Арбитражный суд Краснодарского края
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А32-47544/2022
г. Краснодар 08 декабря 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 21 ноября 2023 года
Полный текст решения изготовлен 08 декабря 2023 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Полякова Д.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедмирзоевой К.А., рассмотрев в судебном заседании дело по первоначальному исковому заявлению МКУ муниципального образования Кореновский район «Управление капитального строительства», г. Кореновск (ИНН <***>),
к обществу с ограниченной ответственностью «Архстройсервис», г. Краснодар (ИНН <***>),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Служба единого заказчика», г. Кореновск (ИНН <***>),
о взыскании денежных средств, перечисленных обществу в виде аванса, на выполнение строительных работ на объекте: "Строительство "Центра единоборств в г. Кореновске", <...>" и не отработанные обществом к дате расторжения условий муниципального контракта в одностороннем порядке в размере 10 955 194,99 руб., неустойки за нарушение безопасности производства работ и за нарушение сроков исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в сумме 662 124 руб.,
по встречному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Архстройсервис», г. Краснодар (ИНН <***>),
к МКУ муниципального образования Кореновский район «Управление капитального строительства», г. Кореновск (ИНН <***>),
- зачесть в счет погашения аванса по муниципальному контракту № 2020.ЭА0818500000820004673 от 26 октября 2020 года стоимость фактически выполненных ООО «Архстройсервис» работ по строительству «Центра единоборств в г. Кореновске», расположенному по адресу: <...>. 2В» отраженных в форме КС-3. справке о стоимости выполненных и затрат № 6 от 1 июля 2021 года, на общую стоимость 5 052 097.20 (пять миллионов пятьдесят две тысячи девяносто семь) рублей 20 копеек, в том числе НДС 20%;
- зачесть в счет погашения аванса по муниципальному контракту № 2020.ЭА0818500000820004673 от 26 октября 2020 года стоимость фактически выполненных ООО «Архстройсервис» работ по строительству «Центра единоборств в г. Кореновске», расположенному по адресу: <...>" отраженные в форме КС-3, справке о стоимости выполненных и затрат № 7от 09 августа 2022 года, на общую стоимость 5 903 096.40 (пять миллионов девятьсот три тысячи девяносто шесть) рублей 40 копеек, в том числе НДС 20%,
при участии в арбитражном процессе:
от МКУ МО Кореновский район «Управление капитального строительства»: ФИО1, по доверенности,
от ООО «Архстройсервис»: ФИО2, по доверенности,
от третьего лица: не явился, извещен,
при ведении аудиозаписи,
У С Т А Н О В И Л:
МКУ муниципального образования Кореновский район «Управление капитального строительства» (далее - учреждение, заказчик) обратилось в арбитражный суд с первоначальным исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Архстройсервис" (далее - общество) денежных средств, перечисленных обществу в виде аванса, на выполнение строительных работ на объекте: "Строительство "Центра единоборств в г. Кореновске", <...>" и не отработанные обществом к дате расторжения условий муниципального контракта в одностороннем порядке в размере 10 955 194,99 руб., неустойки за нарушение безопасности производства работ и за нарушение сроков исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в сумме 662 124 руб.
Общество с ограниченной ответственностью "Архстройсервис" обратилось в арбитражный суд с встречным исковым заявлением к МКУ муниципального образования Кореновский район «Управление капитального строительства», в котором просит:
- зачесть в счет погашения аванса по муниципальному контракту № 2020.ЭА0818500000820004673 от 26 октября 2020 года стоимость фактически выполненных ООО «Архстройсервис» работ по строительству «Центра единоборств в г. Кореновске», расположенному по адресу: <...>. 2В» отраженных в форме КС-3. справке о стоимости выполненных и затрат № 6 от 1 июля 2021 года, на общую стоимость 5 052 097.20 (пять миллионов пятьдесят две тысячи девяносто семь) рублей 20 копеек, в том числе НДС 20%;
- зачесть в счет погашения аванса по муниципальному контракту № 2020.ЭА0818500000820004673 от 26 октября 2020 года стоимость фактически выполненных ООО «Архстройсервис» работ по строительству «Центра единоборств в г. Кореновске». расположенному по адресу: <...>" отраженные в форме КС-3, справке о стоимости выполненных и затрат № 7от 09 августа 2022 года, на общую стоимость 5 903 096.40 (пять миллионов девятьсот три тысячи девяносто шесть) рублей 40 копеек, в том числе НДС 20%,
Представитель МКУ МО Кореновский район «Управление капитального строительства» настаивает на удовлетворении первоначальных исковых требований, возражает против удовлетворения встречных исковых требований.
Представитель ООО «Архстройсервис» настаивает на удовлетворении встречных исковых требований, возражает против удовлетворения первоначальных исковых требований.
Третье лицо явку представителя в заседание не обеспечило, о времени и месте слушания дела надлежащим образом извещено.
В судебном заседании 14.11.2023 был объявлен перерыв до 21.11.2023 до 11 час. 30 мин.
После перерыва судебное заседание продолжено.
В соответствии с части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.
Как следует из материалов дела, МКУ МО Кореновский район «УКС» (заказчиком) и ГКУ КК «Дирекция государственных закупок» (уполномоченным органом) проведен электронный аукцион: на «Выполнение подрядных работ по объекту: «Строительство «Центра единоборств в г. Кореновске», расположенном по адресу: <...>» (извещение № 0818500000820004673).
Победителем данного аукциона было признано ООО «АРХСТРОЙСЕРВИС».
Между МКУ МО Кореновский район «Управление капитального строительства» (муниципальный заказчик) и ООО «АРХСТРОЙСЕРВИС» (подрядчик) 26 октября 2020 года заключен муниципальный контракт № 2020.ЭА-3237301800420000027 на выполнение работ по строительству «Выполнение подрядных работ по объекту: «Строительство «Центра единоборств в г. Кореновске», расположенном по адресу: <...>».
Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ согласно статье 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (п. 1.1 контракта).
Согласно п. 1.2 Контракта, результатом выполнения работ, предусмотренных настоящим контрактом, является построенный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 54 ГрК РФ.
Реализация объекта осуществляется в рамках государственной программы Краснодарского края «Развитие физической культуры и спорта».
В соответствии с условиями контракта пункт 3.1. «Выполнение работ осуществляется в срок с даты заключения контракта по 15 декабря 2021 года Выполнение работ осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ по объекту: «Центр Единоборств в г. Кореновске», расположенный по адресу: <...> (Приложение № 2 к муниципальному контракту № 2020.ЭА-0818500000820004673), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта».
В соответствии с пунктом 3.1 контракта, выполнение работ осуществляется в срок с даты заключения контракта по 15 декабря 2021 года. Выполнение работ осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ по объекту: «Центр Единоборств в г. Кореновске», расположенный по адресу: <...> (Приложение № 2 к муниципальному контракту № 2020.ЭА-0818500000820004673), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта»
Цена контракта является твердой и составляет 84 238 000 рублей 00 копеек (п. 2.1 контракта).
В рамках исполнения условий контракта между МКУ МО Кореновский район «УКС» и ООО «Служба единого заказчика» заключен контракт № 159 от 19 ноября 2020 года на осуществление надзора за строительством на объекте: «Центр Единоборств в г. Кореновске», расположенный по адресу: <...>. В ходе осуществления надзора за строительством объекты были многочисленные нарушения и составлены предписания строительного контроля.
В начале июля 2021 года в ходе выездного мероприятия было выявлено, что работы по выполнению условий контракта не ведутся.
Готовность объекта в соответствии с предоставленными формами КС-2, КС-3 составляет порядка 23,32%.
Заказчиком установлено, что по состоянию на 12 июля 2021 года не выполнялись работы по следующим позициям Графика выполнения строительно-монтажных работ производства работ (Приложение №2 к Контракту), а именно:
1) Не начаты и не завершены следующие виды работ:
1.1. Подготовка территории строительства (пункт 1 Графика) - срок начала работ - 01.11.2020, срок окончания выполнения работ 30.11.2020 (стоимость обязательств 134 789, 42 рублей);
2) Не завершены следующие, согласно Графику, работы:
2.1. Вертикальная планировка (пункт 2 Графика) - срок начала работ - 01.11.2020, срок окончания работ - 25.12.2021 (стоимость обязательств 780 993,49 рублей);
2.2. Конструктивные и объемно-планировочные решения (пункт 3 Графика) - срок начала работ - 01.11.2020, срок окончания работ - 30.04.2021 (стоимость обязательств 15 444 701,56 рублей);
2.3. Архитектурные решения (пункт 4 Графика) - срок начала работ - 01.04.2021, срок окончания работ - 31.10.2021 (стоимость обязательств 23 353 381,37 рублей);
2.4. Отопление, вентиляция и кондиционирование (пункт 5 Графика) - срок начала работ - 01.06.2021, срок окончания работ - 30.09.2021 (стоимость обязательств 8 547 044,66 рублей);
2.5. Система электроснабжения (пункт 8 Графика) - срок начала работ - 01.07.2021, срок окончания работ - 30.09.2021 (стоимость обязательств 1 956 437,02 рублей);
2.6. Наружное освещение, электроснабжение (пункт 13 Графика) - срок начала работ - 01.07.2021, срок окончания работ - 30.09.2021 (стоимость обязательств 948 170,42 рубля);
2.7. Наружное теплоснабжение (пункт 15 Графика) - срок начала работ - 01.07.2021, срок окончания работ - 31.08.2021 (стоимость обязательств 1 235 632,40 рублей);
2.8. Наружное водоснабжение (пункт 16 Графика) - срок начала работ — 01.05.2021, срок окончания работ - 31.07.2021 (стоимость обязательств 88 593,23 рубля);
2.9. Наружная канализация (пункт 17 Графика) - срок начала работ - 01.11.2021, срок окончания работ - 30.11.2021 (стоимость обязательств 13 170 667,64 рублей).
Ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по контракту послужило основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения условий контракта от 16 июля 2021 года № 230/21.
Данное решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения условий муниципального контракта, направлено в адрес подрядчика 16 июля 2021 года заказным письмом. Письмо получено адресатом 21 июля 2021 года.
02 августа 2021 года - через десять дней с даты надлежащего уведомления подрядчика решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения условий муниципального контракта вступило в законную силу.
Также, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 16 июля 2021 года № 230/21 размещено в реестре контрактов как документ, являющийся основанием расторжения контракта (скриншот «Карточка контракта из ЕИС» прилагается).
Пунктом 3.7 вышеуказанного муниципального контракта предусмотрена выплата аванса. Муниципальный заказчик на основании выставленного подрядчиком счета перечисляет авансовый платеж в размере 20 % от общей цены контракта, что составляет 16 847 600 (шестнадцать миллионов восемьсот сорок семь тысяч шестьсот) рублей 11 копеек.
Погашение авансового платежа производится пропорционально стоимости выполненных работ в размере 30 % от стоимости выполненных работ. Полученный и не отработанный аванс возвращается подрядчиком муниципальному заказчику втечение 30 календарных дней с даты направления соответствующего письменного требования.
Платежными поручениями № 490 от 11 ноября 2020 года, № 491 от 11 ноября 2020 года, № 711 от 27 ноября 2020 года, № 712 от 27 ноября 2020 года вышеуказанный аванс перечислен заказчиком на счет подрядчика.
По состоянию на дату расторжения контракта не отработанная Подрядчиком часть авансового платежа составила 10 955 194 рубля 99 копеек.
В решении об одностороннем отказе от исполнения условий контракта от 16 июля 2021 года № 230/21 отражено, что остаток неотработанного аванса составляет 10 955 194 рубля 99 копеек.
Муниципальным заказчиком в адрес ООО «АРХСТРОЙСЕРВИС» 22 августа 2022 года была направлена претензия от 17 августа 2022 года № 271/22 с требованием о возврате суммы неотработанного аванса в размере 10 955 рубля 99 копеек.
Однако, данная претензия оставлена подрядчиком без ответа, сумма неотработанного аванса в установленные контрактом сроки не возвращена заказчику.
Также МКУ МО Кореновский район «Управление капитального строительства» указывает следующее.
Согласно пункту 4.1.2 Контракта, подрядчик обязан обеспечить выполнение работ по контракту в соответствии с проектной и рабочей документацией.
В ходе проверки исполнения подрядчиком обязательств по контракту, на строительной площадке выявлено нарушение: подрядчиком не обеспечена безопасность производства работ (у рабочих отсутствовали средства индивидуальной защиты).
В соответствии с пунктом 6.4 контракта, за каждый факт неисполнения или не надлежащего исполнения подрядчиком обязательств предусмотренных контрактом не имеющих стоимостного выражения взыскивается штраф в размере 10 000 рублей.
Подрядчику нарочно 4 марта 2021 года была вручена претензия от 4 марта 2021 года № 41/21 на сумму штрафа в размере 10 000 рублей 00 копеек за необеспечение подрядчиком безопасности производства работ на объекте.
Данная претензия оставлена подрядчиком без удовлетворения.
В связи с нарушением подрядчиком сроков выполнения работ, на основании п.п. 6.2, 6.5 Контракта произведено начисление неустойки и 15.07.2021 в адрес ООО «АРХСТРОЙСЕРВИС» направлена претензия от 13.07.2021 № 222/21 на сумму 652 124 руб.
Данная претензия также оставлена подрядчиком без удовлетворения.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения МКУ МО Кореновский район «Управление капитального строительства» в арбитражный суд с настоящим первоначальным исковым заявлением.
Вместе с тем, ООО «АРХСТРОЙСЕРВИС» с первоначальными исковыми требованиями не согласно, указывает на выполнение работ, фактически не принятых заказчиком.
В соответствии с п. 3.7. Контракта № 2020.ЭА-0818500000820004673 от 26.10.2020 муниципальный Заказчик перечислил в адрес Муниципального подрядчика авансовый платеж в размере 16 847 600 рублей (20% от общей цены контракта).
Общество указывает, что в рамках исполнения контракта ООО «АРХСТРОЙСЕРВИС» выполнены работы на общую сумму 26 179 824 рублей, а именно 5 475 120 рублей согласно акта КС -3 от 21.12.2020 за период с 26.10.2020 по 21.12.2020; 9 652 321,20 рублей согласно акта КС-3 от 26.03.2021 за период с 22.12.2020 по 26.03.2021; 1 486 376,40 рублей согласно акта КС-3 от 01.07.2021 за период с 26.05.2021 по 01.07.2021; 5 052 097,20 рублей согласно акта КС-3 от 01.07.2021 за период с 01.06.2021 по 01.07.2021; 2 468 767,20 рублей согласно акта КС-3 от 25.05.2021 за период с 23.04.2021 по 25.05.2021; 2 045 142 рублей согласно акта КС-3 от 22.04.2021 за период с 27.03.2021 по 22.04.2021.
При этом, по условиям п. 3.7 контракта погашение авансового платежа производится пропорционально стоимости выполненных работ в размере 30% от стоимости выполненных работ, в связи с чем денежные средства в размере 5 892 405,12 рублей зачтены по Контракту за частично выполненные работы (30%) в счет погашения аванса.
Оплата денежных средств в размере 5 052 097.20 рублей согласно акта КС-3 № 6 от 01.07.2021 за период с 01.06.2021 по 01.07.2021 истцу произведена не была, в связи с чем ООО «АРХСТРОЙСЕРВИС» полагает, что указанную сумму следует зачесть в счет погашения аванса.
Таким образом, по мнению ООО «АРХСТРОЙСЕРВИС», в ходе исполнения контракта им погашен полученный авансовый платеж в размере 10 944 502,32 руб.
Решением от 16.07.2021 №230/21 об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта МКУ МО Кореновский район «УКС» в одностороннем порядке отказалось от исполнения Контракта № 2020.ЭА-0818500000820004673 на выполнение подрядных работ по объекту: «Строительство «Центра единоборств в г. Кореновске», заключенного с ООО «Архстройсервис».
На момент принятия заказчиком решения №230/21 об одностороннем отказе от исполнения контракта, ООО «АРХСТРОЙСЕРВИС» были фактически произведены работы, не принятые Муниципальным Заказчиком, общей стоимостью 5 903 096,40 руб.
09.08.2022 в адрес Заказчика для подписания и оплаты направлены акт приемке выполненных работ от 09.08.2022 № 07-01доп./2 Дополнительные работы. Вертикальная планировка; о приемке выполненных работ от 09.08.2022г.№ 06-06-03/4 Наружная канализация (К1.К2, ЛОС1, ЛОС2, емкость накопительная 90м3-110 м3), о приемкевыполненных работ от 09.08.22022 № 06-06-03/2 доп/1 Дополнительные работы . Наружная канализация (К1.К2, ЛОС1. ЛОС2, емкость накопительная 90 м3-110 м3; о приемке выполненных работ от 09.08.2022 № 02-01-01/6. Конструктивные и объемно-планировочные решения; форма КС-3 справка о стоимости выполненных и затрат от 09.08.2022 № 7, счет - фактура № 10 от 09.08.2022, на общую стоимость 5 903 096,40 рублей, в том числе НДС - 20%.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО «АРХСТРОЙСЕРВИС» с настоящим встречным иском.
Проверив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, оказать услуги, уплатить деньги и т.д. (пункт 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Как указано в статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Спорные отношения подпадают под правовое регулирование параграфа 3, 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон № 44-ФЗ) с применением в неурегулированной части общих положений о договоре подряда (параграф 1 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ данный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт); особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
Согласно статье 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Из содержания статьи 768 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что к отношениям по муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации, в части, не урегулированной им - Закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные параграфом 1 главы 37 ГК РФ, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (п. 2 ст. 702 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором (п. 2 ст. 740 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии с пунктом 3.1 контракта, выполнение работ осуществляется в срок с даты заключения контракта по 15.12.2021.
При этом, срок начала строительства объекта, срок окончания строительства объекта (конечный срок), сроки выполнения промежуточных этапов выполнения работ и иных предусмотренных контрактом работ определены Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение № 2), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта (п. 3.1.1 контракта).
Фактически, как следует из материалов дела, в начале июля 2021 года в ходе выездного мероприятия было выявлено, что работы по выполнению условий контракта не ведутся.
Готовность объекта в соответствии с предоставленными формами КС-2, КС-3 составляет порядка 23,32%.
По состоянию на 12 июля 2021 года не выполнялись работы по следующим позициям Графика выполнения строительно-монтажных работ производства работ (Приложение №2 к Контракту), а именно:
1) Не начаты и не завершены следующие виды работ:
1.1. Подготовка территории строительства (пункт 1 Графика) - срок начала работ - 01.11.2020, срок окончания выполнения работ 30.11.2020 (стоимость обязательств 134 789, 42 рублей);
2) Не завершены следующие, согласно Графику, работы:
2.1. Вертикальная планировка (пункт 2 Графика) - срок начала работ - 01.11.2020, срок окончания работ - 25.12.2021 (стоимость обязательств 780 993,49 рублей);
2.2. Конструктивные и объемно-планировочные решения (пункт 3 Графика) - срок начала работ - 01.11.2020, срок окончания работ - 30.04.2021 (стоимость обязательств 15 444 701,56 рублей);
2.3. Архитектурные решения (пункт 4 Графика) - срок начала работ - 01.04.2021, срок окончания работ - 31.10.2021 год (стоимость обязательств 23 353 381,37 рублей);
2.4. Отопление, вентиляция и кондиционирование (пункт 5 Графика) - срок начала работ - 01.06.2021, срок окончания работ - 30.09.2021 (стоимость обязательств 8 547 044,66 рублей);
2.5. Система электроснабжения (пункт 8 Графика) - срок начала работ - 01.07.2021, срок окончания работ - 30.09.2021 (стоимость обязательств 1 956 437,02 рублей);
2.6. Наружное освещение, электроснабжение (пункт 13 Графика) - срок начала работ - 01.07.2021, срок окончания работ - 30.09.2021 (стоимость обязательств 948 170,42 рубля);
2.7. Наружное теплоснабжение (пункт 15 Графика) - срок начала работ - 01.07.2021, срок окончания работ - 31.08.2021 (стоимость обязательств 1 235 632,40 рублей);
2.8. Наружное водоснабжение (пункт 16 Графика) - срок начала работ — 01.05.2021, срок окончания работ - 31.07.2021 (стоимость обязательств 88 593,23 рубля);
2.9. Наружная канализация (пункт 17 Графика) - срок начала работ - 01.11.2021, срок окончания работ - 30.11.2021(стоимость обязательств 13 170 667,64 рублей).
Частью 2 статьи 94 Закона № 44-ФЗ установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта, в том числе к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом.
Частью 4 статьи 34 Закона № 44-ФЗ определено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
На основании части 6 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Согласно части 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
В соответствии с п. 6.2. Контракта, в случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Согласно п. 6.5 контракта, в случае просрочки подрядчиком обязательств предусмотренных контрактом, подрядчик оплачивает заказчику пеню. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательств, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком.
Истцом представлен расчет пени, согласно которому сумма неустойки составила 652 124 руб.
Указанный расчет судом проверен, признан верным, ошибок в расчете судом не выявлено.
Согласно части 8 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Согласно пункту 4.1.2 Контракта, подрядчик обязан обеспечить выполнение работ по контракту в соответствии с проектной и рабочей документации.
Вместе с тем, в ходе проверки исполнения подрядчиком обязательств по контракту, на строительной площадке выявлено нарушение, выразившееся в том, что подрядчиком не обеспечена безопасность производства работ (у рабочих отсутствовали средства индивидуальной защиты).
В соответствии с пунктом 6.4. контракта, за каждый факт неисполнения или не надлежащего исполнения подрядчиком обязательств предусмотренных контрактом не имеющих стоимостного выражения взыскивается штраф в размере 10 000 рублей.
За данное нарушение заказчиком начислен штраф в размере 10 000 руб.
Вместе с тем, суд не находит оснований для взыскания штрафа, поскольку надлежащие доказательства факта нарушения обществом обязательств по соблюдению правил безопасности на строительной площадке в материалы дела не представлены.
В силу пункта 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса предоставленное данным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено уполномоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
На основании положений части 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона №44-ФЗ).
Согласно части 19 статьи 95 Закона N 44-ФЗ поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков (часть 2 статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как было указано ранее, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения условий контракта от 16 июля 2021 года № 230/21.
Данное решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения условий муниципального контракта направлено в адрес подрядчика 16 июля 2021 года заказным письмом. Письмо получено адресатом 21 июля 2021 года.
02 августа 2021 года - через десять дней с даты надлежащего уведомления подрядчика решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения условий муниципального контракта вступило в законную силу.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с 02 августа 2021 года, контракт считается расторгнутым.
Также, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 16 июля 2021 года № 230/21 размещено в реестре контрактов как документ, являющийся основанием расторжения контракта, что подтверждается скриншотом «Карточка контракта из ЕИС».
В соответствии с пунктом 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 4 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60), если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства.
В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора (п. 3 ст. 453 ГК РФ).
В силу отказа истца от договора и его расторжения в одностороннем порядке, предоставление аванса не порождает у ответчика права на эти денежные средства, так как основанием для их владения ответчиком являлось будущее исполнение работ. Отсутствие выполненных работ (встречное исполнение по договору) устраняет каузу для владения ответчиком авансом. При таких условиях, принимая во внимание отсутствие фактически выполненных работ (встречного исполнения) по договору, ответчик каких-либо юридических оснований для удержания аванса не имеет.
Пунктом 3.7 вышеуказанного муниципального контракта предусмотрена выплата аванса. Муниципальный заказчик на основании выставленного подрядчиком счета перечисляет авансовый платеж в размере 20 % от общей цены контракта, что составляет 16 847 600 (шестнадцать миллионов восемьсот сорок семь тысяч шестьсот) рублей 11 копеек.
Погашение авансового платежа производится пропорционально стоимости выполненных работ в размере 30 % от стоимости выполненных работ. Полученный и не отработанный аванс возвращается подрядчиком муниципальному заказчику втечение 30 календарных дней с даты направления соответствующего письменного требования.
Платежными поручениями № 490 от 11 ноября 2020 года, № 491 от 11 ноября 2020 года, № 711 от 27 ноября 2020 года, № 712 от 27 ноября 2020 года вышеуказанный аванс причислен заказчиком на счет подрядчика.
По состоянию на дату расторжения контракта не отработанная подрядчиком часть авансового платежа составляет 10 955 194 рубля 99 копеек.
Поскольку обществом в материалы дела доказательств возврата указанной суммы аванса, либо выполнения работ на спорную сумму не представлено, требования истца о взыскании аванса являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В отношении доводов ООО «АРХСТРОЙСЕРВИС» о выполнении им работ на сумму аванса необходимо отметить следующее.
Между сторонами возник спор относительно объемов и стоимости выполненных ООО «АРХСТРОЙСЕРВИС» работ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, при возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза.
Согласно пункту 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
Определением суда от 15.05.2023 по делу назначена судебная экспертиза.
Производство экспертизы поручено эксперту ООО Экспертная профессиональная организация "Эталон" ФИО3.
На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
-определить объем фактически выполненных обществом с ограниченной ответственностью ООО «Архстройсервис»: выполнены ли на объекте «Центр единоборств в г. Кореновске», расположенном по адресу: <...>» работы отраженные в КС-3 № 6 от 01.07.2021, КС-2 № 07-01 доп/1 от 01.07.2021, КС-2 № 06-06-06доп/1 от 01.07.2021, КС-2 № 02-01-01 доп/1, которые представлены к оплате ООО «Архстройсервис»?
- соответствуют ли работы, отраженные в КС-3 № 6 от 01.07.2021, КС-2 № 07-01 доп/1 от 01.07.2021, КС-2 № 06-06-06доп/1 от 01.07.2021, КС-2 № 02-01-01 доп/1, выполненные ООО «Архстройсервис» в рамках исполнения условий муниципального контракта № 2020.ЭА-0818500000820004673 от 26 октября 2020 года строительным нормам и правилам? Если не соответствует, то стоимость устранения недостатков.
- выполнены ли на объекте «Центр единоборств в г. Кореновске», расположенному по адресу: <...>» работы отраженные в КС-3 № 7 от 09.08.2021, КС-2 № 06-06-03/2доп/1от 09.08.2021, КС-2 № 07-01доп/2 от 09.08.2021, КС-2 № 02-01-01/6 от 09.08.2021, КС-2 № 06-06-03/4 от 09.08.2021, которые представлены к оплате ООО «Архстройсервис»?
- соответствуют ли работы отраженные в КС-3 № 7 от 09.08.2021, КС-2 № 06-06- 03/2доп/1от 09.08.2021, КС-2 № 07-01доп/2 от 09.08.2021, КС-2 № 02-01-01/6 от 09.08.2021, КС-2 № 06-06-03/4 от 09.08.2021, выполненные ООО «Архстройсервис» в рамках исполнения условий муниципального контракта № 2020.ЭА-0818500000820004673 от 26 октября 2020 года строительным нормам и правилам? Если не соответствует, то стоимость устранения недостатков.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
По результатам проведения экспертизы составлено Заключение эксперта от 06.10.2023 № 06/2023, в котором содержатся следующие выводы:
1) по первому вопросу эксперт указал, что на объекте «Центр единоборств в г. Кореновске», расположенном по адресу: <...>» выполнены работы отраженные в КС-3 № 6 от 01.07.2021, КС-2 № 07-01 доп/1 от 01.07.2021, КС-2 № 06-06-06доп/1 от 01.07.2021, КС-2 № 02-01-01 доп/1 от 01.07.2021, которые представлены к оплате ООО «Архстройсервис».
2) по второму вопросу: работы и отраженные в КС-3 № 6 от 01.07.2021, КС-2 № 07-01 доп/1 от 01.07.2021, КС-2 № 06-06-06доп/1 от 01.07.2021, КС-2 № 02-01 -01 доп/1 от 01.07.2021, выполненные ООО «Архстройсервнс» в рамках исполнения условий муниципального контракта № 2020.ЭА-0818500000820004673 от 26 октября 2020 года, соответствуют требованиям следующих нормативных документов:
Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 N 384-ФЗ;
Приказ Минтруда России от 11 декабря 2020 года N 883н «Об утверждении правил по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте»;
Постановление Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 17 сентября 2002 года №123 «О принятии строительных норм и правил Российской Федерации СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»;
СП (Свод правил) от 23 июля 2001 года №49.13330.2010 Постановление Госстроя РФ от 23 июля 2001 года N 80 «О принятии строительных норм и правил Российской Федерации «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. СНиП 12-03-2001»;
СП 71.13330.2017 Изоляционные и отделочные покрытия. Актуализированная редакция СНиП 3.04.01-87(с Изменением №1);
РД 11 -02-2006 «Требование к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения»;
ГОСТ Р 12.3.050-2017 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Строительство. Работы на высоте. Правила безопасности»;
ГОСТ Р 12.3.051-2017 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Строительство. Конструкции защитно-улавливающих сеток. Технические условия»;
ГОСТ Р 12.3.049-2017 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Строительство. “ Работы на высоте. Термины и определения»;
ГОСТ 12.3.033-84 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Строительные машины. Общие требования безопасности при эксплуатации»;
ГОСТ 12.2.004-75 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Машины и механизмы специальные для трубопроводного строительства. Требования безопасности» (с Изменениями N 1, 2, 3);
ГОСТ 12.2.011-2012 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Машины строительные, дорожные и землеройные. Общие требования безопасности»;
ГОСТ 12.4.087-84 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Строительство. Каски строительные. Технические условия»;
ГОСТ 12.1.046-2014 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Строительство. Нормы освещения строительных площадок»,
ГОСТ 32489-2013 «Пояса предохранительные строительные. Общие технические условия»;
ГОСТ 12.4.107-2012 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ)».
3) по третьему вопросу: на объекте «Центр единоборств в г. Кореновске», расположенному по адресу <...>» выполнены работы, отраженные в КС-3 № 7 от 09.08.2021, КС-2 № 06-06-03/2доп/1от 09.08.2021, КС-2 № 07- 01доп/2 от 09.08.2021, КС-2 № 02-01-01/6 от 09.08.2021, КС-2 № 06-06-03/4 от 09.08.2021, которые представлены к оплате ООО «Архстройсервис».
4) по четвертому вопросу:
работы иотраженные в КС-3 № 7 от 09.08.2021, КС-2 № 06-0603/2доп/1от 09.08.2021, КС-2 № 07-01доп/2 от 09.08.2021, КС-2 № 02-01-01/6 от 09.08.2021, КС-2 № 0/5-06-03/4 от 09.08.2021, выполненные ООО «Архстройсервис» в рамках исполнения условий муниципального контракта № 2020.ЭА-0818500000820004673 от 26 октября 2020 года, соответствуюттребованиям следующих нормативных документов:
Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 N 384-ФЗ;
Приказ Минтруда России от 11 декабря 2020 года N 883н «Об утверждении правил по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте»;
Постановление Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 17 сентября 2002 года №123 «О принятии строительных норм и правил Российской Федерации СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»;
СП (Свод правил) от 23 июля 2001 года №49.13330.2010 Постановление Госстроя РФ от 23 июля 2001 года N 80 «О принятии строительных норм и правил Российской Федерации «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. СНиП 12-03-2001»;
СП 71.13330.2017 Изоляционные и отделочные покрытия. Актуализированная редакцияСНиП 3.04.01-87(с Изменением №1);
РД 11-02-2006 «Требование к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения»;
ГОСТ Р 12.3.050-2017 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Строительство. Работы на высоте. Правила безопасности»;
ГОСТ P 12.3.051-2017 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Строительство. Конструкции защитно-улавливающих сеток. Технические условия»;
ГОСТ Р 12.3.049-2017 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Строительство. Работы на высоте. Термины и определения»;
ГОСТ 12.3.033-84 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Строительные машины. Общие требования безопасности при эксплуатации»;
ГОСТ 12.2.004-75 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Машины и механизмы специальные для трубопроводного строительства. Требования безопасности» (с Изменениями N 1,
2, 3);
ГОСТ 12.2.011-2012 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Машины строительные, дорожные и землеройные. Общие требования безопасности»;
ГОСТ 12.4.087-84 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Строительство. Каски строительные. Технические условия»;
ГОСТ 12.1.046-2014 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Строительство. Нормы освещения строительных площадок»;
ГОСТ 32489-2013 «Пояса предохранительные строительные. Общие технические условия»;
ГОСТ 12.4.107-2012 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ)».
Таким образом, результатами экспертизы подтверждается факт выполнения ООО «Архстройсервис» работ по объекту: «Центр единоборств в г. Кореновске», расположенному по адресу: <...>. 2В», отраженных в форме КС-3. справке о стоимости выполненных и затрат № 6 от 1 июля 2021 года, на общую стоимость 5 052 097.20 рублей, а также работ, отраженных в форме КС-3, справке о стоимости выполненных и затрат № 7от 09 августа 2022 года, на общую сумму 5 903 096.40 рублей.
Экспертом даны квалифицированные пояснения по вопросам, поставленным на разрешение, заключение является конкретным, логичным, в исследовании использована обширная нормативная база, результаты исследования мотивированы.
Экспертное заключение соответствует требованиям статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, содержит подробное описание проведенного исследования, выводы эксперта является мотивированными, ясными и полными.
Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы экспертизы, сторонами не предоставлено.
Возражения относительно выводов экспертного заключения судом исследованы, основания для принятия их в качестве опровергающих достоверность результатов экспертизы не установлены, поскольку они представляют собой несогласие с выводами экспертов, что не является достаточным и надлежащим основанием для отклонения указанного доказательства в качестве допустимого.
Как следует из материалов дела, в рамках исполнения контракта ООО «АРХСТРОЙСЕРВИС» выполнены работы на общую сумму 26 179 824 рублей, а именно 5 475 120 рублей согласно акта КС -3 от 21.12.2020 за период с 26.10.2020 по 21.12.2020; 9 652 321,20 рублей согласно акта КС-3 от 26.03.2021г. за период с 22.12.2020 по 26.03.2021; 1 486 376,40 рублей согласно акта КС-3 от 01.07.2021 за период с 26.05.2021 по 01.07.2021; 5 052 097,20 рублей согласно акта КС-3 от 01.07.2021 за период с 01.06.2021 по 01.07.2021; 2 468 767,20 рублей согласно акта КС-3 от 25.05.2021 за период с 23.04.2021 по 25.05.2021; 2 045 142 рублей согласно акта КС-3 от 22.04.2021 за период с 27.03.2021 по 22.04.2021.
При этом, по условиям п. 3.7 контракта погашение авансового платежа производится пропорционально стоимости выполненных работ в размере 30% от стоимости выполненных работ, в связи с чем денежные средства в размере 5 892 405,12 рублей зачтены по Контракту за частично выполненные работы (30%) в счет погашения аванса.
Оплата денежных средств в размере 5 052 097.20 рублей согласно акта КС-3 № 6 от 01.07.2021 за период с 01.06.2021 по 01.07.2021 истцу произведена не была, в связи с чем, указанную сумму следует зачесть в счет погашения аванса.
Таким образом, в ходе исполнения контракта им погашен полученный авансовый платеж в размере 10 944 502,32 руб.
09.08.2022 в адрес Заказчика для подписания и оплаты направлены акт приемке выполненных работ от 09.08.2022 № 07-01доп./2 Дополнительные работы. Вертикальная планировка; о приемке выполненных работ от 09.08.2022№ 06-06-03/4 Наружная канализация (К1.К2, ЛОС1, ЛОС2, емкость накопительная 90м3-110 м3), о приемкевыполненных работ от 09.08.2022 № 06-06-03/2 доп/1 Дополнительные работы . Наружная канализация (К1.К2, ЛОС1. ЛОС2, емкость накопительная 90 м3-110 м3; о приемке выполненных работ от 09.08.2022 № 02-01-01/6. Конструктивные и объемно-планировочные решения; форма КС-3 справка о стоимости выполненных и затрат от 09.08.2022 № 7, счет - фактура № 10 от 09.08.2022, на общую стоимость 5 903 096,40 рублей, в том числе НДС - 20%.
В соответствии с частью 5 статьи 170 АПК РФ, при полном или частичном удовлетворении первоначального и встречного исков в резолютивной части решения указывается денежная сумма, подлежащая взысканию в результате зачета.
При таких обстоятельствах, с учетом выводов, указанных в Заключении эксперта, первоначальные исковые требования в части взыскания суммы неотработанного аванса подлежат удовлетворению на сумму 1,39 руб. (10 955 194,99 - 5 903 096,40 - 5 052 097.20 = 1,39 руб.)
На основании части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, в числе прочих относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам (статья 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 107 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению арбитражного суда, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей как работников государственных судебно-экспертных учреждений. Размер вознаграждения эксперту определяется судом по согласованию с лицами, участвующими в деле, и по соглашению с экспертом.
В силу части 1 статьи 108 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации денежные суммы, подлежащие выплате экспертам и свидетелям, вносятся на депозитный счет арбитражного суда лицом, заявившим соответствующее ходатайство, в срок, установленный арбитражным судом.
В соответствии с частью 1 статьи 109 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации денежные суммы, причитающиеся экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам, выплачиваются по выполнении ими своих обязанностей.
Согласно части 2 статьи 109 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации денежные суммы, причитающиеся экспертам и свидетелям, выплачиваются с депозитного счета арбитражного суда.
Как указано в абзаце первом пункта 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" (далее - постановление от 04.04.2014 N 23), при применении статьи 37 Закона об экспертной деятельности судам необходимо иметь в виду, что по смыслу части 3 статьи 109 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственное судебно-экспертное учреждение вправе взимать плату за проводимую в рамках арбитражного дела экспертизу в случае, когда экспертиза назначена судом по ходатайству или с согласия лиц, участвующих в деле.
Согласно части 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта оценивается в судебном заседании и исследуется наряду с другими доказательствами по делу.
Согласно пункту 22 Постановления от 04.04.2014 N 23 до назначения экспертизы по ходатайству или с согласия лиц, участвующих в деле, суд определяет по согласованию с этими лицами и экспертом размер вознаграждения, подлежащего выплате за экспертизу, и устанавливает срок, в течение которого соответствующие денежные суммы должны быть внесены на депозитный счет суда лицами, заявившими ходатайство о проведении экспертизы или давшими согласие на ее проведение (часть 1 статьи 108 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.05.2023 по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО Экспертная профессиональная организация "Эталон" ФИО3.
Стоимость судебной экспертизы определена в размере 478 000 рублей. Эксперт представил в материалы дела Заключение эксперта от 06.10.2023 № 06/2023.
Истцом по первоначальному иску произведена оплата экспертизы в размере 478 000 рублей платежным поручением от 27.11.2023 № 0612 (проведено 28.11.2023).
С учетом исхода настоящего спора, расходы на проведение экспертизы подлежат распределению поровну между сторонами; с ООО «АРХСТРОЙСЕРВИС» в пользу МКУ муниципального образования Кореновский район «Управление капитального строительства» подлежат взысканию расходы на оплату экспертизы в размере 239 000 руб.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» указано, что по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
Судом установлено, что МКУ муниципального образования Кореновский район «Управление капитального строительства» при подаче первоначального иска уплачена государственная пошлина в размере 77 776 руб., однако с учетом ст. 333.21 НК РФ размер подлежащей уплате государственной пошлины составляет 81 087 руб.
ООО «АРХСТРОЙСЕРВИС» при подаче встречного иска предоставлена отсрочка уплате государственной пошлины, размер которой с учетом ст. 333.21 НК РФ составляет 77 776 руб.
С учетом частичного удовлетворения первоначального иска, с ООО «АРХСТРОЙСЕРВИС» в пользу МКУ муниципального образования Кореновский район «Управление капитального строительства» подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере 4 552 руб.; с учетом отказа в удовлетворении первоначального иска, с ООО «АРХСТРОЙСЕРВИС» в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 77 776 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями , 41, 65, 70, 82, 110, 132, 156, 163, 167-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
По первоначальному иску.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Архстройсервис" (ИНН <***>) в пользу МКУ муниципального образования Кореновский район «Управление капитального строительства» (ИНН <***>) сумму неотработанного аванса в размере 1,39 руб., неустойку за нарушение сроков выполнения работ в размере 652 124 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 552 руб., расходы на проведение экспертизы в размере 239 000 руб.
В удовлетворении остальной части требований - отказать.
По встречному иску.
В удовлетворении встречных исковых требований - отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Архстройсервис" (ИНН <***>) в доход федерального бюджета сумму государственной пошлины в размере 77 776 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья Д.Ю. Поляков