НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Краснодарского края от 09.12.2008 № А32-20731/08

Арбитражный суд Краснодарского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар Дело № А-32-20731/2008-4/318

09 декабря 2008

Арбитражный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Руденко Ф.Г., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

предпринимателя Дьяченко Эдуарда Николаевича, г. Краснодар

к Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Краснодару, г. Краснодар

о признании недействительным решения № 13-18/70 от 02.09.2008 г.

при участии в заседании:

от заявителя: Вульфович Н.Е. – представитель, по доверенности

от ответчика: Кошкадеров А.Н. – представитель, по доверенности

Яценко Ю.В. – представитель, по доверенности

Адатова А.С. – представитель, по доверенности

При ведении протокола открытого судебного заседания судьей Руденко Ф.Г.

Установил:

Предприниматель Дьяченко Эдуард Николаевич, г. Краснодар обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по г. Краснодару, г. Краснодар (далее – налоговая инспекция) № 13-18/70 от 02.09.2008 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Ответчик заявил ходатайство о перерыве в судебном заседании, в связи с невозможностью представить расчет письменным пояснением.

Судом ходатайство рассмотрено и удовлетворено.

В судебном заседании объявлен перерыв до 09.12.2008 10-00 час.

После перерыва судебное заседание продолжено.

Заявитель в судебном заседании заяви отказ в части признания недействительным обжалуемого решения в части отмененной решением №27-14-130-1401 УФНС России по Краснодарскому краю от 20.11.2008.

Судом отказ от части требований рассмотрен и принят, поскольку, не противоречит закону и не нарушает права других лиц (ст. 49 АПК РФ).

В остальной части заявитель требования поддержал.

Ответчик заявленные требования не признал, свои возражения изложил в отзыве на заявление.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.

Налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности ответчика по вопросам соблюдения последним законодательства о налогах и сборах за период с 18.01.2006 по 31.12.2007, по НДФЛ с 18.01.2006 по 31.03.2008, о чем составлен Акт проверки от 30.07.2008 №13-18/61, на основании которого принято Решение № 13-18/70, которым предприниматель привлечен к ответственности в виде штрафа по п.1 ст. 122 НК РФ на общую сумму 18727 руб., по п.1 ст. 119 НК РФ на общую сумму 10149 руб., по п.2 ст.119 НК РФ на сумму 69 118 руб., по п.1 ст.126 НК РФ на сумму 1200 руб., по ст. 123 НК РФ на сумму 4160 руб., а также доначислен ЕСН в сумме 24383 руб., пени за несвоевременную уплату ЕСН в сумме 1846 руб., НДФЛ в сумме 25358 руб., пени за несвоевременную уплату НДФЛ в сумме 3789 руб., НДС в сумме 43889 руб., пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 727 руб. Всего доначислено налогов на сумму 93630 руб., пени на сумму 6362 руб., штрафов на сумму 103354 руб.

Предприниматель Дьяченко Э. Н. обжаловал указанное решение в Управление Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю.

Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю, от 20.11.2008 №27-14-130-1401 Решение Инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по г. Краснодару от 02.09.2008 №13-18/70 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения изменено путем отмены в резолютивной части решения:

- пункта 1 в части привлечения к налоговой ответственности в соответствии с п. 1
 ст. 122, п.1 и п.2 ст.119 НК РФ;

- подпунктов 1, 2, 3, 4 пункта 2 в части начисления пени;

- подпунктов 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 пункта 3 в части уплаты ЕСН в сумме 6833 руб. в т.ч. в ТФОМС в сумме 1298,5 руб., ФБ в сумме 4987,5 руб., ФФМС в сумме 547 руб.;

- подпункта 3.1.4 пункта 3 в части уплаты НДФЛ в сумме 4824,50 руб.

Решение Инспекции ФНС России № 2 по г. Краснодару от 02.09.2008 № 13-18/70 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в остальной части оставлено в силе.

Предприниматель, не согласившись с решением налоговой инспекции в части оставленной без изменения Управлением Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив все представленные в материалы дела документы и доказательства, оценив их в совокупности, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с частью 2 статьи 29 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают в дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 200 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, за проверяемый период, предприниматель осуществлял деятельность в сфере игорного бизнеса. Сведения об осуществлении другого вида деятельности налогоплательщиком в налоговый орган не представлялись.

В п.1 ст. 23 ГК РФ установлено, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

На основании ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Объектом налогообложения в силу ст.38 НК РФ могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе (п.1 ст.39 НК РФ).

В соответствии со ст.ст. 210, 227, 235, 237 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками налога на доходы физических лиц и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Согласно ст.ст. 143, 146 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками налога на добавленную стоимость при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

При этом реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ).

Федеральным законом от 22.07.2005г. № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса РФ и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства РФ о налогах и сборах» внесены изменения в ст. 167 НК РФ, вступившие в силу с 1 января 2006 г.

В силу п. 1 ст. 167 НК РФ (в ред. названного Закона) в целях гл. 21 НК РФ моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено п. п. 3, 7 - 11, 13-15 указанной статьи, является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав или день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Таким образом, с вступлением с 1 января 2006г. в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 22.07.2005г. № 119-ФЗ, момент определения налоговой базы определяется в порядке, установленном п. 1 ст. 167 НК РФ.

В связи с изложенным следует, что обязанность по уплате НДС возникает на день отгрузки (передачи) оборудования покупателю, сдачи в субаренду помещения (п. п. 1 п. 1 ст. 146 и пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ), а именно на дату составления передаваемого покупателю и субарендатору акта приема-передачи помещения или оборудования.

Согласно договоров субаренды нежилого помещения заключенных предпринимателем с ООО «Арка» услуги оказываются в течение более чем одного налогового периода по НДС, носят длящийся характер и оказываются, фактически, каждый день. Следовательно, НДС должен исчисляться по завершении каждого месяца или квартала, в зависимости от налогового периода (ст. 163 НК РФ), в течение которого оказывались соответствующие услуги.

Таким образом, под «днем отгрузки услуг» следует понимать день оказания услуг.

По результатам выездной налоговой проверки налоговой инспекцией установлено, что предпринимателем Дьяченко Э.Н. получен доход от сдачи помещений в субаренду на общую сумму 31500,00 руб., в т.ч. НДС 4805,00 руб., доход от сдачи оборудования в субаренду на общую сумму 80 712,00 руб., в т.ч. НДС 12312,00 руб., доход от реализации оборудования на общую сумму 175 500,00 руб., в т.ч. НДС 26 771,00 руб. Всего получено предпринимателем доходов на сумму 287 712,00 руб., в т.ч. НДС 43 888,00 руб.

Однако, указанная сумма НДС налогоплательщиком не исчислена и не уплачена.

В связи с чем, налоговой инспекцией обоснованно доначислен НДс в сумме 43 888 руб., и наложен штраф по п.1 ст. 122 НК РФ в сумме 8778 руб.

Согласно пункту 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Кодекса.

Пунктом 6 статьи 174 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

В данном случае, предпринимателем в налоговую инспекцию не представлены в установленный законом срок, налоговые декларации по НДС за 1-4 кв. 2007, в связи с чем, обоснованно привлечен налоговой инспекцией к ответственности в соответствии с п. 2 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 69 118 руб.

Согласно пункту 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками - физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.

Согласно статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Кодекса.

В данном случае, заявитель в 2006-2007 гг. являлся налоговым агентом, при этом последним не исчислен и не перечислен налог на доходы физических лиц за 2006 – 2007 гг.

Согласно ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны удерживать налог с выплачиваемых ими доходов физическим лицам и перечислять его в бюджет в сроки, установленные ст. 226НКРФ.

В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы, полученные физическим лицом как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 208 НК РФ к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, подлежащим налогообложению относятся доходы, полученные от сдачи в аренду имущества.

По результатам выездной налоговой проверки налоговой инспекцией обоснованно доначислен НДФЛ в сумме 20 533,50 руб., а также наложен штраф по п.1 ст. 122 НК РФ в размере 4 107 руб., и соответственно пеня.

В силу тт. 123 НК РФ, неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению. Заявитель не исполнил обязанность по удержанию и перечислению НДФЛ за 2006-2007 гг., в связи с чем, обоснованно привлечен к ответственности по ст. 123 НК РФ в виде штрафа в размере 1040 руб. за 2006 год, 3120 руб. за 2007 год.

В соответствии с п.1 ст. 226 НК РФ, налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Заявителем не представлена в налоговую инспекцию налоговая декларация за 2007 по форме 3-НДФЛ, в связи с чем, ответчиком обоснованно наложен штраф по п.1 ст. 119 НК РФ в размере 4 106 руб. (с учетом перерасчета суммы налога, штрафа по п.1 ст. 122 (с учетом перерасчета налоговой инспекцией суммы доначисленного налога, штрафа ст. ст. 119, 122, 123 НК РФ).

В статье 236 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом обложения ЕСН для индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Налоговая база по ЕСН для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленному для плательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (статья 237 Кодекса).

Из приведенных норм следует, что состав расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой базы по НДФЛ и ЕСН, определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на прибыль организаций".

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации в целях главы 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет, при этом они должны содержать достоверную информацию.

Согласно пункту 7 статьи 244 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, в том числе и предприниматели, представляют налоговую декларацию по единому социальному налогу не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Срок подачи налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2007 год установлен до 30.04.2008 (пункт 1 статьи 229 Кодекса), однако, в указанный срок заявителем налоговая декларация не представлена.

В силу п.1 ст. 126 НК РФ, непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ. Заявителю вручено требование о предоставлении документов сроком не позднее 15.05.2008. Однако, документы, согласно перечню, определенному требованием, были представлены не в полном объеме. По требованию от 27.06.2008, выставленному дополнительно, представлены: договор субаренды помещений, договоры субаренды оборудования, акты приема-передачи предоставляемого в аренду оборудования, договор купли-продажи оборудования, приходные ордера за 2007 год. Всего с нарушением срока представлено 24 документа. В связи с чем, налогоплательщик правомерно привлечен к ответственности по п.1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 1200 руб.

Налогоплательщику обоснованно доначислен ЕСН за 2007 год в сумме 7 550 руб., в том числе: ЕСН в ТФМС за в сумме – 3334,50 руб., на основании п.1 ст. 122 НК РФ последний привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 667 руб., по п.1 ст. 1119 НК РФ в виде штрафа в размере 667 руб., ЕСН в ФБ – 12 811,50 руб., штраф по п.1 ст. 122 НК РФ - 2562 руб., штраф по п.1 ст. 119 НК РФ – 2562 руб., ЕСН в ФФМС – 1404 руб., штраф по п.1 ст. 122 НК РФ – 281 руб., штраф по п.1 ст. 119 НК РФ – 281 руб. и соответственно обоснованно начислена пеня на основании ст. 75 НК РФ.

В связи с чем, налоговым органом обоснованно вынесено оспариваемое решение, однако, решение налогового органа вынесено без учета обстоятельств, смягчающих ответственность заявителя.

Судом в судебном заседании установлено, что предприниматель не оспаривает факт совершения правонарушений, однако просит уменьшить размер штрафных санкций в порядке статей 112 и 114 Налогового кодекса Российской Федерации, ссылаясь в своем заявлении на то, что имеет на иждивении двух несовершеннолетних детей, жену, правонарушение совершено по неосторожности.

В силу пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, являются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. В качестве смягчающих суд может признать и иные обстоятельства.

Согласно пункту 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 Кодекса.

На основании пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Кодекса. Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.

Суд принимает во внимание, что ранее предприниматель аналогичной ответственности не привлекался (в материалах дела отсутствуют указанные обстоятельства), имеет на иждивении несовершеннолетних трое детей (л.д.19), признает указанные обстоятельства - обстоятельствами смягчающими ответственность.

Учитывая характер допущенных нарушений, суд считает возможным применить положения пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации и признать недействительным оспариваемое решение налогового органа в части взыскания штрафа, уменьшив размер штрафа в два раза.

Руководствуясь вышеперечисленными нормативными актами, ст.4, 17, 27, 29, 65, 71, 135-137, 150, 156, 159, 163, 167-170, 176, 189, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:

РЕШИЛ:

Отказ от требований в части признания недействительным обжалуемого решения в части отмененной решением №27-14-130-1401 УФНС России по Краснодарскому краю от 20.11.2008г. принять.

Производство по делу в этой части прекратить.

Заявление предпринимателя Дьяченко Эдуарда Николаевича, г.Краснодар удовлетворить в части.

Признать недействительным решение №13-18/70 от 02.09.2008 Инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по г. Краснодару, г.Краснодар, с учетом изменений, внесенных Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю, от 20.11.2008 №27-14-130-1401, в части начисления штрафа: по ч.1 ст.122 НК РФ в размере 8 197,50 руб., по п.1 статьи 126 НК РФ в размере 600 руб., по п.1 статьи 119 НК РФ в размере 3 808 руб., по п.2 статьи 119 НК РФ в размере 34559руб., по статье 123 НК РФ в размере 2 080 руб. как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.

В остальной части заявления отказать.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по г.Краснодару, г.Краснодар в пользу предпринимателя Дьяченко Эдуарда Николаевича, 27.03.1969 г.р., ИНН 230800259374, зарегистрированного по адресу г.Краснодар, ул.Кузнечная, 313 в возмещение расходов по госпошлине 50 руб.

Решение может быть обжаловано месячный срок со дня его принятия в Пятнадцатый апелляционный арбитражный суд.

Судья Ф.Г. Руденко