АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А32-31060/2013
20.02.2014
Резолютивная часть решения объявлена 13.02.2014
Полный текст решения изготовлен 20.02.2014
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Чеснокова А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Земляковой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тихорецкий пивоваренный завод», г. Тихорецк,
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу, г. Ростов-на-Дону,
о признании незаконным и отмене постановления от 05.09.2013 № 07-10/448
при участии в заседании:
от заявителя: Говорко А.С., доверенность, Пацева Ю.И., доверенность
от заинтересованного лица: Комоза Э.Д., доверенность
установил: Общество с ограниченной ответственностью «Тихорецкий пивоваренный завод» (далее – заявитель, общество, ООО «Тихорецкий пивоваренный завод») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее – административный орган, управление) об отмене постановления от 05.09.2013 № 07-10/448 по делу об административном правонарушении о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда от 18.09.2013 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Лицам, участвующим в деле, предложено представить доказательства в обоснование своих доводов.
Поступившие документы судом рассмотрены, приобщены к материалам дела.
В связи с необходимостью исследования доказательств, представленных сторонами, суд определением от 05.11. 2013 года перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства с назначением судебного заседания.
В ходе заседания по делу представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований. Основания заявленных требований изложены в заявлении и документальных доказательствах, приложенных к нему. Свою позицию обосновал тем, что отсутствует состав административного правонарушения.
Представитель управления в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. В представленном отзыве отметил, что факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, подтверждается материалами дела об административном правонарушении. Указал, что заявитель на основании оспариваемого постановления правомерно привлечен к административной ответственности.
Дело рассматривается по правилам статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, считает заявленное обществом требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Общество зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1022303185607, ИНН 2321012019.
Как следует из материалов дела, ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» осуществляет деятельность по производству пива и пивных напитков.
По результатам анализа деклараций об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения №6 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012г. №815) (далее - Правила), представленных ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» за 2 квартал 2013 года 31.07.2013 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 07-10/448.
Установлено, что общество при осуществлении деятельности по производству пива и пивных напитков допущено административное правонарушение, выразившееся во включении заведомо искаженных данных в декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей за 2 квартал 2013 года.
В декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения №6 к Правилам, представленной ООО «Дёлер НФ и БИ» ИНН 7704030318 за 2 квартал 2013 года, отражена поставка другой спиртосодержащей пищевой продукции (код вида продукции 350) в адрес ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» 9,66 дал, что подтверждается первичными документами, представленными ООО «Дёлер НФ и БИ» ИНН 7704030318 в ходе административного расследования (вх.№с3-5567 от 23.08.2013г.), однако в декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения №7 к Правилам) ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» закупка другой спиртосодержащей пищевой продукции (код вида продукции 350) у ООО «Дёлер НФ и БИ» ИНН 7704030318 не отражена.
Таким образом, отклонение сведений об объеме закупки спиртосодержащей продукции (код вида продукции 350), отраженные ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» в декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения №7 к Правилам), представленной за 2 квартал 2013 года, и сведений первичных учетных и товаросопроводительных документов составляет 9,66 дал.
Также в декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения №6 к Правилам), представленной ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» за 2 квартал 2013 года, отражена поставка алкогольной продукции (пива) (код вида продукции 500) в адрес ЗАО «Тандер» в общем объеме 66158,2 дал, однако в декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков (по форме Приложения №12 к Правилам), представленной ЗАО «Тандер» за 2 квартал 2013 года, отражена закупка алкогольной продукции (пива) у ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» в общем объеме 66223,2 дал.
Фактический объем поставки ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» алкогольной продукции (пива) (код вида продукции 500) во 2 квартале 2013 года в адрес ЗАО «Тандер» составил 66223,2 дал, что подтверждается первичными документами, представленными ЗАО «Тандер» в ходе административного расследования (исх.№325 от 06.08.2013г.).
Таким образом, отклонение по объему поставки алкогольной продукции (пива) в адрес ЗАО «Тандер» отраженной в декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения №6 к Правилам), представленной ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» за 2 квартал 2013 года, составляет 65,0 дал.
28.08.2013 административным органом в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении № 07-10/448 ответственность, за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы проверки, административным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 05.09.2013г. № 07-10/448 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ и наложении на него административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение по делу, суд руководствовался следующим.
В силу статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 4 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 АПК РФ).
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрено, уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Диспозиция указанной статьи состоит в уклонении от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременной подаче одной из таких деклараций, либо включении в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
Данная норма включает в себя три самостоятельных состава административного правонарушения, объективная сторона которых выражается в совершении действий (бездействия), направленных на уклонение от подачи названных деклараций либо их несвоевременную подачу, либо включение в них заведомо искаженных данных.
Согласно материалам административного производства обществу вменено внесение заведомо искаженных сведений в декларации об объемах производства и оборота поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Вместе с тем, из прямого указания статьи 15.13 КоАП РФ включение в декларации искаженных данных образует состав данного правонарушения только в том случае, когда указанные действия совершены заведомо, то есть умышленно. При этом искаженными данными в смысле вмененной обществу статьи КоАП РФ следует считать такие сведения, которые на момент внесения их в соответствующий документ (декларацию) не обладали свойством достоверности, то есть на указанный момент юридическому лицу было известно, что такие сведения не соответствуют сведениям, содержащимся в других документах, в том числе первичных учетных документах, и у него имелась возможность их исправить. Указанное согласуется с правовой позицией Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делам А32-6386/2011, А53-4981/2011.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
На основании пункта 5.4 вышеназванного положения Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) осуществляет контроль и надзор за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции; фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 5.7 вышеупомянутого положения Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) осуществляет рассмотрение дел и составление протоколов об административных правонарушениях в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, Управление при привлечении общества к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, действовало в рамках предусмотренных законом полномочий.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Порядок учета и декларирования объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением розничной продажи) определен, в соответствии со ст. 14 Федерального закона №171-ФЗ, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 815 от 09.08.2012 г. «О представлении деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей».
Пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон №171-ФЗ) установлено, что организации, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Порядок представления деклараций организациями осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 №815 «О представлении деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей».
Согласно пункта 15 Постановления Правительства Российской Федерации №815 декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Пунктом 13.1 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ пиво отнесено к алкогольной продукции.
Согласно статье 2 Закона №171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федерального закона №171-ФЗ) организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны производить учет и декларирование объема их производства и оборота.
Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.4 статьи 14 Закона №171-ФЗ).
Организации, осуществляющие производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурата), производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, представляют декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 6 (пункт 8 Постановления России №815).
В силу пункта 9 Постановления России №815 организации, осуществляющие закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, закупку этилового спирта для производства этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, использование этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год на технические и иные цели, не связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме более 200 декалитров в год в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд, закупку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции или используемой в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве иной продукции, представляют декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 7.
Административным органом в вину Общества вменено искажение представленных сведений в декларации N 7, то есть декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Общество в своих пояснениях административному органу и суду указало, что в материалах дела отсутствуют доказательства искажения данных деклараций в части закупки спиртосодержащей продукции у ООО «Дёлер НФ и БИ» ИНН 7704030318, а также о том, что Общество не располагало сведениями о том, что продукция: концентрированные натуральные летучие ароматообразующие вещества «Апельсин», ароматизатор натуральный «Груша», ароматизатор натуральный «Лимон», ароматизатор натуральный «Мандарин» является спиртосодержащей продукцией. Данный довод судом не принимается в виду следующего.
В материалах дела имеются первичные учетные документы, подтверждающие факт осуществления закупки ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» спиртосодержащей продукции у ООО «Дёлер НФ и БИ» ИНН 7704030318, а именно: договор поставки товара от 10.12.2012 №32035; Заявки о выполнении транспортных услуг; счет-фактура от 12.04.2013г. №3195 (отгрузка в соответствии с договором поставки 32035 к платежно-расчетному документу №70 от 09.04.2013г.), товарная накладная от 12.04.2013г. №45066, товарно-транспортная накладная от 12.04.2013г. №45066, справка к таможенной декларации №10009030/171212/0010503, справки к ттн по форме А и Б, заявка о фиксации сведений об отгрузке №45066 от 12.04.2013г., номер подтвеждения о фиксации в ЕГАИС 91000008119269, согласно которых произведена поставка спиртосодержащей продукции: концентрированные натуральные летучие ароматообразующие вещества «Апельсин» в объеме 1,13дал с объемным содержанием спирта 91,04%, ароматизатор натуральный «Груша» в объеме 3,56дал с объемным содержанием спирта 2,99%; счет-фактура от 14.06.2013г. №6118 (отгрузка в соответствии с договором поставки 32035 к платежно-расчетному документу №717 от 06.06.2013г.), товарная накладная от 14.06.2013г. №47128, товарно-транспортная накладная от 14.06.2013г. №47128, справки по форме А и Б, заявка о фиксации сведений об отгрузке №47128 от 14.06.2013г., номер подтвеждения о фиксации в ЕГАИС 91000008544665, согласно которых произведена поставка спиртосодержащей продукции: ароматизатор натуральный «Груша» в объеме 2,37дал с объемным содержанием спирта 2,99%, ароматизатор натуральный «Лимон» в объеме 1,1дал с объемным содержанием спирта 58,69%, ароматизатор натуральный «Мандарин» в объеме 1,5дал с объемным содержанием спирта 94,85%.
Кроме того, материалами дела, а именно выпиской банка по расчетному счету, представленной ООО «Дёлер НФ и БИ» ИНН 7704030318, подтверждается факт предоплаты ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» за продукцию согласно договора №32035от 10.12.2013г. по счету 37076 от 03.04.2013г. за ароматизатор натуральный «Груша» и «Апельсин» и по счету 38316 от 06.06.2013г. за ароматизатор натуральный Груша, Мандарин и Лимон.
Таким образом, факт закупки Обществом спиртосодержащей продукции у ООО «Дёлер НФ и БИ» ИНН 7704030318 за период с 01.04.2013г. по 30.06.2013г. подтвержден материалами дела.
По факту отклонение по объему поставки алкогольной продукции (пива) в адрес ЗАО «Тандер» отраженной в декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения №6 к Правилам), представленной обществом за 2 квартал 2013 года в материалах дела имеются пояснения ЗАО «Тандер» представлены (исх.№325 от 06.08.2013г.), согласно которым в декларации по форме Приложения №12, представленной ЗАО «Тандер» за 2 квартал 2013 года, в соответствии с п.14.2 Порядка заполнения деклараций, утвержденного Приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2013 №231 отражен объем продукции, отгруженный согласно сопроводительным документам, включая объем недостачи, а количество недостачи отражено Обществом в графе 15 «прочий расход».
Согласно возражениям общества, заявленным административному органу и суду, расхождение данных по поставкам алкогольной продукции (пива) во 2 квартале 2013 года ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» в адрес ЗАО «Тандер» и закупкам пива ЗАО «Тандер» у ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» за 2 квартал 2013 года возникло вследствие отказа ЗАО «Тандер» от приемки части отгруженной продукции по причине несоответствия договорным условиям между контрагентами, при этом оформлены Акты по форме ТОРГ-2 .
ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» считает, что непринятая ЗАО «Тандер» часть продукции не перешла в собственность ЗАО «Тандер», поставка этой части не состоялась, следовательно эта продукция не может отражаться в декларациях ни как поставленная покупателю по форме Приложения №6, ни как закупленная покупателем по форме Приложения №7.
Пояснение общества о том, что объяснения ЗАО «Тандер» о том, что 65 дал это недовоз, не имеют значения для квалификации действий поставщика и покупателя: в любом случае право собственности на товар к покупателю не перешло, фактическая реализация алкогольной продукции произошла в объеме, меньшем, чем указано ЗАО «Тандер» в декларациях как приход продукции не принимаются судом в силу следующего.
Общество в своем пояснении (исх.№824 от 28.08.2013г.) утверждает, что в соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденных Постановлением Госкомстата России №132, не предусмотрено внесение изменений в товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т.
Однако, общество в декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения №6 к Правилам), представленной за 2 квартал 2013 года, отражает поставку алкогольной продукции не в соответствии с первичными товаросопроводительными документами, уменьшая объем поставки на объем продукции, недопоставленной в адрес покупателя, оформленный актом о расхождении по количеству по форме ТОРГ-2.
Данный объем недопоставленной продукции в соответствии с актом по форме Торг-2 должен быть отражен обществом в соответствии с п.5.2 Порядка заполнения деклараций, утвержденного Приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2013 №231.
В материалах дела имеются Акты о расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей, подписанный представителями общества.
Таким образом, Управлением доказан факт внесения недостоверных сведений в декларацию N 7, и административного органа было достаточно оснований для привлечения общества к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ.
Заполнение деклараций осуществляется в соответствии с Порядком заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка №231 от 23.08.2012 г. «О Порядке заполнения деклараций об объёмах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» (далее - Порядок).
Согласно пункту 8.2 Порядка в графе 20 «объем поставленной продукции» в декларации по форме согласно Приложению №6 указывается объем продукции, поставленный (перемещенный) согласно сопроводительным документам.
В соответствии с пунктом 9.2 Порядка в графе 20 «объем закупленной продукции» в декларации по форме согласно Приложению №7 указывается объем продукции, закупленный (перемещенный) согласно сопроводительным документам.
Таким образом, один и тот же объем алкогольной продукции, поставленный организацией-поставщиком и полученный организацией-покупателем, должен быть отражен в декларации №6 и в декларации №7 на основании сопроводительных документов в полном объеме (по товарно-транспортной накладной) в том отчетном периоде, когда фактически была осуществлена поставка (отгрузка) продукции. При этом дата поставки должна соответствовать дате отгрузки на основании сопроводительных документов и подлежит отражению в декларациях в периоде фактической отгрузки (поставки).
Бухгалтерский учет готовой продукции и товаров ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденным приказом Минфина России от 09.06.2001 «44н и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 №119н.
Согласно требованиям вышеуказанных нормативных актов оприходование продукции покупателем производится на основании таких товаросопроводительных документов, как накладные, товарно-транспортные накладные и др.
При наличии расхождений при получении продукции оформляются Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (форма №ТОРГ-2) или Акт по установлению расхождений по количеству и качеству при приеме импортных товаров (форма №ТОРГ-3).
Таким образом, в случае установленных и документально оформленных расхождениях при приемке продукции организация-производитель, осуществляющая поставку алкогольной продукции, в результате которой была выявлена недостача или излишки продукции отражает объем расхождений продукции согласно пункту 5.2 Порядка в графе «прочий приход» декларации по форме Приложения №3 к Правилам.
Тогда, как организации-покупатели, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (пива и пивных напитков), отражают объем полученной продукции в соответствии с товарно-сопроводительной накладной, а выявленный объем недостачи (недовоза) продукции отражается, согласно пункту 14.2 Правил, в графе 15 «прочий расход».
Указанные требования законодательства направлены на то, чтобы сведения, отраженные в декларациях поставщика совпадали со сведениями, отраженными в декларациях покупателя.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003 № 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона № 171-ФЗ.
Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов. Одним из таких ограничений является установленный пунктом 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ запрет на искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Вместе с тем, в пункте 20 Правил № 815 определено, что при обнаружении организацией (индивидуальным предпринимателем) в текущем отчетном периоде фактов неотражения или неполноты отражения в декларации необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в истекшем отчетном периоде, организация (индивидуальный предприниматель) представляет корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее. Корректирующие декларации представляются до окончания отчетного года с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений (за исключением представления корректирующих деклараций по предписанию лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии). Во время проведения проверки деятельности организации (индивидуального предпринимателя) уполномоченными органами организация (индивидуальный предприниматель) не вправе представлять корректирующие декларации за проверяемый период.
Доказательств представления обществом корректирующей декларации материалы дела не содержат.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае, по мнению суда, вина общества в совершенном правонарушении в полном объеме подтверждается названными выше доказательствами, поскольку при достаточной степени заботливости и осмотрительности общество, ввиду заведомой осведомленности о требованиях закона, обязательности применимости закона и ответственности за невыполнение закона, могло установить соответствующий контроль за выполнением действующего законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и надлежащим образом выполнить обязательные требования, однако не исполнило таковых ввиду пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к выводу об отсутствии существенных нарушениях норм процессуального права при возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов административного дела.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ №10 от 02.06.2004 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
При оценке малозначительности деяния подлежит установлению не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и вопрос о социальной опасности деяния.
Установление содержания понятия малозначительности делегировано судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усмотрел в действиях общества малозначительности рассматриваемого правонарушения, доказательств исключительности правонарушения в деле не имеется.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен.
Таким образом, оспариваемое постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу являться законным и не подлежит отмене.
В силу пункта 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья А.А. Чесноков