Арбитражный суд Краснодарского края
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
Дело № А32-34803/2020
г. Краснодар 11 декабря 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 09 декабря 2020 года
Полный текст решения изготовлен 11 декабря 2020 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Хахалевой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Санчук С.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению:
государственного казенного учреждения Краснодарского края «Централизованная бухгалтерия министерства физической культуры и спорта Краснодарского края» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Краснодар,
к Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по городу Краснодару, г. Краснодар,
к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном внутригородском округе города Краснодара Краснодарского края, г. Краснодар,
об оспаривании ненормативного правового акта,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – доверенность от 25.09.2020 № 45/ЦБ,
от заинтересованного лица 1: не явился, уведомлен,
от заинтересованного лица 2: Пропорциональная О.Г. – доверенность от 17.01.2020 № 03-536/1,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Централизованная бухгалтерия министерства физической культуры и спорта Краснодарского края» (далее по тексту – заявитель, юридическое лицо, учреждение, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции федеральной налоговой службы № 2 по городу Краснодару (далее по тексту – инспекция, налоговый орган), выразившегося в отказе государственному казенному учреждению Краснодарского края «Централизованная бухгалтерия министерства физической культуры и спорта Краснодарского края» списать в доход бюджета переплаты страховых взносов, произведенные в Пенсионный фонд РФ в период до 01.01.2017; об обязании Инспекцию федеральной налоговой службы № 2 по городу Краснодару списать в доход бюджета переплаты страховых взносов в общей сумме 84 856,54 рублей, произведенные государственным казенным учреждением Краснодарского края «Централизованная бухгалтерия министерства физической культуры и спорта Краснодарского края» в период до 01.01.2017 в Пенсионный фонд РФ.
Заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Заинтересованное лицо (2) возражало против удовлетворения заявленных требований.
Заинтересованное лицо (1) в судебное заседание не явилось, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом.
От заявителя поступило ходатайство об уточнении заявленных требований. Просит считать заявленными требованиями по делу: о признании незаконным отказа Инспекции федеральной налоговой службы № 2 по городу Краснодару удовлетворить заявление государственного казенного учреждения Краснодарского края «Централизованная бухгалтерия министерства физической культуры и спорта Краснодарского края» от 29.06.2020 № 09-05/111 о списании в доход бюджета дебиторской задолженности в общей сумме 84 756,19 рублей, возникшей в результате переплаты страховых взносов за период до 01.01.2017, отраженного в письме от 20.07.2020 № 19-2-01/00357; об обязании Инспекцию федеральной налоговой службы № 2 по городу Краснодару списать в доход бюджета переплату страховых взносов в общей сумме 84 756,19 рублей, произведенную государственным казенным учреждением Краснодарского края «Централизованная бухгалтерия министерства физической культуры и спорта Краснодарского края» в ПФ РФ до 01.01.2017.
В остальной части заявил отказ от заявленных требований.
Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено. Отказ от части требований судом рассмотрен и принят. В этой части производство по делу подлежит прекращению в соответствии со статьей 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе может объявить перерыв в судебном заседании. Лица, участвующие в деле и присутствовавшие в зале судебного заседания до объявления перерыва, считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, и их неявка в судебное заседание после окончания перерыва не является препятствием для его продолжения.
В судебном заседании 07.12.2020 объявлен перерыв до 09.12.2020 до 11 час. 45 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края - http://krasnodar.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено, в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле. Аудиозапись судебного заседания после перерыва не ведется.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Дело рассматривается по правилам статьи 200 АПК РФ.
Суд, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Централизованная бухгалтерия министерства физической культуры и спорта Краснодарского края» зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения): <...>, состоит на учете в Инспекции федеральной налоговой службы № 2 по городу Краснодару.
Согласно справки о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам по состоянию на 31.12.2016 за государственным казенным учреждением Краснодарского края «Централизованная бухгалтерия министерства физической культуры и спорта Краснодарского края» числится переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (далее – ОПС) и обязательное медицинское страхование (далее ОМС) в сумме 84 765,19 рублей, в том числе:
- 65 062,00 рублей - ОПС, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии за расчетные периоды 2002 – 2009 годы;
- 19 665,00 рублей - ОПС, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии за расчетные периоды 2002 – 2009 годы;
- 9,93 рублей - ОПС, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии за расчетные периоды 2010 – 2016 годы;
- 10,25 рублей - ОПС, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии за расчетные периоды 2010 – 2016 годы;
- 9,69 рублей - страховые взносы на ОМС, зачисляемые в бюджет ФФОМС;
- 8,32 рублей - страховые взносы на ОМС, зачисляемые в бюджет ТФОМС за период до 01.01.2012 года.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном внутригородском округе города Краснодара Краснодарского края по заявлению юридического лица от 25.05.2020 № 6107 приняло решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов от 27.05.2020 № 033F07200004602 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (обязательное медицинское страхование), пеням, штрафам по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2017 года, в размере: 84 765,19 рублей, в связи с несоблюдением срока, предусмотренного пунктом 13 статьи 26 Федерального закона от 24 июли 2009 года № 212-ФЗ (платежи имеют истекший трехлетний срок для подачи заявления на возврат).
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Централизованная бухгалтерия министерства физической культуры и спорта Краснодарского края» обратилось в Инспекцию федеральной налоговой службы № 2 по городу Краснодару с заявлением от 29.06.2020 № 09-05/111 о списании дебиторской задолженности по указанным КБК: КБК 18210202031060000160 на сумму 65 062 руб. 00 коп.,КБК 18210202032060000160 на сумму 19 665 руб. 00 коп.,КБК 18210202010060000160 на сумму 9 руб. 93 коп., КБК 18210202020060000160 на сумму 10 руб. 25 коп., КБК 18210202101080011160 на сумму 18 руб. 01 коп.
ИФНС России № 2 по городу Краснодару, рассмотрев обращение учреждения от 29.06.2020 № 09-05/111 (входящий налогового органа № 23273) по вопросу списания переплаты по налогам, сообщила, что в связи с тем, что законодательство о налогах и сборах Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих основания для списания излишне уплаченных сумм платежей в бюджетную систему Российской Федерации, списание переплаты по налогам не предоставляется возможным.
В связи с тем, что переплата по страховым взносам не была списана и до настоящего времени числится на лицевом счете плательщика, посчитав свои права нарушенными, заявитель обратился в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу о признании незаконным отказа Инспекции федеральной налоговой службы № 2 по городу Краснодару удовлетворить заявление государственного казенного учреждения Краснодарского края «Централизованная бухгалтерия министерства физической культуры и спорта Краснодарского края» от 29.06.2020 № 09-05/111 о списании в доход бюджета дебиторской задолженности в общей сумме 84 756,19 рублей, возникшей в результате переплаты страховых взносов за период до 01.01.2017, отраженного в письме от 20.07.2020 № 19-2-01/00357; об обязании Инспекцию федеральной налоговой службы № 2 по городу Краснодару списать в доход бюджета переплату страховых взносов в общей сумме 84 756,19 рублей, произведенную государственным казенным учреждением Краснодарского края «Централизованная бухгалтерия министерства физической культуры и спорта Краснодарского края» в ПФ РФ до 01.01.2017 (с учетом поданных уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
Принимая решение, суд исходит из следующего.
В силу статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 243-ФЗ) с 01.01.2017 администрирование страховых взносов возложено на налоговые органы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 250-ФЗ) органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации передают налоговым органам сведения о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017.
Вместе с тем, согласно статье 20 Закона № 250-ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Таким образом, в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, с 1 января 2017 года между налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разграничены полномочия администраторов доходов бюджета в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) этих страховых взносов, проверки расчетов (уточненных расчетов), представленных за истекшие до 1 января 2017 года отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, взыскания недоимки по указанным страховым взносам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, а также принятия решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что налогоплательщик обратился в инспекцию с заявлением о списании дебиторской задолженности, возникшей в результате переплаты Пенсионному фонду РФ страховых взносов за период до 01.01.2017, возможность истребования которых за истечением срока оказалась невозможной.С таким же обращением от 28.07.2020 № 0905/133 заявитель обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном внутригородском округе города Краснодара Краснодарского края, которому была перечислена указанная сумма страховых взносов.
ИФНС России № 2 по городу Краснодару письмом от 20.07.2020 № 19-2-01/00357 сообщило учреждению, что законодательство о налогах и сборах Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих основания для списания излишне уплаченных сумм платежей в бюджетную систему Российской Федерации, списание переплаты по налогам не предоставляется возможным.
Заявитель считает, что исходя из принципов бюджетного законодательства, применяемых при финансировании государственного казенного учреждения, учитывая данные о расчетах заявителя с бюджетом, которые при этом используются, сохранение данных о дебиторской задолженности в информационных ресурсах заинтересованного лица влечет для заявителя неблагоприятные, отрицательные последствия при осуществлении финансирования его деятельности - недофинансированию.
Однако, в соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор дохода бюджета в пределах своих бюджетных полномочий принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, а также осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Таким образом, суд соглашается с позицией налогового органа, выраженной в том, что права на списание излишне уплаченных страховых взносов инспекции законом не предоставлено.
Судом учитывается, что излишне уплаченные страховые взносы технически не могут быть списаны налоговым органом в доход бюджета, о чем в настоящем деле ставится вопрос плательщиком взносов, поскольку страховые взносы подлежат зачислению во внебюджетный фонд, а именно в Пенсионный фонд Российской Федерации, что следует из правовой природы спорных платежей.
Так, согласно статье 16 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
Согласно части 3 статьи 16 Закона № 167-ФЗ в составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную пенсию, а также суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, суммы взносов работодателей, уплаченных в пользу застрахованных лиц, и суммы взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступившие в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», суммы средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на финансирование накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, средства выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной пенсии по старости, средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата, средства гарантийного возмещения, полученные от Агентства в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений», а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной пенсии. Денежные средства обязательного пенсионного страхования учитываются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (часть 4 статьи 16 Закона № 167-ФЗ).
В соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. При этом каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае судом не установлено наличие приведенных условий, необходимых в совокупности для удовлетворения заявленных требований, так как в рассматриваемой ситуации отказ в списании переплаты, срок на возврат которой истек, не приводит к нарушению его прав и законных интересов.
По результатам анализа законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, судом не обнаружена законодательно установленная обязанность налоговых органов или органов пенсионного фонда списывать в соответствующий бюджет излишне уплаченные страховые взносы по требованию плательщика, со дня уплаты которых прошло более трех лет, а у плательщика - право требовать такого списания. В связи с чем, в изложенном в письме инспекции от 20.07.2020 № 19-2-01/00357 отказе в списании переплаты в доход бюджета отсутствует несоответствие закону.
НК РФ не определяет основания и порядок списания налоговыми органами излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, в налоговом законодательстве предусмотрено признание безнадежной и списание только недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
Таким образом, факт обращения заявителя с требованием о списании сумм переплаты не порождает каких-либо обязанностей по списанию в бюджет суммы переплаты ни у налогового органа, ни у органа пенсионного фонда.
Отсутствие такой императивной нормы не позволяет суду прийти к выводу о нарушении оспариваемым в рамках дела бездействием действующего законодательства.
В силу части 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.
Конкретный способ защиты подлежит применению в случае, если иные способы не приведут к более быстрому и эффективному восстановлению нарушенных, либо оспариваемых прав и интересов. Выбор способа защиты нарушенных прав является прерогативой истца, (заявителя), вместе с тем он должен осуществляться с таким расчетом, что удовлетворение заявленных требований приведет к восстановлению нарушенных и (или) оспариваемых прав и законных интересов путем удовлетворения заявленных истцом (заявителем) требований.
Поскольку учреждением заявлено требование о признании незаконным отказа в списании в доход бюджета дебиторской задолженности по страховым взносам и об обязании инспекции списать в доход бюджета переплату страховых взносов в общей сумме 84 756,19 рублей (в справке о состоянии расчетов, приобщённой в материалы дела, отражена сумма 84 765,19 рублей), в отсутствие ссылок на то, какие нормы законодательства нарушены налоговым органом, правовых оснований для удовлетворения заявленных юридическим лицом требований суд не находит.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно статье 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 64-68, 167, 110, 170-176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований – удовлетворить. Считать заявленными требованиями по делу: о признании незаконным отказа Инспекции федеральной налоговой службы № 2 по городу Краснодару удовлетворить заявление государственного казенного учреждения Краснодарского края «Централизованная бухгалтерия министерства физической культуры и спорта Краснодарского края» от 29.06.2020 № 09-05/111 о списании в доход бюджета дебиторской задолженности в общей сумме 84 756,19 рублей, возникшей в результате переплаты страховых взносов за период до 01.01.2017, отраженного в письме от 20.07.2020 № 19-2-01/00357; об обязании Инспекцию федеральной налоговой службы № 2 по городу Краснодару списать в доход бюджета переплату страховых взносов в общей сумме 84 756,19 рублей, произведенную государственным казенным учреждением Краснодарского края «Централизованная бухгалтерия министерства физической культуры и спорта Краснодарского края» в ПФ РФ до 01.01.2017.
В остальной части отказ заявителя от заявленных требований – принять. Производство по делу в части отказа – прекратить.
В удовлетворении заявленных требований – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края в течение 1 месяца со дня его принятия.
Судья Н.В. Хахалева