НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Краснодарского края от 08.05.2007 № А32-21974/06

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело № А-32-21974/2006-51/321

“ 08 ” мая 2007 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующий: судья Базавлук И.И.

Судьи: Ломакина И.П., Гонзус И.П.

При ведении протокола судебного заседания судьей Базавлук И.И.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Сочинской городской организации Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, г. Сочи

к Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края, г. Краснодар

3-и лица: МП «Тепловые сети» Адлерского района, г. Сочи; ОАО «ТЕПЭК», г. Краснодар

о признании…

при участии

от заявителя: Канаки Н.В., председатель.

от ответчика: Уланов Р.А., дов. от 01.06.06г.; Ачегу Д.А., дов. от 18.10.06г.; Фокеева Е.С., дов. от 08.04.07г.

от ОАО «ТЕПЭК»: не явился.

от МП «Тепловые сети»: не явился

УСТАНОВИЛ:

Заявлены требования о признании решения № 131/2005-Т от 27.12.05г. «Об установлении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию для ТП «Тепловые сети» Адлерского района г. Сочи» и решения № 44/2006-Т от 12.04.06г. «Об установлении для населения муниципального образования города Сочи тарифов на тепловую энергию» региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края в части расходов на оплату труда в тарифах на тепловую энергию в 2006г., определенных в условиях краевого отраслевого тарифного соглашения, недействительными.

Заявитель уточнил заявленные требования.

Просит суд признать недействующими решения Региональной энергетической комиссии № 131/2005-Т от 27.12.05г., № 44/2006-Т от 12.04.06г., № 82/2005-Т от 25.10.06г. и № 211/2006-Т от 27.12.06г. в части размера расходов на оплату труда в тарифах на тепловую энергию в 2006г. и на 2007г., как несоответствующими ст. 4 Федерального закона от 14.04.1995г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию» и ч. 5 ст. 48 ТК РФ.

Судом данное ходатайство удовлетворено.

Ответчик по существу заявленных требований возражает, по мотивам, изложенным в отзыве на заявленные требования.

/второй лист решения от 08.05.07г. № А-32-21974/2007-51/321/

Третьи лица, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежаще извещены.

При таких обстоятельствах дело рассматривается в порядке ст. 156 АПК РФ.

В судебном заседании объявлен перерыв до 12-05 час. 08.05.07г.

08.05.07г. судебное заседание продолжено.

Суд, исследовав материалы дела, установил следующее.

Решением № 131/2005-Т от 27.12.2005 г. (ред. от 15.02.2006) «Об установлении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию для МП «Тепловые сети» Адлерского района, г. Сочи» РЭК - департаментом цен и тарифов Краснодарского края для муниципального предприятия «Тепловые сети» Адлерского р-на г. Сочи установлены тарифы на 2006 год на реализацию тепловой энергии в следующих размерах (без НДС) :

Отопление-890,91 руб./Гкал.

Горячее водоснабжение (с водой) - 1295,81 руб./Г кал.

Пар -617,46 руб./Гкал.

В соответствии с п. 5 решения документа акт вступил в силу с 1 января 2006 г.

Размеры тарифов утверждены на основании экспертного заключения № 91 от 12.12.2005 г., выполненного ответчиком.

Согласно экспертного заключения ответчик определил фонд оплаты труда предприятия на 2006 год в размере 47842,7 тыс.рублей, вместо заявленного - 70307,3 тыс. рублей, и как следствие этого фонд оплаты труда утвержден в размере - 47842,7 тыс. рублей.

Решением № 44/2006-Т от 12.04.2006 г. установлены для населения муниципального образования город Сочи тарифы на тепловую энергию в 2006 году в следующих размерах (с НДС):

Отопление - 752,06 руб/Гкал.

Горячее водоснабжение (с водой) - 1310,47руб./Гкал.

Горячее водоснабжение (без воды) - 786,21 руб./Гкал.

Пар - 724,67 руб./Гкал.

Документ был опубликован в газете «Кубанские новости» № 58 за 22.04.2006 г. и вступил в силу с 1 мая 2006 г.

В ходе судебного разбирательства ответчик нормативным актом - решением от 25.10.2006 г. № 82/2005-Т «Об установлении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию для филиала ОАО «ТЕПЭК» - «Тепловые сети» г.-к. Сочи Адлерского района» установил для теплоэнергетического предприятия в Адлерском районе г. Сочи экономически обоснованный тариф на тепловую энергию, идентичный экономически обоснованному тарифу для МП «Тепловые сети» Адлерского района г. Сочи в первоначально оспариваемом акте. Названным актом оспариваемый акт - решение от 27.12.2005 г. № 131/2005-Т, признан утратившим силу.

Кроме того, ответчик нормативным актом - решением от 27.12.2006 г. № 211/2006-Т «Об установлении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию для филиала ОАО «ТЕПЭК» - «Тепловые сети» г.-к. Сочи» установил экономически обоснованный тариф на тепловую энергию на 2007 год, вырабатываемую тремя теплоэнергетическими предприятиями в Адлерском, Центральном и Лазаревском районах города Сочи. ОАО «ТЕПЭК Краснодарского края» издал приказ № 156 от 16.01.2007 г. о слиянии филиалов в городе Сочи в единый филиал ОАО «ТЕПЭК» - «Сочитеплоэнерго».

Актом от 27.12.2006 г. № 211/2006-Т решение от 12.04.2006 г. № 44/2006 -Т «Об установлении для населения муниципального образования город Сочи тарифов на тепловую энергию» и решение от 25.10.2006 г. № 82/2005-Т «Об установлении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию для филиала ОАО «ТЕПЭК» - «Тепловые сети» г.-к. Сочи Адлерского района» признаны утратившими силу.

/третий лист решения от 08.05.07г. № А-32-21974/2007-51/321/

Заявитель, считает что, размер средств на оплату труда, установленный заинтересованным лицом для единого филиала в тарифах на тепловую энергию в городе Сочи не соответствует размеру средств на оплату труда, установленного муниципальным отраслевым соглашением по оплате труда работников теплоэнергетического предприятия.

По основаниям, изложенным в заявлении, заявитель просит суд признать вышеуказанные нормативные акты недействующими в части размера расходов на оплату труда в тарифах на тепловую энергию в 2006г. и на 2007г.

Суд, исследовав материалы дела, считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 195 Кодекса по результатам рассмотрения дела суд принимает одно из решений, указанных в части 2 данной статьи, в том числе о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

Согласно статье 2 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14.04.1995г. № 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

В соответствии со статьей 6 вышеуказанного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.

Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с Основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В силу пункта 4 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004г. № 109, на основании тарифов и (или) их предельных уровней, установленных Федеральной службой по тарифам, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до принятия закона о бюджете субъекта

/четвертый лист решения от 08.05.07г. № А-32-21974/2007-51/321/

Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливают тарифы, указанные в пунктах 54, 64 и 65 Основ ценообразования, на розничном рынке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004г. № 109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, а также Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила), которые регулируют порядок установления тарифов. Пунктом 7 указанных Правил предусмотрено, что установление тарифов производится регулирующим органом путем рассмотрения дела об установлении тарифов.

Согласно п. 66 Основ тарифы на услуги по передаче тепловой энергии устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам. Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004г. № 20-Э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке.

В соответствии с п. 27 Основ при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

При расчете фонда оплаты труда в затратах тарифов на услуги теплоснабжения на 2005-2006 гг. в соответствии с совместным письмом комитета жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и краевой организации профсоюза работников жизнеобеспечения от 27.07.2005г. № 03/237 за основу приняты Краевое отраслевое тарифное соглашение на 2005-2007 годы, коллективные договоры предприятий на 2004-2006 г.г.

Сам факт того, что в затратную составляющую тарифа не был включен фонд оплаты труда, сформированный на основании заключенных отраслевых соглашений, не свидетельствует о том, что экономически обоснованные затраты, понесенные регулируемыми организациями, не могут быть учтены при следующем регулируемом периоде.

Если регулируемые организации произведут выплаты заработной платы на основании действующих отраслевых соглашений, затраты, которые были понесены при их осуществлении должны быть учтены при формировании тарифа при последующем тарифном регулировании, но при этом должны быть учтена максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 14.04.1995г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию» целями тарифного регулирования является: создание механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии; создания экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий в производственных процессах.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14.04.1995г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться, в том числе, следующие основные принципы:

- обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с

/пятый лист решения от 08.05.07г. № А-32-21974/2007-51/321/

учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов;

- обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии;

Оспариваемы решения региональной энергетической комиссии -департамента цен и тарифов Краснодарского края не противоречат действующему законодательству и не препятствуют регулируемым организациям производить оплату труда работников в соответствии с действующим законодательством.

Также следует отметить, что в связи с принятием Федерального закона от 26 декабря 2005 года № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» норм, регламентирующих установление предельных индексов увеличения тарифов на услуги организаций коммунального комплекса и индексов допустимого увеличения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги, с учетом положений Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии индексация заработной платы в течение периода регулирования согласно изменению индекса потребительских цен в тарифах на тепловую энергию в 2005-2006г.г. комиссией - департаментом не предусматривалась.

Во исполнение указанного выше порядка установления предельных индексов увеличения тарифов на услуги организаций коммунального комплекса Федеральной службой по тарифам был принят приказ от 29 декабря 2005 года № 853-э/4 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на 2006 год».

Пунктом 2 данного приказа установлена максимальная величина тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, по Краснодарскому краю в размере 120 %.

Оспариваемыми решениями были утверждены тарифы на тепловую энергию с учетом максимальной величины роста тарифов, установленной ФСТ РФ.

Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Заявителем не представлены документальные доказательства несоответствия оспариваемых актов федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Кроме того, как следует из материалов дела заявителем оспариваются решения Региональной энергетической комиссии № 131/2005-Т от 27.12.05г., № 44/2006-Т от 12.04.06г., № 82/2005-Т от 25.10.06г. и № 211/2006-Т от 27.12.06г. в части размера расходов на оплату труда в тарифах на тепловую энергию в 2006г. и на 2007г.

/шестой лист решения от 08.05.07г. № А-32-21974/2007-51/321/

Однако, решением РЭК – департамента цен и тарифов Краснодарского края № 82/2005-Т от 25.10.06г. «Об установлении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию для филиала ОАО «ТЕПЭК» - «Тепловые сети» г.к. Сочи Адлерского района» признано утратившим силу оспариваемое решение № 131/2005-Т «Об установлении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию для МП «Тепловые сети» Адлерского района г. Сочи», а решением РЭК – департамента цен и тарифов Краснодарского края № 211/2006-Т от 27.12.06г. признаны утратившими силу оспариваемые решения № 44/2006-Т от 12.04.06г. «Об установлении для населения муниципального образования г. Сочи тарифов на тепловую энергию» и № 82/2005-Т от 25.10.06г. «Об установлении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию для филиала ОАО «ТЕПЭК»-«Тепловые сети» г.к. Сочи Адлерского района».

Суд считает, что нормативные акты, утратившие силу, не могут нарушать законные права заявителя.

Таким образом, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь вышеуказанными нормативными актами; ст.ст. 41, 191-195 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований удовлетворить.

В удовлетворении требований заявителя отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки установленные АПК РФ.

Председательствующий: судья Базавлук И.И.

Судьи: Ломакина И.П.

Гонзус И.П.