НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Краснодарского края от 02.10.2023 № А32-25914/2023





АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ

г. Краснодар Дело № А32-25914/2023
02.10.2023

Резолютивная часть решения объявлена 02.10.2023
Полный текст решения изготовлен 02.10.2023

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Нигоева Р.А. при ведении  протокола судебного заседания помощником судьи Карамовым Р.С., рассмотрев дело по  заявлению ОСФР по Краснодарскому краю 

к Управлению по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования  Северский район 

о взыскании финансовых санкций в размере 4 000 рублей,

при участии в судебном заседании:
от истца: не явились, уведомлены
от ответчика: не явились, уведомлены;

УСТАНОВИЛ:

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю, г.  Краснодар (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с  заявлением к Управлению по вопросам семьи и детства администрации муниципального  образования Северский район о взыскании финансовых санкций в размере  4 000 рублей за представление сведений по форма СЗВ-ТД нарочно, а не в форме  электронного документа. 

Определением от 01.08.2023 суд определил рассмотреть дело по общим правилам  искового производства. 

Лица участвующие в деле в судебное заседание не явились.

В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще уведомленных сторон. 

Изучив материалы дела, суд установил следующее.

Управление имеет статус юридического лица и состоит на учете в пенсионном  фонде в качестве страхователя. 

Заявителем установлены факты, свидетельствующие о нарушении норм  пенсионного законодательства, а именно: страхователем Управлением по вопросам семьи  и детства администрации муниципального образования Северский район 30.04.2021 на 1  лицо, 26.08.2021 на 1 лицо, 06.12.2021 на 2 лица) представлены сведения о трудовой  деятельности зарегистрированных лиц на бумажных носителях. 

По мнению заявителя страхователь обязан был представить в управление сведения  о застрахованных лицах по форме СЗВ-ТД в форме электронного документа, 


подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью за соответствующие  периоды не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. 

Вместе с тем, в нарушение установленного порядка, учреждение не предоставило  сведения по форме СЗВ-ТД за указанные периоды по телекоммуникационным каналам  связи, а представило по почте на бумажном носителе. 

По выявленному нарушению законодательства Российской Федерации выставлены  акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства  Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе  обязательного пенсионного страхования: от 06.09.2022 года. № 033TS18220032275/2909;   № 033S18220032274/2910, № 033S18220032273/2912, № 033S18220032272/2911 

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Пенсионным  фондом решений от 14.10.2022 № 033S19220036825, № 033S19220036826, 

 № 033S19220036827, № 033S19220036828.

В адрес управления направлены требования об уплате финансовых санкций в  размере 4 000 рублей, согласно которым управлению предлагалось добровольно погасить  задолженность. 

Вместе с тем, задолженность в сумме 4 000 рублей на основании выставленных  требований, управлением в установленном порядке не оплачена. 

Неуплата штрафов в добровольном порядке в полном объеме послужила  основанием для обращения ОСФР в арбитражный суд с требованием о взыскании  штрафа в судебном порядке. 

Принимая решение по делу, суд руководствовался следующим.

Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном  (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»  устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального  (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется  действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном  страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи,  лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в  соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах  государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - лица, имеющие право на  дополнительные меры государственной поддержки), а также сведений о детях. 

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об  индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного  страхования» учреждение является страхователем. 

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об  индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного  страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской  Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на  основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании  приказов и других документов по учету кадров. 

В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об  индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного  страхования» (редакция действующая с 28.12.2016) страхователь ежемесячно не позднее  15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом  работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры  гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ,  оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного  права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные  договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения  науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по 


управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на  коллективной основе) следующие сведения: 

Процедура предоставления сведений по телекоммуникационным каналам связи и  их подтверждения определена нормативными документами Пенсионного фонда РФ. 

Распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 11.10.2007 г. N 190р "О  внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации  законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании" утверждены Технология  обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного  документооборота Пенсионного фонда РФ (далее - Технология) и Протокол обмена  документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного  документооборота Пенсионного фонда РФ (далее - Протокол). 

В силу раздела 7 Технологии страхователь после подготовки сведений о  застрахованных лицах в требуемом формате подписывает их электронной цифровой  подписью и в зашифрованном виде отправляет в орган Пенсионного фонда РФ. 

Пунктами 2.4 и 2.5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено представление  страхователями сведений о трудовой деятельности, указанных в пункте 2.1 статьи 6  Закона N 27-ФЗ о работающих у них застрахованных лицах (прием на работу, перевод на  другую постоянную работу и увольнении, подача заявления о продолжении ведения  страховых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской  Федерации. 

 На момент состоявшихся спорных правоотношений действовала редакция пункта  N 27-ФЗ от 24 февраля 2021 года которая гласит следующее. 

Пунктом 2.6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь в случае,  если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий  отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, представляет указанные в пункте 2.4  данной статьи сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной  квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от  06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи". В таком же порядке сведения могут  представляться страхователем, численность работающих зарегистрированных лиц у  которого за предшествующий отчетный период - месяц составляет менее 25 лиц. 

Согласно абзацу 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за несоблюдение страхователем  порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях,  предусмотренных данным Законом, к такому страхователю применяются финансовые  санкции в размере 1 тыс. рублей. 

В связи с этим, в отношении страхователей, представивших сведения о трудовой  деятельности по форме СЗВ-ТД на бумажном носителе, у которых численность  работающих зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц  составляет 25 и более лиц, должны быть применены финансовые санкции за  несоблюдение порядка предоставления сведений в форме электронных документов. При  этом, численность работающих зарегистрированных лиц по страхователю определяется по  любым имеющимся (на дату представления сведений о трудовой деятельности СЗВ-ТД) в  распоряжении органов Пенсионного фонда Российской Федерации последним отчетным  данным (СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, расчеты ФНС). 

Как следует из материалов дела, пенсионным фондом по результатам проверки  выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном  (персонифицированном) учете в системе пенсионного страхования, а именно  правильности представления страхователем ежемесячной отчетности «Сведения о  трудовой деятельности застрахованного лица» по форме СЗВ-ТД. 


В ходе проверки ОСФР по Краснодарскому краю установлено, что Управлением по  вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Северский район  не представило по телекоммуникационным каналам связи сведения по форме СЗВ-ТД за  апрель, август, декабрь 2021 года, а представило данные сведения нарочно на бумажных  носителях. 

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Пенсионным  фондом решений от 14.10.2022 № 033S19220036825, № 033S19220036826, 

 № 033S19220036827, № 033S19220036828.

Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном  (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» не  предусмотрен порядок применения смягчающих ответственность обстоятельств. 

На момент состоявшихся спорных правоотношений действовала редакция закона
N 27-ФЗ от 24 февраля 2021 года которая гласит следующее.

Пунктом 2.6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь в случае, если  численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный  период - месяц составляет 25 и более лиц, представляет указанные в пункте 2.4 данной  статьи сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной  квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от  06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи". В таком же порядке сведения могут  представляться страхователем, численность работающих зарегистрированных лиц у которого  за предшествующий отчетный период - месяц составляет менее 25 лиц. 

Вместе с тем, как установлено судом Постановлением администрации  муниципального образования Северский район от 30 декабря 2020 года № 2059 «О штатном  расписании управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального  образования Северский район» утверждена штатная численность специалистов управления в  количестве 13 штатных единиц. 

По состоянию на дату спорных правоотношений на учете в управлении состояло 85  приемных родителей, осуществляющих свою деятельность на основании договоров о  приемной семье, без оформления трудовых договоров. 

С 1 июля 2020 года вступил в законную силу Федеральный закон от 1 апреля 2020 г.  86-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «Об обязательном  пенсионном страховании в Российской Федерации» на основании которого лица,  получающие страховые пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации,  являющиеся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно, по  договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной  семье исключены из числа застрахованных лиц, определенных статьей 7 Федерального  закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в  Российской Федерации». 

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской  Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, производящих  выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные  вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному  страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного  социального страхования, в частности, по гражданско-правовым договорам, предметом  которых являются выполнение работ, оказание услуг. 

Исходя из положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ  "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции  Федерального закона N 86-ФЗ, вступившего в силу с 1 июля 2020 г., лица, получающие  страховые пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющиеся  опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно по договору об  осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье,  застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования не являются. 


Таким образом, выплаты в пользу опекунов (попечителей), являющихся  пенсионерами, по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по  договору о приемной семье, с 1 июля 2020 г. не признаются объектом обложения  страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование на основании  вышеприведенного подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса как выплаты в  пользу физических лиц, не подлежащих обязательному пенсионному страхованию. 

При этом выплаты по договорам об осуществлении опеки или попечительства, в том  числе по договору о приемной семье, производимые в пользу опекунов или попечителей,  которые пенсионерами не являются, подлежат обложению страховыми взносами на  обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке как выплаты по  гражданско-правовым договорам, предметом которых является оказание услуг. 

Изучив факты в своей совокупности и логической взаимосвязи, суд приходит к  выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт,  что число застрахованных лиц, трудоустроенных в Управлении по вопросам семьи и детства  администрации муниципального образования Северский район превышает количество в 25  человек, что могло бы повлечь за собой обязанность представления отчетности по форме  СЗВ-ТД в электронной форме. Соответственно отчетность поданная управлением на  бумажном носителе нарочно, с учетом изложенного, а также редакции Закона № 27 ФЗ,  действующей на спорный период, могла быть подана на бумажном носителе. Доказательств,  позволяющих сделать обратные выводы материалы настоящего дела не содержат. 

Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или  несовершения ими процессуальных действий. 

Согласно части 1 статьи 64 и части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в  предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке  сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или  отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в  деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. 

В соответствии с частями 1, 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему  убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном  исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость,  допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность  и взаимную связь доказательств в их совокупности. 

Согласно пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 46  "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при  рассмотрении дел в суде первой инстанции" в случае непредставления стороной  доказательств, необходимых для правильного рассмотрения дела, в том числе если  предложение об их представлении было указано в определении суда, арбитражный суд  рассматривает дело по имеющимся в материалах дела доказательствам с учетом  установленного частью 1 статьи 65 АПК РФ распределения бремени доказывания (часть 1  статьи 156 АПК РФ). 

Бремя доказывания тех или иных фактов должно возлагаться на ту сторону спора,  которая имеет для этого объективные возможности и, исходя из особенностей  рассматриваемых правоотношений, обязана представлять соответствующие доказательства в  обоснование своих требований и возражений. 

При указанных обстоятельствах, поскольку истцом не доказано наличия события  вменяемого правонарушения, у суда отсутствуют правовые основания для взыскания с  ответчика финансовой санкции по решениям о привлечения ответчика к ответственности. 

Руководствуясь 29, 167-170, 176, 212, 215 АПК РФ, суд


РЕШИЛ:

 В удовлетворении заявленных исковых требований – отказать.
 Решение суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции
в пятнадцатидневный срок со дня принятия решения.

Судья Р.А. Нигоев