НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Краснодарского края от 12.08.2008 № А32-11423/08

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело №А-32-11423/2008-33/196

12 августа 2008 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Диденко В.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Диденко В.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

предпринимателя ФИО1, г. Геленджик

к ГУ УПФ РФ в г. Геленджике, г. Геленджик

о признании незаконным требования №1434-1 от 31.03.08 г.

при участии

от заявителя: не явился, уведомлен

от заинтересованного лица: ФИО2 – дов. от 10.04.08 г.

УСТАНОВИЛ:

Предприниматель ФИО1, г. Геленджик обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным требования ГУ УПФ РФ в г. Геленджике №1434-1 от 31.03.08 г. о взыскании недоимки на страховую часть в сумме 1232 руб., пени – 34,26 руб.

Заявитель в судебное заседание не прибыл, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что инвалиды-предприниматели освобождены от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд.

ГУ УПФ РФ в г. Геленджике возражает против удовлетворения требований.

Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил.

ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждено свидетельством №031 от 06.03.2000 г., ИНН<***>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ГУ УПФ РФ в г. Геленджике направлено ФИО1 требование №1434-1 от 31.03.08 г. об уплате задолженности за 2007 г. по страховым взносам на страховую часть в сумме 1232 руб., пени по страховой части в сумме 34,26 руб. за период с 10.01.08 г. по 31.03.08 г.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона №167-ФЗ от 15.12.01 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2007 №156 "О стоимости страхового года на 2007 год" утверждена стоимость страхового года на 2007 год в размере 1848 рублей.

Пунктом 3 Правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 №148, установлено, что размер фиксированного платежа на месяц рассчитывается путем деления стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации, на 12.

В случае если рассчитанный на месяц в указанном порядке размер фиксированного платежа не превышает минимального размера фиксированного платежа, установленного статьей 28 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ, уплата фиксированного платежа осуществляется в минимальном размере.

Согласно пункту 4 указанных Правил фиксированный платеж за текущий год уплачивается не позднее 31 декабря этого года.

В силу пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 №148, уплата фиксированного платежа осуществляется страхователями в виде отдельных платежных поручений на финансирование каждой части трудовой пенсии. При этом две трети от суммы фиксированного платежа направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии и одна треть - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Таким образом, индивидуальными предпринимателями, за 2007 год страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачиваются исходя из утвержденной стоимости страхового года.

К страхователям, которые уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа исходя из стоимости страхового года применяются Правила уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 №582.

Положения главы V "Порядок определения суммы недоимки и пеней страхователей, уплачивающих страховые взносы в виде фиксированного платежа, включаемой в требование" Временных методических рекомендаций по организации работы по взысканию недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, проводимой территориальными органами ПФР совместно с органами Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов, утвержденных Постановлением Правления ПФР от 30.03.2007 №78п, применяются к страхователям, уплачивающим страховые взносы в виде фиксированного платежа исходя из стоимости страхового года, с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 №148, Постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.2007 №156.

Фиксированный платеж за 2007 год составлял на страховую часть трудовой пенсии - 1232 рубля и на накопительную часть трудовой пенсии - 616 рублей.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного суда РФ от 12.04.05 г. №164-О, №165-О, нормативные положения пунктов 1-3 ст. 28 Закона №167-ФЗ по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не предполагают возложение на индивидуальных предпринимателей ДД.ММ.ГГГГ года рождения и старше (а в 2002 -2004 годах – мужчин ДД.ММ.ГГГГ года рождения и старше и женщин ДД.ММ.ГГГГ года рождения и старше) обязанности уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа в части, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Следовательно, предприниматель ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не обязана уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Фиксированный платеж на финансирование страховой части трудовой пенсии подлежит уплате ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, 19.05.05 г. ФИО1 установлена инвалидность 2 группы и она получает в связи с этим ежемесячную денежную выплату, а также получает пенсию по старости (справки Пенсионного фонда представлены в материалах дела).

Федеральным законом от 17.12.01 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» регламентированы условия назначения трудовой пенсии по старости.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона №173-ФЗ порядок финансирования частей трудовых пенсий определяется Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.01 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» предприниматель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в силу п. 2 ст. 14 данного закона обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Таким образом, в отличии от права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которое не связывается законодателем с уплатой страховых взносов, право на трудовую пенсию реализуется в случае уплаты страховых взносов.

Отнеся к лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, индивидуальных предпринимателей, и закрепив, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда РФ страховые взносы, законодатель не предусмотрел при этом какие-либо исключения в отношении тех из них, кому уже назначены и выплачиваются пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

С учетом изложенного, предприниматель ФИО1, получающая пенсию по старости и ежемесячную денежную выплату по инвалидности, имеет право на получение трудовой пенсии по старости, что подразумевает уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Данная позиция отражена в определении Конституционного Суда РФ от 24.05.05 г. №223-О.

Довод предпринимателя о том, что являясь инвалидом 2 группы и получая пенсию по старости, она подлежит освобождению от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 23.12.99 г. №18-П, является ошибочным ввиду следующего.

Исходя из Федерального закона от 15.12.01 №167-ФЗ и Федерального закона от 31 декабря 2001 года №198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью единого социального налога. Часть этого налога, зачислявшаяся ранее в ПФ РФ, направляется в федеральный бюджет и предназначается для выплаты базовой части трудовой пенсии.

Согласно статье 3 Федерального закона от 15.12.01 №167-ФЗ страховые взносы определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФ РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете, а статьей 8 НК РФ дается понятие налога как обязательного, индивидуально безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 НК РФ.

Статьей 239 НК РФ установлена налоговая льгота по уплате единого социального налога. Данный налог предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

Однако поскольку Федеральным законом от 15.12.01 №167-ФЗ предусмотрена иная природа этих обязательных платежей, то на них не распространяются положения статьи 239 НК РФ.

Следовательно, платежи на обязательное пенсионное страхование на страховую часть предпринимателем ФИО1 должны вноситься в полном объеме, независимо от того, является ли она инвалидом и (или) получает пенсию по старости.

Ссылка предпринимателя на Постановление КС РФ от 23.12.99 №18-П, является неправомерной, поскольку данное Постановление не распространяется на Федеральный закон от 15.12.01 №167-ФЗ, регулирующий новый вид правоотношений в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяющий правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Согласно п. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на орган, принявший этот акт.

Пенсионный фонд доказал законность и обоснованность принятого им требования, а предприниматель не представил суду необходимых и достаточных доказательств несоответствия требования №1434-1 от 31.03.08 г. об уплате недоимки по страховым взносам на страховую часть в сумме 1232 руб., пени в сумме 34,26 руб. Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании».

Судом проверен и подтвержден как расчет фиксированного платежа на страховую часть пенсии, так и пени за просрочку платежа за период с 10.01.08 г. по 31.03.08 г.

При таких обстоятельствах в удовлетворении требований предпринимателя ФИО1 следует отказать.

Определением от 20.06.08 г. арбитражным судом приняты обеспечительные меры и приостановлено действие требования ГУ УПФ РФ в г. Геленджике №1434-1 от 31.03.08 г. об уплате недоимки по страховым взносам, пеням, штрафам предпринимателем ФИО1

Из содержания ст. ст. 90, 93, 97 АПК РФ следует, что отмена принятой судом обеспечительной меры возможна в тех случаях, когда отпали обстоятельства, послужившие основанием для ее принятия, либо появились новые обстоятельства, обосновывающие необходимость отмены меры обеспечения иска.

В силу указаний пункта 14 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 07.07.2004 №78 обеспечительные меры подлежат отмене, если отпали основания их применения.

При таких обстоятельствах, подлежат отмене обеспечительные меры, принятые определением от 20.06.08 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 28 Федерального закона №167-ФЗ от 15.12.01 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», Федеральным законом от 17.12.01 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст.ст. 27, 29, 159, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований предпринимателя ФИО1 - отказать.

Отменить обеспечение заявления, принятое определением от 20.06.08 г.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его вынесения в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья В.В. Диденко