АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А32-23762/2015
10 августа 2015 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Лесных А.В., в порядке упрощенного производства рассмотрев в судебном заседании заявление ООО «СНС Краснодар» к Управлению Роспотребнадзора по Краснодарскому краю
о признании незаконным и отмене постановления № 1424 от 19.05.2015
УСТАНОВИЛ:
ООО «СНС Краснодар» (далее-заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Роспотребнадзора по Краснодарскому краю (далее-заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным и отмене постановления № 1424 от 19.05.2015.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 АПК РФ.
Заявитель и заинтересованное лицо уведомлено надлежащим образом о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Согласно распоряжению Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю от 31.03.2015 № 736р-12-2015 о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «СНС Краснодар» специалистами управления проведены мероприятия по контролю за соблюдением обязательных требований.
27.04.2015 в 15 час. 00 мин. в ходе проведения плановой выездной проверки на основании распоряжения от 31.03.2015 № 736р-12-2015 в организации торговли ООО "СНС Краснодар" по адресу: <...> установлено нарушением требований п. п. 4.3, 4.9 ГОСТ Р 51305-2009 "Услуги торговли общие требования".
ООО "СНС Краснодар" допущено оказание услуг, не соответствующих требованиям нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг.
По фактам выявленных нарушений с участием директора общества ФИО1 в отношении ООО "СНС Краснодар" составлен протокол об административном правонарушении от 28.04.2015 № 035680 по признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.4 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение, суд руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 14.4 КоАП РФ продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения предполагает оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
Субъектами данного правонарушения являются граждане, юридические лица, а также должностные лица. Субъективная сторона характеризуется виной.
Исходя из положений ст. ст. 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме. Согласно частям 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена 3 его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. По смыслу части 2 статьи 1.5 КоАП РФ вина лица, привлекаемого к административной ответственности, должна быть установлена и доказана административным органом
Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), регулируются Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора и контроля полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг.
При этом под оборотом пищевых продуктов, материалов и изделий согласно указанному Закону, понимается - купля-продажа (в том числе экспорт и импорт) и иные способы передачи пищевых продуктов, материалов и изделий (далее - реализация), их хранение и перевозки.
Согласно п. п.4.3 ГОСТ 51305-2009 "Услуги торговли общие требования" к персоналу всех категорий предприятий торговли предъявляется соблюдение требований санитарии, правил личной гигиены и гигиены рабочего места.
В соответствии с ГОСТ Р 51305-2009 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Требования к персоналу" продавец-консультант относится к обслуживающему персоналу предприятия торговли (п. 4.1.1).
К персоналу всех категорий предприятий торговли предъявляют следующие общие требования:
- наличие профессиональной подготовки и соответствие квалификационным требованиям, установленным для данной профессии;
- знание и соблюдение действующих законов, иных нормативных правовых актов, касающихся профессиональной деятельности, в том числе Закона РФ "О защите прав потребителей";
- знание и соблюдение должностных инструкций и правил внутреннего трудового распорядка предприятия;
-знание и соблюдение правил продажи товаров и культуры торгового обслуживания покупателей; владение профессиональной терминологией;
- обеспечение безопасности оказываемых услуг торговли и реализуемых товаров для жизни и здоровья покупателей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды в пределах своих должностных обязанностей;
- соблюдение требований санитарии, правил личной гигиены и гигиены рабочего места;
- знание и соблюдение правил эксплуатации оборудования, правил охраны труда и техники безопасности, требований пожарной безопасности (п. 4.3).
Обслуживающий персонал предприятия торговли должен носить соответствующую форменную и (или) санитарную одежду и обувь установленного для данного предприятия образца. Работники предприятия торговли на форменной одежде могут носить служебный значок с эмблемой предприятия и указанием фамилии и должности (п. 4.9 ГОСТ Р 51305-2009 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Требования к персоналу", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 770-ст).
Санитарная одежда - это вид специальной защитной одежды, предназначенный для предотвращения или уменьшения влияния на работника вредных биологических факторов (микроорганизмов), общих производственных загрязнений, а также обеспечения санитарно-гигиенических мероприятий производственного процесса (п. 2.1 ОСТ 10 286-2001 "Санитарная одежда для работников АПК. Нормы обеспечения. Правила применения и эксплуатации", утвержденного Минсельхозом России 04.12.2001).
Специальная одежда предназначена для предотвращения или уменьшения воздействия вредных и опасных производственных факторов на работников.
Форменная одежда не является спецодеждой и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты от каких-либо производственных условий, предусмотренными законодательством Российской Федерации. Форменная одежда предназначена для повышения узнаваемости компании, в том числе за счет нанесения на нее логотипа, ее могут объединять единый цвет, покрой и другие отличительные признаки.
Наличие форменной одежды у работника предприятия розничной торговли предусмотрено п. 6.20 ГОСТ Р 51773-2009 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 771-ст, а также Межотраслевыми типовыми инструкциями по охране труда для работников розничной торговли, утвержденными Постановлением Минтруда России от 12.02.2002 N 9. Отметим, что положениями действующего законодательства не закреплены нормы и порядок выдачи форменной одежды (в отличие от специальной одежды), поэтому организация вправе разработать их самостоятельно и зафиксировать в соответствующих распорядительных документах.
В рассматриваемом случае обязанность работников носить форменную одежду при исполнении ими служебных обязанностей и порядок ее выдачи установлены также локальными нормативными актами. Пользование работниками форменной одеждой, осуществляемое в рамках трудовых отношений в интересах организации при исполнении работниками трудовых обязанностей, не может рассматриваться как безвозмездное пользование (гл. 36 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 21, 22 Трудового кодекса РФ).
Факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ подтверждается материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от 28.04.2015 № 035680, актом проверки от 28.04.2015 № 736.
Акт проверки от 28.04.2015 составлен в присутствии директора общества, уведомленного о распоряжении проведения проверки, что подтверждается подписью директора общества от 22.04.2015.
Судом установлено, что протокол об административном правонарушениисоответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, что, с учетом положений ст. 26.2 КоАП РФ, позволяет использовать его в качестве документального доказательства по делу.
Согласно указанному протоколу общество полностью признает вину, событие состав административного правонарушения, установленного ч.1 ст.14.4 КоАП РФ.
Согласно статье 1.6 КоАП РФ одним из условий законности применения мер административного принуждения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. Нарушений административного законодательства при производстве по делу и вынесении постановления по делу об административном правонарушении судом не установлено. Поскольку заявителем не представлены никакие документы в подтверждение обстоятельств, на которые заявитель ссылается при рассмотрении настоящего судебного дела, доводы о невиновности общества не могут быть приняты во внимание и отклоняются судом как несоответствующие обстоятельствам дела.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии директора общества, надлежащим образом уведомленного о дате и месте составления протокола и рассмотрения дела.
Постановление составлено в присутствии представителя общества по доверенности от 11.05.2015 ФИО2
Надлежащее уведомление о времени и места составления протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления обществом не оспаривается.
При рассмотрении дела об административном правонарушении установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок (1 год) административным органом не нарушен.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2. КоАП РФ отнесено к компетенции суда, органа, должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, который при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последние обязан учитывать. В материалах дела отсутствуют доказательства привлечения ранее общества к административной ответственности за аналогичное правонарушение.
Ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, предусмотрена для юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Административным органом назначено наказание в пределах санкции статьи, то есть в минимальном размере 20 000 рублей.
Оценив доказательства согласно ст. 71 АПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд пришел к выводу, что какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ, обществом не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Кроме того, в соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», применение статьи 2.9 КоАП РФ, а не обязанностью суда.
Принимая во внимание вышеуказанное, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление законно и обоснованно, оснований для его отмены не имеется.
Ввиду того, что рассмотрение требований о прекращении производства об административном правонарушении не предусмотрено арбитражным процессуальным законодательством производство по делу в арбитражном суде следует прекратить по основаниям пункта 1 части 1 стати 150 АПК РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в установленный Законом срок в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья А.В. Лесных.