НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Краснодарского края от 13.01.2021 № А32-37875/20


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

г. Краснодар, ул. Постовая 32

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар                                                                                            Дело № А32-37875/2020

19 января 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 января 2021 года

Полный текст решения изготовлен 19 января 2021 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Погорелова И.А.,при ведении протокола помощником судьи Семченко М.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края, г. Краснодар

к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника № 17" Министерства здравоохранения Краснодарского края, г. Краснодар

о возмещении остатка средств ОМС, использованных не по целевому назначению в размере 652 103 руб. 64 коп, штраф в размере 116 210 руб. 36 коп, пени в размере 71 441 руб. 10 коп., а также пени за период с 18.11.2020 по день фактической оплаты долга (с учетом уточнения)

при участии в судебном заседании:

от истца: Попкова И.М. – по доверенности от 23.12.2019 № 118

от ответчика: не явился, уведомлен

У С Т А Н О В И Л:

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Краснодарского края (далее - заявитель, Фонд) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника № 17" Министерства здравоохранения Краснодарского края, г. Краснодар о возмещении остатка средств ОМС, использованных не по целевому назначению в размере 652 103 руб. 64 коп, штраф в размере 116 210 руб. 36 коп, пени в размере 71 441 руб. 10 коп, а также пени за период с 18.11.2020 по день фактической оплаты долга (с учетом уточнения).

Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на удовлетворении уточненных заявленных требований. При этом заявил ходатайство об уточнении заявленных требований, в связи с частичной оплатой задолженности, согласно которого просит возместить остаток средств ОМС, использованных не по целевом назначению, в размере 252 103 руб. 64 коп., штраф в размере 116 210 руб. 36 коп., и пени в размере 75 332 руб. 08 коп, а также пени за период с 12.01.2021 по день фактической оплаты долга, исчисленную в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления требования, от суммы нецелевого использования средств ОМС за каждый день просрочки. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в порядке ст. 49 АПК РФ.

Представитель заинтересованного лица надлежащим образом уведомленное о месте и времени в судебное заседание не явился, ходатайства, процессуального характера не заявлял.

Заявленные требования фонд мотивирует следующим.

В соответствии с приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16 апреля 2012 № 73 «Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования», Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Краснодарского края (далее - ТФОМС КК) была проведена плановая комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в государственном бюджетном учреждение здравоохранения «Городская поликлиника № 1» министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - ГП № 1) за 2018-2019 годы.

По данным проведенной проверки установлен факт использования средств ОМС не по целевому назначению в размере 1 162 103 руб. 64 коп., что отражено в акте от 04 октября 2019 года № 43 - Д.

В проверяемый период нецелевое использование средств было израсходовано на заработную плату (с начислениями) сотрудникам «Аптечного пункта» осуществляющим функции по прием, хранению и выдаче сахароснижающих медицинских препаратов, витаминных препаратов по родовым сертификатам; расходы по охране комнаты наркотиков; уничтожение наркотических средств и психотропных веществ; приобретение противовирусного препарата « Арбидол».

Учитывая вышеизложенное, ТФОМС КК в адрес ГП № 17 было выставлено требование от 07 октября 2019 года № 9007/07087-101 о восстановлении средств, использованных не по целевому назначению, а так же уплате штрафов и пени на общую сумму 1 278 314,00 руб. (один миллион двести семьдесят восемь тысяч триста четырнадцать рублей 00 копеек), в том числе 1 162 103,64 руб. (один миллион сто шестьдесят две тысячи сто три рубля 64 копейки) сумма средств использованных не по целевому назначению и штраф за нецелевое использование средств 116 210,36 руб. (сто шестнадцать тысяч двести десять рублей 36 копеек).

С целью полного возврата средств ОМС, в адрес ГП № 17 была направлена претензия от 17 января 2020 года № 160 «О возмещении средств ОМС по факту использования не по целевому назначению». После чего ГП № 17 было проведена частичная оплата задолженности.

В связи с недобросовестным исполнением требований действующего законодательства, в настоящий момент за медицинской организацией образовалась задолженность.

Денежные средства ОМС использованные не по назначению должны быть возвращены ТФОМС КК и использованы в соответствии с предусмотренными тарифами, в целях обеспечения оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с территориальной программой ОМС. Однако, до настоящего времени, заявленные требования ответчиком не исполнены.

В связи с тем, что в добровольном порядке требования не было исполнено, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Краснодарского края обратился в арбитражный суд с настоящим иском

Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований. При этом суд исходил из следующего.

Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (статья 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно пунктам 1, 9 статьи 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) обязательное медицинское страхование является видом обязательного социального страхования, представляющим собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования; территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования.

В соответствии с положениями части 5 статьи 15, пункта 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ деятельность в сфере обязательного медицинского страхования осуществляется медицинской организацией на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенного со страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования; на основании такого договора медицинская организация вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

Пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ установлена обязанность медицинской организации использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

В соответствии с частью 5 статьи 26 Закона N 326-ФЗ расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования. Расходование средств бюджетов территориальных фондов на иные цели не предусмотрено.

Согласно частям 1, 2 статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - это составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи, перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.

В силу части 1 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ установлена структура тарифа на оплату медицинской помощи, которая включает в себя, в том числе, расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, транспортные расходы, прочие выплаты.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее - Правила), регулирующие правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Закона N 326-ФЗ.

Порядок проведения проверок устанавливается Положением о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом ФФОМС N 73 от 16.04.2012 (зарегистрировано в Минюсте России 26 апреля 2012 г. N 23953) (далее - приказ N 73 от 16.04.2012).

Проверки проводятся с целью предупреждения и выявления нарушений норм, установленных Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон 326-ФЗ), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определение правового положения субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения регулирует Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

Учитывая, что названный Федеральный закон N 326-ФЗ наделил территориальные фонды полномочиями по контролю за использованием медицинскими организациями средств обязательного медицинского страхования, в том числе проводит проверки и ревизии и отсутствие в законодательстве механизма воздействия на медицинскую организацию в случае неисполнения ею требования о возврате в бюджет использованных не по целевому назначению средств предполагает право территориального фонда на обращение с соответствующим иском в суд.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (статья 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 306.4 названного Кодекса нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно статье 13 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается.

За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (пункт 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

Согласно части 7 статьи 35 Федерального закона структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу и не включает расходы, связанные со страхованием объектов недвижимого, а также движимого государственного имущества.

Пунктом 4.4. раздела 4 Постановления Правительства РО N 783 от 23.11.2017 установлено, что тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" включают в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других организациях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

Судом установлено, что в соответствии с приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16 апреля 2012 № 73 «Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования», Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Краснодарского края (далее - ТФОМС КК) была проведена плановая комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в государственном бюджетном учреждение здравоохранения «Городская поликлиника № 1» министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - ГП № 1) за 2018-2019 годы.

По данным проведенной проверки установлен факт использования средств ОМС не по целевому назначению в размере 1 162 103,64 руб. (один миллион сто шестьдесят две тысячи сто три рубля 64 копейки), что отражено в акте от 4 октября 2019 года № 43-Д.

В проверяемый период нецелевое использование средств было израсходовано на заработную плату (с начислениями) сотрудникам «Аптечного пункта» осуществляющим функции по прием, хранению и выдаче сахароснижающих медицинских препаратов, витаминных препаратов по родовым сертификатам; расходы по охране комнаты наркотиков; уничтожение наркотических средств и психотропных веществ; приобретение противовирусного препарата «Арбидол».

Таким образом, при совокупности приведенных обстоятельств, суд признает обоснованным выводы фонда о том, что в данном случае средства были израсходованы на заработную плату (с начислениями) сотрудникам «Аптечного пункта», что не оспаривается ГБУЗ «Городская поликлиника № 17».

В связи с недобросовестным исполнением требований действующего законодательства, в настоящий момент за медицинской организацией образовалась задолженность с учетом частичной оплаты в сумме 116 210 руб. 36 коп., и пени в размере 75 332 руб. 08 коп.

Денежные средства ОМС использованные не по назначению должны быть возвращены ТФОМС КК и использованы в соответствии с предусмотренными тарифами, в целях обеспечения оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с территориальной программой ОМС. Однако, до настоящего времени, заявленные требования ответчиком не исполнены.

Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского) и в  соответствии с бюджетами указанных фондов утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (ст. 147 «Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее - БК РФ)).

Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается (ст. 19 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования).

Согласно ст. 306.4 БК РФ «нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств».

В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

Материалами дела подтверждается, что проверка проведена Фондом на законных основаниях. Акт проверки составлен уполномоченным должностным лицом, подписан, содержит описание выявленных нарушений.

Установленная частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность административного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий или акта закону или иному нормативному правовому акту, не исключает предусмотренной статьей 65 АПК РФ обязанности общества по доказыванию обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений.

Таким образом, требования ТФОМС о взыскании с Государственного бюджетного учреждению здравоохранения "Городская поликлиника № 1" Министерства здравоохранения Краснодарского края, г. Краснодар в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края денежные средства в размере 252 103 руб. 64 коп., штраф в размере 116 210 руб. 36 коп., и пени в размере 75 332 руб. 08 коп, а также пени за период с 12.01.2021 по день фактической оплаты долга, исчисленную в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления требования, от суммы нецелевого использования средств ОМС за каждый день просрочки являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 333.37 НК РФ и письмом ВАС РФ от 08 ноября 1995 года № С2-8/ОП-628, ТФОМС КК выступая в защиту государственных и общественных интересов, освобождается от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Ходатайство истца об уточнении заявленных требований удовлетворить.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника № 17" Министерства здравоохранения Краснодарского края, г. Краснодар в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края, г. Краснодар 252 103 руб. 64 коп. денежных средств ОМС Краснодарского края использованных не по целевому назначению, штраф в размере 116 210 руб. 36 коп., и пени в размере 75 332 руб. 08 коп, а также пени за период с 12.01.2021 по день фактической оплаты долга, исчисленную в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления требования, от суммы нецелевого использования средств ОМС за каждый день просрочки.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника № 17" Министерства здравоохранения Краснодарского края, г. Краснодар в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 23 797 руб.

Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в порядке и сроки установленные АПК РФ.

Судья                                                                                                             И.А. Погорелов