НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Краснодарского края от 12.02.2024 № А32-3440/2023


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар                                                                                          Дело № А32-3440/2023

12 февраля 2024 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 февраля 2024 года

Решение в полном объеме изготовлено   12 февраля 2024 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Шкира Д.М.

при ведении протокола судебного помощником судьи Погореловой П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Сервис Логистик Плюс», г. Новороссийск, Краснодарский край  (ИНН 2315143454,  ОГРН 1082315003242)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску, г. Новороссийск, Краснодарский край

о признании недействительным решения от 04.05.2022 № 2060, 

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен;

от заинтересованного лица: Серга П.В. - доверенность от 20.02.2023 № 65-23/16 (диплом),

УСТАНОВИЛ:

 Общество с ограниченной ответственностью «Сервис Логистик Плюс»,
г. Новороссийск, Краснодарский край (далее - заявитель, общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края с требованием к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску, г. Новороссийск (далее – Инспекция, налоговый орган),  о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по  г. Новороссийску, г. Новороссийск, Краснодарский край от 04.05.2022 № 2060 привлечении к ответственности за свершение налогового правонарушения.

Надлежаще извещенный представитель заявителя в судебное заседание не явился свои доводы, изложил в заявлении и дополнительных письменных пояснениях.

Так указал, что налоговым органом при вынесении оспариваемого решения нарушены нормы Налогового кодекса Российской Федерации при процедуре рассмотрения материалов камеральной проверки в части не получения обществом акта камеральной проверки. Предприятие не получало извещение и не могло знать о начале и окончании проверки.

О решении стало известно после истечения установленного срока на обжалование, ознакомившись с решение общество выявив ошибки в поданной декларации (абз. 1 п.1 статьи 81 НК РФ) подало корректировочную декларацию.

Общество, в установленном порядке оспариваемое решение было обжаловано в вышестоящий орган с представлением всех необходимых документов, однако вышестоящим органом также было отказано в удовлетворении жалобы.

Представитель инспекции в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, поддержал доводы, изложенные в отзыве и дополнительных письменных пояснениях. 

Так указал, что в рамках проведенной камеральной проверки общества по представленной декларации по УСН за 2019год, представленной с нарушением срока 17.11.2020, налоговым органом выявлены недостоверное отражение полученной выручки в результате чего доначислен налог по УСН (доходы минус расходы) в сумме 660 374руб., пени в сумме 188 558,79руб. общество привлечено к налоговой ответственности по п.1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 132 075руб. и по п. 1 статьи 119 НК РФ в сумме 165 093руб.

Обществу в установленном порядке был направлен акт камеральной проверки и извещено о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки.

Суд, выслушав представителя налогового органа в предварительном судебном заседании и в судебном заседании, исследовав материалы дела, изучив все представленные сторонами документальные доказательства и оценив их в совокупности, в порядке статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, обществом в адрес инспекции 17.11.2020 была направлена первичная декларация по УСН (доходы минус расходы) за период 2019года, где  выручка была отражена в сумме56 825руб., расходы отражены в сумме 55 792руб. к доход исчислен в сумме и исчислен к уплате налог в сумме 568руб.

  Инспекцией в отношении общества была проведена камеральная проверка представленной декларации, правильности   заявленного дохода.

В адрес общества было направлено требование  о предоставлении пояснений
№25 от 14.01.2021, требование о предоставлении пояснений №11083 от 16.12.2020  о предоставлении пояснений и документов которым обществу необходимо было в течение 5-ти дней со дня вручения требования представить для проверки следующие документы: заверенную книгу доходов и расходов по УСН за 2019год, авансовые отчеты с платежными документами за период 2019год подтверждающие расходование денежных средств на хозяйственные нужды, либо представить уточненную декларацию.

Указанные требования обществу были направлены в электронном виде по системе ТКС.

 По результатам камеральной проверки инспекцией был составлен акт налоговой проверки от 02.03.2021 №3215. Указанный акт был направлен по юридическому адресу общества заказной корреспонденцией 05.03.2021, что подтверждается реестром почтовых отправлений. Указанная корреспонденция не была доставлена обществу по причине «неудачной попытки вручения», что отражено на сайте Почты России за номером почтового идентификатора 80085458476085.

Рассмотрев указанный акт камеральной  проверки инспекцией было вынесено  решение №  2060 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 04.05.2022, которым обществу доначислен налог по УСН (доходы минус расходы) в сумме 660 374руб., пени в сумме 188 558,79руб. общество привлечено к налоговой ответственности по п.1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 132 075руб. и по п. 1 статьи 119 НК РФ в сумме 165 093руб.

 Основанием для доначисления налога по УСН послужило не представление обществом затребованных документов подтверждающих обоснованность заявленного дохода и определения дохода на основании полученных сведений из банка о движении денежных средств по расчетному счету общества. Сумма расходов, заявленная обществом в декларации налоговым органом не корректировалась.

Общество не согласно с выводами инспекции, изложенными в вышеуказанном решении  о доначислением налога и привлечением к ответственности, в связи с чем обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.

Решением по жалобе от 02.12.2022 №25-12/35330 Управлением ФНС по Краснодарскому краю обществу отказано в удовлетворении жалобы. Отказ мотивирован тем, что инспекцией при проведении проверки и рассмотрении материалов проверки соблюдены требования НК РФ и не было допущено процессуальных нарушений.

Не согласие с вынесенным решением послужило основанием для обращения с настоящим заявлением в суд.

Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 1 статьи 64 АПК РФ установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Статьей 71 АПК РФ установлено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

Как следует из материалов дела ООО «Сервис Логистик Плюс» состоит на учете в ИФНС по г. Новороссийску с 14.04.2008г. и зарегистрировано по юридическому адресу: 353922, Россия Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Героев Десантников, дом 10, кв. 64. Общество с 16.11.2011 по 12.01.2022 применяло упрощенную систему налогообложения с объектом «доход минус расход».

Общество зарегистрировано в налоговом органе в качестве юридического лица с 14.04.2008 г. и носило наименование «Стройэкосервис» ИНН 2315143454. С 20.01.2022 Общество сменило название на ООО «Сервис Логистик Плюс» ИНН 2315143454.

Как следует из материалов дела Общество 17.11.2020 г. представило в Инспекцию первичную декларацию по УСН за 2019 год, рег.№ 1096573116 с исчисленным налогом к уплате в размере 568 руб., при этом сумма полученных доходов составила- 56 825 руб., сумма произведённых расходов составила 55 792 руб.

В рамках проведения камеральной Инспекция установила расхождение между данными декларации и данными выписки банка по операциям на счетах налогоплательщика за аналогичный период. В связи с этим Инспекцией в адрес налогоплательщика, электронно по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) направила требования о предоставлении пояснений: № 11083 от 16.12.2020г. – от налогоплательщика получен отказ в получении документа -25.12.2020 г.; № 25 от 14.01.2021г. -  от налогоплательщика получен отказ в получении документа -23.01.2021 г.

Камеральная налоговая проверка декларации по УСН за период 2019г. окончена -17.02.2021 г. По окончании камеральной налоговой проверки составлен акт № 3215 от 02.03.2021г.

Акт камеральной проверки № 3215 от 02.03.2021 года и с извещением № 3970 от 02.03.2021 г. о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки, назначенных на 29.04.2021 г., Инспекция отправила налогоплательщику по почте заказным письмом от 05.03.2021 г. по юридическому адресу Общества: 353922, Россия Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Героев Десантников, дом 10, кв. 64, что подтверждается реестром № 157 от 05.03.2021 г. отправки заказной корреспонденции. Согласно штампу почты отправка документов Инспекцией осуществлена 09.03.2021 г. По информации, содержащейся на официальном сайте АО «Почта России» отправление с штриховым почтовым идентификатором (далее ШПИ) 80085458476085 прибыло в место вручения 10.03.2021 г. направленные по адресу регистрации Общества – не получены.

В связи с неявкой ООО «Сервис Логистик Плюс» на рассмотрение материалов проверки Инспекцией вынесено решение об отложении № 2001 от 29.04.2021г. и извещение № 7711 от 29.04.2021 г. Документы направлены по почте на юридический адрес организации, а также по адресу проживания руководителя организации Сухопарова С.А. (реестр почтового отправления № 81 от 06.05.2021) Согласно отчету об отслеживании отправлений с почтовыми идентификаторами: 80089160202763 (руководитель) и 80089160202770 (Общество), документы, направленные по адресу проживания руководителя получены - 19.05.2021г., документы, направленные по адресу регистрации Общества – не получены.

В связи с неявкой ООО «Сервис Логистик Плюс» на рассмотрение материалов проверки Инспекцией вынесено решение об отложении № 2644 от 15.06.2021г. и извещение № 9611 от 15.06.2021 г. о времени месте рассмотрения материалов проверки. назначенное на 19.07.2021 г., направленные по почте по юридическому адресу организации (реестр почтового отправления № 28 от 22.06.2021) и согласно ШПИ 80094561454736 Почты России налогоплательщиком получены -25.06.2021г.

В целях получения дополнительных доказательств в подтверждение факта нарушения законодательства, по итогам рассмотрения материалов проверки, Инспекция  вынесла решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля № 26 от 19.07.2021 г., которое отправлено налогоплательщику по почте 20.07.2021г. вместе с извещение № 10162 от 19.07.2021 о времени и месте рассмотрения материалов проверки, назначенное на 19.08.2021 (реестр почтового отправления № 127 от 21.07.2021) Согласно ШПИ 80094562674591 Почты России документы получены налогоплательщиком -13.08.2021 г.

В связи с неявкой налогоплательщика Инспекцией вынесено решение об отложении рассмотрения материалов проверки № 3281 от 19.08.2021г. и извещение № 10925 от 19.08.2021г. о назначении рассмотрения на 21.09.2021 г. Документы направлены налогоплательщику почтовым отправлением № 134 от 23.08.2021 и согласно ШПИ 80095963786715 Почты России налогоплательщиком не получены.

По результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля 09.11.2021г. Инспекцией вынесено дополнение к акту камеральной проверки № 39 и направлено в адрес налогоплательщика вместе с протоколом ознакомления с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля и реестром документов, полученных в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (всего на 142 листах). Документы вместе с извещением о месте и времени рассмотрении материалов проверки № 15167 от 09.11.2021, назначенных на 28.12.2021 г., направлены налогоплательщику почтовым оправлением № 153 от 12.11.2021, и согласно ШПИ 80089366830854 Почты России налогоплательщиком не получены.

Дополнение к акту камеральной проверки № 39 от 09.11.2021г. с извещением № 19674 от 28.12.2021г. о времени и месте рассмотрении материалов проверки, назначенных на 24.02.2022 г., а также с материалы дополнительных мероприятий налогового контроля были направлены налогоплательщику повторно почтовым отправлением №144 от 20.01.2022 г., и согласно ШПИ 80092168057558 Почты России налогоплательщиком не получены.

В связи с неявкой налогоплательщика на рассмотрение материалов проверки, вынесено решение об отложении № 1624 от 24.02.2022г. и извещение № 2549 от 24.02.2022г. о времени и месте рассмотрения материалов проверки, назначенных на 28.03.2022 г. Документы отправлены налогоплательщику почтовым отправлением с реестром № 39 от 01.03.2022 г., и согласно ШПИ 80101569867762 Почты России налогоплательщиком не получены.

Инспекцией вынесено решение об отложении № 2915 от 28.03.2022г. и извещение № 4531 от 28.03.2022г. о времени и месте рассмотрения материалов проверки, назначенных на 04.05.2022 г. Документы направлены налогоплательщику почтовым отправлением с реестром № 89 от 01.04.2022г., и согласно ШПИ 80103970270216 Почты России налогоплательщиком не получены.

Инспекцией произведено рассмотрение материалов проверки 04.05.2022 № 4823 при надлежащем уведомлении налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов проверки Инспекцией и по итогам рассмотрения вынесено решение от 04.05.2022 № 2060 о привлечении ООО «Сервис логистик Плюс» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение от 04.05.2022 № 2060 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения Инспекция направила налогоплательщику 24.05.2022 заказным письмом по юридическому адресу, отправление с ШПИ 80096072014690 прибыло в место вручения 25.05.2022, адресатом получено - 30.05.2022 г.

Таким образом материалами дела подтверждается, что Инспекция надлежащим образом и неоднократно уведомляла Заявителя о месте и времени рассмотрения материалов проверки, направляла извещения по адресу регистрации юридического лица, так и по адресу регистрации руководителя.

В свою очередь, Общество, зная о проведении в отношении него камеральной налоговой проверки, возражений на акт, дополнение к акту, либо иных пояснений и ходатайств в налоговый орган не представило, явку своего представителя в налоговый орган для участия в рассмотрении материалов проверки не обеспечило.

В соответствии с пунктом 2 статьи 101 НК РФ, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов. В силу абзаца 3 пункта 4 статьи 31 НК РФ в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

Согласно п. 5 статьи 31 НК РФ в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом налогоплательщику - российской организации (ее филиалу, представительству) - по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц.

По смыслу п.1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное юридическому лицу, должно быть направлено по месту нахождения юридического лица.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Государственная регистрация налогоплательщика по месту нахождения юридического лица влечёт за собой определённые обязанности, в том числе и обязанности по обеспечению получения корреспонденции.

Отсутствуя по адресу, заявленному в ЕГРН, налогоплательщик лишает себя возможности быть уведомленным надлежащим образом о событиях, имеющих существенное значение для своей деятельности. Одновременно, указанные обстоятельства, могут расцениваться как уклонение налогоплательщика от получения каких-либо документов, связанных с его финансово-хозяйственной деятельностью.

Положения абз. 2 п. 5 статьи 31 НК РФ, п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» закрепляют, что в случае направления документов используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте, такие документы направляются налоговым органом налогоплательщику-российской организации (ее филиалу, представительству) по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).

В соответствии с п. 3 статьи 54 ГК РФ, п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Таким образом, доводы Заявителя об отсутствии возможности подать возражения на акт камеральной налоговой проверки № 3215 от 02.03.2021 г.  в силу его не направления в адрес организации и не вручения руководителю своевременно, не находят надлежащего подтверждения.

Кроме того, в материалах дела имеется подтверждение вручения корреспонденции Инспекции по адресам как Общества, так и по адресу его руководителя.

Так, согласно сайту Почты России Обществом получены следующие документы: решение об отложении № 2001 от 29.04.2021г. и извещение № 7711 от 29.04.2021г.с копией акта № 3215 от 02.03.2020г. (получены-19.05.2021г. по адресу проживания руководителя организации), решение об отложении № 2644 от 15.06.2021г. и извещение № 9611 от 15.06.2021 г. (получены-25.06.2021г.), решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля № 26 от 19.07.2021года (получено-13.08.2021г.), решение № 2060 от 04.05.2022 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (получено налогоплательщиком 30.05.2022г.).

Довод Заявителя о не направлении акта камеральной налоговой проверки в личный кабинет налогоплательщика не основан на нормах законодательства, в силу того, что по правилам статьи 31 НК РФ налоговый орган вправе сам выбрать способ уведомления (извещения) налогоплательщика.

Инспекция, руководствуясь необходимостью направления акта камеральной проверки № 3215 от 02.03.2021г. и приложений к нему (выписка банка по операциям на счетах налогоплательщика за период 2019г.), учитывая, что ранее Общество неоднократно отказывалось от получения документов (требования в рамках проверки), направленных по ТКС, выбрала способ последующей отправки документов заказной почтовой корреспонденцией по адресу регистрации Общества.

Таким образом доводы Заявителя о несоблюдении налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, в связи с не извещением налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов проверки подлежат отклонению.

В соответствии с п. 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

По смыслу всесторонне исследованных и подтвержденных обстоятельств дело нарушений, влекущих отмену решения налогового органа, судом не усматривается.

Судом также исследованы и оценены материалы налоговой проверки, послужившие основанием для вынесения оспариваемого решения № 2060 от 04.05.2022 г.

Инспекция привлекла Общество к налоговой ответственности, доначисляла налог и соответствующие пени, установив несоответствие доходов, отраженных налогоплательщиком в декларации, данным, полученным в результате мероприятий налогового контроля.

Так, по данным налогоплательщика, отраженным им в первичной декларации по УСН за 2019 год (рег.№ 1096573116) налог к уплате исчислен в размере 568 руб., сумма полученных доходов составила - 56 825 руб., сумма произведённых расходов составила 55 792 руб.

Инспекция в ходе контрольных мероприятий направила запросы в кредитные учреждения: ПАР «ПромсвязьБанк» Южный, ПОА Газрпомбанк Южный и из полученных сведений установила, что расхождение между данными декларации и данными выписки банка по операциям на счетах налогоплательщика составило: доходов по данным декларации - 56 825 руб., по данным выписки банка - 4 462 069 руб.

Направляя в адрес налогоплательщика требования № 11083 от 16.12.2020г. (отказ в получении 25.12.2020г.), № 25 от 14.01.2021г. (отказ в получении 23.01.2021г.), Инспекция просила предоставить пояснения в части установленного занижения доходной части декларации. Также Инспекция направила требования в адрес контрагентов Общества о  предоставлении, которые подтвердили доход организации за налоговый период в размере 4 462 069 руб.    Обществом не представлены пояснения и документы, относительно сведений, отраженных в налоговой декларации.

По итогам камеральной налоговой проверки сумма доходов ООО «Сервис Логистик Плюс» по УСН за 2019 год, подтвержденная мероприятиями налогового контроля, составила – 4 462 069 р., сумма расходов – 55 792 руб., налоговая база за налоговый период составила: 4 406 277 руб. (4 462 069-55 792); сумма налога к уплате по данным налогового органа составила 660 942 руб., сумма самостоятельно исчисленного Обществом налога составила 568 руб.

Таким образом, в результате контрольных мероприятий Инспекция установила занижение налоговой базы по УСН на сумму 660 374 руб. (660 942-568).

В соответствии с пунктами 1 и 2  статьи 346.17 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод). Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. 

В силу п. 1 статьи 346.21 НК РФ налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Ставка УСН за налоговый период 2019 год составляет 15%.

Согласно статьи 252 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По окончании камеральной налоговой проверки, а также на момент вынесения оспариваемого решения №  2060 от 04.05.2022 г. уточненные декларации Обществом не заявлялись.

Согласно п. 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

По данным карточки расчетов с бюджетом ООО «Сервис Логистик Плюс» у последнего на дату вынесения оспариваемого решения налог не уплачен, имелась недоимка в размере 568 руб. В связи с чем Инспекция привлекала Общество к налоговой ответственности за неуплату налога по п. 1 статьи 122 НК РФ в результате чего сумма штрафа составила: 660 374*20% = 132 075 руб.

Также, Инспекция установила, по УСН за 2019 год, рег.№ 1096573116 подана с пропуском установленного срока. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 г. № 409 (ред. от 30.05.2020) «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» установленный Налоговым кодексом РФ срок представления налоговых деклараций, в том по УСН, срок представления которых приходится на март-май 2020 г. продлен на 3 месяца.

Поскольку декларация за 2019 год представлена ООО «Сервис Логистик Плюс» - 17.11.2020 г., пропуск установленного законом срока составил 5 мес. (с 30.06.2020 по 16.11.2020).

Согласно п. 1 статьи 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной (не перечисленной) в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате, перечислению) на основании данной налоговой декларации (расчета), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Инспекция привлекла Общество к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 165 093 руб. (660 374*5*5%).

Решение о привлечении к ответственности № 2060 от 04.05.2022 направлено в адрес ООО «Сервис Логистик плюс» по почте – 23.05.2023, и согласно данным сайта почта России получено налогоплательщиком – 30.05.2022 г. Поскольку согласно п. 9 статьи 101 НК РФ оспариваемое решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было оно вынесено, решение вступило в силу – 01.07.2022 г. 

По сведениям налогового органа судом также установлено, что 31.08.2022 г. ООО «Сервис Логистик Плюс» представило в Инспекцию уточненную декларация по УСН за период 2019г. (номер корректировки 1), рег. № 1557937273 с исчисленным налогом к уплате в размере 171 715 руб.: сумма полученных доходов составила- 4 594 621 руб., сумма произведенных расходов составила- 3 449 853 руб. 11.10.2022г. Общество представило вторую уточненную декларацию по УСН за период 2019г. (номер корректировки 2), рег. № 1576948423 с исчисленным налогом к уплате в размере 73 853 руб.: сумма доходов, отраженных в уточненной декларации составила - 4 398 097 руб., сумма расходов по данным налогоплательщика - 3 905 742 руб.

Таким образом уточненную декларацию общество направило в налоговый орган после принятия решения по камеральной проверке представленной первичной декларации.

В соответствии с п.п.1 пункта 4 статьи 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Так из материалов дела следует, и не оспаривается Заявителем, что согласно уточненных деклараций №1 и № 2 Общество указало доходную часть сначала в размере - 4 594 621 руб. (корректировка 1), а затем в размере - 4 398 097 руб. (корректировка 2), увеличив при этом сумму расходов до 3 449 856 руб. по декларации с корректировкой 1 и до 3 905 742 руб. по декларации с корректировкой 2.

Заявителем в материалы дела в  обоснование расходов, отраженных в уточненной налоговой декларации, представлены:

- книга учета доходов и расходов по УСН за период 2019г.;

- оборотно-сальдовая ведомость по счету 10 за 2019 г.;

-  расходно-кассовые ордера: от 31.03.2019 № 4; от 30.09.2019 № 6; от 28.11.2019 № 7; от 28.11.2019 № 8; от 29.11.2019 №9, от 29.11.2019 № 10, от 29.11.2019 № 11, от 05.12.2019 № 12, от 05.12.2019 № 13, от 27.12.2019 № 17, от 27.12.2019 № 18, от 30.12.2019 № 19, от 31.12.2019 № 21.

- банковская выписка по счету клиента за период 01.04.2019 – 30.06.2019

- авансовый отчет №1 от 28.02.2019 на сумму 13500 руб. (подтверждающие документы в обоснование расходов не представлены)

- банковская выписка по счету клиента за период 01.07.2019 – 30.09.2019

- банковская выписка по счету клиента за период 01.10.2019 – 31.12.2019

- акты по аренде нежилого помещения у ООО «Ментона» за январь, февраль, апрель, май, июль, август, октябрь, ноябрь 2019г., всего на сумму 166 576 руб.

- авансовые отчеты (подтверждающие документы в обоснование расходов не представлены)

- платежные ведомости

-авансовые отчеты с товарными и кассовыми чеками к ним, всего на сумму 887724 руб., согласно которым денежные средства были выданы на приобретение строительных материалов: арматура, резка, акриловая краска, утеплители, короед, дюбеля, монтажная пена.

Указанные документы в рамках камеральной налоговой проверки оспариваемого решения Обществом не представлялись.

Суд, исследовав указанные документы, пришел к следующим выводам.

Исходя из данных книги учета доходов и расходов установлена выдача денежных средств под отчет в общей сумме 1 932 036,60 руб., а также расходы на оплату труда и страховые взносы в общей сумме 994 500 руб.

В то же время расходы в виде выдачи денежных средств под отчет в сумме 1 932 036,60 руб. не находят подтверждение как расходование денежных средств на хозяйственные нужды, не подтверждены авансовыми отчетами, товарными чеками.

Включение в налогооблагаемую базу   расходов в сумме 994 500 руб., отраженных в книге учета доходов и расходов, как расходы на оплату труда и страховые взносы не подлежат учету в качестве таковых, поскольку опровергаются представленными Обществом расчетами сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма № 6-НДФЛ) за периоды за 3 месяца, квартальный; за 6 месяцев, квартальный; за 12 месяцев, квартальный с суммой налога к уплате в размере 0 руб. Также по данным Инспекции страховые взносы в 2019г. Общество не оплачивало. В связи с чем, расходы на оплату труда, страховые взносы в общей сумме 994 500 руб. не могут быть включены в налогооблагаемую базу по УСН за период 2019г.

Отсутствие пояснений об использовании строительных материалов по товарным и кассовым чекам на общую сумму 887 724 руб. не позволяет в рамках действующего законодательства учесть указанные затраты на расходы в целях налогообложения УСН. Так, согласно представленных документов денежные средства были выданы на приобретение следующих строительных материалов: арматура, резка, акриловая краска, утеплители, короед, дюбеля, монтажная пена и пр. в деятельности организации. Согласно выписке банка оплата от контрагентов поступала за геодезические работы, консультационные услуги, разработку сметной документации, оплата по договору. При этом обоснованность несения затрат на строительные материалы и консультационный услуги не подтверждается. Представленные Обществом чеки не носят нечитаемый характер.

Заявителем представлены оборотно-сальдовая ведомость по счету 10 за 2019 г. и  расходно-кассовые ордера: от 31.03.2019 № 4; от 30.09.2019 № 6; от 28.11.2019 № 7; от 28.11.2019 № 8; от 29.11.2019 №9, от 29.11.2019 № 10, от 29.11.2019 № 11, от 05.12.2019 № 12, от 05.12.2019 № 13, от 27.12.2019 № 17, от 27.12.2019 № 18, от 30.12.2019 № 19, от 31.12.2019 № 21, всего на сумму 1 938 489,62 руб. Согласно представленных расходно-кассовых ордеров основанием для выдачи наличных денежных средств указано: «выдача перерасхода по авансовому отчету». Однако, авансовые отчеты и первичные документы к этим расходам отсутствуют. Также установлено поступление материалов на сумму 1 781 553,90 руб. Однако, расшифровка указанных материалов отсутствует, что также не позволяет идентифицировать расходы как обоснованные и принимаемые для целей налогообложения в соответствии со статьями 252,  346.16 НК РФ.

Авансовый отчет является учетным документом, подтверждающим расходы денежных средств организации. Документами, подтверждающими факты расчетов за товары, работы, услуги, являются чеки ККТ или бланки строгой отчетности, либо прочие документы, подтверждающие оплату, когда продавец (подрядчик, исполнитель) может работать без кассового аппарата. К авансовому отчету также нужно приложить первичные документы, подтверждающие приобретение товаров (работ, услуг), содержащие обязательные реквизиты. Если аванс был получен для приобретения товарно-материальных ценностей, то нужно представить документы, подтверждающие их получение (товарные накладные, товарные чеки и т.п.).

Оборотно-сальдовая ведомость 10 счета – это информационная таблица для учета материально-производственных запасов организации. В ней объединяются данные о наличии, поступлении, списании запасов, которые используются в производстве, для хозяйственных нужд. По дебету счета отражается поступление материалов, а по кредиту - списание.

Для принятия расходов целях уменьшения налогооблагаемой базы по УСН необходимо выполнение всех следующих условий (п. 1 ст. 252, п. 2 ст. 346.16 НК РФ):

- расходы документально подтверждены;

- экономически обоснованы;

- направлены на получение дохода.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с данным федеральным законом, если иное не установлено Законом N 402-ФЗ. В то числе организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, независимо от способа исчисления налоговой базы, не освобождаются от обязанности по подтверждению фактически произведенных расходов первичными документами, оформленными в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством (Письмо ФНС России от 23.07.2021 N ЗГ-2-2/1090@, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.02.2022 N Ф03-27/2022 по делу N А51-19252/2020; Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2022 N 07АП-6740/21(2), 07АП-6740/21(3) по делу N А27-14258/2020).

Судом проведен анализ выписки банка ООО «СЕРВИС ЛОГИСТИК ПЛЮС» за 2019 г., из которого сумма израсходованных денежных средств составила 2 744 014 руб., в том числе:

- 21 546.03 комиссии банка – учтены налоговым органом при начислении налога по решению от 04.05.2022 г. № 2060;

- 500 000 руб. перечисление подотчетных сумм   (Хвостова Наталия Александровна, Ишкин Алексей Сергеевич). Данные расходы не подтверждены первичными документами (авансовыми отчетами). Также прослеживается несоответствие подотчетных сумм, проходящих по выписке банка (500 000 руб.) суммам, отраженным в книге учета доходов и расходов, из которой следует выдача денежных средств под отчет в общей сумме 1 932 036,60 руб.

- 79 911 руб. – пени, штрафы, взысканные. Данные платежи не учитываются в расходах согласно п. 1 ст. 252, п. 2 ст. 270, п. 2 ст. 346.16 НК РФ.

- 192 013 руб. – перевод собственных средств в связи с закрытием счета. Данные платежи не учитываются в расходах согласно п. 1 ст. 252, п. 2 ст. 270, п. 2 ст. 346.16 НК РФ.

- прочие расходы согласно указанных назначений платежа составили: геодезические работы, консультационные услуги, строительные работы по договору подряда, оплата по счету за турпутевку, оплата по договору страхования, оплата по договору аренды. Указанные расходы не могут быть учтены в связи с отсутствуем документального подтверждения, экономического обоснования, а также несоответствия заявленному виду деятельности организации. Основной вид деятельности ООО СЕРВИС ЛОГИСТИК ПЛЮС 52.29 Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками.

Судом также установлено, что при принятии оспариваемого решения от 04.05.2022 г. № 2060 расходы при исчислении УСН за 2019 год, отраженные по банку, были учтены Инспекцией в размере 21 546,03 (комиссии банка).

Прочие израсходованные денежные средства не подлежат учету при исчислении УСН, в виду отсутствия их документального подтверждения и несоответствия требованиям, установленным для принятия в расходы п. 1 ст. 252, п. 2 ст. 270, п. 2 ст. 346.16 НК.

Учитывая, что предметом спора, в соответствии со статьями 198, 200, 201 АПК РФ, является проверка выводов, изложенных в решении Инспекции от 04.05.202 № 2060, документы, представленные Обществом в судебное заседание не могут является допустимым доказательством, поскольку не были предметом исследования на стадии контрольных мероприятий и досудебного урегулирования спора. Инспекция была лишена возможности дать какую-либо оценку документам Заявителя в Решении от 04.05.202 № 2060. Вышеуказанные документы Заявитель в ходе налоговой проверки не представил, а при судебном разбирательстве не указал уважительных причин их непредставления в налоговый орган.

Исходя из положений Постановления Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 N 65 и статей 64, 65 АПК РФ, статей 23 и 89 НК РФ, на Заявителя возложена   обязанность доказывать наличие объективных, не зависящих от него причин непредставления документов во время налоговой проверки. Заявителем не приведено обоснования относимости, допустимости и достоверности представляемых доказательств.

Абзацем 3 пункта 78 Постановления Пленума ВАС N 57 от 30.07.2013 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ" предусмотрено, что сбор и раскрытие доказательств осуществляется налогоплательщиком на стадии осуществления мероприятий налогового контроля и в ходе досудебного разрешения налогового спора.

При этом при проверке, в порядке главы 24 АПК РФ, соответствия НК РФ решения налогового органа по результатам налоговой проверки суд проверяет и дает оценку положенным в его основу доказательствам с точки зрения их соответствия нормам, содержащимся в названном Кодексе, с учетом обоснованности возражений налогоплательщика и доказательств, представленных им при обжаловании решения Инспекции, в вышестоящий налоговый орган. Дополнительные доказательства от сторон суд принимает при наличии мотивированных обоснований невозможности их представления в ходе налоговой проверки и при рассмотрении жалобы вышестоящим налоговым органом (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.10.2023 N Ф05-24854/2023 по делу N А40-1348/2023; Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30.03.2021 N Ф10-5558/2020 по делу N А09-4744/2020; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2020 N 09АП-5141/2020 по делу N А40-185052/2019).

При изложенных обстоятельствах, судом установлено, что решение №  2060 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 04.05.2022, которым обществу доначислен налог по УСН (доходы минус расходы) в сумме 660 374руб., пени в сумме 188 558,79руб. общество привлечено к налоговой ответственности по п.1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 132 075руб. и по п. 1 статьи 119 НК РФ в сумме 165 093руб. является законным.

Согласно пункта 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

 При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требованиях следует отказать.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Руководствуясь статьями 64-71, 110, 156, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в установленный Законом срок.

Судья                                                                                                                  Д.М. Шкира