АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
г. Краснодар Дело № А32-21317/2019
12 февраля 2020 года
Резолютивная часть Решения объявлена 05 февраля 2020 года. Решение в полном объёме изготовлено 12 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Пристяжнюка Александра Гавриловича, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Овакимян О.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России, г.Ростов-на-Дону к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, г.Краснодар о признании незаконным отказа в государственной регистрации права, при участии в заседании: от заявителя – Семенова Е.А. (по доверенности от 09.01.2020г., удостоверение); от заинтересованного лица - Феронов А.С. (по доверенности от 19.12.2019г., удостоверение),
УСТАНОВИЛ:
ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России, г.Ростов-на-Дону подано заявление к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, г.Краснодар, в котором заявитель просит суд признать незаконным решение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 15.02.2019г. № 23/999/001/2018-100351 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126007:183, площадью 20 220кв.м., расположенный по адресу: г.Краснодар, ул.Дзержинского, а так же обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126007:183, площадью 20 220кв.м., расположенный по адресу: г.Краснодар, ул.Дзержинского.
Основания, по которым заявлены требования, изложены в заявлении и документальных доказательствах, приложенных к нему. Представитель заявителя заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица возражал против заявленных требований, изложив свои доводы в представленном отзыве.
В ходе судебного разбирательства по делу Определением суда от 09.11.2019 были приняты обеспечительные меры в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (350063, г. Краснодар, ул. Ленина, д. 28) осуществлять какие либо любые регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0126007:183, площадью 20 220 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Дзержинского до рассмотрения спора по существу.
Определением от 11.10.2019г. суд по ходатайству представителя приостановил производство по делу до принятия судебного акта по делу № А32-47253/2019 (судья Иванова Н.В.) и вступления его в законную силу.
В порядке ст. 146 АПК РФ 11.12.2019г. суд возобновил производство по настоящему делу.
Суд, изучив материалы дела, исследовав в совокупности все представленные сторонами доказательства, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Как видно из материалов дела, ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в целях государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126007:183, площадью 20 220 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Дзержинского.
Уведомлением от 15.02.2019 № 23/999/001/2018-100351 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126007:183 было отказано, в связи с непредставлением правоустанавливающих документов, отсутствием военных объектов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, а также отсутствием документов об отнесении земельного участка к землям обороны в соответствии с п.10 ст. 1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «Об обороне».
ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России считает отказ в регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126007:183, площадью 20 220 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский кран, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Дзержинского, незаконным, поскольку в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» ФГУ «Краснодарская КЭЧ района» Минобороны России прекратило свою деятельность как юридическое лицо путем реорганизации в форме присоединения к ФГКУ «Северо-Кавказское ТУПО» Минобороны России.
В соответствии с передаточным актом от 01.04.2011 ФГУ «Краснодарская КЭЧ района» Минобороны России передало ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126007:183. площадью 20 220 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Дзержинского.
Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» введен упрощенный порядок внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости и государственной регистрации прав для имущества, находящегося в введении Министерства обороны Российской Федерации.
На государственную регистрацию был представлен полный и надлежащим образом оформленный пакет необходимых документов, а именно:
в соответствии с ч. 5 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на государственную регистрацию прав была представлена декларация на вышеуказанный земельный участок для регистрации права собственности Российской Федерации.
Основанием возникновения права собственности Российской Федерации в декларации указан п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», а также документы подтверждающие нахождение земельного участка в ведении Министерства обороны Российской Федерации, а именно:
копия приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации»,
копия передаточного акта ФГУ «Краснодарской КЭЧ района Минобороны России от 01.014.2011,
копия решения исполнительного комитета Краснодарского городского совета депутатов трудящихся от 09.12.1977 № 566.
Кроме того, информационным письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 17.11.2017 № 14-13607-ГЕ/17 указано на недопустимость истребования дополнительных документов при проведении государственной регистрации права собственности Российской Федерации, в отношении имущества Министерства обороны Российской Федерации, на основании декларации.
По мнению заявителя, оспариваемый отказ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126007:183 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Российской Федерации в сфере экономической деятельности.
Изложенные обстоятельства послужили основанием заявителю для обращения в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
При принятии Решения суд руководствуется следующим:
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 названного Кодекса для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон о регистрации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Закон N 218-ФЗ с государственной регистрацией связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 218-ФЗ правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской, Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, названный Закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии со статьей 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Судом установлено, что заявитель обратился в Управление Росреестра по КК с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с к/н 23:43:0126007:183, площадью 20 220кв.м., расположенный по адресу: г.Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул.Дзержинского, представив необходимый пакет документов: декларацию об объекте недвижимости, Приказ Минобороны РФ № 1871 от 17.12.2010г. с приложением № 3, передаточный акт от 01.04.2011г. с приложением № 1, Решение Исполкома Краснодарского совета депутатов трудящихся № 566 от 09.12.1977г.
Сообщением № 23/999/001/2018-100351 от 15.02.2019 в государственной регистрации заявителю было отказано, в связи с непредставлением правоустанавливающих документов на земельный участок.
При принятии решения об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126007:183 регистрирующим органом не учтено следующее:
В силу статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона о государственной регистрации, имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП.
Как следует из описи документов, представленных на государственную регистрацию, учреждением представлены, в том числе, передаточный акт от 01.04.2011г. с приложением № 1 и Решение Исполкома Краснодарского совета депутатов трудящихся № 566 от 09.12.1977г., однако представленные учреждением документы с учетом положений пункта 9 статьи 3 Вводного закона и № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", надлежащей оценки не получили.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» ФГУ «Краснодарская КЭЧ района» Минобороны России прекратило свою деятельность как юридическое лицо путем реорганизации в форме присоединения к ФГКУ «Северо-Кавказское ТУПО» Минобороны России.
Согласно представленного на государственную регистрацию передаточного акта от 01.04.2011 ФГУ «Краснодарская КЭЧ района» Минобороны России передало ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126007:183, площадью 20 220 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул.Дзержинского (п. 96 приложения к передаточному акту).
Из решения № 566 от 09.12.1977г. следует об утверждении размеров и границ земельного участка в/ч 19119, а так же выдачи акта на право пользования землей.
В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации независимо от того, на чьем балансе оно находится, относится исключительно к федеральной собственности.
Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» введен упрошенный порядок внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости и государственной регистрации прав для имущества, находящегося в введении Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в срок до 2020 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимое.
В связи с чем, заявителем в соответствии с ч. 5 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ на государственную регистрацию прав была представлена декларация на земельный участок для регистрации права собственности Российской Федерации, являющаяся основанием возникновения нрава собственности Российской Федерации, согласно п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», а также документы подтверждающие нахождение земельного участка в ведении Министерства обороны Российской Федерации:
копия приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» с приложением, копия передаточного акта ФГУ «Краснодарской КЭЧ района Минобороны России от 01.014.2011 с приложением, копия решения исполнительного комитета Краснодарского городского совета депутатов трудящихся от 09.12.1977 № 566.
Из информационного письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 17.11.2017 № 14-13607-ГЕ/17 указано на недопустимость истребования дополнительных документов при проведении государственной регистрации права собственности Российской Федерации, в отношении имущества Министерства обороны Российской Федерации, на основании декларации.
Более того, представленными в материалы дела доказательствами (выписка из приказа № 320 от 25.05.2019г., письмо № 940 от 12.06.2019г.) подтверждено, что указанный земельный участок охраняется представителями войсковой части 31853, участок освобожден от объектов подсобного хозяйства министерства обороны и запланирован к использованию Краснодарским высшим военным училищем имени генерала армии С.М. Штеменко.
Таким образом, Российская Федерация является собственником спорного земельного участка в силу прямого указания закона.
Учитывая изложенное, вывод регистрирующего органа о не представлении заявителем документов, подтверждающих право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, не соответствуют фактическим обстоятельствам.
При наличии изложенного, суд приходит к выводу о незаконности действий заинтересованного лица, поскольку правовых оснований для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126007:183, площадью 20 220 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул.Дзержинского, у Управления не имелось. Соответственно решение Управления от 15.02.2019 № 23/999/001/2018-100351 об отказе ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок является незаконным, нарушает права и законные интересы Российской Федерации.
В резолютивной части решения о признании незаконным решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ).
В целях восстановления нарушенных прав общества суд считает подлежащими удовлетворению требования заявителя об обязании регистрирующего органа произвести государственную регистрацию право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126007:183, площадью 20 220 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Дзержинского.
В ходе судебного разбирательства исследованы подлинники или надлежащим образом заверенные копии приведенных документов.
В связи с изложенным заявленные требования подлежат удовлетворению судом полностью.
Судебные расходы подлежат распределению в порядке, предусмотренном ст. 110 АПК РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь названными нормативными актами, статьями 29, 105, 167-170, 176, 201АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 15.02.2019 № 23/999/001/2018-100351 об отказе ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126007:183, площадью 20 220 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Дзержинского.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0126007:183, площадью 20 220 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Дзержинского.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья А.Г. Пристяжнюк