НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Краснодарского края от 07.09.2020 № А32-19345/20


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

г. Краснодар, ул. Постовая 32

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар                                                                                            Дело № А32-19345/2020

14 сентября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 07.09.2020

Полный текст решения изготовлен 14.09.2020

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Погорелова И.А.,при ведении протокола помощником судьи Семченко М.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новороссийске Краснодарского края, г. Новороссийск

к Гаражно-строительному кооперативу № 44, г. Новороссийск (ИНН 2315021865,                      ОГРН 1022302382706)

о взыскании неосновательно полученных денежных средств в размере 89 721,36 руб.

при участии в судебном заседании:

стороны не явились

У С Т А Н О В И Л:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новороссийске, г. Новороссийск обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Гаражно-строительному кооперативу № 44,                            г. Новороссийск  о взыскании неосновательно полученных денежных средств в размере       89 721,36 руб.

Лица, участвующие в деле надлежащим образом уведомленные о месте и времени в судебное заседание не явились.

Как следует из материалов дела Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новороссийске Краснодарского края (далее - Управление) пенсионерам Долговой С.И., Шутову Ю.А., Петренко В.М., Соловьеву Л.Н., Евтушенко А.Д., Куцевалову В.В. и Утянскому А.Г. была установлена сумма страховой пенсии без учета индексации на основании ч.1 ст.26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон №400-ФЗ), в связи с осуществлением ею трудовой деятельности.

Страхователь Гаражно-строительный кооператив № 44, г. Новороссийск (ИНН 2315021865, ОГРН 1022302382706) сведения о застрахованных лицах - Долговой С.И., Шутову Ю.А., Петренко В.М., Соловьеву Л.Н., Евтушенко А.Д., Куцевалову В.В. и Утянскому А.Г. (отчет по форме СЗВ-М дополняющая) за февраль 2019 года представил в Пенсионный фонд - 07.08.2019г., т.е. позже срока установленного законом. Срок представления отчета по форме СЗВ-М за февраль 2019 года - до 15 марта 2019 года

Согласно представленных сведений по форме СЗВ-М за февраль 2019 года, Долговой С.И., Шутову Ю.А., Петренко В.М., Соловьеву Л.Н., Евтушенко А.Д., Куцевалову В.В. и Утянскому А.Г. в указанный период работала, и соответственно права на ежегодную индексацию пенсии не имел.

Непредставление в срок указанных сведений ответчиком повлекло за собой переплату пенсии Долговой С.И., Шутову Ю.А., Петренко В.М., Соловьеву Л.Н., Евтушенко А.Д., Куцевалову В.В. и Утянскому А.Г. в размере 89 721 руб. 36 коп., в связи с неосновательно выплаченной индексацией, и перерасход средств Пенсионного фонда.

С целью досудебного урегулирования спора в адрес Гаражно-строительного кооператива № 44, г. Новороссийск по почте заказным письмом с уведомлением была направлена претензия № 03-1498 от 28.01.2020г. с предложением о добровольной уплате неосновательно полученной суммы индексации пенсии. Однако в добровольном порядке ответчиком указанная сумма не оплачена.

В связи с тем, что в добровольном порядке ответчиком указанная сумма не оплачена Государственное учреждение – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новороссийске Краснодарского края, г. Новороссийск обратилось с настоящим заявление в арбитражный суд.

Суд, исследовав материалы дела, установил следующее.

Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - лица, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки), а также сведений о детях.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» общество является страхователем.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

- страховой номер индивидуального лицевого счета;

- фамилию, имя и отчество;

- идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Пунктом 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Таким образом, представленные данные ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М являются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, на основании которых контролирующий орган ежемесячно уточняет факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Гаражно-строительный кооператив № 44 представил в Пенсионный фонд дополняющий отчет по форме СЗВ-М сведения за февраль 2019 года в отношении застрахованных лиц Долговой С.И., Шутову Ю.А., Петренко В.М., Соловьеву Л.Н., Евтушенко А.Д., Куцевалову В.В. и Утянскому А.Г. с нарушением установленного срока – 07.08.2019.

В связи с чем, Пенсионный фонд произвел индексацию (корректировку) пенсии Долговой С.И., Шутову Ю.А., Петренко В.М., Соловьеву Л.Н., Евтушенко А.Д., Куцевалову В.В. и Утянскому А.Г., что повлекло образование переплаты в размере 89 721 руб.36 коп.

Согласно доводам Пенсионного фонда, образование указанной переплаты обусловлено несвоевременным представлением работодателем соответствующих сведений, что повлекло индексацию пенсий в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с чем ущерб в размере 89 721 руб.36 коп. подлежит взысканию с ответчика.

Вместе с тем, суд считает правовую позицию заявителя ошибочной ввиду следующего.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На основании статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Применение такой меры гражданско-правовой ответственности, как возмещение убытков, возможно при доказанности совокупности нескольких условий: противоправности действий, причинной связи между противоправными действиями и возникшими убытками, наличия и размера причиненных убытков. При этом для удовлетворения требований о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов. Недоказанность одного из необходимых оснований возмещения убытков исключает возможность удовлетворения исковых требований.

Статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (часть 6 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В силу части 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Таким образом, в силу части 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по каждому отдельному периоду - месяцу на основании сведений страхователя по форме
СЗВ-М за этот отчетный период.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.

Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах».

Ответчик как страхователь обязан был предоставить сведения по форме СЗВ-М за февраль 2019 года не позднее 15.03.2019.

Из материалов дела следует, что дополняющие сведения отчета по форме СЗВ-М за февраль 2019 года в отношении застрахованных лиц представлена заявителем в территориальный орган Пенсионного фонда только 07.08.2019.

Поскольку сведения об указанных застрахованных лицах работодателя за февраль
2019 года не были получены в установленный законом срок (до 15.03.2019), Фонд принял решение о выплате пенсионерам пенсии, исчисленной с учетом индексации.

Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав правовую оценку доводам заявителя и имеющимся в деле документам, суд приходит к выводу, что причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчика, выразившимися в несвоевременном представлении сведений о застрахованных лицах, и наступлением вреда в виде излишне выплаченных управлением сумм страховой пенсии, отсутствует.

Из протоколов о выявлении излишне выплаченных сумм пенсии следует, что выплата пенсий произведена пенсионерам:

Долговой С.И. в размере 9 810 руб. за период с 01.02.2019 по 30.06.2019;

Шутову Ю. А. в размере 7 891 руб. 14 коп. за период с 01.02.2019 по 31.07.2019;

Петренко В.М. в размере 1 488 руб. 18 коп. за период с 01.02.2019 по 31.03.2019

Соловьеву Л.Н. в размере 9 014 руб. 76 коп. за период с 01.02.2019 по 31.05.2019

Евтушенко А.Д. в размере 17 758 руб. 74 коп. за период с 01.02.2019 по 31.07.2019

Куцевалову В.В. в размере 23 544 руб. за период с 01.02.2019 по 30.09.2019

Утянскому А.Г. в размере 20 213 руб. 88 коп. за период с 01.02.2019 по 31.07.2019

Итого 89 721 руб. 36 коп.

Судом установлено, что отчетность по форме СЗВ-М в отношении застрахованных лиц за февраль 2019 года заявителем действительно представлена 07.08.2019, указанное ответчиком не оспаривается.

Однако излишняя выплата страховой пенсии не обусловлена непредставлением работодателем сведений по форме СЗВ-М за тот или иной месяц (в данном случае за февраль 2019 года). За нарушение сроков представления отчетности установлена ответственность. Кооператив не представлял недостоверных сведений в отношении указанных работников.

В соответствии с пунктом 4 формы СВЗ-М в форме СЗВ-М указываются данные о застрахованных лицах - работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры.

Заявитель не представил сведений о прекращении трудовых отношений с работниками Долговой С.И., Шутову Ю.А., Петренко В.М., Соловьеву Л.Н., Евтушенко А.Д., Куцевалову В.В. и Утянскому А.Г.

Сведения о нарушении страхователем сроков предоставления отчетности по форме СЗВ-М за предшествующие или последующие периоды в материалах дела отсутствуют.

В связи с этим суд приходит к выводу, что перерасчет размера страховых пенсий произведенный Пенсионным фондом, включает в себя периоды, когда заявитель располагал сведениями об указанных лицах, как работающих пенсионеров.

Согласно Закону № 27-ФЗ контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Фонд, осуществляется органами Фонда (пункт 1 статьи 8). Страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах (статья 15). Органы Фонда имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных данным законом (статья 16).

Более того, Инструкция № 766н установила для территориальных органов Фонда более строгие требования по проверке достоверности, правильности и полноты представляемых страхователями сведений. Так, в соответствии с пунктом 35 названной инструкции территориальный орган Фонда проверяет индивидуальные сведения и вносит их на лицевые счета застрахованных лиц ежемесячно - в течение месяца со дня получения территориальным органом Фонда сведений, представленных страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ. На основании пункта 37 Инструкции № 766н представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Фонда, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в лицевые счета застрахованных лиц не вносятся. Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Фонда о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган уточненные индивидуальные сведения.

Однако Пенсионный фонд, своевременно получив сведения за июль 2019 года в отношении указанного пенсионера, как о работающем лице, имея возможность и установленную законом обязанность, не предпринял никаких действий для уточнения сведений о том, осуществляли ли они трудовую деятельность в июне 2019 года.

Пенсионный фонд принял решение об индексации, не проверив сведения о застрахованных лицах.

При выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (часть 10 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» (пункт 88 Приказа Минтруда России от 17.11.2014 № 885н).

Исследовав и оценив представленные в дело документы, с учетом установленного Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» порядка выплаты страховой пенсии в период осуществления работы отсутствовали основания для осуществления выплат в индексированном размере, суд приходит к выводу о том, что Фонд не доказал совокупность обстоятельств, влекущих применение ответственности в виде взыскания ущерба, а именно: наличие причинно-следственной связи между бездействием ответчика по предоставлению сведений за февраль 2019 года по форме СВЗ-М и возникновением у заявителя убытков.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований заявителя о взыскании переплаты пенсии в связи с необоснованно прошедшей индексацией в размере
89 721 руб. 36 коп. не имеется.

Указанная правовая позиция согласуется с выводами Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, изложенными в постановлении от 22.10.2018 № А32-6071/2019, а также с выводами, изложенными в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2018 № 304-КГ18-11128.

Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в порядке и сроки установленные АПК РФ.

Судья                                                                                                             И.А. Погорелов