АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А32-47809/2020
«09» декабря 2020 г. г. Краснодар
Резолютивная часть решения суда объявлена 03 декабря 2020 г.
Полный текст решения изготовлен 09 декабря 2020 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Гонзус И.П. при ведении протокола судебного заседания секретарем Григорьевым С.Э., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, г. Краснодар
к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Центр», г. Москва
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 23.10.2020 года № 1210910
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен,
У С Т А Н О В И Л:
Межрегиональное Управление государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее – заявитель, административный орган, управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Центр» (далее – ответчик, лицо, привлекаемое к административной ответственности, общество, ООО «Газпромнефть-Центр»)о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) на основании протокола об административном правонарушении от 23.10.2020 года № 1210910.
Явку представителя в судебное заседание управление не обеспечило, извещено надлежащим образом, заявленные требования поддерживает, доводы изложены в заявлении.
Общество явку представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено надлежащим образом, заявленные требования не признает, возражения изложены в отзыве.
Из материалов дела следует, что 15.09.2020 года при проведении осмотра эксплуатационного состояния проезжей части примыкания действующего объекта дорожного сервиса (АЗС Газпромнефть), владельцем которого является ООО «Газпромнефть-Центр», расположенного на участке прилегающего к автомобильной дороге федерального значения М-4 «Дон», км 1511+200 (слева) по дорожной дислокации и находящегося по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, автомагистраль «Дон», 1511 км + 180 м слева, установлено нарушение исполнителем ООО «Газпромнефть-Центр» требований технических регламентов при исполнении обязанностей по содержанию примыкания своего объекта дорожного сервиса (АЗС Газпромнефть) к федеральной автомобильной дороге, а именно:
- расстояние от кромки проезжей части до здания объекта дорожного (придорожного) сервиса (АЗС Газпромнефть) составляет 4 м.;
- отклонение крышки люка относительно поверхности проезжей части на выезде с АЗС на величину 5 см.
23.10.2020 года уполномоченным должностным лицом управления, при участии представителя общества по доверенности Абрамовой С.А., составлен протокол об административном правонарушении № 1210910, в котором действия общества квалифицированы по части 1 статьи. 14.43 КоАП РФ. Копия протокола под роспись вручена Абрамовой С.А.
Межрегиональное Управление государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, указывая на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности.
Оценивая собранные по делу об административном правонарушении доказательства, а также наличие (отсутствие) в деяниях общества состава указанного административного правонарушения, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательствами.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Таким образом, объективная сторона данного правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании").
В соответствии пунктом 1 статьи 6 Закона № 184-ФЗ технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Пунктом 10 статьи 22 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 257-ФЗ) предусмотрено, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет. Капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
На основании пункта 11 Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 года № 1420 объекты придорожного сервиса, расположенные в пределах придорожных полос, должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги. Примыкающие к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения. Строительство и содержание объектов дорожного сервиса, включая площадки для стоянки автомобилей, подъезды и съезды к ним осуществляются за счет средств их владельцев. Переходно-скоростные полосы являются неотъемлемой частью федеральных автомобильных дорог. При этом содержание полос также осуществляются владельцем объекта придорожного сервиса или за его счет.
ТР ТС 014/2011 устанавливает требования к безопасности автомобильных дорог и дорожных сооружений на них, в том числе, связанных с ними процессов эксплуатации автомобильных дорог. Вместе с тем, статья 2 ТР ТС 014/2011 определяет эксплуатацию автомобильной дороги, как комплекс мероприятий по текущему ремонту и содержанию автомобильной дороги, выполняемый в целях обеспечения ее сохранности для безопасного использования автомобильной дороги по ее прямому назначению. А пункт 13.1 определяет, что мероприятия по эксплуатации должны быть направлены на создание безопасных условий перевозки грузов и пассажиров по автомобильным дорогам в течение установленного срока их службы путем:
а) обеспечения сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений на них при воздействии транспортных, эксплуатационных, природно-климатических, чрезвычайных и других факторов в течение их жизненного цикла;
б) организации дорожного движения с использованием комплекса технических средств;
в) проведения работ по поддержанию эксплуатационного состояния проезжей части соответствующего безопасному и бесперебойному дорожному движению;
г) своевременного устранения или снижения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий и ограничений движения в зависимости от эксплуатационного состояния автомобильной дороги;
д) своевременного информирования участников дорожного движения об изменениях в организации движения, в том числе связанных с проведением дорожных работ, сезонными ограничениями движения, стихийными бедствиями, техногенными катастрофами и авариями или другими обстоятельствами;
е) обеспечения доступности информации о допустимых весовых и габаритных параметров транспортных средств, а также возможных остаточных рисках ухудшения эксплуатационного состояния автомобильной дороги и возникновении угрозы безопасности на отдельных ее участках для потребителей транспортных услуг и третьих лиц;
ж) защиты участков автомобильных дорог от снежных или песчаных заносов, предупреждения образования на покрытии снежной корки и гололёда, облегчения уборки снежно- ледяных отложений и ликвидации зимней скользкости дорожных покрытий с применением противогололёдных материалов;
з) введения допустимых весовых и габаритных параметров транспортных средств для обеспечения сохранности эксплуатируемых автомобильных дорог и дорожных сооружений на них;
и) введения временных ограничений движения в целях обеспечения безопасности движения при опасных природных явлениях или угрозе их возникновения, при аварийных ситуациях на дорогах, при проведении дорожных и аварийно-восстановительных работ, в случае выявления дефектов и повреждений автомобильных дорог и дорожных сооружений, создающих угрозу безопасности дорожного движения, а также в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, вызывающих снижение несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и образование дефектов дорожной одежды.
В соответствии со статьей 15 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» - Соответствие автомобильных дорог и дорожных сооружений на них настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований к безопасности непосредственно либо выполнением требований международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов государств-членов Таможенного союза, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия.
ГОСТ 33062-2014 настоящий стандарт распространяется на проектируемые, строящиеся, реконструируемые, капитально ремонтируемые и эксплуатируемые объекты дорожного и придорожного сервиса, предназначенные для размещения на автомобильных дорогах общего пользования с целью обслуживания участников дорожного движения по пути следования.
Пункт 4.3 данного стандарта устанавливает требования к услугам, предоставляемым объектами дорожного и придорожного сервиса. Они должны обеспечивать комплексное обслуживание участников дорожного движения, эффективное использование транспортных средств, комфортные условия труда и отдыха водителей, в том числе экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, при соблюдении требований обеспечения безопасности дорожного движения.
Пункт 5.1.2 устанавливает требования к размещению объектов придорожного сервиса, а именно объекты придорожного сервиса допускается размещать в пределах границ полосы отвода автомобильных дорог общего пользования в соответствии с нормами отвода земель, необходимых для размещения на автомобильных дорогах производственных объектов, элементов обустройства и объектов дорожного и придорожного сервиса, принятых на территории государств, но не ближе 25 м от кромки проезжей части (имеющие заглубленные (стационарные) фундаменты - не ближе 50м).
Пункт 5.1.6 регламентирует требования по обеспечению транспортной безопасности установленные законодательством государств, которые должны соблюдаться при размещении и эксплуатации объектов дорожного и придорожного сервис.
ГОСТ 33220-2015 устанавливает требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог общего пользования для обеспечения безопасности дорожного движения. Пункт 5.2.7 указанного ГОСТа устанавливают требования, которым должны соответствовать люки смотровых колодцев. Вместе с тем данный ГОСТ определяет минимальные сроки устранения дефектов с момента их обнаружения.
ГОСТ Р 50597-2017 устанавливает требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. А также регламентирует методы контроля. Пункт 5.2.4 указанного ГОСТа устанавливают требования, которым должны соответствовать покрытие проезжей части. Отклонение по вертикали крышки люка относительно поверхности проезжей части более 1 см. не допускается. Вместе с тем данный ГОСТ определяет минимальные сроки устранения дефектов с момента их обнаружения, в данном случае срок устранения вышеуказанного дефекта составляет 1 сутки.
Из изложенного следует, что объекты дорожного и придорожного сервиса должны быть обеспечены безопасным и удобным доступом с устройством переходно-скоростных полос. Переходно-скоростные полосы являются неотъемлемой частью федеральных автомобильных дорог. При этом содержание полос и примыканий осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости №23/235/004/2017-319 от 30.05.2018 года и 18.04.2017 года собственником земельного участка (кадастровый номер 23:40:0407017) и объекта дорожного (придорожного) сервиса (кадастровый номер 23:40:0407017:100) является ООО «Газпромнефть-Центр».
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.43 КоАП РФ, является изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) или продавец продукции.
ООО «Газпромнефть-Центр», как собственник участка и объекта дорожного сервиса, обязан обеспечивать эксплуатационное состояние и надлежащее содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос и др.
Судом установлено, что АЗС № 14 была введена в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № RU 23303000-582, выданного 20.03.2015 года администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик ООО «Газпромнефть-Юг» (реорганизовано в форме присоединения к ООО «Газпромнефть-Центр», что подтверждается прилагаемым листом записи от 14.02.2017 года).
19.08.2015 года государственной компанией «Российские автомобильные дороги» ООО «Газпромнефть-Юг» были выданы технические требований и условия № 22/2279-КрТУ на капитальный ремонт примыканий (включая переходно-скоростные полосы) к объекту дорожного сервиса (МАЗС) вдоль федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» на км 1551+900, слева.
В результате проведенного капитального ремонта государственной компанией «Российские автомобильные дороги» 21.06.2018 года ООО «Газпромнефть-Центр» был выдан акт обследования примыканий № 1409/КрФ, согласно которому построенное к АЗС № 14 примыкание соответствует согласованной проектной документации «Капитальный ремонт примыканий к объекту дорожного сервиса (АЗС), расположенной вдоль Федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» на км 1551+900, слева» и техническим требованиям и условиям № 22/2279-КрТУ.
С учетом изложенного АЗС № 14 и примыкание к ней были построены в соответствии с согласованной документацией и требованиями законодательства.
В 2018-2019 годах была осуществлена реконструкция федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» в районе АЗС № 14, в результате которой проведены работы по расширению федеральной автомобильной дороги до 4-6 полос, что привело к сокращению расстояния от кромки проезжей части до здания АЗС.
Исходя из вышеизложенного, суд не усматривает вины ООО «Газпромнефть-Центр» в сокращении указанного расстояния от кромки проезжей части до здания объекта дорожного (придорожного) сервиса (АЗС Газпромнефть) до 4 метров.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом осмотра от 15.09.2020 года, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 12.10.2020 года № 12-1991-202, протоколом об административном правонарушении от 23.10.2020 года № 1210910 подтверждается факт нарушения обществом пункта 5.2.7 ГОСТ Р 33220-2025 и пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, выразившегося в непринятии мер, направленных на устранение нарушений, допущенных при установке крышки люка.
При таких обстоятельствах управлением доказаны суду обстоятельства, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении, в материалах дела не имеется документальных доказательств, исключающих наличие в деяниях общества состава названного административного правонарушения.
Нарушений норм процессуального права при возбуждении дела об административном правонарушении не установлено.
По мнению суда, совершенное обществом административное правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку характеризуется пренебрежительным отношением к требованиям действующего законодательства в сфере предпринимательской деятельности.
Кроме того, в соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда.
Согласно пункту 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Между тем суд, оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, не находит исключительности в характере совершенного административного правонарушения. Доказательств наличия в рассматриваемом случае исключительных обстоятельств ответчиком суду не представлено.
На основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Вместе с тем, обществом не представлены доказательства наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением заявителя, что не позволяет суду применить положение вышеуказанной нормы и назначить наказание по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 50 000 рублей.
При совокупности названных фактических обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии состава административного правонарушения в деяниях общества, ответственность за которое предусмотрена положениями части 1 статьи 14.43 КоАП РФ и, с учётом того, что ранее общество к аналогичной ответственности не привлекалось, считает допустимым применение минимального размера санкции указанной статьи в размере 100 000 рублей.
Штраф должен быть уплачен обществом, привлеченным к административной ответственности в течение 60-ти дней после вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель платежа – Управление федерального казначейства по Краснодарскому краю (УГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея) Южное ГУ Банка России г. Краснодар, счет получателя 40101810300000010013, ИНН 2310142224, БИК 040349001, КБК 10611601141019000140, ОКТМО 03701000, УИН 10618462200012109108.
Назначение платежа: административный штраф по решению АС КК от 09.12.2020 по делу № А32-47809/2020.
Доказательства оплаты штрафа ответчику представить в административный орган и в арбитражный суд с указанием номера арбитражного дела.
В случае неуплаты штрафа ответчик может быть привлечен к административной ответственности по статьи 20.25 КоАП РФ, которая предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Руководствуясь статьями 2.1, 4.1, 4.2, 14.43, 26.1-26.3, 26.11, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьями 2, 9, 27, 29, 64, 65, 71, 167-170, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Центр», ОГРН 1027739602824, дата регистрации: 14.02.2017, ИНН 7709359770, адрес: 117246, г. Москва, проезд Научный, д. 17 к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 23.10.2020 № 1210910 и назначить наказание в виде административного штрафа 100 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края в 10-дневный срок со дня принятия
Судья И.П. Гонзус