АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар
13 мая 2022г. Дело № А32-14613/2022
Резолютивная часть решения объявлена 05 мая 2022г.
Полный текст судебного акта изготовлен 13 мая 2022г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Н.В. Семененко,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шишкиной А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Продукты Кубани» (ИНН 2349024060), г. Славянск-на-Кубани
к Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов (ИНН 2309022370), г. Славянск-на-Кубани
к Славянской районной организации Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов (ИНН 2349003656), г. Краснодар
о признании недействительной одностороннюю сделку по расторжению тройственного договора о сотрудничестве по ведению охотничьего хозяйства от 04.09.2014 и уведомления от 21.03.2022,
о признании тройственного договора о сотрудничестве по ведению охотничьего хозяйства от 04.09.2014 действующим,
при участии:
от истца: Редько Д.В. - по доверенности,
от ответчиков: Сладецкая К.В. - по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Продукты Кубани» обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов, к Славянской районной организации Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов о признании недействительной одностороннюю сделку по расторжению тройственного договора о сотрудничестве по ведению охотничьего хозяйства от 04.09.2014 и уведомления от 21.03.2022, о признании тройственного договора о сотрудничестве по ведению охотничьего хозяйства от 04.09.2014 действующим.
После перерыва судебное заседание продолжено с участие представителей сторон.
Представитель истца в судебном заседании дал пояснения суду по существу заявленных исковых требований, настаивал на признании недействительной одностороннюю сделку № 51-22 от 14.03.2022 по расторжению тройственного договора о сотрудничестве по ведению охотничьего хозяйства от 04.09.2014, полученную уведомлением от 21.03.2022. и о признании тройственного договора о сотрудничестве по ведению охотничьего хозяйства от 04.09.2014 действующим.
Представитель истца представил возражение на отзывы, которые приобщены в материалы дела.
Также представитель истца заявил ходатайство об отложении судебного заседания.
В порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заслушано мнение лиц участвующих в настоящем деле по заявленному ходатайству.
Из содержания нормы статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что совершение такого процессуального действия как отложение судебного заседания является правом суда, а не обязанностью.
Заявленное ходатайство не мотивировано наличием обстоятельств, свидетельствующих о невозможности рассмотрения дела в данном судебном заседании, отложение судебного разбирательства не обосновано необходимостью совершения каких-либо процессуальных действий, имеющих значения для рассмотрения настоящего спора, в материалах дела имеются достаточные доказательства для рассмотрения спора по существу.
На основании изложенного, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения ходатайства истца об отложении судебного заседания.
Прибывший в судебное заседание представитель ответчиков возражал против требований, также дал пояснения суду.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между обществом с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Продукты Кубани», Краснодарской краевой общественной организацией охотников и рыболовов и Славянской районной организацией Краснодарской краевой общественной организации охотников заключен тройственный договор о сотрудничестве по ведению охотничьего хозяйства от 04.09.2014, согласно которому предметом договора является совместная деятельность по ведению охотничьего хозяйства на участке площадью 4000 га в районе Кара Кубань (описание границ участка изложено в приложении №1) без переуступки прав пользования объектами животного мира (пункт 1.4 договора).
Согласно условяим договора истцу предоставлено право организовывать проведение охоты и всего комплекса охотхозяйственных мероприятий, включая возведение необходимых сооружений и построек на специально отведенном охот-участке площадью 4000 га в районе Кара Кубань Славянского района Краснодарского края с обязательным внесением добровольных целевых взносов на развитие охотничьего хозяйства в размере 40 000 руб. в срок до 30 января ежегодно (пункт 2.1.3 договора).
В соответствии с пунктом 4 договор вступает в силу со дня его подписания всеми тремя сторонами и действует по согласованию сторон с 04.09.2014 по 04.09.2024 не более чем на срок действия охот- хозяйственного соглашения ККОООР. Договор продлевается отдельным трехсторонним соглашением. Настоящий договор может быть расторгнут по инициативе ККОООР в случае систематического невыполнения ООО ПКФ «Продукты Кубани» условий настоящего договора, а также «Условий пользования объектами животного мира» (Приложение №3 охот- хозяйственного соглашения №1 от 16.04,2012г.), действующих Правил охоты и регламентирующих охоту и ведение охотничьего хозяйства документов ККОООР.
14 марта 2022 года ООО ПКФ «Продукты Кубани» было получено уведомление (исх. № 51-22) об одностороннем расторжении тройственного договора о сотрудничестве по ведению охотничьего хозяйства от 04.09.2014.
В ответ на указанное уведомление истец направил в адрес ответчиков письмо о незаконности одностороннего расторжения договора.
Истец считает, что одностороннее расторжение договора о сотрудничестве от 04.09.2014 нарушает требования закона, является оспоримой и недействительной, поскольку договор ООО ПКФ «Продукты Кубани» исполняется в полном объеме, условия договора о сотрудничестве от 04.09.2014 не нарушают нормы ФЗ от 11.06.2021 № 164-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ФЗ от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Учитывая изложенное, истец полагает, что односторонняя сделка по расторждению тройственного договора о сотрудничестве по ведению охотничьего хозяйства от 04.09.2014 является недействительной, нарушающим его права, в этой связи обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим иском.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, позиции участников судебного процесса, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статями 153, 154 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).
В соответствии с пунктом 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 4 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации сторона, которой данным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором предоставлено право на отказ от договора (исполнения договора), должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 № 54 "О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ об обязательствах и их исполнении" (далее – Постановление № 54 разъяснено, что по общему правилу право на односторонний отказ от исполнения обязательства либо на изменение его условий должно быть предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Право на односторонний отказ от исполнения обязательства либо на изменение его условий может быть предусмотрено договором для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в отношениях между собой, а также для лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, по отношению к лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность (абзац первый пункта 2 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 13 Постановления № 54 указано, что в случае правомерного одностороннего отказа от исполнения договорного обязательства полностью или частично договор считается соответственно расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Право заказчика отказаться от договора подряда в одностороннем порядке предусмотрено статьями 715 и 717 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В пункте 12 Постановления № 54 установлено, что если односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий совершены тогда, когда это не предусмотрено законом, иным правовым актом или соглашением сторон или не соблюдены требования к их совершению, то по общему правилу такой односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не влекут юридических последствий, на которые они были направлены.
Истец просит признать недействительной одностороннюю сделку по расторжению тройственного договора о сотрудничестве по ведению охотничьего хозяйства от 04.09.2014.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью п. 1. ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации). При недействительности сделка каждая из сторон обязана вернуть другой все полученное по сделке.
В соответствии с Федеральными законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее – Закон № 52-ФЗ) объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом и федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов (статья 33).
В соответствии со статьей 34 Закона № 52-ФЗ юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром: охота; рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих; добыча объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам; использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других; получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.
Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и другие виды пользования животным миром. Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового.
Перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без разрешения запрещено, определяется специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Статьей 35 Закона № 52-ФЗ предусмотрены условия пользования животным миром, в частности, пользователи объектами животного мира, осуществляющие изъятие объектов животного мира из среды их обитания в соответствии с частью четвертой статьи 34 настоящего Федерального закона, уплачивают сбор за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Пользование объектами животного мира, не включенными в перечень, указанный в части четвертой статьи 34 настоящего Федерального закона, может осуществляться бесплатно, если это не связано с получением разрешения на пользование животным миром.
Пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания.
На одной территории или акватории могут осуществляться несколько видов пользования животным миром, если осуществление одного из них не препятствует осуществлению другого.
Согласно ст. 36 Закона № 52-ФЗ, предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Федеральным законом, федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на дату заключения договора) (далее – Закон № 209-ФЗ), участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством и лесным законодательством.
Право собственности физических лиц, юридических лиц на земельные участки и иные права на землю в границах охотничьих угодий ограничиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. На землях и земельных участках, которые расположены в границах охотничьих угодий и не предоставлены в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, осуществляется охота в соответствии с охотхозяйственными соглашениями (статья 26 Закона № 209-ФЗ).
В силу статьм 27 Закона № 209-ФЗ (в редакции, действующей на дату заключения договора) в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет.
По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, указанные в части 2 статьи 25 настоящего Федерального закона земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с частями 27 и 31 статьи 28 настоящего Федерального закона.
Охотхозяйственное соглашение включает в себя следующие условия: сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках; сведения об охотничьих ресурсах в границах охотничьего угодья, а также о видах разрешенной охоты в его границах; требования к размещению минимального количества и максимального количества охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья; годовой размер арендной платы за предоставляемые в аренду и расположенные в границах охотничьего угодья земельные участки и лесные участки, рассчитанный исходя из минимальных размеров арендной платы, и годовой размер сборов за пользование объектами животного мира; срок действия охотхозяйственного соглашения; обязательства юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создавать охотничью инфраструктуру, обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство; обязательство органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, в аренду на срок действия охотхозяйственного соглашения без проведения торгов указанные в части 2 статьи 25 настоящего Федерального закона земельные участки и лесные участки; обязательство органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, право на добычу охотничьих ресурсов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение охотхозяйственного соглашения; иные предусмотренные федеральными законами условия.
16.04.2012 между Департаментом природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края (Уполномоченный орган) и Краснодарской краевой общественной организацией охотников и рыболовов (Охотпользователь) в соответствии с пункта 3 сатьи 71 Закона № 209-ФЗ заключено охотхозяйственное соглашение № 1, согласно которому Охотпользователь обязался обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а Уполномоченный орган обязался предоставить на срок, равный сроку действия Соглашения, право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий, в том числе на участке Кара Кубань.
В связи с принятием Федерального закона от 11.06.2021 г. № 164-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»» (далее – Закон № 164-ФЗ), статья 8 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнена частью 5 следующего содержания: «Передача права на добычу охотничьих ресурсов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом».
Согласно части 3 статьи 2 Закона № 164-ФЗ, действие положений Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» распространяется на охотхозяйственные соглашения, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Условия охотхозяйственных соглашений, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие со статьей 27 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) до 1 июля 2023 года (часть 4 статьи 2 Закона № 164-ФЗ).
04.09.2014 между истцом и ответчиками был заключен Договор о сотрудничестве по ведению охотничьего хозяйства, предметом которого является совместная деятельность сторон по ведению охотничьего хозяйства на участке площадью 4000 га в районе Кара Кубань (описание границ участка изложено в приложении № 1) без переуступки прав пользования объектами животного мира (пункт 1.4 договора).
Целью Договора является создание на территории охотничьих угодий Славянского района очага высокой численности охотничьих животных с использованием передового опыта ведения охотничьего хозяйства и современных природоохранных технологий без исключения этой территории из охотхозяйственного использования (пункт 1.3 Договора).
Деятельность всех участников трехстороннего договора предусматривает практическое осуществление программ охраны, воспроизводства и рационального использования ресурсов животного мира, интенсивного (когда воспроизводство превышает изъятие) ведение охотничьего хозяйства, а также удовлетворение потребностей членов и участников организаций в охоте при условии строгого соблюдения природоохранного законодательства РФ и Краснодарского края (пункт 1.2 договора).
В соответствии с пунктом 4.1. договора, срок действия договора с 04.09.2014 (дата заключения) по 04.09.2024. не более чем на срок действия охот-хозяйственного соглашения. Договор продлевается отдельным трехсторонним соглашением. Настоящий договор может быть расторгнут по инициативе ККОООР в случае систематического невыполнения ООО ПКФ «Продукты Кубани» условий настоящего договора, а также «Условий пользования объектами животного мира» (Приложение № 3 охотхозяйственного соглашения № 1 от 16.04.2012), действующих правил охоты и регламентирующих охоту и ведение охотничьего хозяйства документов ККОООР.
Краснодарская краевая общественная организация охотников и рыболововобязалась принять ООО ПКФ «Продукты Кубани» в состав Организации в качестве юридического члена, тем самым обеспечив его правами и льготами членства в ассоциации «Росохотрыболовсоюз»; предоставить ООО ПКФ «Продукты Кубани» право организовывать проведение охоты и всего комплекса охотхозяйственных мероприятий, включая возведение необходимых сооружений и построек на специально отведенном охот-участке согласно законодательства о возведении строений и сооружений в районе Кара Кубань (пункт 2.1.1 договора).
В соответствии с пунктом 2.1.3 договора истец как юридический член Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов обязался соблюдать Устав Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов, всемерно способствовать развитию и укреплению ответчиков; вносить ежегодный добровольный целевой взнос на развитие охотничьего хозяйства в размере 40 000 рублей (с последующей индексацией к МРОТ) в срок до 30 января ежегодно; содержать за счет собственных средств необходимое количество штатных работников на охот-участке Кара Кубань; проводить совместно с сотрудниками Славянской районной организации Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов силами штатного персонала и участников ООО ПКФ «Продукты Кубани» весь комплекс биотехнических, воспроизводственных, охот-хозяйственных, охранных мероприятий в соответствии с координационным планом и методическими разработками Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов, основанными на выполнении природоохранного законодательства РФ и Краснодарского края; предоставлять в установленные сроки все виды отчетности по деятельности охот-участка; в случае возникновения необходимости проведения внутрихозяйственного охот-устройства всех охотничьих угодий Краснодарского края взять на себя затраты по финансированию охот-устроительных работ пропорционально площади охот-участка; проводить в соответствии с действующими нормами, сроками и правилами охоты, Положением об охот-участке охоту на территории охот-участка в районе Кара-Кубань по охотничьим билетам и путевкам системы Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов; установить цены на услуги, предоставляемые охот-участком по согласованию с партнерами по настоящему договору.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.
Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями, применимыми к отношениям сторон.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (пунк 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Проанализировав существо договора о сотрудничестве по ведению охотничьего хозяйства от 04.09.2014, суд приходит к выводу, что сторонами заключен договор, прямо не предусмотренный Гражданским кодексом Российской Федерации.
Как следует из правовой позиции, сформулированной пунктах 5 и 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах», в соответствии с пунктом 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны вправе заключить договор, не предусмотренный законом и иными правовыми актами (непоименованный договор).
При оценке судом того, является ли договор непоименованным, принимается во внимание не его название, а предмет договора, действительное содержание прав и обязанностей сторон, распределение рисков.
В таких случаях судам следует учитывать, что к непоименованным договорам при отсутствии в них признаков смешанного договора (пункт 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации) правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются.
Однако нормы об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, могут быть применены к непоименованному договору по аналогии закона в случае сходства отношений и отсутствия их прямого урегулирования соглашением сторон (пункт 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации). Применение к непоименованным договорам по аналогии закона императивных норм об отдельных поименованных видах договоров возможно в исключительных случаях, когда исходя из целей законодательного регулирования ограничение свободы договора необходимо для защиты охраняемых законом интересов слабой стороны договора, третьих лиц, публичных интересов или недопущения грубого нарушения баланса интересов сторон. При этом суд должен указать на то, какие соответствующие интересы защищаются применением императивной нормы по аналогии закона.
Судом учтено, что согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации закон, принятый после заключения договора и устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, распространяет свое действие на отношения сторон по такому договору лишь в случае, когда в законе прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. В силу пункта 2 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации это правило применяется как к императивным, так и к диспозитивным нормам.
В соответствии с абз. 1 статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
По анализу действительного содержания спорного договора и приложений к нему, его возможно отнести к разряду охотхозяйственных соглашений, предусмотренных главой 4 Закона № 209-ФЗ.
В соответствии со ст. 27 Закона № 209-ФЗ (в редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 164-ФЗ), в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет.
По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий (ч. 2 ст. 27 Закона № 209-ФЗ).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с частями 27 и 31 статьи 28 настоящего Федерального закона (ч. 3 ст. 27 Закона № 209-ФЗ).
Охотхозяйственное соглашение включает в себя следующие условия:
- сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках;
- сведения об охотничьих ресурсах в границах охотничьего угодья, а также о видах разрешенной охоты в его границах;
- требования к размещению минимального количества отдельных видов охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья; (п. 3 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 № 164-ФЗ)
- срок действия охотхозяйственного соглашения;
- обязательства юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создавать охотничью инфраструктуру; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 164-ФЗ)
- обязательство органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставлять в течение срока действия охотхозяйственного соглашения юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, в аренду без проведения торгов земельные участки и лесные участки в границах охотничьего угодья для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; (п. 7 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 164-ФЗ)
- обязательство органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, право на добычу охотничьих ресурсов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
- ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение охотхозяйственного соглашения.
Внесение изменений в охотхозяйственное соглашение в течение срока его действия осуществляется по требованию юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, в следующих случаях:
- предоставление в аренду таким юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю расположенных в границах охотничьих угодий земельных участков и лесных участков либо прекращение права аренды таких земельных участков и лесных участков;
- отказ таких юридического лица или индивидуального предпринимателя от части площади охотничьего угодья, указанного в охотхозяйственном соглашении.
Охотхозяйственное соглашение прекращается:
- по истечении срока его действия;
- по соглашению сторон этого соглашения;
- на основании решения суда.
Примерная форма охотхозяйственного соглашения утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 6 ст. 27 Закона № 209-ФЗ).
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие охотхозяйственное соглашение, по истечении срока его действия имеет право на заключение охотхозяйственного соглашения на новый срок без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственого соглашения (часть 7 введена Федеральным законом от 11.06.2021 № 164-ФЗ) (ч. 7 ст. 27 Закона № 209-ФЗ).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отказывает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, указанным в части 7 настоящей статьи, в заключении охотхозяйственного соглашения на новый срок в случае проведения в отношении таких юридического лица или индивидуального предпринимателя процедуры, применяемой в деле о несостоятельности (банкротстве), либо наличия сведений о таких юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в реестре недобросовестных лиц, заключивших охотхозяйственные соглашения, и участников аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения (ч. 8 ст. 27 Закона № 209-ФЗ).
Порядок заключения с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, указанными в части 7 настоящей статьи, охотхозяйственных соглашений на новый срок утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 9 ст. 27 Закона № 209-ФЗ).
Условия, содержащиеся в договоре о сотрудничестве по ведению охотничьего хозяйства от 04.09.2014, заключенном между истцом и ответчиками, свидетельствуют о совершении ими сделки в отношении пользования охотничьими угодьями и животного мира на участке Кара Кубань Славянского района Краснодарского края, который был заключен не органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (министерством природных ресурсов Краснодарского края), без проведения аукциона и в нарушение вышеприведенных норм Федеральных законов «О животном мире» и «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», запрещающих передачу прав на пользование объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты, на переданной территории другим лицам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса РФ).
В силу ст. 58 Закона № 52-ФЗ, все сделки, совершаемые в отношении животного мира в нарушение законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, являются недействительными.
В соответствии с п. 9.2 Охотхозяйственного соглашения № 1 от 16.04.2012, заключенного между Департаментом природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края (Уполномоченный орган) и Краснодарской краевой общественной организацией охотников и рыболовов (Охотпользователь), все сделки, совершаемые «Охотпользователем» в отношении животного мира в нарушение законов и иных нормативных правовых актов Краснодарского края в области охраны и использования объектов животного мира, являются недействительными.
С учетом установленных обстоятельств по делу, основываясь на вышеприведенных положениях закона, суд считает приведенные правовые основания достаточными считать оспариваемый договор ничтожным.
В связи с принятием Федерального закона от 11.06.2021 г. № 164-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» детально регламентирована процедура замены стороны в заключенном охотхозяйственном соглашении.
Статьей 27.1 Закона № 209-ФЗ (введена Федеральным законом от 11.06.2021 № 164-ФЗ) предусмотрено, что замена юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, на другое юридическое лицо или другого индивидуального предпринимателя, зарегистрированных в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», допускается на основании заключаемого между ними соглашения с согласия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящей статьей (часть 1 статьи 27.1).
Стороны соглашения о замене стороны охотхозяйственного соглашения в течение пяти рабочих дней со дня его подписания направляют запрос о получении согласия на такую замену в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, заключивший соответствующее охотхозяйственное соглашение (часть 2 статьи 27.1).
Третье лицо принимает на себя все права и обязанности юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, в полном объеме со дня принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о даче согласия на замену стороны охотхозяйственного соглашения (часть 5 статьи 27.1).
Поскольку, в силу части 2 ст. 27 Закона № 209-ФЗ лицу, заключившему охотхозяйственное соглашение, предоставлено право на добычу охотничьих ресурсов, то третьему лицу по соглашению о замене стороны охотхозяйственного соглашения подлежит передача именно этого базового права, что подтверждается также нормой части 5 статьи 8 Закона № 209-ФЗ.
При этом императивная либо примерная форма соглашения о замене стороны охотхозяйственного соглашения действующим законодательством не установлена, соответственно, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие охотхозяйственнное соглашение, с одной стороны, и третье лицо, с другой стороны, заключают такое соглашение по своему усмотрению в произвольной форме.
В соглашении о замене стороны охотхозяйственного соглашения может быть включена как вся, так и часть территории охотничьего угодья, указанная в охотхозяйственном соглашении.
Такая возможность предусмотрена тем юридическим фактом, что в соответствии с частью 4.1 статьи 27 Закона № 209-ФЗ юридическое лицо или индививидуальный предприниматель, заключившие охохозяйственное соглашение, вправе отказаться от части площади охотничьего угодья, указанного в охотхозяйственном соглашении и потребовать внесение изменений в охотхозяйственное соглашение.
Суд также указывает, что реализация спорного договора через наделение истца статусом и полномочиями юридического члена Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболов также не соответствует требованиям закона.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 123.1 Гражданского кодекса РФ, некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса.
Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), нотариальных палат, товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (пункт 3 статьи 50).
Общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей (п. 1 ст. 123.4 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.
Истец является коммерческой организацией в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью. Таким образом, истец не мог состоять в членстве Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов.
Таким образом, судом установлено, что договор о сотрудничестве по ведению охотничьего хозяйства от 04.09.2014 является недействительной (ничтожной).
В связи с чем, в удовлетворении требований истца о призании недействительной одностороннюю сделку по расторжению тройственного договора о сотрудничестве по ведению охотничьего хозяйства от 04.09.2014 и уведомления следует отказать.
Поскольку, что договор о сотрудничестве по ведению охотничьего хозяйства от 04.09.2014 является недействительной ничтожной сделкой, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требования истца о признании тройственного договора о сотрудничестве по ведению охотничьего хозяйства от 04.09.2014 действующим.
При этом, суд разъясняет, что основания ничтожности сделки проверяются судом вне зависимости от доводов лиц, участвующих в деле.
На основании изложенного, требования истца удовлетворению не подлежат.
Согласно части 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.
Судебные расходы по уплате госпошлины на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 41, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Краснодарского края
РЕШИЛ:
В иске отказать.
Отменить обеспечительные меры принятые определением суда от 01.04.2022, в части запрета Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов (ИНН 2349024060) и Славянской районной организации Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов (ИНН 2309022370) заключать соглашения в отношении земельного участка, указанного в договоре о сотрудничестве по ведению охотничьего хозяйства от 04.09.2014.
Данное решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия, в арбитражный суд кассационной инстанции - в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Н.В. Семененко