расчетов, связанных с исполнением обязательств по договорам, заключение которых направлено на исполнение Газораспределительной организацией обязательств по настоящему Договору, исключительно по Отдельным счетам;
перечисления денежных средств в адрес Участников исполнения/реализации Договора только на их Отдельные счета, открытые в Банке;
в течение 5 (рабочих) дней с даты заключения договоров, направленных на исполнение Газораспределительной организацией обязательств по настоящему Договору, предоставить в Банк документы, необходимые для открытия Отдельного счета, согласно условиям, размещенным на официальном сайте Банка;
в течение 7 (семи) рабочих дней с даты представления в Банк документов, необходимых для открытия Отдельного счета, заключить с Банком договор банковского счета, а также дополнительное соглашение, устанавливающее специальный режим проведения расходных операций по форме, размещенной на официальном сайте Банка;
предоставлять по запросу Банка сведения о привлекаемых ими Участниках исполнения/реализации Договора (полное наименование, место нахождения (почтовый адрес), телефоны руководителя и главного бухгалтера, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет);
учитывать Параметры банковского сопровождения при реализации договоров, заключенных для исполнения Газораспределительной организацией обязательств по Договору;
включать указанные в настоящем подпункте обязанности в договоры, заключаемые Участниками исполнения/реализации Договора со своими контрагентами (Участниками исполнения/реализации Договора);
2.8. Соблюдать количество Разрешенных уровней кооперации.
2.9. Предоставлять по запросу Оператора газификации информацию о возможности исполнения распоряжений на перевод Участника исполнения/реализации Договора в случаях получения Оператором газификации соответствующего запроса Банка о недостаточности Обосновывающих документов при принятии решения об исполнении распоряжения на перевод в срок 1 день с момента получения запроса Оператора газификации.
2.10. Газораспределительная организация несет ответственность за целевое использование денежных средств Оператора газификации Участниками исполнения/реализации Договора, в том числе, не включенными в реестр контрагентов, на всех уровнях кооперации в размере ущерба, причиненного нецелевым использованием денежных средств.
3. Оператор газификации обязуется уведомить Банк о полном исполнении Газораспределительной организацией своих обязательств по Договору посредством соответствующего письменного уведомления.
4. Оператор газификации осуществляет расчеты по настоящему Договору с использованием Отдельного счета Газораспределительной организации, открытого в Банке (реквизиты Отдельного счета).
5. Неоткрытие (несвоевременное открытие) Газораспределительной организацией Отдельного счета в Банке освобождает Оператора газификации от ответственности за несвоевременную оплату по Договору.
6. Стороны согласовали, что Параметры банковского сопровождения, в том числе Разрешенные уровни кооперации, Предмет контроля, а также Реестр контрагентов могут быть изменены по инициативе оператора газификации путем подачи Заявки на изменение параметров банковского сопровождения на Электронной площадке. Параметры банковского сопровождения считаются измененными с даты приема Банком соответствующей Заявки на изменение параметров банковского сопровождения.
Изменение Параметров банковского сопровождения, в том числе Разрешенных уровней кооперации, Предмета контроля, а также Реестра контрагентов с использованием Электронной площадки не требуют заключения дополнительного соглашения к Договору
ПОДПИСИ СТОРОН: | |
Оператор газификации: ООО «Газпром газификация» | Газораспределительная организация: ООО «Тихорецкгазсервис» |
Генеральный директор _________________/С.В. Густов/ М.П. | Генеральный директор ________________ / Д.С. Агров / М.П. |
Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования, просил изложить спорные пункты договора в редакции истца.
Представитель ответчика поддержал доводы отзыва на исковое заявление. Указал, что возражает против изложения в редакции истца пунктов договора 1, 2, 3, 4, 4.1, 8, 9.1, 15.3, 32 и приложения №4 к договору, просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать и изложить спорные пункты договора 1, 2, 3, 4, 4.1, 8, 9.1, 15.3, 32 и приложения №4 к договору, в редакции ООО «Тихорецкгазсервис», изложенной в протоколе урегулирования (согласования) разногласий от 03.03.2022 к протоколу разногласий от 25.02.2022 по условиям договора финансирования мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации от 28.10.2021 (25.02.2022) № Ф-05-127/2022.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2021 № 2000-р ООО «Газпром газификация» определено Единым оператором газификации.
Пунктом «о» пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации
от 13.09.2021 № 1550 «Об утверждении Правил взаимодействия единого оператора газификации, регионального оператора газификации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов публичной власти федеральных территорий и газораспределительных организаций, привлекаемых единым оператором газификации или региональным оператором газификации, при реализации мероприятий межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций» (далее – Правила №1550), установлено, что финансирование мероприятий по догазификации обеспечивает Единый оператор газификации на территории всех субъектов Российской Федерации, путем предоставления финансирования на основании договоров, заключаемых ЕОГ с газораспределительными организациями в порядке, утвержденном указанным постановлением.
В соответствии с пунктом 11 Правил № 1550 для получения финансирования, газораспределительная организация направляет единому оператору газификации подписанный со своей стороны проект договора, а единый оператор газификации направляет подписанный со своей стороны договор в адрес газораспределительной организации не позднее 10 дней с даты получения договора. При несогласии с условиями договора ЕОГ в этот же срок обязан направить в адрес газораспределительной организации протокол разногласий. При этом единый оператор газификации или газораспределительная организация вправе обратиться в суд для урегулирования разногласий. До принятия решения суда договор считается заключенным на условиях, выбранных газораспределительной организацией.
Ответчик является газораспределительной организацией, осуществляющей деятельность по транспортировке газа на территории муниципального образования город Краснодар, и является участником Региональной программы газификации Краснодарского края.
Судом установлено, что тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для ООО «Тихорецкгазсервис» в период с 28.10.2021 – даты направления ответчиком проекта договора в адрес истца до 30.11.2022 были утверждены приказом ФАС России от 25.12.2018 № 1856/18 «Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям «Тихорецкгазсервис» на территории Краснодарского края», также судом установлено, что с 01.12.2022 тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для ООО «Тихорецкгазсервис» утверждены приказом ФАС России от 16.11.2022 № 828/22 «Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям» и, согласно положениям данных приказов, при формировании тарифов не учтены расходы на выполнение мероприятий по созданию сетей газораспределения в рамках проводимой догазификации.
Также, специальные надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа для
ООО «Тихорецкгазсервис» на 2022 календарный год были утверждены приказами департамента от 29.12.2021 № 30/2021-газ и от 29.04.2022 №5/2022-газ «Об утверждении специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации», а на 2023 календарный год утверждены приказом Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 28.12.2022 №35/2022-газ «Об утверждении специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации».
Расчёт специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа осуществляется на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.05.2001 № 335 «О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации» (далее – Постановление № 335) и в соответствии с Методикой определения размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации, утверждённой приказом ФСТ России от 21.06.2011 № 154-э/4 (далее – Методика).
Постановление № 335 и Методикой предусмотрены ограничения по размерам утверждаемых специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа, так средний размер специальной надбавки для соответствующей газораспределительной организации не может превышать 35 процентов (включая налог на прибыль организаций, возникающий от применения специальной надбавки) от среднего размера тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для конечных потребителей, а также размер специальной надбавки не может превышать долю от тарифа на транспортировку газа, установленного для соответствующей группы конечных потребителей согласно приложению к Методике.
Таким образом, Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края при расчёте размеров специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа для ООО «Тихорецкгазсервис» на 2022 и 2023 годы, средства необходимые для компенсации расходов на догазификацию не учтены.
В связи недостаточностью (отсутствием) финансовых средств для покрытия расходов на реализацию мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации, ООО «Тихорецкгазсервис» направило в адрес истца проект договора о финансировании мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации с сопроводительным письмом от 28.10.2021 исх. № 55, который был получен истцом 15.11.2021.
В силу п. 11 Правил №1550 газораспределительная организация направляет единому оператору газификации или региональному оператору газификации подписанный со своей стороны договор, выбранный газораспределительной организацией из предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил. Единый оператор газификации или региональный оператор газификации направляет подписанный со своей стороны договор в адрес газораспределительной организации не позднее 10 дней с даты получения договора.
При несогласии с условиями договора единый оператор газификации или региональный оператор газификации направляет в срок, указанный в абзаце втором настоящего пункта, в адрес газораспределительной организации протокол разногласий. Газораспределительная организация направляет подписанный ею протокол разногласий единому оператору газификации или региональному оператору газификации не позднее 5 рабочих дней со дня получения протокола разногласий. В случае несогласия газораспределительной организации с протоколом разногласий газораспределительная организация, или единый оператор газификации, или региональный оператор газификации вправе обратиться в суд для урегулирования разногласий. При этом до принятия решения суда договор считается заключенным на условиях, выбранных газораспределительной организацией.
Согласно почтовому идентификатору 35212546006217 почтовое отправление получено ООО «Газпром газификация» 15.11.2021, таким образом, срок для предоставления разногласий истек 25.11.2021.
Письмом от 28.02.2022 № НЗ-08-08-01-01/1299 истец направил в адрес ответчика, подписанный с протоколом разногласий договор на бумажных носителях, проставив на нем дату - 25.02.2022.
Письмом от 04.03.2022 № 233 ответчик направил в адрес истца протокол урегулирования (согласования) разногласий от 03.03.2022 к протоколу разногласий от 25.02.2022 по условиям договора о финансировании мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации №Ф-05-127/2022 от 28.10.2021.
Письмом от 14.04.2022 № 09-08-01-01/3092 истец вернул ответчику протокол урегулирования (согласования) разногласий от 03.03.2022 без подписания.
В связи с недостижением сторонами согласования относительно редакции спорных пунктов договора 1, 2, 3, 4, 4.1, 8, 9.1, 15.3, 32 и приложения №4 к договору истец обратился с иском в суд.
При рассмотрении заявленных требований суд руководствуется следующим.
В силу частей 1, 3 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами данной главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем кодексе.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (части 1, 4 статьи 421 ГК РФ).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (часть 1 статьи 422 ГК РФ), при этом, принцип свободы договора не позволяет определять его условия с нарушением требований.
Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (пункт 1 статьи 425 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (пункт 1 статьи 433 ГК РФ).
Когда для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Когда заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (пункты 1, 2 статьи 445 ГК РФ).
В случае несогласия с представленным проектом договора, статьей 445 ГК РФ предусмотрен механизм оспаривания условий договоров, заключение которых обязательно для одной из сторон. Вместе с тем, анализ судебной практики по данной категории дел свидетельствует о том, что несогласной с условиями договора стороне надлежит доказать помимо ущемления прав как стороны по договору, еще и противоречие условий договора действующему на момент его заключения законодательству, либо нарушение принципов договорного права.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
В силу статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств; каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 64 (часть 1), 65 и 168 АПК РФ.
Исследовав обстоятельства дела и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме, а спорные пункты договора 1, 2, 3, 4, 4.1, 8, 9.1, 15.3, 32 и приложение №4 к договору подлежат изложению в редакции ООО «Тихорецкгазсервис», указанной в протоколе урегулирования (согласования) разногласий от 03.03.2022 к протоколу разногласий от 25.02.2022 по условиям договора о финансировании мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации №Ф-05-127/2022 от 28.10.2021.
Реализация мероприятий межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, в том числе порядок финансирования мероприятий по технологическому присоединению к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования в рамках догазификации урегулированы Правилами № 1550.
Приложением 1 к Правилам № 1550 является Типовая форма договора о финансировании мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации, устанавливающая права и обязанности Единого оператора газификации и газораспределительной организации.
В соответствии с пунктом 10 Правил финансирование мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации, реализуемых газораспределительными организациями осуществляется ЕОГ путем заключения договора с газораспределительной организацией.
В соответствии с абзацем 3 пункта 11 Правил № 1550 в случае несогласия с протоколом разногласий единый оператор газификации вправе обратиться в суд для урегулирования разногласий. При этом до принятия решения договор считается заключенным на условиях, выбранных газораспределительной организацией.
Проанализировав представленные сторонами редакции спорных пунктов договора финансирования мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации от 28.10.2021 (25.02.2022) № Ф-05-127/2022, с учетом протокола разногласий от 25.02.2022 и протокола урегулирования (согласования) разногласий от 03.03.2022, суд приходит к следующим выводам.
Предложенная истцом редакция пункта 1 договора о том, что сумма финансирования не должна превышать общую сумму денежных средств, определенную региональной программой газификации Краснодарского края на период 2021-2022, а также по договорам, не учтенным в пообъектном плане – графике догазификации, исполнителем по которым является газораспределительная организация, за счет средств Единого оператора газификации, не может быть признана соответствующей положениям законодательств.
Такие изменения договора в редакции истца являются нарушением требований Правил №1550, согласно которых, на истца, как на Единого оператора газификации, возложена обязанность финансирования мероприятий по догазификации на территории всех субъектов Российской Федерации без каких-либо условий, с учетом мероприятий, указанных в региональных программах газификации субъектов Российской Федерации.
При этом пункт 3 договора финансирования в редакции ответчика, содержит условие о том, что финансирование мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации осуществляется в соответствии с Правилами взаимодействия единого оператора газификации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов публичной власти федеральных территорий и газораспределительных организаций, привлекаемых единым оператором газификации, при реализации мероприятий межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации №1550 от 13.09.2021.
Требование истца об установлении в договоре четких сроков реализации программы догазификации на 2021 – 2022 годы является неисполнимым, в связи с тем, что пообъектный план-график догазификации, утверждаемый в составе региональной программы корректируется с учетом вновь подаваемых гражданами заявок на догазификацию.
В Правилах подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения» (далее – Правила №1547) установлены основания внесения изменений в региональные программы газификации, которые формируются Министерством ТЭК и ЖКХ Краснодарского края и утверждаются главой администрации (губернатором) Краснодарского края, по предложению газораспределительных организаций, являющихся исполнителями по договорам о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации.
Данный факт также подтверждается изменениями в Правила №1547, внесенными постановлением Правительства РФ №2187 от 30.11.2022, которые вступили в силу с 01 марта 2023 года, в части исключения из положений пункта 121 Правил №1547 сроков, ограничивающих мероприятия по догазификации 2022 годом, которые признаны утратившими силу, в связи с чем, программа догазификации стала бессрочной. Периодичность внесения изменений в региональные программы газификации и их количество законодательством не ограничено. Кроме того, в настоящее время в пообъектный план-график догазификации ответчика, утвержденный в составе региональной программы, включены домовладения и заключены договоры технологического присоединения, по которым срок исполнения мероприятий по подключению запланирован на сроки, находящиеся за пределами 2022 года.
Региональной программой газификации Краснодарского края 2019-2023, утвержденной Постановлением Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края №156 от 05.04.2022, установлены сроки реализации мероприятий, а также требуемые для этого объемы финансирования на выполнение мероприятий по догазификации с источником средств Единого оператора газификации. Указанная программа согласована истцом в порядке п.3 постановления Правительства РФ №1548 от 13.09.2021 "О внесении изменений в Правила разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций", который в соответствии с п. 3(1) ПП РФ №1548 осуществляет реализацию программ газификации совместно с газораспределительными организациями.
Корректировка программы газификации Краснодарского края на период 2021-2029г. подтверждается запросом Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края от 06.03.2023 №70.12-09-2813/23 о приеме предложений от газораспределительных организаций о внесении изменений в региональную программу газификации Краснодарского края в части планов-графиков догазификации, на основании которого ответчиком направлены очередные предложения о внесении изменений в региональную программу газификации Краснодарского края на указанный период, в том числе в части планов-графиков догазификации с сопроводительным письмом от 09.03.2023 № 161. Соответствующие изменения были учтены Министерством ТЭК и ЖКХ Краснодарского края и направлены на согласование ООО «Газпром газификация» письмом от 15.03.2023 №70.12-09-3206/23.
Установление конкретных сроков в абзаце 2 пункта 1 по реализации программы догазификации на период 2021-2022 в редакции истца может повлечь невозможность исполнения указанных мероприятий в будущем.
Предлагаемая истцом редакция пункта 2 договора о том, что предоставляемые Единым оператором газификации денежные средства используются газораспределительной организацией на проведение мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации, в связи с недостаточностью финансовых средств, получаемых в результате введения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительной организации и установления тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также получаемых от иных источников финансирования, для покрытия расходов газораспределительной организации, полностью соответствует пункту 2 договора в редакции ответчика, в связи с чем не подлежит урегулированию.
Кроме того, в пункте 3 договора в редакции ответчика закреплено императивное положение о том, что финансирование мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации осуществляется в соответствии с Правилами взаимодействия единого оператора газификации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов публичной власти субъектов федеральных территорий и газораспределительных организаций, привлекаемых единым оператором газификации, при реализации мероприятий межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 №1550.
Требования о внесении изменений в пункт 3 договора в редакции истца о том, что финансирование осуществляется не ранее утверждения программы газификации и/или заключения договоров на технологическое присоединение, и предоставления сведений о заключенных договорах на технологическое присоединение, необоснованно, поскольку объем финансирования за счет средств Единого оператора газификации и объем мероприятий по догазификации утвержден в составе Региональной программы газификации Краснодарского края на основании постановления Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края № 156 от 05.04.2022.
Предложенная истцом редакция пункта 4 договора устанавливает не предусмотренные законом обязательства, возлагаемые на ответчика, в силу чего не может быть признана соответствующей положениям законодательства.
Включение в пункт в пункт 4 договора абзацев 9-14 и добавление приложения № 4 к договору «Условия Банковского сопровождения», содержащих условия о предоставлении газораспределительной организацией Единому оператору газификации независимой безусловной и безотзывной банковской гарантии, текст которой, а также банк-гарант должны быть согласованы с истцом, не соответствует положениям законодательства.
Необходимость предоставления такой гарантии положениями Правил № 1550 не установлена, при этом получение ООО «Тихорецкгазсервис» такого рода банковской гарантии будет существенными для общества финансовыми затратами (невыгодными условиями, расходная часть которых не компенсируется), и освободит Единого оператора газификации от обязательств по оказанию финансирования мероприятий по программе догазификации.
Кроме того, предложенный протоколом разногласий в редакции истца способ обеспечения исполнения обязательств в виде безусловной и безотзывной банковской гарантии не приемлем для ответчика и не регламентирован Правилами №1550 и Правилами №1547, является ограничивающим права ответчика.
Таким образом, в действующем законодательстве РФ не содержится императивного указания на включение в договор о финансировании мероприятий по программе догазификации, заключаемый между единым оператором газификации и независимой газораспределительной организации, условий об обеспечении исполнения обязательств обеими сторонами сделки.
Деятельность ООО «Тихорецкгазсервис» в части транспортировки природного газа и исполнения мероприятий по технологическому присоединению строго регламентирована нормативными законодательными актами и является регулируемой государством. Соответственно такие затраты, как банковская гарантия (минимум 1% от стоимости мероприятий по строительству объектов технологического присоединения в рамках догазификации), рассчитанная на 49 лет и 60 календарных дней, не обеспечена никаким источником финансирования. Для газораспределительной организации существует лишь два источника доходов - тариф на транспортировку газа и средства спецнадбавки. Возможность включения ответчиком затрат на получение и содержание банковской гарантии для предоставления Единому оператору газификации в раках договора финансирования за счет регулируемых государством видов деятельности законодательством не предусмотрена, и будет являться для газораспределительной организации необоснованными и нецелевыми расходами, конечным плательщиком которых будут являться потребители сетевого газа и услуг по его транспортировке. Возложение на конечных потребителей бремени такого обеспечения обязательств необоснованно и не предусмотрено законодательством.
Кроме того, абзацы 9 – 14 пункта 4 договора и приложение № 4 к договору «Условия Банковского сопровождения» , предлагаемые в редакции истца, устанавливают ограничение прав ответчика по направлению, согласно условиям договора, заявки на финансирование, так как ставит финансирование в зависимость от предоставления истцу банковской гарантии до даты подачи заявки, предусмотренной настоящим договором. Данное условие является ограничивающим права ответчика и не соответствует требованиям законодательства.
Также, согласно предложенным изменениям в редакции истца, текст банковской гарантии и банк-гарант должны быть согласованы оператором газификации, газораспределительная организация обязана предоставить оператору газификации оригинал банковской гарантии не менее, чем за 10 (десять) рабочих дней до даты подачи заявки, предусмотренной настоящим пунктом Договора. Единый оператор газификации обязан в вышеуказанный срок рассмотреть банковскую гарантию и принять данную банковскую гарантию, либо направить в адрес газораспределительной организации мотивированный отказ в ее принятии. После устранения газораспределительной организацией замечаний оператор газификации осуществляет рассмотрение банковской гарантии в порядке и сроки, установленные для первоначальной приемки банковской гарантии. Предусматривая право истца отказать с замечаниями в принятии уже полученной в финансовой организации и оплаченной ответчиком банковской гарантии, истец закрепляет неправомерную обязанность ответчика в нарушение законодательства о банковской деятельности, диктовать банковским организациям условия и порядок предоставления обеспечения и понуждать их к неправомерным действиям.
Указанные условия неисполнимы, противоречат нормам законодательства и ущемляют права ответчика.
Также необходимо учесть, что ответчик обратился к Единому оператору газификации для заключения договора финансирования по причине отсутствия средств на реализацию мероприятий по догазификации.
Таким образом, навязывание условия банковской гарантии, в виде дополнительных расходов, будет направлено на ущемление интересов ответчика и третьих лиц – потребителей сетевого газа (как физических, так и юридических лиц) , являющихся конечным источником для погашения данных затрат виде роста соответствующих тарифов.
Согласно пункту 21 Правил взаимодействия расходы на выполнение мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации рассчитываются газораспределительной организацией в соответствии с утвержденными Федеральной антимонопольной службой методическими указаниями по регулированию платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, и методикой определения размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации.
Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждены приказом ФАС России от 16.08.2018 № 1151/18 (далее – Методические указания).
В соответствии с пунктом 46 Методических указаний экономически обоснованные расходы за подключение газоиспользующего оборудования, осуществляемого в рамках догазификации, не должны превышать расходы:
- на выполнение проектных работ, определенных с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов;
- на выполнение строительно-монтажных работ, определенные в соответствии с НЦС;
- на мониторинг выполнения Заявителем технических условий и осуществление фактического присоединения, определенные на основании стандартизированных тарифных ставок, действующих в период выполнения работ.
Таким образом, расходы на получение и содержание банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору финансирования между истцом и ответчиком в соответствии с положениями федерального законодательства не учитываться при формировании тарифов на услуги по транспортировке газа, а также при определении расходов на мероприятия выполняемые ГРО в рамках догазификации.
Ответчиком был проведен предварительный мониторинг возможности получения обеспечения в виде банковской гарантии на условиях, изложенных в Договоре финансирования №Ф-05-127/2022 от 25.02.2022, по результатам которого получены ответы финансовых организаций о невозможности предоставления ответчику банковской гарантии на условиях изложенных в договоре и протоколе разногласий в редакции истца (ответ ПАО «Сбербанк России» от 27.05.2022, ответ ПАО Банк «ФК Открытие» от 23.05.2022).
При этом, выдача банковской гарантии является абстрактной сделкой, не зависящей от основания (каузы), для которой не характерно присущее абсолютному большинству способов обеспечения обязательств свойство, именуемое акцессорностью объема. Это означает, что кредитор в обеспечительном правоотношении (бенефициар) может ситребовать исполнение у гаранта в объеме большем, чем мог бы получить от должника в основном (магистральном) правоотношении. При этом гарант не вправе выдвигать против бенефициара возражения относительно состоявшегося частичного или полного исполнения обязательства принципалом. Сказанное следует из смысла норм, содержащихся в пункте 1 статьи 368, пункте 1 статьи 370 ГК РФ.
Применение подобного обеспечения также возлагает на должника необходимость несения дополнительных расходов, связанных с получением банковской гарантии.
Предоставление банковской гарантии не предусмотрено положениями Правил
№ 1550, в связи с чем, согласование такого условия сторонами настоящего спора подчинено общим правилам гражданского законодательства о заключении договора (статьи 1, 421, 422 ГК РФ).
Включение данных положений в договор в редакции истца, не только будет нарушать права газораспределительной организации и третьих лиц, но и может послужить основанием для неполучения финансирования мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации от Единого оператора газификации.
Аналогичная правовая позиция содержится в решении Арбитражного суда Ставропольского края от 06.09.2022 по делу № А63-6650/2022, оставленном без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2022 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.03.2023. В Определении №308-ЭС23-12256 от 02.08.2023 по делу №А63-6650/2022 Верховный суд Российской Федерации указал на отсутствие у подателя жалобы ООО «Газпром газификация» оснований для обжалования судебных актов предыдущих инстанций, отметив, что суды руководствовались нормами действующего законодательства Российской Федерации, а возражения ответчика сводятся к иному толкованию обстоятельств спора, что не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, и не является достаточным основанием для пересмотра судебных актов.
Истцом 01.08.2022 в суд поданы дополнения к возражениям на отзыв на исковое заявление, в которых истец просил урегулировать, согласно пункту 4 договора в редакции истца, иной вид предоставления обеспечения исполнения обязательств ответчика по договору. При этом не указывая конкретный способ и процедуру предоставления такого обеспечения. Согласно пояснениям истца, возможно рассмотрение вопроса предоставления обеспечения в виде залога газовых сетей, построенных за счет средств финансирования.
Ответчик по предоставлению обеспечения обязательств в виде залога возражал, пояснив, что указанное требование не соответствует положениям Правил № 1550, фактически неисполнимо и может повлечь нарушение действующего законодательства по причине того, что согласно статьи 6 Федерального закона №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», построенные в рамках догазификации объекты являются частью Единой системы газоснабжения, т.е. технологически-связанными объектами, предназначенными для транспортировки и поставки газа конечным потребителям, и не могут существовать в отрыве от основной сети газораспределения. Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона от 16.07.1998 №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», часть имущества, раздел которого в натуре невозможен без изменения его назначения (неделимая вещь), не может быть самостоятельным предметом ипотеки. Также, согласно части 2 статьи 6 №102-ФЗ, не допускается ипотека имущества, изъятого из оборота, имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, а также имущества, в отношении которого в установленном федеральным законом порядке предусмотрена обязательная приватизация, либо приватизация которого запрещена.
В связи с тем, что распределительные газопроводы, от которых осуществляется подключение газопроводов-вводов до границ домовладений граждан в рамках догазификации, находятся во владении ООО «Тихорецкгазсервис» на основании договоров аренды с муниципальными образованиями и поселениями и являются их собственностью, передача таких объектов в залог запрещена действующим законодательством.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 21.07.2011 №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», объекты газоснабжения относятся к объектам топливно-энергетического комплекса.
В силу статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», объекты энергетики, предназначенные для обслуживания жителей соответствующего поселения, не подлежат приватизации в силу прямого указания закона.
Кроме того, в соответствии со статьей 9 №102-ФЗ обязательным условием заключения договора об ипотеке является оценка передаваемого в залог имущества, а в соответствии со ст. 31 №102-ФЗ страхование заложенного имущества. Расходов на проведение оценки и страхование объекта залога в тарифе и средствах спецнадбавки ответчика не предусмотрено, что повлечет неисполнимость указанного требования закона.
Учитывая вышеизложенное, такой вид обеспечения как залог сетей, построенных в рамках догазификации и являющихся неотделимой частью сети газораспределения муниципальных образований и поселений, теряет смысл обеспечения ввиду того, что не предоставляет гарантий истцу в полноценном обеспечении обязательств со стороны ответчика, поскольку в соответствии с законодательством оформление залога на такие объекты в настоящее время не возможно, как невозможна и реализация заложенного имущества при возникновении нарушений обязательств по договору со стороны ответчика, поскольку газораспределительные сети являются муниципальной собственностью.
Ответчик пояснил, что добросовестно исполняет свои обязательства по договору финансирования и выполнению мероприятий по технологическому присоединению по программе догазификации, что подтверждается приказами Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края «Об утверждении размера экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению в ходе технологического присоединения» №2/2022-газ от 16.02.2022 за 4 квартал 2021, № 8/2022-газ от 13.05.2022 за 1 квартал 2022, № 17/2022-газ от 15.08.2022 за 2 квартал 2022, № 32/2022 от 15.11.2022 за 3 квартал 2022, № 3/2023-газ от 16.03.2023 за 4 квартал 2022 № 7/2023-газ от 17.05.2023 за 1 квартал 2023.
Кроме того, ответчиком произведен возврат истцу средств финансирования на выполнение мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации по объектам, построенным в 4 квартале 2021, 1 квартале 2022, 2 квартале 2022 и 3 квартале 2022, что подтверждается платежным поручением № 474 от 31.03.2023 на сумму
386 340 руб., и исполнение принято истцом без замечаний. Также, 15.08.2023 ответчиком произведен возврат истцу средств финансирования на выполнение мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации по объектам, построенным
в 4 квартале 2022 (с учетом корректировок за предыдущие периоды) на основании платежного поручения №1387 от 15.08.2023 на сумму 823791,69 руб.
Согласно дополнений истца от 01.08.2022 к возражениям на отзыв ответчика, истец предоставил расчеты процентов за пользование предоставленными Единым оператором газификации средствами финансирования, исходя из размера ключевой ставки Центрального Банка России в соответствующие периоды, которые газораспределительная организация должна бы была заплатить за пользование займом, указав на то, что в редакции договора ответчика газораспределительная организация освобождена от оплаты процентов за полученное финансирование, согласно пункту 1 договора проценты за пользование средствами целевого финансирования по настоящему договору не взимаются.
Согласно пояснениям ответчика, формулировка об отсутствии процентов за пользование средствами финансирования, полученного от Единого оператора газификации, содержится в договорах финансирования у всех газораспределительных организаций, которые заключили такой вид договора с истцом. Данная формулировка не противоречит Правилам № 1550 и является логичной для газораспределительных организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности, в расходах по которой не учтены средства на погашение процентов по займам с иными лицами, и повлекут необоснованные расходы, в нарушение требований законодательства о тарифном регулировании. Руководствуясь данной логикой, законодатель не предусмотрел в Правилах №1550 уплату процентов за пользование средствами финансирования в рамках догазификации газораспределительными организациями.
При этом, согласно абзацу 8 пункта 4 в редакции истца, изложенной в протоколе разногласий от 25.02.2022, содержится условие о том, что проценты за пользование суммой финансирования по настоящему договору не начисляются, поскольку требованиями, установленными формой договора о финансировании мероприятий – Приложением № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1550 начисление процентов не предусмотрено, тем самым противоречит своим первоначальным исковым требованиям.
Истец неверно трактует требования законодательства, которым на газораспределительную организацию возложена обязанность выполнения мероприятий в рамках догазификации, а на Единого оператора газификации возложена обязанность профинансировать выполнение указанных мероприятий без каких-либо условий. Договор финансирования заключен между истцом и ответчиком в силу прямого указания закона, в котором установлены права и обязанности истца и ответчика, и в действующей редакции полностью соответствует требованиям Правил №1550.
Предлагаемая истцом редакция пункта 4.1. договора о порядке предоставления финансирования Единым оператором газификации в размере экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, понесенных газораспределительной организацией в отчетном квартале, частично дублирует положения пункта 22 Правил № 1550. Установленный в Правилах №1550 порядок предоставления финансирования является достаточным и соответствующим нормам законодательства, включение в договор пункта 4.1 в редакции истца является нецелесообразным, исходя из условий договора и положений действующего законодательства. Кроме того, согласно пояснениям ответчика и третьего лица, специальные надбавки к тарифам на транспортировку, утвержденные для ООО «Тихорецкгазсервис», не содержат расходов на проведение мероприятий по догазификации. Также, в тарифах на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных для ООО «Тихорецкгазсервис», затраты на выполнение мероприятий по догазификации не предусмотрены. Иные источники финансирования у ответчика отсутствуют. В связи с чем, пункт 4.1 в редакции ответчика не противоречит действующему законодательству и не нарушает права истца.
Пункты 8, 9.1, Приложение №4 (Условия Банковского сопровождения) к договору также не могут быть приняты в редакции истца. Положениями законодательства не предусмотрено, что право на получение финансирования может осуществляться при условии открытия отдельного банковского счета в банке, согласованном с Единым оператором газификации. Данное положение противоречит условиям приложения № 4 «Условия Банковского сопровождения» и освобождает Единого оператора газификации от прямых обязательств по оказанию финансирования осуществляемых ООО «Тихорецкгазсервис» мероприятий по программе догазификации.
Следует отметить, что данные обременения коснутся не только газораспределительной организации, но и подрядчиков по производству работ и поставщиков, создадут не предусмотренные законодательством дополнительные обязанности ответчика на получение финансирования мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации от Единого оператора газификации.
Согласно пояснениям ответчика, предложенное в редакции истца «банковское сопровождение» в согласованном исключительно с истцом банке и на условиях истца, не приемлем для ответчика и не регламентирован Правилами №1550 и Правилами № 1547. Такие действия истца, создадут возможность установления контроля над финансово-хозяйственной деятельностью ответчика и его контрагентов, приведут ущемлению прав и интересов указанных лиц в сфере предпринимательской деятельности. При этом данное условие обязывает ответчика не только открыть отдельный банковский счет, но и понудить контрагентов на открытие таких счетов в кредитной организации, согласованной истцом. Расходы на содержание, комиссии за ведение и совершение операций по отдельному банковскому счету также не подлежат включению в расходы на догазификацию и тарифы ответчика, установленные согласно действующего законодательства.
В связи с чем, доводы, изложенные истцом в дополнении к возражениям на отзыв ответчика от 01.08.2022, также не могут быть приняты судом, как не соответствующие законодательству, и ошибочном толковании норм материального права без учета специфики сложившихся между сторонами правоотношений.
Положения Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 15.12.2009 № 411-э/7, предусматривают при формировании тарифов на услуги по транспортировке газа учитывать затраты на возмещения экономически обоснованных расходов, связанных с транспортировкой газа.
В соответствии с пунктом 6 Методики, при расчёте специальных надбавок учитываться следующие средства:
необходимые для финансирования утвержденной программы газификации на период установления специальной надбавки в зоне обслуживания данной ГРО;
альтернативные источники финансирования утвержденной программы газификации, в том числе средства бюджетов всех уровней, инвестиции сторонних организаций, средства от проведения дополнительных эмиссий акций, плата за подключение и т.д.;
выпадающие доходы газораспределительной организации от оказания услуг по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям.
расчетная плановая сумма налога на прибыль, возникающего от увеличения выручки ГРО в связи с введением специальной надбавки.
Таким образом, положения федерального законодательства не предусматривают включение расходов на открытие и содержание дополнительных специальных банковских счетов для проведения расчетов по договору финансирования между истцом и ответчиком при формировании тарифов на услуги по транспортировке газа и специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа.
Обосновывая свои требования необходимостью создания дополнительного механизма контроля за целевым использованием средств по договору финансирования ответчиком, его подрядчиками и поставщиками, истец не учитывает, что условие о целевом использовании денежных средств исключительно на реализацию программы догазификации указано в пункте 1 договора финансирования в редакции ответчика. Также, в пункте 11 Договора финансирования урегулирован порядок предоставления ежеквартальной отчетности истцу о целевом использовании средств финансирования. Кроме того, контроль за обоснованностью предоставленных газораспределительной организацией сведений и размером фактически понесенных расходов согласно правилам №1550 осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) – Департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края.
Установленные в законодательстве механизмы контроля являются достаточными для проверки обоснованности и целевого использования денежных средств на финансирование мероприятий по догазификации ответчиком.
Кроме того, Правила № 1550 не содержат требования об открытии газораспределительной организацией и ее контрагентами отдельных банковских счетов в кредитной организации, согласованной истцом, для расчетов по договору финансирования, что является ограничением прав ответчика и третьих лиц, а также нарушением положений законодательства РФ.
При этом, пунктом 9.1 договора в редакции истца устанавливается, что неисполнение или несвоевременное исполнение газораспределительной организацией обязательств по открытию отдельного счета освобождает оператора газификации от обязательства по осуществлению платежей по договору до даты получения уведомления от газораспределительной организации об открытии отдельного счета, а также от ответственности за нарушение сроков осуществления траншей, то есть снимает с Единого оператора газификации ответственность за неисполнение со своей стороны договора в связи с указанными обстоятельствами.
Кроме того, согласно пункту 6 Приложения №4 к договору в редакции истца, параметры банковского сопровождения, в том числе разрешенные уровни кооперации, предмет контроля, а также реестр контрагентов могут быть изменены по инициативе оператора газификации путем подачи заявки на изменение параметров банковского сопровождения. Указанные условия не только нарушают положения действующего законодательства о банковской деятельности, но и закрепляют право истца вмешиваться в финансово-экономическую деятельность при расчетах с контрагентами, а также в гражданско-правовые отношения между ответчиком и банком по договору банковского сопровождения, устанавливая право истца на вмешательство и односторонне изменение условий в договорных отношениях между юридическими лицами, что недопустимо.
Кроме того, пункт 2.7. Приложения 4 закреплено навязывание третьим лицам в рамках исполнения обязательств по договору финансирования путем обеспечения Ответчиком наличия в договорах, заключаемых с подрядчиками условий об осуществлении расчетов исключительно по отдельным счетам, открытым в том же банке, который согласует истец.
Данное условие приведет к невозможности исполнения норм Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, и будет являться навязыванием со стороны ответчика неприемлемых условий в договорах, которые будут расценены контролирующими органами как нарушение не только ФЗ 223 «О закупках», но и ФЗ 135 «О защите конкуренции».
Включение пункта 9.1 и Приложения №4 в договор финансирования в редакции истца противоречащим нормам законодательства и напрямую ст.10 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которой регламентирован запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
Хозяйствующим субъектам запрещено заключать соглашения, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения:
- о навязывании контрагенту условий договора (третьим лицам), невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, включая согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров (банковских услуг), в которых контрагент не заинтересован (подпункт 1 пункта 4 статьи 11 ФЗ 135 «О защите конкуренции);
- о создании другим хозяйствующим субъектом препятствий к доступу на товарный рынок (подпункт 3 пункта 4 статьи 11 ФЗ 135 «О защите конкуренции»).
Включение таких условий в Договор может быть расценено как навязывание контрагенту невыгодных для него и не относящихся к предмету договора условий, а также как создание другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок.
Учитывая, что предоставление банковской гарантии не предусмотрено положениями законодательства для газораспределительной организации не подлежит включению в договор приложение № 4 «Условия Банковского сопровождения».
Требования истца о принятии пункта 15.3 договора, предусматривающим обязательство ответчика предоставлять Единому оператору газификации информацию об изменениях в цепочке собственников, включая конечных бенефициаров, и наделяющего Единого оператора газификации правом на односторонне расторжение договора при неисполнении указанного обязательства, не может быть признано соответствующим законодательству.
Данная редакция пункта предоставляет Единому оператору газификации не установленное законом право уклониться от надлежащего финансирования, расторгнуть договор в одностороннем порядке без объективных оснований. Не предоставление ответчиком информации о конечных бенефициарах не может быть признано обстоятельством, освобождающим Единого оператора газификации от обязательства по финансированию ООО «Тихорецкгазсервис» мероприятий по программе догазификации.
Ссылки истца в обоснование правомерности предлагаемой редакции пункта 15.3 на Перечень поручений Председателя Правительства РФ от 28.12.2011 № ВП-П13-9308 не принимаются судом. Данный документ не включает ООО «Тихорецкгазсервис» в список юридических лиц, на которых распространяется обязанность по раскрытию контрагентами по действующим договорам информации в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров, в том числе, конечных (пункт 4 Перечня).
Приложение № 4 к договору (Условия Банковского сопровождения) не подлежит включению в договор по тем же основаниям, изложенным выше, по которым суд не принимает редакцию истца касаемо пункта 4 договора, в связи с чем, пункт 32 договора не подлежит изменению в редакции истца.
Судом установлено, что истец и ответчик реализуют проекты в области социальной до газификации, направленные на достижение единой социальной цели, для осуществления которой заключен договор финансирования. В этой связи возложение на ответчика дополнительных финансовых издержек не соответствует целевой направленности спорных правоотношений.
На основании изложенного, требования о принятии спорных условий договора финансирования в редакции истца не подлежат удовлетворению.
Разногласия по пунктам 5, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 15.1, 15.2, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 33, 34 договора между истцом и ответчиком отсутствуют, поскольку ответчиком в протоколе урегулирования (согласования) разногласий от 03.03.2022 приняты в редакции, предложенной истцом в протоколе разногласий от 25.02.2022.
Разногласия по условиям пунктов 6, 9, 25, раздела VIII. Реквизиты и подписи сторон, урегулированы сторонами в редакции, предложенной ответчиком согласно протоколу урегулирования (согласования) разногласий от 03.03.2022, истец требований об их урегулировании не заявлял.
Разногласия по форме и условиям Приложения № 1 (заявка на предоставление финансирования (транша)), Приложения № 2 (сведения о финансировании мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации), Приложения № 3 (отчет о целевом использовании денежных средств по договору о финансировании мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации) и Приложения № 5 (реестр договоров о технологическом присоединении к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования, заключаемых в рамках догазификации, мероприятия по которым не вошли в Программу газификации) между истцом и ответчиком отсутствуют, поскольку ответчиком в протоколе урегулирования (согласования) разногласий от 03.03.2022 приняты формы указанных приложений к договору, предложенные истцом в протоколе разногласий от 25.02.2022.
Рассматривая требования, суд отмечает, что высшие судебные инстанции неоднократно указывали о том, что законом не предусмотрена возможность отказа в иске по спору, возникшему при заключении договора. Разрешая спор об урегулировании возникших при заключении договора разногласий, арбитражный суд должен определить в решении и отразить в его резолютивной части, в какой редакции действуют те условия договора, по которым у сторон возникли разногласия (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 № 11657/11, от 15.05.2007
№ 1340/07, от 17.12.2022 № 3943/02, определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2016 № 306-ЭС15-18537).
В настоящем деле имеется спор, возникший при заключении договора, что подтверждается обеими сторонами и следует из протокола разногласий и протокола согласования разногласий к спорному договору.
Учитывая цель, которую преследовал истец при обращении в суд за защитой нарушенного права, а именно урегулировать разногласия, суд пришел к выводу о том, что договор между сторонами заключен с учетом протокола разногласий и протокола урегулирования (согласования) разногласий.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы распределению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 167-170 АПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Урегулировать разногласия, возникшие между ООО «Газпром газификация»
(ИНН 7813655197, ОГРН 1217800107744) и ООО «Тихорецкгазсервис» (ИНН 2360007083, ОГРН 1132360001036) при заключении договора финансирования мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации от 28.10.2021 (25.02.2022) №Ф-05-127/2022, изложить спорные пункты договора 1, 2, 3, 4, 4.1, 8, 9.1, 15.3, 32 в редакции ответчика, согласно протокола урегулирования (согласования) разногласий от 03.03.2022:
Пункт 1 договора:
«В соответствии с настоящим Договором для реализации мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации оператор газификации предоставляет газораспределительной организации денежные средства (далее – сумма финансирования) в размере 1 589 245 800 (один миллиард пятьсот восемьдесят девять миллионов двести сорок пять тысяч восемьсот) рублей 00 копеек, а газораспределительная организация обязуется осуществить возврат суммы финансирования в срок, определяемый в соответствии с пунктом 6 настоящего Договора.
Вышеуказанная сумма финансирования не должна превышать общую сумму денежных средств, определенную межрегиональной или региональной программой газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Краснодарского края в части финансирования мероприятий пообъектного плана-графика догазификации (далее – Программа газификации), исполнителем по которым является газораспределительная организация, за счет средтв оператора газификации (далее – сумма денежных средств в Программе газификации) и сумму затрат на реализацию мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации по договорам о технологическом присоединении к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования, заключаемых в рамках догазификации, не учтенных в пообъектном плане-графике догазификации Программы догазификации (информация о данных договорах предоставляется оператору газификации по форме приложения №5 к настоящему Договору).
В случае если сумма финансирования превысит (превышает) общую сумму денежных средств, определенную в соответствии с абзацем 2 настоящего пункта Договора в Программе газификации, оператор газификации осуществляет финансирование в пределах общей суммы денежных средств, определенной в соответствии с абзацем 2 настоящего пункта Договора. В программе газификации, а сумма финансирования подлежит корректировке путем заключения дополнительного соглашения к Договору».
Пункт 2 договора:
«Предоставляемые оператором газификации денежные средства используются газораспределительной организацией на проведение мероприятий по строительству и (или) реконструкции газораспределительных сетей и (или) газотранспортных систем, предусмотренных Программой газификации в части пообъектного плана-графика догазификации, и мероприятий, содержащихся в договорах о технологическом присоединении к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования, заключаемых в рамках догазификации, не учтенных в пообъектном плане-графике догазификации Программы газификации (далее – мероприятия по технологическому присоединению в рамках догазификации), в связи с недостаточностью финансовых средств, получаемых в результате введения специальных надбавок к тарифам на услуги газораспределительной организации на транспортировку газа по газораспределительным сетям и установления тарифа на услуги газораспределительной организации по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также получаемых от иных источников финансирования, для покрытия расходов на мероприятия по технологическому присоединению в рамках догазификации».
Пункт 3 договора:
«Финансирование мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации осуществляется в соответствии с Правилами взаимодействия единого оператора газификации, регионального оператора газификации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов публичной власти федеральных территорий и газораспределительных организаций, привлекаемых единым оператором газификации или региональным оператором газификации, при реализации мероприятий межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 № 1550».
Пункт 4 договора:
«Финансирование мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации предоставляется оператором газификации частями в соответствии с письменными заявками газораспределительной организации с потребностью финансирования на квартал, направляемыми в период с 15 по последнее число второго месяца квартала, предшествующего кварталу, в отношении которого заявляется потребность, по форме согласно приложению №1 к настоящему Договору (далее – заявка), с приложением сведений, подтверждающих недостаточность финансовых средств газораспределительной организации (далее – сведения):
- расчет расходов, необходимых для реализации мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации в рассматриваемый период, в том числе сведения о технических характеристиках объектов капитального строительства, создаваемых в рамках исполнения договоров о технологическом присоединении и (или) предусмотренных программой газификации, а также расчет стоимости работ, которые планируется выполнить в рамках осуществления мероприятий, предусмотренных программой газификации (проектно-изыскательские работы, строительно-монтажные работы, пуск газа);
- сведения об объеме полученных в квартале, предшествующем отчетному, финансовых средств в результате введения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительной организации и установления тарифа на услуги газораспределительной организации по транспортировке газа по газораспределительным сетям в части финансирования строительства (реконструкции) сетей газораспределения, расходуемых на цели, не связанные с догазификацией, а также финансовых средств, полученных в квартале, предшествующем отчетному, от иных источников финансирования, включая ранее полученные от оператора газификации и неизрасходованные средства, направляемых на покрытие расходов на реализацию мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации в отчетном квартале;
- сведения об объеме недостаточности финансовых средств для покрытия расходов на реализацию мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации в рассматриваемый период.
Оператор газификации не вправе требовать от газораспределительной организации представления сведений, прямо не указанных в настоящем пункте.
Любая и каждая единовременно предоставленная оператором газификации сумма денежных средств в соответствии с настоящим Договором (включая полную сумму финансирования) далее именуется траншем.
Размер финансирования мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации, согласно заявке газораспределительной организации, определяется оператором газификации на уровне 50% от расходов, необходимых для реализации мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификции в рассматриваемый период, по которым в соответствии с Приложением №2 в рассматриваемом периоде запланировано начало работ.
Проценты за пользование суммой финансирования по настоящему Договору не начисляются (требованиями, установленными формой договора о финансировании мероприятий – Приложение №1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 №1550, начисление процентов не предусмотрено)».
Пункт 4.1. договора:
«В течение 5 рабочих дней с даты получения решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) или иного уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об определении экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации оператор газификации осуществляет финансирование в размере экономически обоснованных расходов на выполнение мероприятий по технологическому присоединению, утвержденном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) или иным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, за вычетом объема финансовых средств, полученных газораспределительной организацией в квартале, предшествующем отчетному».
Пункт 8 договора:
«Транш предоставляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет газораспределительной организации, указанный в разделе VIII настоящего договора.
Пункт 15.3. договора:
«В случае изменения в цепочке собственников одной из Сторон, включая бенефициаров (в том числе конечных) и (или) в исполнительных органах одной из Сторон, такая Сторона обязана предоставить другой Стороне информацию об указанных изменениях в течение 3 (трех) рабочих дней со дня таких изменений с подтверждением соответствующими документами по адресу электронной почты:
ООО «Тихорецкгазсервис»: tihgs@mail.ru;
ООО «Газпром газификация»: Dogaz_info@eoggazprom.ru».
Пункт 32 договора:
«К настоящему Договору прилагается и являются его неотъемлемой частью:
приложение № 1 (заявка на предоставление финансирования (транша);
приложение № 2 (сведения о финансировании мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации);
приложение № 3 (отчет о целевом использовании денежных средств по договору финансирования на выполнение мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации);
приложение № 5 (реестр договоров о технологическом присоединении к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования, заключаемых в рамках догазификации, мероприятия по которым не вошли в Программу газификации)».
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в порядке апелляционного производства и в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения, через принявший решение в первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края.
Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке, если было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.