НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Краснодарского края от 10.06.2014 № А32-13420/14


Арбитражный суд Краснодарского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар Дело № А32-13420/2014

10.06.2014 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Хахалевой Н.В., рассмотрев без вызова сторон, в порядке упрощенного производства дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Краснодарскому краю, г. Славянск-на-Кубани,

к Муниципальному бюджетному учреждению «Сельскохозяйственный информационно-консультационный центр» муниципального образования Славянский район, г. Славянск-на-Кубани,

о взыскании,

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 11 по Краснодарскому краю обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Муниципального бюджетного учреждения «Сельскохозяйственный информационно-консультационный центр» муниципального образования Славянский район суммы пени по транспортному налогу в размере 38 рублей 50 копеек.

О рассмотрении дела в порядке упрощенного производства налоговый орган извещен надлежащим образом, доводы изложены в заявлении.

Заинтересованное лицо о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещено надлежащим образом, отзыв на заявление не представило.

От сторон не поступило возражений относительно рассмотрения заявления в порядке упрощенного производства.

Дело рассматривается в порядке статей 215, 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

Муниципальное бюджетное учреждение «Сельскохозяйственный информационно-консультационный центр» муниципального образования Славянский район зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС по городу Славянску-на-Кубани Краснодарского края за ОГРН 1062349000537, ИНН 2349026491, расположено по адресу: Краснодарский край, Славянский район, г. Славянск-на-Кубани, ул. Ленина, 14.

Как следует из материалов дела, заинтересованным лицом в налоговый орган были представлены:

- декларация по транспортному налогу за 2010 г., согласно которой по сроку уплаты 01.03.2011 г. начислено 3 364 рубля;

- декларация по транспортному налогу за 2012 г., согласно которой по сроку уплаты 01.03.2013 г. начислено 1154 рубля;

- декларация по транспортному налогу за 2012 г., согласно которой по сроку уплаты 05.05.2012 г. начислено 288 рублей;

- декларация по транспортному налогу за 2012 г.,согласно которой по сроку уплаты 06.08.2012 г. начислено 288 рублей;

- декларация по транспортному налогу за 2012 г., согласно которой по сроку уплаты 06.11.2012 г. начислено 288 рублей.

В связи с неисполнением заинтересованным лицом в установленный срок обязанности по уплате транспортного налога юридическому лицу было направлено требование № 11312 по состоянию на 16.12.2013 г., с добровольным сроком уплаты до 08.01.2014 г. в бюджет суммы пени по транспортному налогу в сумме 38 рублей 50 копеек. Требование не исполнено налогоплательщиком. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.

Принимая решение, суд исходит из следующего.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, а также статьям 23 и 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 23 Кодекса).

В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки его уплаты.

Согласно статье 359 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по транспортному налогу определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровые тоннах;

3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 настоящего пункта, - как единица транспортного средства.

В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно.

В силу статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.

Согласно статье 363.1 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу.

Налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.

Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками, за исключением налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, установленные главами 26.1 и 26.2 настоящего Кодекса, в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Однако, в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. Пункт 3 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации указывает на применение данного правила также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.

Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пропуск контрольным органом срока направления требования об уплате обязательного платежа и пени, установленного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации не влечёт изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней, установленного пунктом 3 статьи 46 НК РФ.

В связи с этим, шестимесячный срок на обращение в суд должен исчисляться по истечении трёхмесячного срока на направление требования установленного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Декларации по транспортному налогу за 2010, 2012 год заинтересованным лицом были представлены со сроками уплаты - 01.03.2011, 01.03.2013, 05.05.2012, 06.08.2012, 06.11.2012. С момента представления учреждением деклараций инспекция должна была в установленный пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации срок выявить недоимку (сравнив задекларированные суммы налога с соответствующими платежными документами об их уплате и сведениями о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом) и направить требования об уплате в срок соответственно не позднее 01.06.2011 г., 01.06.2013 г., 05.08.2012 г., 06.11.2012 г., 06.02.2013 г. Тогда как требование об уплате пени было направлено 16.12.2013 г. Совокупный срок взыскания недоимки в судебном порядке, предусмотренный статьями 45, 70, 48 Кодекса, истек.

Анализ положений статей 46 и 75 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. При этом исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.

Исходя из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 № 381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Таким образом, после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению. Указанный вывод подтверждается правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2007 № 8241/07.

Как следует из обстоятельств дела, инспекция заявила требование о взыскании в судебном порядке с заинтересованного лица пеней за неуплату транспортного налога за 2010, 2012 год. Инспекция не представила в материалы дела доказательства взыскания указанных сумм недоимки по налогам.

Возможность принудительного взыскания данной задолженности по транспортному налогу, с учетом положений статей 45, 70, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, инспекцией утрачена. Таким образом, инспекция не вправе была начислять пени на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки, возможность взыскания которой утрачена.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2013 г. по делу № А32-29271/2012.

Таким образом, в удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Краснодарскому краю о взыскании с Муниципального бюджетного учреждения «Сельскохозяйственный информационно-консультационный центр» муниципального образования Славянский район суммы пени по транспортному налогу в размере 38 рублей 50 копеек следует отказать.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 29, 65, 71, 102, 110, 167-171, 176, 212-216, 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья Н.В. Хахалева