АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
E-mail: info@kostroma.arbitr.ru
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-1511/2015
г. Кострома «14» мая 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 14 мая 2015 года.
Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Цветкова Сергея Владимировича, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кармановской А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Кузнецово», Костромская область, Костромской район, с. Кузнецово (ИНН 4414010610, ОГРН 1054477629238),
о признании незаконным и отмене постановления от 05.02.2015 межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу, г. Москва,
по делу об административном правонарушении № 03-15/326-2,
при участии в заседании:
от заявителя – Куликова О.В., представитель по доверенности от 01.04.2015 № 027;
от административного органа – не явился (уведомлен надлежащим образом);
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Кузнецово», Костромская область, Костромской район (далее – заявитель, ООО «Кузнецово», Общество), обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления от 05.02.2015 межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу, г. Москва (далее – административный орган, Управление), по делу об административном правонарушении № 03-15/326-2, которым Общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс).
Определением суда от 26.02.2015 заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В установленные судом сроки Управление представило письменный отзыв, в котором просило отказать Обществу в удовлетворении требований.
С целью установления обстоятельств, предусмотренных частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел необходимым рассмотреть дело по правилам административного судопроизводства, о чем 15.04.2015 вынесено определение, назначено судебное разбирательство.
В соответствии с частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле и других заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
В силу части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Копии определения суда от 15.04.2015 получены сторонами, что подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями.
Административный орган, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, направил в суд ходатайство об отложении судебного разбирательства по причине участия представителя Управления в другом судебном заседании, назначенном на эту же дату.
Рассмотрев ходатайство Управления, суд не находит оснований для его удовлетворения, и в соответствии счастью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в отсутствие административного органа, поскольку обязательной явку его представителя в судебное заседание суд не признавал, а Управление не ходатайствовало о проведении судебного заседания с его участием.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя Общества, суд установил следующие обстоятельства.
При анализе полноты и своевременности представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей Управление установило, что в декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (по форме приложения № 12) за 2 квартал 2014 года Обществом не отражена закупка алкогольной продукции у ООО «Империя напитков» (ИНН 4401130597): по товарно-транспортной накладной (далее – ТТН) №Ок00003515 от 03.04.2014 не отражена закупка пива и пивных напитков в общем объеме 8.80 дал, по ТТН №Ок00004045 от 10.04.2014 не отражена закупка пива и пивных напитков в общем объеме 5.40 дал, по ТТН №Ок00004611 от 17.04.2014 не отражена закупка пива и пивных напитков в общем объеме 5.60 дал, по ТТН №Ок00005141 от 24.04.2014 не отражена закупка пива и пивных напитков в общем объеме 9.40 дал, по ТТН №Ок00005765 от 02.05.2014 не отражена закупка пива и пивных напитков в общем объеме 12.10 дал, по ТТН №Ок00006333 от 12.05.2014 не отражена закупка пива и пивных напитков в общем объеме 2.10 дал, по ТТН №Ок00006922 от 15.05.2014 не отражена закупка пива и пивных напитков в общем объеме 6.00 дал, по ТТН №Ок00007536 от 23.05.2014 не отражена закупка пива и пивных напитков в общем объеме 6.50 дал, по ТТН №Ок00008209 от 29.05.2014 не отражена закупка пива и пивных напитков в общем объеме 5.60 дал, по ТТН №Ок00008697 от 04.06.2014 не отражена закупка пива и пивных напитков в общем объеме 6.20 дал, по ТТН №Ок00009343 от 11.06.2014 не отражена закупка пива и пивных напитков в общем объеме 6.00 дал, по ТТН №Ок00009883 от 19.06.2014 не отражена закупка пива и пивных напитков в общем объеме 4.80 дал, по ТТН №Ок00010344 от 25.06.2014 не отражена закупка пива и пивных напитков в общем объеме 3.00 дал. Искажение составило 81.50 дал.
Всего в декларации за 2 квартал 2014 года по форме приложения № 12, по мнению Управления, Обществом не отражена закупка пива с содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5% и до 8,6% включительно (код вида продукции - 500), напитков, изготавливаемых на основе пива (код вида продукции - 520), медовухи (код вида продукции - 263) в общем объеме 81.50 дал.
Посчитав, что Обществом нарушены положения части 4 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815, пункта 14 Порядка заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 № 231, что привело к искажению информации об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в отношении Общества 23.01.2015 составлен протокол № 03-15/326-1 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 05.02.2015 исполняющим обязанности заместителя руководителя Управления вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 03-15/326-2 о привлечении Общества к административной ответственности и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
В заявлении указывает, что ООО «Кузнецово» 18.07.2014 направило в электронном виде файл декларации за 2 квартал 2014 года, составленную на основании товарно-транспортных накладных и отражающую закупку пива и пивных напитков. 26.01.2015 Обществом экспресс доставкой были направлены в Управление первичные документы, истребованные административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении. Однако по неизвестным причинам данные документы не были учтены Управлением при рассмотрении дела.
В судебном заседании представитель Общества требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении.
Управление против требований заявителя возражает, представило отзыв (том 1, лист дела 91), в котором в частности указывает, что Общество привлечено к ответственности обоснованно и законно, поскольку в декларации по форме приложения № 12 за 2 квартал 2014 года им не отражена закупка пива с содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5% и до 8,6% включительно, напитков, изготавливаемых на основе пива, медовухи в общем объеме 81.50 дал. Административный орган считает, что Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, просит отказать в удовлетворении требований заявителя.
Суд, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В статье 15.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти до ста тысяч рублей.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ).
Под оборотом, в силу пункта 16 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ).
В части 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 №815 утверждены Правила о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее – Правила).
Правила устанавливают порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
Перечень деклараций, подлежащих представлению, поименован в пункте 1 Правил.
Согласно пункту 2 Правил, декларации, указанные в пункте 1, обязаны представлять, в том числе организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции.
В силу пункта 14 Правил организации и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, представляют декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме согласно приложению № 12.
В соответствии с пунктом 15 Правил Декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
В пункте 19 Правил определено, что декларации по формам, предусмотренным приложениями № 11 и 12 к настоящим Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).
Копии деклараций, представляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При представлении деклараций по формам, предусмотренным приложениями № 11 и 12 к настоящим Правилам, в форме электронного документа используется формат, установленный Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для приема указанных деклараций используют программное обеспечение указанной Службы.
Декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом «Об электронной подписи» (пункт 16 Правил).
Порядок заполнения деклараций по форме приложения № 12 к Правилам установлен в пункте 14 Порядка заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 № 231.
Формат представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 № 198.
Данный документ описывает требования к XML файлам (далее - файлам обмена) передачи в форме электронного документа деклараций Форма 1 об объеме производства и оборота этилового спирта (Версия 4.30) (на основе XML).
Судом установлено, что Общество в установленный срок 16.07.2014 направило в Департамент экономического развития Костромской области первичную декларацию за 2 квартал 2014 года по форме приложения № 12 к Правилам (том 3, лист дела 29), в позициях 63 – 86, 156 – 168 которой отразило закупку алкогольной продукции у ООО «Империя напитков» (ИНН 4401130597) по ТТН №Ок00003515 от 03.04.2014 в общем объеме 8.80 дал, по ТТН №Ок00004045 от 10.04.2014 в общем объеме 5.40 дал, по ТТН №Ок00004611 от 17.04.2014 в общем объеме 5.60 дал, по ТТН №Ок00005141 от 24.04.2014 в общем объеме 9.40 дал, по ТТН №Ок00005765 от 02.05.2014 в общем объеме 12.10 дал, по ТТН №Ок00006333 от 12.05.2014 в общем объеме 2.10 дал, по ТТН №Ок00006922 от 15.05.2014 в общем объеме 6.00 дал, по ТТН №Ок00007536 от 23.05.2014 в общем объеме 6.50 дал, по ТТН №Ок00008209 от 29.05.2014 в общем объеме 5.60 дал, по ТТН №Ок00008697 от 04.06.2014 в общем объеме 6.20 дал, по ТТН №Ок00009343 от 11.06.2014 в общем объеме 6.00 дал, по ТТН №Ок00009883 от 19.06.2014 в общем объеме 4.80 дал, по ТТН №Ок00010344 от 25.06.2014 в общем объеме 3.00 дал.
Данная декларация получена и принята Департаментом (том 3, листы дела 39-41).
Согласно пункту 20 Правил, при обнаружении организацией (индивидуальным предпринимателем) в текущем отчетном периоде фактов неотражения или неполноты отражения в декларации необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в истекшем отчетном периоде, организация (индивидуальный предприниматель) представляет корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее.
Корректирующие декларации представляются до окончания квартала, следующего за отчетным кварталом, с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений (за исключением представления корректирующих деклараций по предписанию лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии).
В пункте 21 Правил установлено, что Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе отказать в принятии деклараций, представленных организацией (индивидуальным предпринимателем) в соответствии с настоящими Правилами.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при получении деклараций в тот же день передают квитанции о приеме деклараций в форме электронного документа организациям (индивидуальным предпринимателям) по телекоммуникационным каналам связи.
При представлении декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
После устранения ошибок в первично поданной декларации путем подачи 16.07.2014 двух корректирующих деклараций, 18.07.2015 третья корректирующая декларация (том 3, лист дела 45) была успешно обработана и сохранена в базу, о чем свидетельствуют извещения об обработке и о получении региональной службой РАР (том 3, листы дела 55-56), квитанция о приеме декларации № 17724 (том 3, лист дела 57).
В позициях 63 – 64, 117 – 138, 192 – 204 декларации по форме приложения № 12 с номером корректировки 3 Обществом отражена закупка алкогольной продукции у ООО «Империя напитков» в объемах, указанных в вышеназванных ТТН, всего – 81.50 дал.
Копия данной декларации 18.07.2014 была направлена Обществом в Управление (том 3, лист дела 58) и получена административным органом, что отражено в квитанции № 4072873 (том 3, лист дела 60).
В дальнейшем в течение третьего квартала 2014 года Общество неоднократно представляло в Управление файлы корректирующих деклараций в целях исправления выявленных ошибок ФЛК, что следует из извещений и квитанций, представленных в материалы дела (том 3, листы дела 61-78). При этом файлы уточненных деклараций Общества не содержат ошибок в отношении закупок алкогольной продукции у ООО «Империя напитков», что следует из уведомлений об ошибке федеральной службой РАР (том 3, листы дела 65, 71, 77).
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 3 статьи 1.5 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в соответствии с принципом презумпции невиновности, закрепленным в статье 1.5 КоАП РФ, толкуются в пользу этого лица.
С учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 26.1 и пунктом 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, административный орган обязан сделать вывод о наличии вины, если она установлена, в постановлении по делу об административном правонарушении.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относится, в том числе, наличие (отсутствие) события административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что искажение Обществом информации при декларировании оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во вмененной части, из материалов дела об административном правонарушении не следует.
Административным органом не доказано, что информация, представленная в первичной и уточненных декларациях Общества за 2 квартал 2014 года по форме приложения № 12 к Правилам, по вмененным эпизодам является искаженной.
При этом, ошибка, право на исправление которой в пределах установленного срока, предусмотрено законом, не может быть квалифицирована как искажение информации при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В структуру состава административного правонарушения входит, в том числе, субъективная сторона.
Административным органом виновность лица, привлеченного к административной ответственности, в совершении административного правонарушения не выяснена и в постановлении не установлена.
В оспариваемом постановлении Управления не усматривается выводов о наличии вины Общества.
Вина является элементом субъективной стороны административного правонарушения, а значит и элементом состава правонарушения.
В данном случае Общество привлечено к административной ответственности административным органом без установления вины лица, признания его виновным, и следовательно, в отсутствие состава правонарушения.
Таким образом, Управлением не были установлены обстоятельства, входящие в предмет доказывания и подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, что при установленных обстоятельствах свидетельствует о недоказанности состава административного правонарушения.
Согласно пункту 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В определении от 04.04.2013 № 486-О Конституционный Суд Российской Федерации, ссылаясь на пункты 1 и 3 части 1 статьи 30.1 и части 1 и 3 статьи 30.6 КоАП РФ, пришел к выводу о том, что проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении в судебном порядке предполагает обязанность судьи установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела, достаточны ли собранные доказательства для сделанных в этом постановлении выводов, соответствуют ли выводы, изложенные в постановлении, фактическим обстоятельствам дела, правильно ли применен закон, не осталось ли в деле неустранимых сомнений и справедливо ли административное наказание, назначенное лицу, совершившему административное правонарушение.
В связи с чем, законность постановления о привлечении к административной ответственности проверяется, исходя из собранных в рамках производства по административному делу доказательств. Надлежащими доказательствами являются материалы административного дела.
Суд не вправе подменять по данной категории дел надзирающие и контролирующие органы. Сбор доказательств входит в обязанности контролирующего органа и завершается до момента вынесения постановления по административному делу.
Таким образом, состав вмененного Обществу правонарушения по делу №03-15/326-2, нельзя считать доказанным Управлением, поэтому оспариваемое постановление от 05.02.2015 подлежит отмене.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования общества с ограниченной ответственностью «Кузнецово», место нахождения: Костромская область, Костромской район, с. Кузнецово, д.68 (ИНН 4414010610, ОГРН 1054477629238) – удовлетворить.
Постановление от 05.02.2015 межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу по делу об административном правонарушении № 03-15/326-2 признать незаконным и отменить.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд Костромской области только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья С.В. Цветков