Арбитражный суд Краснодарского края
350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
Дело № А32-1200 /2013
г. Краснодар 03 апреля 2013г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Колодкиной В.Г.
в упрощенном порядке рассмотрел заявление Общества с ограниченной ответственностью «Сакс» (ИНН 7706541928, ОГРН 1047796486110) г. Подольск
о признании незаконным постановления Управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края (ИНН 2308140325, ОГРН 1082310000453) г. Краснодар от 29.11.2012г №002/488 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 рублей
Установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Сакс» г. Подольск ( далее Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и подлежащем отмене постановления Управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края , г. Краснодар (далее – административный орган) от 29.11.2012г №002/488 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 рублей .
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства, о чем стороны извещены надлежащим образом.
Основания, по которым оспаривается решение административного органа, изложены в заявлении. Так, заявитель полагает, что в действиях Общества не содержится состав административного правонарушения, поскольку отчетность застройщика об осуществлении деятельности за 2 квартал 2012г предоставлена надлежащим образом 31.07.2012г, т.е. без нарушений сроков.
Административный орган представил письменный отзыв на заявление, в котором просит отказать в удовлетворении требований Общества о признании незаконным и отмене постановления Управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края.
Суд, исследовав материалы дела, изучив все представленные документальные доказательства и оценив их в совокупности, в порядке ст.ст. 67, 68 АПК РФ , пришел к следующему выводу.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО « Сакс» зарегистрировано по адресу: Московская область , г. Подольск , ул. Вишневая, 11 А
Как следует из материалов дела, ООО «Сакс» осуществляет деятельность в области долевого строительства и привлекает денежные средства участников долевого строительства, в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 №214-ФЗ « Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» ( далее – Закон о долевом строительстве).
ООО «Сакс» осуществляет строительство объекта «Многоэтажный жилой комплекс с торгово-офисно-деловым центром, расположенным по адресу г. Сочи, район Центральный, ул. Горького,87»
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.12.2007г 31191 на управление по надзору в области долевого строительства Краснодарского края возложены полномочия по надзору в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости на территории Краснодарского края.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 23 закона о долевом строительстве ООО «Сакс» обязано представлять в управление (административный орган) ежеквартальную отчетность застройщика в соответствии с требованиями и по форме, установленной постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 №645.
31.07.2012 ООО « Сакс» по почте направило в административный орган отчет о прибылях и убытках за 2 квартал 2012г
Административный орган, ссылаясь на Правила , утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 №645, которые были нарушены ООО «Сакс» тем, что отчет за 2 квартал 2012г направлен по почте лишь 31.07.2012г и получен 03.08.12г , указал, что ООО «Сакс» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 14.28 КоАП РФ.
18.10.2012г в отношении ООО «Сакс» при участии представителя ООО «Сакс» Крупень А.В., действующего по доверенности 77АА №1598630 от 30.03.2011 г., составлен протокол №002/488 о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.28 КоАП, в связи с нарушением Обществом срока предоставления отчетности за 2 квартал 2012 г.
Определением от 22.10.2012 г. №002/488 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ООО «Сакс» назначено на 30.10.2012 г.
В связи с отсутствием в материалах дела доказательств надлежащего извещения лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении рассмотрение дела в отношении ООО «Сакс» назначено на 30.10.2012 г.
В связи с отсутствием в материалах дела доказательств надлежащего уведомления лица о времени и месте рассмотрения дела, определением от 30.10.2012 г. №002/488 рассмотрение дела отложена на 29.11.2012 г., которое направлено в адрес ООО «Сакс» заказным письмом с уведомлением о вручении и получено последним 19.11.2012 г., что подтверждается уведомлением о вручении.
Постановлением от 29.11.2012 г. ООО «Сакс» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ в связи с нарушением установленного срока для предоставления отчетности за 2 квартал 2012 г. (на один день)
Посчитав нарушенными свои права и законные интересы, Общество оспорило принятое Управлением постановление в арбитражном суде.
Частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме.
Таким образом, объективную сторону данного административного правонарушения образует, в том числе, непредставление в установленный срок в контролирующий орган отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов.
На основании части 2 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об участии в долевом строительстве) контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Настоящий Федеральный закон устанавливает государственное регулирование, контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.12.07 г. N 1191 "О реорганизации департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края и создании управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края" полномочия по надзору в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости на территории Краснодарского края возложены на управление.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2005 г. N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства" утверждены Правила представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
В соответствии с пунктом 2 Правил, застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости (далее - уполномоченный орган), отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - отчетность). В состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям N 1-4, справки, представляемые в случаях, установленных настоящими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган в письменной форме, форме электронного документа или электронного сообщения (пункт 6 Правил предоставления отчетности).
Отчетность представляется за квартал, если в течение этого квартала действовал хотя бы 1 договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства, или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору.
Отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала.
Срок является одним из юридических фактов, с которыми Гражданский кодекс Российской Федерации, другие законы и иные правовые акты связывают возникновение как гражданских прав и обязанностей, так и иных обязательств.
Гражданское законодательство устанавливает порядок совершения действий в последний день срока. Согласно части 2 статьи 194 Гражданского кодекса РФ письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок. Под письменными заявлениями и извещениями данная норма понимает любые письменные материалы, в том числе отчеты, которые участники гражданских, административных, финансовых и иных правоотношений должны сообщить друг другу.
Данное право юридического лица при исполнении возложенных на него обязанностей может быть ограничено на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 2 статьи 1 ГК РФ).
Вступившим в законную силу решением Верховного суда РФ от 03.04.2008г №ГКПИ08-49 в качестве мотивированного признания недействующим абзаца 2 пункта 4 Правил предоставления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.10.2005г № 645, установлено, что ежеквартальная отчетность застройщика обязательно содержит в своем составе бухгалтерскую отчетность, относится к финансовому регулированию, имеет публично-правовой характер, поэтому регулируется ФЗ №129 1996 г « О бухгалтерском учете».
Согласно пункту 2 статьи 15 Закона о бухгалтерском учете организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском отчете" определяет бухгалтерскую отчетность как единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам (статья 2).
Настоящий Федеральный закон, устанавливая сроки представления бухгалтерской отчетности, определил также способы представления бухгалтерской отчетности, которая может быть представлена пользователю организацией непосредственно или передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
При этом днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности.
Как следует из материалов дела отчетность ООО «Сакс» за 2 квартал 2012 г. отправлена обществом 31.07.2012 г. по почте и поступила в управление 03.08.2012 г.
Следовательно, последним днем представления (направления) отчетности застройщика за 2 квартал 2012 г. является 30.07.2012 г.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При указанных обстоятельствах отчетность ООО «Сакс» направлена в административный орган с нарушением срока, установленного постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 г. №645, что подпадает под признаки и содержит состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ.
Ссылка заявителя на пункт 6 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому срок предоставления отчетности в налоговую инспекцию должен исчисляться не в календарных, а в рабочих днях, суд считает необоснованной, так как законодательство, регулирующее правоотношения в области долевого строительства, не включает в себя налоговый кодекс РФ, следовательно, основания для исчисления срока в рабочих днях отсутствуют.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Между тем малозначительность административного правонарушения исходя из содержания статьи 2.9 КоАП РФ является оценочным понятием.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Правоотношения в сфере долевого строительства находятся под особой охраной государства, что подтверждается наличием специального Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", контролирующего органа в данной сфере, установлением для застройщиков публично-правовых обязанностей, в том числе, по представлению отчетности, а также строгих санкций за неисполнение указанных обязанностей.
Указанное административное правонарушение относится к административным правонарушениям с формальным составом и считается оконченным с момента невыполнения Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645. Ответственность за указанное деяние наступает независимо от доказанности возникновения или невозникновения негативных последствий. Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушения с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий резюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.
Кроме того, обязанность представления застройщиками отчетности установлена в целях осуществления уполномоченным органом надзорных полномочий, в том числе в сфере строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства. Государственный контроль в указанной сфере направлен на защиту прав потребителей. При этом, по мнению суда, совершенное обществом административное правонарушение причиняет организационный вред общественным отношениям, и создает препятствие в осуществлении государственного контроля в области соблюдения законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 Постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" указал, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Совершенное заявителем правонарушение является формальным и такой признак как незначительный пропуск срока представления отчетности не является основанием для признания его малозначительным.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания вменяемого правонарушения малозначительным.
Руководствуясь ст. ст. 208, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления ООО «Сакс» о признании незаконным и отмене постановления Управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края №002/488 от 29.11.2012 г. отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента его вынесения в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья В.Г. Колодкина