НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Краснодарского края от 12.12.2023 № А32-33960/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар Дело № А32-33960/2022

13 декабря 2023 г.

Резолютивная часть объявлена 12.12.2023. Полный текст решения суда изготовлен 13.12.2023.

Арбитражный суд в составе судьи А.В. Лесных, при ведении протокола помощником судьи Григорьевым С.Э., рассмотрев в судебном заседании заявление Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Краснодарский торгово-экономический колледж», г. Краснодар к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края г. Краснодар

о признании незаконными и отмене представления от 24.05.2022 № 22-012 в части

При участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 - доверенность,

от заинтересованного лица: ФИО2 - доверенность,

УСТАНОВИЛ:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский торгово-экономический колледж», г. Краснодар (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее – заинтересованное лицо) о признании незаконными и отмене представления от 24.05.2022 № 22-012 в части пунктов 3, 6, 7.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.09.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.03.2023 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.09.2022, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2022 отменены в части отказа в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене представления от 24.05.2022 в части пунктов 3 и 6. В отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.

При новом рассмотрении дела представитель заявителя присутствовал, настаивал на удовлетворении заявленных требований. Позицию по существу заявленных требований изложил в заявлении; указывает на необоснованность, неправомерность представления, просит признать незаконным представление в части оплаты труда работников общежития.

Представитель заинтересованного лица против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнительных пояснениях, представленных по делу, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого представления.

При новом рассмотрении дела, принимая во внимание доводы суда кассационной инстанции повторно исследовав материалы дела, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ в совокупности все представленные в дело доказательства, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в рамках осуществления внутреннего государственного финансового контроля уполномоченными должностными лицами департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края была проведена плановая выездная проверка в отношении Учреждения за период с 01.01.2020 по 21.03.2022.

По результатам проверки составлен акт от 12.04.2022 (далее – Акт от 12.04.2022).

Акт от 12.04.2022 вручен директору государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Краснодарский торгово-экономический колледж» ФИО3 12.04.2022.

Установленные в рамках проверки факты нарушений, допущенных Учреждением при расходовании средств краевого бюджета, в силу статей 269.2, 270.2 БК РФ стали основанием для вынесения в адрес учреждения оспариваемого представления от 24.05.2022 № 22-012 (далее – представление).

В соответствии с оспариваемыми пунктами (3, 6) представления учреждению было необходимо устранить следующие нарушения:

- в нарушение п. 1 ст. 78.1 БК РФ, п. 2.3.1 Соглашения от 15.01.2019 № 23-БУ, допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 1 930 853,76 руб., выразившееся в оплате труда работников общежития, не связанных с оказанием государственных услуг, за счет средств финансового обеспечения государственного задания (пункт 3).

- в нарушение п. 1 ст. 78.1 БК РФ, п. 2.3.1 Соглашения от 15.01.2021 № 23-БУ допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 2 090 346, 29 руб., выразившееся в оплате труда работников общежития, не связанных с оказанием государственных услуг, за счет средств финансового обеспечения государственного задания (пункт 6).

Не согласившись с представлением от 24.05.2022 № 22-012, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением, указав, что в соответствии с п. 1 ст. 78.1, п. 3 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ, п. 2, 4 Положения № 1081 в сумму субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) предоставленной по соглашению №23-БУ включены затраты на оплату труда работников, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги и работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги, в том числе работники структурного подразделения, общежития.

Как следует из материалов дела уполномоченными должностными лицами департамента установлены следующие обстоятельства.

Согласно приказа Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 25.12.2019 № 5379 утверждено государственное задание ГБПОУ КК «КТЭК» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годы.

В соответствии с государственным заданием на 2020-2021 год ГБПОУ КК «КТЭК» обязано оказать 4 государственные услуги (в редакции Приказа Министерства от 26.11.2020 № 3152), в том числе: реализация образовательных программ среднего профессионального образования – программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих; реализация образовательных программ среднего профессионального образования – программа подготовки специалистов среднего звена; реализация дополнительных общеразвивающих программ; защита прав и законных интересов детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Между Министерством, и Учреждением, заключены соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 15.01.2019 № 23-БУ (далее – Соглашение от 15.01.2019 № 23-БУ) и от 15.01.2021 № 23-БУ (далее – Соглашение от 15.01.2021 № 23-БУ).

Предметом Соглашения от 15.01.2019 № 23-БУ являются взаимные обязательства и ответственность сторон при предоставлении Учредителем Учреждению субсидии из краевого бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее – государственное задание) в размере (с изменениями, внесенными дополнительным соглашением от 15.01.2020 № 23-БУ/3 и от 01.12.2020 № 23-БУ/8) в 2020 году – 147 176 400 руб.

Средства субсидии в сумме 147176400 руб. в соответствии с графиком перечислены Учреждению в полном объеме.

Предметом Соглашения от 15.01.2021 № 23-БУ являются взаимные обязательства и ответственность Сторон при предоставлении Учредителем Учреждению субсидии из краевого бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее – государственное задание) в размере (в редакции дополнительного соглашения от 27.12.2021 № 23-БУ/8) в 2021 году – 147590000 руб.

Средства субсидии в сумме 147590000 руб. в соответствии с графиком перечислены Учреждению в полном объеме.

Из пункта 3 описательной части представления судом установлено, что согласно карточкам-справкам, расчетным листкам в 2020 г. следующим работникам общежития производились начисления заработной платы за счет средств бюджета, предусмотренных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, а именно:

1) ФИО4, заведующий общежитием (трудовой договор от 01.04.2014 № 18/14, приказ о приеме на работу от 01.04.2014 № 28л), размер начислений составил – 358 530,25 руб. (в т.ч. НДФЛ – 46 609 руб.). Страховые взносы начислены в сумме 108 276,14 руб.

Общий объем использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда ФИО4 составил 466 806, 39 руб. (358 530,25 руб. + 108 276,14 руб.).

2) ФИО5, дежурный по общежитию (трудовой договор от 29.08.2008 № 48, приказ о приеме на работу от 01.07.2002 № 156), размер начислений составил – 173 003,60 руб. (в т.ч. НДФЛ – 22 490 руб.). Страховые взносы начислены в сумме 52 247,09 руб.

Общий объем использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда ФИО5 составил 225 250,69 руб. (173 003,60 рублей + 52 247,09 руб.).

3) ФИО6, дежурный по общежитию (трудовой договор от 17.01.2019 № 1/19, приказ о приеме на работу от 17.01.2019 № 49л), размер начислений составил – 168 733,30 рублей (в т.ч. НДФЛ – 21 935 руб.). Страховые взносы начислены в сумме 50 957,46 руб.

Общий объем использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда ФИО6 составил 219 690,76 руб. (168 733,30 рублей + 50 957,46 руб.).

4) ФИО7, дежурный по общежитию (трудовой договор от 07.10.2019 № 89/19, приказ о приеме на работу от 07.10.2019 № 268л), размер начислений составил – 167 186,05 руб. (в т.ч. НДФЛ – 21 734 руб.). Страховые взносы начислены в сумме 50 490,19 руб.

Общий объем использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда ФИО7 составил 217 676,24 руб. (167 186, 05 рублей + 50 490,19 руб.).

5) ФИО8, дежурный по общежитию (трудовой договор от 24.05.2014 № 23/14, приказ о приеме на работу от 24.05.2014 № 51л), размер начислений составил – 51 588,33 руб. (в т.ч. НДФЛ – 6 706 руб.). Страховые взносы начислены в сумме 15 579,68 руб.

Общий объем использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда ФИО8 составил 67 168,01 руб. (51 588,33 руб. + 15 579,68 руб.).

6) ФИО9, дежурный по общежитию (трудовой договор от 25.03.2020 № 13/20, приказ о приеме на работу от 25.03.2020 № 80л), размер начислений составил – 117 724,27 рублей (в т.ч. НДФЛ – 15 304 руб.). Страховые взносы начислены в сумме 35 552,73 рублей.

Общий объем использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда ФИО9 составил 153 277 руб. (117 724,27 руб. + 35 552,73 руб.).

7) ФИО10, воспитатель общежития (трудовой договор от 12.09.2013 № 29/13, приказ о приеме на работу от 10.09.2013 № 89л), размер начислений составил – 449 394,53 руб. (в т.ч. НДФЛ – 58 421 руб.). Страховые взносы начислены в сумме 131 590,14 руб.

Общий объем использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда ФИО10 составил 580 984,67 руб. (449 394,53 руб. + 131 590,14 руб.).

Согласно приложенным реестрам выплаты заработной платы указанным работникам произведены следующими платежными поручениями: от 23.01.2020 № 44054 (реестр от 23.01.2020); от 06.02.2020 № 121320 (реестр от 06.02.2020); от 21.02.2020 № 216744 (реестр от 19.02.2020); от 05.03.2020 № 291973 (реестр от 05.03.2020); от 23.03.2020 № 397436 (реестр от 23.03.2020); от 24.03.2020 № 403859 (реестр от 23.03.2020); от 07.04.2020 № 490442 (реестр от 07.04.2020); от 23.04.2020 № 579024 (реестр от 23.04.2020); от 07.05.2020 № 640228 (реестр от 07.05.2020); от 22.05.2020 № 742862 (реестр от 22.05.2020); от 05.06.2020 № 833852 (реестр от 05.06.2020); от 23.06.2020 № 941653 (реестр от 23.06.2020); от 07.07.2020 № 64324 (реестр от 07.07.2020); от 23.07.2020 № 184305 (реестр от 23.07.2020); от 06.08.2020 № 270404 (реестр от 06.08.2020); от 07.09.2020 № 490996 (реестр от 07.09.2020); от 23.09.2020 № 606342 (реестр от 23.09.2020); от 08.10.2020 № 727439 (реестр от 08.10.2020); от 23.10.2020 № 840704 (реестр от 23.10.2020); от 05.11.20 № 919680 (реестр от 05.11.2020); от 23.11.2020 № 67165 (реестр от 23.11.2020); от 07.12.2020 № 177509 (реестр от 07.12.2020); от 23.12.2020 № 315008 (реестр от 23.12.2020); от 28.12.2020 № 385854 (реестр от 28.12.2020).

НДФЛ перечислен следующими п/п: от 06.02.2020 № 125318; от 05.03.2020 № 290731; от 07.04.2020 № 490415; от 07.05.2020 № 641534; от 05.06.2020 № 833573; от 07.07.2020 № 65519; от 06.08.2020 № 270389; от 07.09.2020 № 491802; от 08.10.2020 № 730073; от 05.11.2020 № 923574; от 07.12.2020 № 179231; от 28.12.2020 № 386649.

Страховые взносы в ПФР, ФСС, ФОМС перечислены следующими п/п: от 06.02.2020 № 125045; 05.03.2020 № 290711; от 07.04.2020 № 490405; от 07.05.2020 № 641551; от 05.06.2020 № 833660; от 07.07.2020 № 65527; от 06.08.2020 № 270398; от 07.09.2020 № 491828; от 07.10.2020 № 730070; от 05.11.2020 № 923582; от 07.12.2020 № 179238; от 28.12.2020 № 386669; от 06.02.2020 № 126177; 05.03.2020 № 290713; от 07.04.2020 № 490403; от 07.05.2020 № 641549; от 05.06.2020 № 833588; от 07.07.2020 № 64243; от 06.08.2020 № 270396; от 07.09.2020 № 491809; от 08.10.2020 № 730071; от 05.11.2020 № 923580; от 07.12.2020 № 179236; от 28.12.2020 № 386655; от 06.02.2020 № 126138; 05.03.2020 № 290727; от 07.04.2020 № 490419; от 07.05.2020 № 641537; от 05.06.2020 № 833576; от 06.08.2020 № 270410; от 07.09.2020 № 491833; от 08.10.2020 № 734269; от 05.11.2020 № 921535; от 07.12.2020 № 179242; от 28.12.2020 № 386672.

Таким образом, Учреждением, в нарушение п. 2.3.1 Соглашения от 15.01.2019 № 23-БУ, п. 1 ст. 78.1 БК РФ допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 1930853,76 руб. (1 486 160,33 руб. (оплата труда) + 444 693,43 руб. (страховые взносы)), выразившееся в оплате труда работников общежития, не связанных с оказанием государственных услуг, за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг.

По пункту 6 описательной части представления судом установлено, что согласно карточкам-справкам, расчетным листкам в 2021 г. следующим работникам общежития производились начисления заработной платы за счет средств бюджета, предусмотренных на для финансового обеспечения выполнения государственного задания, а именно:

1) Заведующему общежитием, ФИО4 (трудовой договор от 01.04.2014 № 18/14, приказ о приеме на работу от 01.04.2014 № 28л), размер начислений составил – 396 051,56 руб. (в т.ч. НДФЛ – 51 487 руб.). Страховые взносы начислены в сумме 119 607,57 руб.

Общий объем использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда ФИО4 составил 515 659,13 руб. (396 051,56 руб. + 119 607,57 руб.).

2) Дежурному по общежитию, ФИО5 (трудовой договор от 29.08.2008 № 48, приказ о приеме на работу от 01.07.2002 № 156), размер начислений составил – 16 004,25 рублей (в т.ч. НДФЛ – 2 081 руб.). Страховые взносы начислены в сумме 4 427,11 руб.

Общий объем использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда ФИО5 составил 20 431,36 руб. (16 004,25 руб. + 4 427,11 руб.).

3) Дежурному по общежитию, ФИО6 (трудовой договор от 17.01.2019 № 1/19, приказ о приеме на работу от 17.01.2019 № 49л), размер начислений составил – 176 333,41 руб. (в т.ч. НДФЛ – 22 923 руб.). Страховые взносы начислены в сумме 52 614,18 руб.

Общий объем использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда ФИО6 составил 228 947,59 руб. (176 333,41 руб. + 52 614,18 руб.).

4) Дежурному по общежитию, ФИО7 (трудовой договор от 07.10.2019 № 89/19, приказ о приеме на работу от 07.10.2019 № 268л), размер начислений составил – 190 280,42 руб. (в т.ч. НДФЛ – 24 736 руб.). Страховые взносы начислены в сумме 57 464,69 руб.

Общий объем использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда ФИО7 составил 247 745,11 руб. (190 280,42 руб. + 57 464,69 руб.).

5) Дежурному по общежитию, ФИО11 (трудовой договор от 01.03.2021 №10/21, приказ о приеме на работу от 01.03.2021 № 82л), размер начислений составил – 148 754,52 рублей (в т.ч. НДФЛ – 19 338 руб.). Страховые взносы начислены в сумме 44 923,87 руб.

Общий объем использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда ФИО11 составил 193 678,39 руб. (148 754,52 руб. + 44 923,87 руб.).

6) Дежурному по общежитию, ФИО9 (трудовой договор от 25.03.2020 № 13/20, приказ о приеме на работу от 25.03.2020 № 80л), размер начислений составил – 110 884,05 руб. (в т.ч. НДФЛ – 14 410 руб.). Страховые взносы начислены в сумме 33 474,90 руб.

Общий объем использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда ФИО9 составил 144 358,95 руб. (110 884,05 руб. + 33 474,90 руб.).

7) Дежурному по общежитию, ФИО12 (дополнительное соглашение от 02.08.2021 к трудовому договору от 18.05.2020 №15/20, приказ о переводе работника на другую работу от 02.08.2021 № 259л), размер начислений составил – 81 152,65 руб. (в т.ч. НДФЛ – 10550 руб.). Страховые взносы начислены в сумме 24 508, 10 руб.

Общий объем использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда ФИО12 составил 105660,75 руб. (81 152,65 руб. + 24 508,10 руб.).

8) Дежурному по общежитию, ФИО13 (трудовой договор от 30.04.2021 №19/21, приказ о приеме на работу от 03.05.2021 № 109л), размер начислений составил – 41 769,84 рублей (в т.ч. НДФЛ – 5430руб.). Страховые взносы начислены в сумме 12 614,49 руб.

Общий объем использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда ФИО13 составил 54384,33 руб. (41 769,84 руб. + 12 614,49 руб.).

9) Воспитателю общежития, ФИО10 (трудовой договор от 12.09.2013 № 29/13, приказ о приеме на работу от 10.09.2013 № 89л), размер начислений составил – 446 740,57 рублей (в т.ч. НДФЛ – 58076 руб.). Страховые взносы начислены в сумме 132 740,11 руб.

Общий объем использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда ФИО10 составил 579480,68 руб. (446 740,57 руб. + 132 740,11 руб.).

Согласно приложенных реестров выплаты заработной платы указанным работникам произведены следующими платежными поручениями: от 22.01.2021 № 40292 (реестр от 22.01.2021); от 05.02.2021 № 121048 (реестр от 05.02.2021); от 18.02.2021 № 217487 (реестр от 18.02.2021); от 26.02.2021 № 252371 (реестр от 26.02.2021); от 04.03.2021 № 294796 (реестр от 04.03.2021); от 23.03.2021 № 406060 (реестр от 23.03.2021); от 07.04.2021 № 497534 (реестр от 06.04.2021); от 23.04.2021 № 625058 (реестр от 23.04.2021); от 29.04.2021 № 679559 (реестр от 29.04.2021); от 21.05.2021 № 791305 (реестр от 21.05.2021); от 07.06.2021 № 898394 (реестр от 07.06.2021); от 23.06.2021 № 2154 (реестр от 23.06.2021); от 07.07.2021 № 95516 (реестр от 07.07.2021); от 22.07.2021 № 203753 (реестр от 22.07.2021); от 27.07.2021 № 229956 (реестр от 27.07.2021); от 30.07.2021 № 256196 (реестр от 30.07.2021); от 05.08.2021 № 297961 (реестр от 05.08.2021); от 23.08.2021 № 408444 (реестр от 23.08.2021); от 07.09.2021 № 501635 (реестр от 07.09.2021); от 23.09.2021 № 614726 (реестр от 23.09.2021); от 07.10.2021 № 713892 (реестр от 06.10.2021); от 22.10.2021 № 833660 (реестр от 22.10.2021); от 08.11.21 № 907421 (реестр от 29.10.2021); от 23.11.2021 № 44571 (реестр от 22.11.2021); от 08.12.2021 № 152417 (реестр от 07.12.2021); от 23.12.2021 № 291625 (реестр от 23.12.2021); от 24.12.2021 № 306976 (реестр от 23.12.2021).

НДФЛ перечислен следующими п/п: от 05.02.2021 № 120751; от 04.03.2021 № 295041; от 07.04.2021 № 497551; от 29.04.2021 № 680062; от 07.06.2021 № 899023; от 07.07.2021 № 101665; от 05.08.2021 № 300372; от 07.09.2021 № 506516; от 07.10.2021 № 717761; от 08.11.2021 № 907963; от 08.12.2021 № 152412; от 24.12.2021 № 306947.

Страховые взносы перечислены следующими п/п: 05.02.2021 № 121175; от 04.03.2021 № 294566; от 07.04.2021 № 497538; от 30.04.2021 № 686739; от 07.06.2021 № 899010; от 07.07.2021 № 101655; от 05.08.2021 № 300319; от 07.09.2021 № 506505; от 07.10.2021 № 717755; от 08.11.2021 № 907957; от 08.12.2021 № 152406; от 24.12.2021 № 306953; 05.02.2021 № 120931; от 04.03.2021 № 294617; от 07.04.2021 № 497540; от 30.04.2021 № 686741; от 07.06.2021 № 899012; от 07.07.2021 № 101657; от 05.08.2021 № 300321; от 07.09.2021 № 506507; от 07.10.2021 № 717757; от 08.11.2021 № 907959; от 08.12.2021 № 152408; от 24.12.2021 № 306951; от 05.02.2021 № 121026; от 04.03.2021 № 294619; от 07.04.2021 № 497542; от 30.04.2021 № 686743; от 07.06.2021 № 899014; от 07.07.2021 № 102240; от 05.08.2021 № 300323; от 07.09.2021 № 506509; от 07.10.2021 № 717759; от 08.11.2021 № 907961; от 08.12.2021 № 152410; от 24.12.2021 № 306949; от 05.02.2021 № 121158; от 04.03.2021 № 294621; от 07.04.2021 № 497544; от 30.04.2021 № 686745; от 07.06.2021 № 899016; от 07.07.2021 № 101659; от 05.08.2021 № 300325; от 07.09.2021 № 506511; от 07.10.2021 № 717742; от 08.11.2021 № 907945; от 08.12.2021 № 152428; от 24.12.2021 № 306965.

Таким образом, Учреждением, в нарушение п. 2.3.1 Соглашения от 15.01.2021 № 23-БУ допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 2 090 346,29 руб. (1 607 971,27 руб. (оплата труда, в том числе НДФЛ) + 482 375,02 руб. (страховые взносы)), выразившееся в оплате труда работников общежития, не связанных непосредственно с оказанием государственных услуг, за счет средств финансового обеспечения государственного задания.

В соответствии со ст. 38 БК РФ в основу исполнения денежных средств заложен принцип адресного и целевого их расходования, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии с п. 1 ст. 78.1. Бюджетного кодекса РФ (далее также – БК РФ) и статьей 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) установлено, что финансирование государственных учреждений осуществляется в виде субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам на основании государственного задания.

В соответствии с п. 3 ст. 69.2 БК РФ Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования

Порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Краснодарского края и финансового обеспечения выполнения государственного задания (вместе с «Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Краснодарского края и финансовом обеспечении выполнения государственного задания») утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.11.2015 № 1081 (далее – Порядок № 1081).

В соответствии с п. 2 Порядка № 1081 государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами государственного учреждения, с учетом предложений государственного учреждения, касающихся потребности в соответствующих государственных услугах и работах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей государственных услуг и работ, уровня удовлетворенности существующими объемом и качеством государственных услуг (работ) и возможностей государственного учреждения по оказанию государственных услуг (выполнению работ), а также показателей выполнения государственным учреждением государственного задания в отчетном финансовом году.

Пунктом 2.2.1. Устава учреждения предусмотрено, что оно осуществляет основной вид деятельности – реализация образовательных программ среднего профессионального образования и основных программ профессионального обучения.

Пунктом 2.3 Устава учреждение вправе осуществлять следующие виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, для достижения целей, ради которых оно создано, и соответствующие этим целям, в том числе: предоставление услуг проживания, пользования коммунальными и хозяйственными услугами в общежитии Учреждения, в том числе гостиничного типа работникам, обучающимся учреждения, иным гражданам, по договорам, заключенным в установленном порядке.

В ЕГРЮЛ в разделе «Сведения о видах деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности» отражены сведения о том, что основным видом деятельности учреждения является «85.21 Образование профессиональное среднее».

Остальная деятельность учреждения, в том числе «55.90 Деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания» относится к дополнительным видам деятельности и отражена в разделе «Сведения о дополнительных видах деятельности».

Как указывалось, выше, государственным заданием Учреждению установлена обязанность оказывать в 2020-2021 годах следующие государственные услуги: реализация образовательных программ среднего профессионального образования; программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих; реализация образовательных программ среднего профессионального образования; программа подготовки специалистов среднего звена; реализация дополнительных общеразвивающих программ; защита прав и законных интересов детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Государственным заданием не предусмотрено оказание Учреждением такой государственной услуги как предоставление общежития.

В плане ФХД Учреждения в состав выплат за счет субсидии на финансовое обеспечение государственного задания по государственным услугам не включены (отсутствуют) выплаты, связанные с оплатой труда работников общежития.

Так, например, по государственной услуге «Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» согласно расчетам (обоснованиям) плановых выплат в плане ФХД указаны: денежная компенсация на питание детям-сиротам; пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей; обмундирование детям-сиротам при выпуске; единовременное денежное пособие выпускникам сиротам; обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и обмундированием; обеспечение детей-сирот бесплатным проездом.

Таким образом, выплаты, связанные с оплатой труда работников общежития, не включены в состав выплат по государственным услугам, на оказание которых выдана субсидия.

Суд пришел к выводу о том, что приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 24.09.2019 N 3727, которым утвержден перечень должностей, где к основному, административно-управленческому и вспомогательному персоналу относятся работники общежития, не может быть применен, поскольку утвержденный перечень относится к определению отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений.

Указанный перечень не содержит в себе разграничений этих должностей по видам деятельности учреждений и соответственно говорить о том, что эти должности относятся к основному виду деятельности учреждения и должны быть оплачены за счет финансирования государственной услуги оснований не имеется.

Статьей 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) установлено, что образовательные программы определяют содержание образования.

В силу ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ и Устава Учреждение относится к профессиональным образовательным организациям, которыми признаются образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования.

Статьей 23 Федерального закона № 273-ФЗ также установлено, что к основным образовательным программам относятся, в том числе образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена.

Согласно ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ образовательное учреждение руководствуется федеральными стандартами, которые включают в себя требования, к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям.

Часть 1 ст. 52 Федерального закона № 273-ФЗ устанавливает, что в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.

В части 2 ст. 52 Федерального закона № 273-ФЗ указано, что право на занятие должностей, предусмотренных ч. 1 ст. 52, имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. N 761н, утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, который предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с п. 17-18 Порядка № 1081 в базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включаются: затраты на оплату труда, в том числе начисления на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включая страховые взносы.

В базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги включаются: затраты на оплату труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги, и начисления на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги.

В соответствии с п. 2 Порядка № 1081 государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами государственного учреждения.

Из приведенных выше норм и при системном их толковании, следует, что субсидию, предоставленную на государственное задание возможно расходовать на оплату труда работников, не связанных с оказанием государственной услуги, но трудовая функция которых выполняется в рамках основного вида деятельности учреждения.

Доводы заявителя с ссылкой на письмо Минфина России от 20.04.2020 № 09-07-07/31689 не могут быть приняты судом, поскольку речь в письме идет о санаторно-курортных учреждениях подведомственных федеральным органам исполнительной власти.

Так же не может быть принят довод о том, что государственное задание не содержит в себе получателей бюджетных средств, перечень лиц, имеющих право получать средства из бюджета, поименован в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ.

Кроме того содержание государственного задания регламентируется п. 4 Положения 1081 и включает показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных услуг (выполняемых работ), порядок контроля за исполнением государственного задания, требования к отчетности об исполнении государственного задания, определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг, порядок оказания соответствующих услуг, предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством РФ, тогда как, штатное расписание - это один из обязательных документов для любой организации, которые применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее уставом и не содержит информации о получателях бюджетных средств.

Суд пришел к выводу о том, что нормы Закона № 273-ФЗ ч. 2 ст. 27, ч. 1 ст.39, ч. 1 ст. 52 , а так же Положения об общежитии, Устава учреждения, согласно которых образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, в том числе общежитие, предоставлять для обучающихся жилые помещения в общежитиях, не могут быть применены при рассмотрении вопроса финансирования государственного задания, поскольку в соответствии с п. 2 Порядка № 1081 государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, а деятельность структурного подразделения (общежития) не является основным видом деятельности учреждения.

Доводы заявителя о том, что находящееся на его балансе общежитие не является источником дохода для учреждения несостоятельны и не могут быть приняты судом, так как в соответствии с п. 1.2 Положения об общежитии, студенческое общежитие находится в структуре профессионального образовательного учреждения и содержится за счет средств краевого бюджета, платы за использование общежитием и других средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

В соответствии с п. 2.3.13 Устава учреждение имеет право предоставлять услуги проживания работникам, обучающимся и иным гражданам.

Согласно п. 4.2 Положения, обучающие проживающие в общежитие вносят плату за пользование жилым помещением (наем) и плату за коммунальные услуги по договору.

Как следует из представленной информации от 14.03.2021, подписанной главным бухгалтером ФИО14, денежные средства, получаемые Учреждением в виде оплаты услуг общежития, относятся к источникам поступления собственных доходов Учреждения. Средств от оплаты услуг общежития в 2020 г. поступило в сумме 2 271292 руб.

Таким образом, общежитие, предоставляющее услуги проживания иным лицам и взымающее плату за эти услуги, является источником дохода и, соответственно, не может финансироваться за счет средств субсидии на финансовое обеспечение государственного задания.

Довод учреждения о том, что плата за проживание в общежитии не может быть использовано учреждением для оплаты труда административно-управленческого и иного персонала судом отклоняется, поскольку не подтверждается материалами дела - документы, подтверждающие данное обстоятельство в материалы дела не представлено.

Суд отклоняет довод учреждения о том, что в структурном подразделении общежитие могут быть расположены три учебные лаборатории «туризма», «повара-кондитера», «гостиничного дела», для проведения занятий в которых имеются оборудованные помещения и для обеспечения порядка и охраны здоровья обучающихся во время обучения задействованы дежурный и заведующий общежития так как структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации.

Положением об общежитии, а также Уставом учреждения, расположение в структурном подразделении (общежитии) учебных лабораторий, классов, аудиторий не предусмотрено.

Ссылка заявителя на обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2019, по итогам рассмотрения конкретного дела, где судом исследован вопрос территориальной принадлежности общежития и образовательной организации применительно к запрету на торговлю алкогольной продукцией и не в полной мере соотносится с обстоятельствами рассматриваемого спора.

В рассматриваемом же деле спорным вопросом является финансирование государственного задания образовательного учреждения, регламентированного бюджетным законодательством. В таком контексте общежитие не является образовательной организацией и не может быть признано структурным подразделением осуществляющим основной вид деятельности учреждения.

Кроме того, судебная практика, приведенная в обзоре имеет отношение к делам по административному законодательству и положений кодекса об административных правонарушениях связанных с государственным регулированием производства и оборота алкогольной продукции и об ограничении в реализации этой продукции в зданиях, строениях, сооружениях и помещениях студенческих общежитий, тогда как оспариваемое представление имеет свою отраслевую специфику.

В соответствии с п. 3 Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.11.2015 № 1081 (ред. от 31.07.2023) "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Краснодарского края и финансового обеспечения выполнения государственного задания".

Государственное задание формируется в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, утвержденными в порядке, установленном Правительством РФ (далее - общероссийские базовые перечни), а также в соответствии с региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые перечни, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Краснодарского края.

При установлении государственному учреждению Краснодарского края государственного задания на оказание нескольких государственных услуг (выполнение нескольких работ) государственное задание формируется из нескольких разделов, каждый из которых содержит требования к оказанию одной государственной услуги (выполнению одной работы).

Объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным учреждением Краснодарского края.

Из толкования приведенных норм и государственного задания имеющегося в материалах дела, следует, общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг не содержат показателей, характеризующих содержания государственной услуги в виде услуги проживания в общежитиях, а те показатели которые указаны в государственном задании поименованы услугой, относящейся к образовательным услугам в соответствии с основным видом деятельности учреждения.

В соответствии со ст. 306.4. БК РФ направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств признается нецелевым использованием бюджетных средств.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

Вместе с тем, в соответствии со ста. 65 АПК РФ, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.

Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа недействительными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ»).

Таким образом, оценив представленное государственное задание, в совокупности с иными доказательствами по делу, суд пришел к выводу, что заявленные требования о признании недействительным представления от 24.05.2022 № 22-012 не подлежат удовлетворению, так как оспариваемое представление является исполнимым, вынесено уполномоченным органом, кроме того, заявитель не доказал, каким образом нарушены его права и законные интересы.

Расходы по оплате государственной пошлины, суд, в соответствии с правилами ст.110 АПК РФ, следует отнести на заявителя.

Руководствуясь статьями, 110, 167-170, 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в установленный Законом срок.

Судья А.В. Лесных.