НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Краснодарского края от 07.07.2022 № А32-13684/2022

Дело № А32-13684/2022

город Краснодар                                                                                           22 июля 2022 года                                                                                                         

Резолютивная часть решения объявлена 07 июля 2022 года

Полный текст решения изготовлен 22 июля 2022 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Хахалевой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Санчук С.Л.,рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Минайлова Ивана Николаевича (ОГРНИП 317237500045896), Краснодарский край, г. Анапа, с. Супсех,

к Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу-курорту Анапа Краснодарского края, Краснодарский край, г. Анапа,

об оспаривании ненормативного правового акта,

при участии в заседании:

от заявителя: не явился, уведомлен;

от заинтересованного лица: Втулкин Д.А. – доверенность от 11.03.2022 № 03-24/02680;

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Минайлов Иван Николаевич (далее по тексту – предприниматель, налогоплательщик) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу-курорту Анапа Краснодарского края (далее по тексту – налоговый орган, инспекция) от 05.10.2021 № 41976.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился.

Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения заявленных требований.

От заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.

Согласно частям 1, 5 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе может объявить перерыв в судебном заседании. Лица, участвующие в деле и присутствовавшие в зале судебного заседания до объявления перерыва, считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, и их неявка в судебное заседание после окончания перерыва не является препятствием для его продолжения.

В судебном заседании 04.07.2022 объявлен перерыв до 07.07.2022 в 10 час. 35 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края - http://krasnodar.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено, в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле. Аудиозапись судебного заседания после перерыва не велась, в связи с отсутствием лиц, участвующих в деле.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Дело рассматривается в порядке статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, заслушав доводы заинтересованного лица, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

Минайлов Иван Николаевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за ОГРНИП: 317237500045896, ИНН: 366600148038, дата присвоения ОГРНИП: 13.02.2017; состоит на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу-курорту Анапа Краснодарского края.

Инспекцией Федеральной налоговой службы России по городу-курорту Анапа Краснодарского края сформировано и направлено индивидуальному предпринимателю Минайлову И.Н. требование № 41976 от 05.10.2021 об уплате страховых взносов за периоды, начиная с 01.01.2017, которым заявителю предложено уплатить задолженность по виду платежа «налог» в размере 73 781,59 руб., по виду платежа «пеня» в размере 15 251,00 руб. в срок до 02.11.2021.

Неисполнение индивидуальным предпринимателем Минайловым И.Н. в установленный срок требования № 41976 от 05.10.2021 послужило основанием для вынесения налоговым органом решения о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств от 17.11.2021 № 5363 в размере 89 005,16 рублей.

Для обеспечения исполнения решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств, в соответствии со ст. 76 НК РФ налоговым органом было принято решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика от 17.11.2021 № 13533 открытым в Краснодарском отделении № 8619 ПАО Сбербанк. Также выставлены и направлены в Краснодарское отделение № 8619 ПАО Сбербанк поручения от 17.11.2021 № 23123, № 23124, № 23125, № 23126, № 23127, № 23128, № 23129, № 23130 на общую сумму 89 005,16 рублей на списание и перечисление денежных средств со счета налогоплательщика в бюджетную систему РФ.

В связи с недостаточностью денежных средств на счете налогоплательщика, налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ 02.12.2021 принято решение № 2809 и постановление № 2718 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании № 41976 от 05.10.2021 в размере 89 005,16 рублей.

Постановление № 2718 от 02.12.2021 направлено в Анапский ГОСП ГУФССП России по Краснодарскому краю, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем Анапского ГОСП ГУФССП России по Краснодарскому краю было возбуждено исполнительное производство № 173043/21/23023-ИП от 03.12.2021.

Предпринимателем подана жалоба в УФНС России по Краснодарскому краю на действия должностных лиц налогового органа, в которой выражено несогласие с требованием Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу-курорту Анапа Краснодарского края от 05.10.2021 № 41976.

Решением УФНС России по Краснодарскому краю от 28.01.2022 № 25-13-90 апелляционная жалоба ИП Минайлова И.Н. на действия (бездействие) должностных лиц ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края удовлетворена частично; требование ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края № 41976 от 05.10.2021 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в части уплаты страховых взносов по виду платежа «пеня» и принятие дальнейших мер принудительного взыскания задолженности по виду платежа «пеня», признано незаконным; требование ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края № 41976 от 05.10.2021 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в части уплаты страховых взносов по виду платежа «налог» и постановление № 2718 от 02.12.2021 о взыскании задолженности в пределах сумм по виду платежа «налог» указанных в данном требовании, признаны законными.

Не согласившись с выводами налогового органа, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу о признании недействительным требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу-курорту Анапа Краснодарского края от 05.10.2021 № 41976.

В качестве основания для удовлетворения заявленных требований предпринимателем указано на то, что в период с 01.10.2016 по 04.07.2019 в связи с уходом за своей больной матерью Минайловой М.Е., 10.03.1932 года рождения, проживавшей в с. Тхоревка Каменского р-на, Воронежской области, умершей 04.07.2019, был вынужден приостановить свою предпринимательскую деятельность в указанный срок, вследствие чего 07.02.2020 обратился в Инспекцию с заявлением в соответствии с п. 7 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс). На указанное заявление Инспекцией была предоставлена льгота по уплате страховых взносов за период с 13.02.2017 по 04.07.2019, о чем было сообщено в ответе налогового органа от 16.03.2020 № 10-14/03389. Однако, в полученном требовании от 05.10.2021 № 41976 заявителю было сообщено о числящейся недоимки по страховым взносам и пени. 26.10.2021 обратился в Инспекцию с заявлением, в котором напомнил о предоставленной ему льготе по уплате страховых взносов. Ответом налогового органа от 22.11.2021 № 10-14/14700 сообщалось о том, что в ОПФ РФ по Воронежской области направлен запрос от 19.10.2021 № 10-14/12092, и в связи с этим, ИП Минайловым И.Н. не оспаривалось полученное требование от 05.10.2021 №41976.Письмом от 03.12.2021 № 11-14/15326 Заявителя уведомили о том, что в письме ОНФР по Воронежской области от 16.11.2021 № 7.24.15/40989 сообщалось об отсутствии у ИП Минайлова И.Н. права на получение льготы по страховым взносам.

Принимая решение по делу, суд руководствовался следующим.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ненормативный акт государственного органа не соответствующий закону и иным правовым актам, и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным полностью или частично.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с частью 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьями 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, которые были установлены Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд Социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» (документ утратил силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального Закона от 03.07.2016г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", с 1 января 2017 года между налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разграничены полномочия администраторов доходов бюджета в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) этих страховых взносов, проверки расчетов (уточненных расчетов), представленных за истекшие до 1 января 2017 года отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, а также принятия решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

Согласно пп. 2, п. 1. ст. 419 и п. 1 ст. 430 НК РФ, плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.

При этом, в соответствии с п. 7 ст. 430 НК РФ данные плательщики страховых взносов не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за период, указанный в пп. 6 (период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за лицом, достигшим возраста 80 лет), п. 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.

Документами, свидетельствующими об отсутствии деятельности у плательщиков страховых взносов в период, указанный в пп. 6 (период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за лицом, достигшим возраста 80 лет) п. 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», могут являться налоговые декларации, не содержащие показатели полученного дохода в эти периоды, представляемые в налоговые органы налогоплательщиками в зависимости от применяемой системы налогообложения, а также справки о доходах по форме 2-НДФЛ, представляемые налоговыми агентами в налоговые органы о доходах.

Документами, являющимися основанием для подтверждения периода освобождения от уплаты страховых взносов, указанного в пп. 6 п. 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», являются решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемое на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, и документы, удостоверяющие факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым осуществляется уход.

Из материалов дела следует, что 07.02.2020 индивидуальным предпринимателем Минайловым И.Н. в налоговый орган было подано заявление об освобождении от уплаты страховых взносов в соответствии с п. 7 ст. 430 НК РФ в период с 01.01.2017 по 04.07.2019, с приложением документов: свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе; справка администрации Тхоревского сельского поселения Каменского муниципального района Воронежской области от 27.08.2021 № 301 о том, что Минайлов И.Н. действительно в период с 01.01.2016 по 04.07.2019 проживал по адресу: село Тхоревка, ул. Центральная, 16, Каменского района. Воронежской области, ухаживая за своей больной матерью - Минайловой М.Е., 10.03.1932 г.р., умершей 04.07.2019; срочный запрос в районную больницу г. Каменска Воронежской области; копия свидетельства о смерти Минайловой М.Е.; копия свидетельства о рождении Минайлова И.Н.; налоговая декларация по УСН за 2017 год; налоговая декларация по УСН за 2018 год.

Налоговым органом на основании вышеперечисленных документов индивидуальному предпринимателю Минайлову И.Н. была предоставлена льгота по уплате страховых взносов в период с 13.02.2017 по 04.07.2019. В связи с чем, ранее исчисленные инспекцией в соответствии с положениями ст. 430 и ст. 432 НК РФ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 62 151,92 рубль и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в размере 13 399,59 рублей за 2017-2019 годы 25.02.2020 были аннулированы.

Письмами ФНС России от 26.04.2017 № БС-4-11/7990@ и Министерства финансов Российской Федерации от 12.02.2020 № 03-15-05/9358 даны разъяснения на основании каких документов налоговый орган подтверждает право плательщика на освобождение от уплаты страховых взносов, установленное п. 7 ст. 430 НК РФ.

Так в вышеуказанных письмах ФНС России и Министерства финансов Российской Федерации указано, что документами, являющимися основанием для подтверждения периода ухода, осуществляемого трудоспособным лицом, за лицом, достигшим   возраста   80   лет,   являются   решение   органа,   осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемое на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, и документ, подтверждающий возраст лица, за которым осуществляется уход.

Судом установлено, что налоговым органом 20.09.2021 направлены запросы в УПФР в городе-курорте Анапе Краснодарского края № 10-14/11681 и в отделение Пенсионного фонда РФ по Воронежской области № 10-14/12092 о подтверждении периода ухода, осуществляемого Минайловым И.Н. за лицом, достигшим 80 лет.

В ответе УПФР в городе-курорте Анапе Краснодарского края от 27.09.2021 № 14.5-12027 сообщалось о том, что Минайлов И.Н. за период с 13.02.2017 по 04.07.2019 не являлся ухаживающим лицом.

Согласно ответу Отделения Пенсионного фонда РФ по Воронежской области от 16.11.2021 № 7.24.15/40987 в отношении ИП Минайлова И.Н. сведения о периоде ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за лицом, достигшим возраста 80 лет в пенсионном фонде отсутствуют; обращение за назначением компенсационной выплаты по уходу за Минайловой М.Е. в территориальный орган ПФР от заявителя не поступало.

При указанных обстоятельствах, ввиду не подтверждения органами ПФР факта осуществления ИП Минайловым И.Н. ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет, инспекцией правомерно аннулирована ранее предоставленная ИП Минайлову И.Н. льгота по уплате страховых взносов в период с 13.02.2017 по 04.07.2019.  В связи с чем, за период с 13.02.2017 по 04.07.2019 в соответствии с положениями ст. 430 и ст. 432 НК РФ произведены начисления ИП Минайлову И.Н. страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере на общую сумму 75 551,51 рубль, в том числе:

-  страховые взносы в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в размере 62 151,92 руб., (в том числе за период: с 13.02.2017 по 31.12.2017 начислено 20 614,29 руб., за 2018 года начислено 26 545,00 руб., за период с 01.01.2019 по 04.07.2019 начислено 14 992,63 руб.);

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с 01.01.2017 в размере 13 399,59 руб., (в том числе: за период с 13.02.2017 по 31.12.2017 начислено 4 043,57 руб., за 2018 года начислено 5 840,00 руб., за период с 01.01.2019 по 04.07.2019 начислено 3 516,02 руб.).

Согласно п. 2 ст. 45 НК РФ, если иное не предусмотрено п. 2.1 ст. 45 НК РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Кодексом.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Пунктом 4 ст. 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование направляется должнику при наличии у него недоимки (п. 2 ст. 69 НК РФ) и должно быть направлено не позднее 3-х месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Налоговым органом, в порядке, предусмотренном ст. ст. 69,70 НК РФ сформировано и направлено индивидуальному предпринимателю Минайлову И.Н. требование № 41976 от 05.10.2021 об уплате страховых взносов за периоды, начиная с 01.01.2017, которым заявителю предложено уплатить задолженность по виду платежа «налог» в размере 73 781,59 руб. в срок до 02.11.2021.

С учетом установленных фактических обстоятельств, согласно которым заявителем в рассматриваемом периоде не прекращена его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации", суд пришел к выводу о наличии обязанности по уплате спорных сумм страховых взносов. Таким образом, требование ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края № 41976 от 05.10.2021 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в части уплаты страховых взносов по виду платежа «налог» и постановление № 2718 от 02.12.2021 о взыскании задолженности в пределах сумм по виду платежа «налог» является законным и обоснованным.

Оценив в совокупности и взаимосвязи представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ правовых оснований для удовлетворения требований предпринимателя по настоящему делу.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет состав судебных расходов, состоящих из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно статье 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно статьям 101, 102, 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при отказе в удовлетворении заявленных требований, расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 64-71, 110, 156, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Ходатайство заявителя о рассмотрении дела без его участия – удовлетворить.

В удовлетворении заявленных требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья                                                                                                                         Н.В. Хахалева