НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Краснодарского края от 13.07.2023 № А32-60789/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А32-60789/2022

город Краснодар                                                                                            11 августа 2023 года                                                                                    

Резолютивная часть решения объявлена 13 июля 2023 года

Полный текст решения изготовлен 11 августа 2023 года                                                                                   

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Хахалевой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Санчук С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению:

государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края (ОГРН <***>), г. Краснодар,

к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, г. Краснодар,

об оспаривании ненормативного акта,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – доверенность от 02.12.2022 № 25, ФИО2 – ректор;

от заинтересованного лица: ФИО3 – доверенность от 01.02.2023 № 03-08/2;

У С Т А Н О В И Л:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края (далее по тексту – юридическое лицо, учреждение, институт) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным полностью представления от 16.11.2022 № 22-043, принятого Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее по тексту – контролирующий орган, департамент, ДФБН КК).

Заявитель в судебное заседание явился, настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Заинтересованное лицо в судебное заседание явилось, возражало против удовлетворения заявленных требований.

От заявителя поступило ходатайство о приобщении к материалам дела документов. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.

От заинтересованного лица поступило ходатайство о приобщении к материалам дела документов. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.

В соответствии с частями 1, 5 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе может объявить перерыв в судебном заседании. Лица, участвующие в деле и присутствовавшие в зале судебного заседания до объявления перерыва, считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, и их неявка в судебное заседание после окончания перерыва не является препятствием для его продолжения.

В судебном заседании 11.07.2023 объявлен перерыв до 13.07.2023 до 10 час. 55 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края - http://krasnodar.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено. Аудиозапись судебного заседания после перерыва не велась, в связи с отсутствием лиц, участвующих в деле.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Дело рассматривается в порядке статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН <***>, дата присвоения ОГРН: 27.01.2003, ИНН <***>, адрес (место нахождения): <...>.

На основании приказа Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 04.08.2022 № 71 «О назначении внеплановой выездной проверки государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края» (далее - институт), обращения (жалобы) ФИО4, поступившего из Федеральной антимонопольной службы (вх. от 07 июля 2022 года № 56П-25/22, от 18 июля 2022 года № 56П-26/22) проведена внеплановая выездная проверка  правильности и обоснованности расходования субсидий, предоставленных государственному        бюджетному образовательному учреждениюдополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края.Проверяемый период: с 01 января 2020 года по истекший период 2022 года.

Срок проведения контрольного мероприятия, не включая периоды его приостановления, составил 13 рабочих дней с 10 августа 2022 года по 26 августа 2022 года. Срок проведения контрольного мероприятия продлевался на 3 рабочих дня на основании приказа Департамента от 23 августа 2022 года № 79 «О внесении изменений в приказ департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 4 августа 2022 года № 71 «О назначении внеплановой выездной проверки государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края».

Результаты проверки зафиксированы в акте внеплановой выездной проверки от 15.09.2022.

В ходе контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения:

- в нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 7.14 раздела 3 «Перечень основных мероприятий государственной программы» государственной программы Краснодарского края «Развитие образования», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 № 939, пунктов 1, 2.3.1 договора от 23 апреля 2020 года № 11БУ/Р07.14 о порядке и условиях предоставления субсидии на проведение мероприятий, предусмотренных государственной программой Краснодарского края «Развитие образования», допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 8 897,00 рублей, связанное с обучением руководящих работников общеобразовательных организаций, не являющихся педагогическими;

- в нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 7.14 раздела 3 «Перечень основных мероприятий государственной программы» государственной программы Краснодарского края «Развитие образования», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 г. № 939, пунктов 1, 2.3.1 договора от 23 апреля 2020 года № 11БУ/Р07.14 о порядке и условиях предоставления субсидии на проведение мероприятий, предусмотренных государственной программой Краснодарского края «Развитие образования», допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 79 844,22 рублей, выразившееся в оплате фактически не оказанных преподавательских услуг.

По результатам проверки Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края вынесено представление от 16.11.2022 № 22-043, в котором содержится требование: 1) В срок не позднее 10 января 2023 годаустранить  нарушения,    указанные в пунктах 1 и 2 представления путем возврата в доход краевого бюджета денежных среде в размере 88 741,22 рублей; 2) В срок не позднее 10 января 2023 года принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 1-2 настоящего представления, в том числе:провести детальный анализ обстоятельств совершения, изложенных в настоящем представлении нарушений, по результатам которого разработать и утвердить план мероприятий, направленных на устранение их причин и условий, дав при этом оценку действиям (бездействию) ответственных должностных лиц, рассмотреть вопрос применения к ним мер дисциплинарной ответственности;выработать и организовать реализацию необходимых управленческих решений, направленных на недопущение в дальнейшем выявленных в ходе проверки нарушений, в том числе предусмотрев ответственность конкретных должностных лиц на всех этапах реализации мероприятий, связанных с расходованием бюджетных средств, источником которых являются средства бюджета Краснодарского края.

Учреждением платежным поручением от 22.12.2022 №408887 денежные средства в размере 88 741,22 рублей перечислены в доход бюджета Краснодарского края.

Не согласившись с выводами контролирующего органа по результатам проверки, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием по настоящему делу о признании недействительным полностью представления от 16.11.2022 № 22-043, принятого Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края.

Принимая решение, суд исходит из следующего.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ненормативный акт государственного органа не соответствующий закону и иным правовым актам, и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным полностью или частично.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии со статьей 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

К полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля отнесен контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений (пункт 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса).

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля объектам контроля в том числе направляются акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса).

Под представлением в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).

Из материалов дела следует, что департаментом была проведена внеплановая выездная проверка государственного бюджетного образовательного учреждения   дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края по вопросу проверки правильности и обоснованности расходования субсидий, предоставленных государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края, й на основании приказа от 04.08.2022 № 71.

По результатам проверки составлен акт от 15.09.2022, который вручен проректору государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края ФИО5 19.09.2022.

Установленные в рамках проверки факты нарушений, допущенных Учреждением при расходовании средств краевого бюджета, в силу статей 269.2, 270.2 БК РФ, стали основанием для вынесения в адрес учреждения оспариваемого представления от 16.11.2022 № 22-043.

Содержание представления как документа органа внутреннего государственного финансового контроля определено пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ, федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 №1095.

В соответствии с оспариваемым представлением заявителю необходимо в срок не позднее 10.01.2023 устранить нарушения, указанные в пунктах 1 и 2 описательной части представления, путем возврата в доход краевого бюджета денежных средств в общей сумме 88 741,22 рублей (пункт 1 представления), а также принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 1 и 2 описательной части представления (пункт 2 представления).

Оспаривая рассматриваемое представление, заявитель указывает на то, что руководящие работники, завершившие обучение, были тарифицированы как учителя, следовательно, являлись педагогическими работниками, что полностью соответствует цели предоставления субсидии институту; считает, что учитывать рабочее время по основному месту работы ФИО6 нет оснований, так как услуги по контрактам ею оказаны в полном объеме в соответствии с условиями заключенных контрактов; при подготовке документации, необходимой для заключения контрактов на оказание преподавательских услуг, работниками института проводилась оценка времени, необходимого для оказания услуг по контрактам, в соответствии с произведенной оценкой были установлены сроки оказания услуг и необходимый объем услуг по каждому контракту, в том числе и по контрактам, заключенным с ФИО6

При рассмотрении указанных доводов и проверке законности и обоснованности оспариваемого представления суд руководствовался следующим.

Программы дополнительного профессионального повышения квалификации и переподготовки разработаны сотрудниками Института в соответствии с Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, со статьей 75 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ). Указанные программы утверждаются ректором и Ученым советом Института, получают экспертные заключения (рецензии) от независимых экспертов.

Из материалов дела следует, что в рамках реализации мероприятия 7.14 «Предоставление субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям Краснодарского края, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края, на развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка» государственной программы Краснодарского края «Развитие образования», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 №939 (далее - Государственная программа, мероприятие 7.14), институтом направлена в Министерство заявка от 10 марта 2020 года № 01-20/933 на 2020 год на получение субсидии в сумме 33 005 700,00 рублей.

Согласно заявке от 10 марта 2020 года Институт просит выделить в рамках реализации мероприятия 7.14 субсидию, в том числе, на реализацию дополнительных профессиональных программ переподготовки и повышения квалификации педагогических работников других субъектов Российской Федерации.

Проверке представлен приказ Министерства от 22 июля 2016 года №3566 «О реализации мероприятий, направленных на развитие содержания, методов, форм повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях Российской Федерации, а также по вопросам использования русского языка как государственного языка Российской Федерации», которым утверждены:

- порядок реализации мероприятий, направленных на развитие содержания, методов, форм повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях Российской Федерации, а также по вопросам использования русского языка как государственного языка Российской Федерации (далее - Порядок № 3566),

- размер базовой стоимости i-го вида работ (услуг) но направлениям реализации мероприятий, направленных на развитие содержания, методов, форм повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях Российской Федерации, а также по вопросам использования русского языка как государственного языка Российской Федерации,

- методика расчета стоимости выполнения работ по направлениям реализации мероприятий, направленных на развитие содержания, методов, форм повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях Российской Федерации, а также по вопросам использования русского языка как государственного языка Российской Федерации.

Порядок № 3566 разработан на основании, в том числе Государственной программы (пункт 1.1).

Финансовое обеспечение реализации мероприятий, направленных на развитие содержания, методов, форм повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях Российской Федерации, а также по вопросам использования русского языка как государственного языка Российской Федерации осуществляется за счет средств мероприятия 7.14 (пункт 3.1 Порядка № 3566).

Пунктом 3.2 Порядка №3566 установлено, что за счет средств консолидированного бюджета будут осуществляться виды расходов, в том числе выплаты лицам, привлекаемым к выполнениям работ (оказание услуг), направленных на реализацию мероприятий.

Согласно приказу Министерства от 01.04.2020 № 1204 в 2020 году Институту на проведение мероприятия, предусмотренного пунктом 7.14 Государственной программы, утвержден объем Субсидии в сумме 33 005 700,00 рублей, предусмотрено заключение договора на предоставление субсидии, а также обеспечение Институтом своевременного и целевого освоения денежных средств, выделенных на проведение мероприятия.

Во исполнение приказа от 01.04.2020 № 1204 Министерством заключен с Институтом договор от 23 апреля 2020 года № 11БУ/Р07.14 о порядке и условиях предоставления субсидии на проведение мероприятий, предусмотренных государственной программой Краснодарского края «Развитие образования» (далее - договор № 11БУ/Р07.14).

Предметом Договора № 11БУ/Р07.14 является предоставление Министерством Институту субсидии на реализацию мероприятий в рамках реализации Государственной программы по мероприятию 7.14 (далее - Субсидия), по коду 02107R532002 в сумме 33 005 700,00 рублей.

В рамках реализации мероприятия 7.14 Институтом в период с 18 августа 2020 года по 31 августа 2020 года на основании приказа Института от 18 августа 2020 года № 126-вб реализована дополнительная профессиональная программа повышения квалификации руководящих педагогических работников, курирующих предметы филологического цикла и начального образования в общеобразовательных организациях по теме: «Совершенствование условий функционирования и развития русского языка Российской Федерации в общеобразовательной организации» г. Краснодар (Северная Осетия) очно-заочно, с использованием дистанционных образовательных технологий по спискам количество обучающихся - 50 человек - директора школ, их заместители.

Согласно приказу Института от 31 августа 2020 года № 139-вб директора школ и их заместители муниципальных государственных бюджетных и казенных образовательных учреждений завершили учебные занятия по реализации мероприятия, предусмотренного пунктом 7.14 Государственной программы, в 2020 году по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации очно-заочно с 18 августа 2020 года по 31 августа 2020 года, о чем получили удостоверения установленного образца.

В качестве документов, подтверждающих реализацию дополнительной профессиональной программы повышения квалификации 50 директоров школ, их заместителей Институтом предоставлены списки преподавателей и специалистов, привлеченных на реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации; учебно-тематический план; расписание учебных занятий; список слушателей; зачетные ведомости результатов; аналитическая справка по результатам итоговой предметной диагностики слушателей курсов; итоговая зачетная ведомость результатов; ведомость посещаемости и успеваемости слушателей; выполнение учебно-тематического плана; учет часовой учебной нагрузки.

Документы, подтверждающие, что слушатели, прошедшие повышение квалификации в рамках реализации мероприятия 7.14 в период с 18 августа 2020 года по 31 августа 2020 года, являются педагогическими работниками, контролирующему органу не представлены.

Целевые показатели эффективности использования Субсидии, предусмотренные пунктом 2.3.3 Договора № 11БУ/Р07.14, установлены в соответствии с Государственной программой, в том числе: численность педагогических работников, прошедших повышение квалификации и переподготовку по вопросам совершенствования норм и условий полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации; численность педагогических работников, прошедших повышение квалификации и переподготовку по проблемам государственной языковой политики, по отдельным вопросам преподавания родных языков в количестве 510 человек.

Также сметой расходов, утвержденной приказом Института от 21 мая 2020 года № 157, реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки предусмотрена для педагогических работников.

Пунктом 21 статьи 2 Закона 29 декабря 2012 года от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что педагогический работник - это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации  образовательной деятельности, при этом уровень на котором осуществляется организация образовательной деятельности (класс, курс, цикл, школа) законом не определен.

Однако согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» должности руководителей (заместителей руководителей) образовательных организаций к числу педагогических работников не относятся.

В качестве документов, подтверждающих реализацию дополнительной профессиональной программы повышения квалификации 50 директоров школ, их заместителей Институтом предоставлены списки преподавателей и специалистов, привлеченных на реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации; учебно-тематический план; расписание учебных занятий; список слушателей; зачетные ведомости результатов; аналитическая справка по результатам итоговой предметной диагностики слушателей курсов; итоговая зачетная ведомость результатов; ведомость посещаемости и успеваемости слушателей; выполнение учебно-тематического плана; учет часовой учебной нагрузки. Документы, подтверждающие, что слушатели, прошедшие повышение квалификации в рамках реализации мероприятия 7.14 в период с 18 августа 2020 года по 31 августа 2020 года, являются педагогическими работниками, проверке не представлены.

Таким образом, денежные средства, полученные Институтом в рамках реализации мероприятия 7.14 по Договору № 11БУ/Р07.14, направлены на обучение руководящих работников образовательных учреждений, что не соответствует целям предоставления Субсидии.

Из материалов проверки следует, что в рамках обучения руководящих работников Институтом заключен контракт на оказание преподавательских услуг ФИО6 от 18 августа 2020 года № 266/20-ППС в количестве 12,5 часов на сумму 7 000,00 рублей. Оплата по которому с учетом начислений (27,1 процент) в общей сумме 8 897,00 рублей (7 000,00+1897,00) осуществлена в полном объеме за счет Субсидии платежными поручениями от 25 сентября 2020 года № 633786, № 633788, № 633789, № 633790.

В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств признается нецелевым использованием бюджетных средств.

Таким образом, в нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 7.14 раздела 3 «Перечень основных мероприятий государственной программы» государственной программы Краснодарского края «Развитие образования», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 №939, пунктов 1, 2.3.1 договора от 23.04. 2020 № 11БУ/Р07.14 о порядке и условиях предоставления субсидии на проведение мероприятий, предусмотренных государственной программой Краснодарского края «Развитие образования», Институтом допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 8 897,00 рублей, связанное с обучением руководящих работников общеобразовательных организаций, не являющихся педагогическими.

Порядком № 3566 установлены виды работ, направленные на реализацию мероприятия 7.14, методика и расчет стоимости их выполнения.

Базовая стоимость часа установлена в размере 400,00 рублей Приложением № 5 Порядка № 157 в соответствии с требованиями приложения № 2 к Порядку № 3566.

Методикой расчета стоимости выполнения работ по направлениям реализации мероприятия 7.14 (Приложение № 6 к Порядку № 157) предусмотрен коэффициент трудоемкости в зависимости от вида работ для контингента слушателей в Краснодарском крае - 1,4, в субъектах Российской Федерации - 1,8, что соответствует требованиям Порядка № 3566.

Разделом 3.3 Методических рекомендаций № ВК-1013/06 установлено, что учет рабочего времени и оплата труда профессорско-преподавательского состава осуществляется на основании локальных нормативных актов организации, с которой заключается договор или договор гражданско-правового характера.

Стоимость часа, предусмотренная сметами расходов (Приложение № 1 к Контрактам), установлена в соответствии с указанными требованиями и составляет 560,00 рублей при оказании услуг слушателям Краснодарского края и 720,00 рублей при оказании услуг слушателям других субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Контрактов оказанные услуги принимались по акту выполненных услуг, приемка услуг по качеству осуществлялась согласно заключению экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, силами заказчика.

Согласно пояснениям проректора по воспитательной работе, дополнительному образованию, цифровой трансформации Института ФИО7 от 22 августа 2022 года по окончании реализации программ повышения квалификации документы, подтверждающие полное выполнение работ, включающие зачетные ведомости промежуточной и итоговой аттестации слушателей проверяются учебным отделом.

Окончательное выполнение работ в учете часов учебной нагрузки подписывает руководитель курсов.

Полный пакет учебной документации подтверждает освоение слушателями программы и как следствие работа педагога считается выполненной.

Конкретное время выполнения работ по договору гражданско-правового характера выбирает исполнитель.

Все слушатели выполнили промежуточную и итоговую аттестацию, следовательно, работа считается выполненной.

Данные Учетов часов учебной нагрузки в разрезе преподавателей по группам обучающихся в отношении ФИО6 соответствуют количеству часов, предусмотренному Контрактами, и актам оказанных преподавательских услуг.

Данные индивидуальных учетов часов учебной нагрузки, подписанные ФИО6, соответствуют данным учета часовой учебной нагрузки и общему объему часов в актах оказанных преподавательских услуг.

В ходе осуществления контрольного мероприятия в автономную некоммерческую              общеобразовательную  организацию  «Школа № 1 ст. Новотитаровская» (далее - Школа) направлен запрос от 10 августа 2022 года о представлении информации, документов, материалов, необходимых для проведения контрольного мероприятия. Школой предоставлены документы в части подтверждения выполнения ФИО6 трудовых обязанностей в качестве заместителя директора по воспитательной работе с 01 сентября 2015 года по настоящее время.

Проверке представлен индивидуальный учет часов учебной нагрузки ФИО6 в разрезе групп слушателей с указанием видов работ, предусмотренных контрактами, дат и количества часов. Все индивидуальные учеты часов учебной нагрузки подписаны.

Также Школой контролирующему органу представлены копии табелей учета рабочего времени расчета оплаты труда ФИО6 за 2020 год, согласно которым ФИО6 в период с сентября по декабрь 2020 года осуществляла трудовую деятельность в Школе в качестве заместителя директора по воспитательной работе ежедневно при пятидневной рабочей неделе по 8 часов.

В ходе контрольного мероприятия департаментом проведен анализ количества отработанных часов ФИО6 за 2020 год в разрезе контрактов на оказание преподавательских услуг с Институтом по датам по данным индивидуальных учетов часов учебной нагрузки и табелей учета рабочего времени расчета оплаты труда Школы.

Материалами проверки подтверждается, что рабочее время ФИО6 превышает количество часов в сутках (24). Так, по данным индивидуального учета часов учебной нагрузки и табелей учета рабочего времени расчета оплаты труда в Школе ФИО6 9 сентября 2020 г. ФИО6 отработала 33 астрономических часа; 14 октября 2020 г. - 32 астрономических часа; 9 декабря 2020 г. - 34,5 астрономических часа.

Оплата по Контрактам на общую сумму 750 720,00 рублей, расчеты по   начислениям   на   выплаты   по   оплате   преподавательских   услуг   ФИО6 Как видно из Таблицы № 1, рабочее время ФИО6 превышает количество часов в сутках (24).

Так, по данным индивидуального учета часов учебной нагрузки и табелей учета рабочего времени расчета оплаты труда в Школе ФИО6 9 сентября 2020 г. ФИО6 отработала 33 астрономических часа; 14 октября 2020 г. - 32 астрономических часа; 9 декабря 2020 г. - 34,5 астрономических часа.

Оплата по Контрактам на общую сумму 750 720,00 рублей, расчеты по   начислениям   на   выплаты   по   оплате   преподавательских   услуг   ФИО6 во   внебюджетные    фонды    в    общей    сумме    203 445,12    рублей    осуществлена в полном объеме платежными поручениями за счет Субсидии.

Институтом приняты и оплачены преподавательские услуги ФИО6 за 17 дней, исполнение которых в совокупности с рабочим временем в Школе, превышает количество часов в сутках, то есть ФИО6, отработав по основному месту работы, физически не имела возможности оказать преподавательские услуги Институту, предусмотренные Контрактами.

Судом установлено, что общее количество, превышающее количество часов в сутках, составляет 96,75 часа. Стоимость часа установлена в соответствии с конкретным контрактом. Информация о ежедневной занятости в разрезе контрактов приведена в сводной таблице учета рабочего времени ФИО6 за 2020 год.

Преподавательские услуги оказаны в рамках исполнения Контрактов с указанием вида услуг.

Занятость ФИО6 в Школе в течение 8 часов при пятидневной рабочей неделе подтверждается табелями учета рабочего времени и расчета оплаты труда, подписанными ответственным лицом ФИО8 и директором Школы ФИО9

Согласно разделу 2.3 Методических рекомендаций №ВК-1013/06 администрация образовательной организации, методические службы, педагогические работники, обучающиеся обеспечиваются доступом к полной и достоверной информации о ходе  учебного процесса,  промежуточных и итоговых результатах, благодаря автоматическому фиксированию указанных позиций в информационной среде; а также все результаты обучения сохраняются в информационной среде, на их основании формируются портфолио обучающихся и педагогических работников.

Пунктом 4.6.3 Порядка № 93 установлено, что отдел информационно-аналитического центра осуществляет контроль обучения слушателей в СДО Moodle, расположенной в сети Интернет.

Согласно пояснениям ректора Института ФИО2 от 25 августа 2022 года №01-20/4642 отдел информационно-аналитического центра осуществляет формирование групп в дистанционном обучении, осуществляет техническое сопровождение; за каждой группой закреплен технический специалист информационно-аналитического центра, который взаимодействует с участниками образовательного процесса, в том                   числе с ФИО6; распечатки инструкций, итоговых ведомостей из системы дистанционного обучения, наличие работ слушателей, подтверждают все указанные затраты исполнителей договоров ГПХ и как следствие, подтверждают систематический контроль.

Систематический контроль слушателей со стороны ФИО6 подтверждается наличием  слушателей  в системе, зачетных  ведомостей и других форм, подписанных руководителем курсов.

Институтом в качестве документов, подтверждающих выполнение услуг ФИО6, наряду с указанными выше документами (приказами, аналитическими справками, зачетными ведомостями, учетами часов учебной нагрузки) также представлен протокол ФИО6 из базы СДО Moodle, который не содержит данные об активности ФИО6 в указанные даты.

Согласно пояснениям проректора по воспитательной работе, дополнительному образованию, цифровой трансформации Института ФИО7 от 22 августа 2022 года на проверку представлен протокол работы системы дистанционного образования, часть файлов не открывается, выдавая ошибку, так как прошло более 2 лет; из объяснений ФИО6 - работу по сопровождению форумов она осуществляла в телефонном    режиме    в    индивидуальном    порядке,    а    отсутствие    вопросов непосредственно в системе СДО связано с тем, что слушатели получали индивидуальные консультации.

Таким образом, документы, подтверждающие активность ФИО6 в СДО Moodle, в указанные ФИО6 в учетах часов учебной нагрузки даты и часы, Институтом не представлены.

Следовательно, Институтом за счет Субсидии оплачены преподавательские фактически не оказанные услуги, что не соответствует целям предоставления Субсидии, в общей сумме 79 844,22 рублей (с учетом начислений (27,1 процент) 17 024,22+62 820,00).

Материалами проверки подтверждено, что в нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 7.14 раздела 3 «Перечень основных мероприятий государственной программы» государственной программы Краснодарского края «Развитие образования», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05 октября 2015 года №939, пунктов 1, 2.3.1 договора от 23 апреля 2020 года № 11БУ/Р07.14 о порядке и условиях предоставления субсидиина проведение мероприятий, предусмотренных государственной программой Краснодарского края «Развитие образования», институтом допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 79 844,22 рублей, выразившееся в оплате фактически не оказанных преподавательских услуг.

В силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Судом установлено, что в рамках дела № А32-63955/2022 государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" Краснодарского края обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 08.12.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 22-043/ЮЛ/1, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 1 218 руб. 89 коп.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2023 по делу № А32-63955/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2023 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2023 по делу № А32-63955/2022 оставлено без изменения.

Из логического толкования нормы части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что преюдиция распространяется на содержащуюся в судебном акте, вступившем в законную силу, констатацию тех или иных обстоятельств, которые входили в предмет доказывания по ранее рассмотренному делу.

Вступившим в  законную силу судебным актом по делу № А32-63955/2022 установлена правомерность выводов контролирующего органа в рамках рассматриваемой проверки о том, что учреждением допущено нецелевое использование средств, предоставленных из бюджета Краснодарского края в 2020 году в виде субсидий в рамках реализации мероприятия 7.14 "Предоставление субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям Краснодарского края, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, на развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка" государственной программы Краснодарского края "Развитие образования", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 N 939; учреждением за счет Субсидии оплачены фактически не оказанные преподавательские услуги, что не соответствует целям предоставления субсидии.

В соответствии со статьей 306.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств признается нецелевым использованием бюджетных средств.

Согласно части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом. являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Для определения целевого или нецелевого характера использования бюджетных средств учитываются в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

Принцип целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации (Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2009 N 3-АД09-3).

Пунктом 2.2 раздела 2 "Реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения" Методических рекомендаций N ВК-1013/06 установлено, что на основе имеющейся нормативной правовой базы образовательная организация, использующая электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, разрабатывает соответствующие локальные нормативные акты, входящие в систему локальных нормативных актов, обеспечивающих образовательную деятельность организации.

В образовательной организации могут быть разработаны, в том числе локальные нормативные акты: положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ; требования к структуре, содержанию и оформлению электронных учебно-методических комплектов.

Также образовательная организация разрабатывает формы документов, оформляемые при реализации дополнительных профессиональных программ с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ является основным локальным нормативным актом, регламентирующим использование электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательной организации. Положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ разрабатывается для всех участников образовательного процесса: административно-управленческого персонала, преподавателей, технических специалистов, а также для слушателей дополнительных профессиональных программ.

Таким образом, у института имелась возможность разработать и осуществить мероприятия, направленные на предотвращение возникновения вышеуказанных нарушений.

С учетом вышеизложенного, департамент по результатам проверки правомерно вынес оспариваемое в рамках дела представление.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Ввиду отсутствия совокупности предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ оснований для признания недействительным представления Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 16.11.2022 № 22-043, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований юридического лица по настоящему делу.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании вышеизложенного, руководствуясь названными нормативными правовыми актами, статьями 29, 64-71, 110, 156, 167-170, 176, 198, 200, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

Р Е Ш И Л:

Ходатайства сторон о приобщении к материалам дела документов – удовлетворить.

В удовлетворении заявленных требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья                                                                                                    Н.В. Хахалева