НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Костромского области от 13.10.2022 № А31-7778/2022





 АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

156000, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-7778/2022

г. Кострома 14 октября 2022 года 

Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2022 года

Полный текст решения изготовлен 14 октября 2022 года 

Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Байбородина Олега  Леонидовича, при ведении протокола секретарем судебного заседания Лебедевой  Н.А., 

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Прокурора  Костромской области в интересах неопределенного круга лиц – субъектов малого и  среднего предпринимательства о признании незаконным бездействия  Администрации Судиславского сельского поселения Судиславского  муниципального района Костромской области, выразившееся в непринятии мер по  разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление  муниципальной услуги по даче письменных разъяснения налогоплательщикам по  вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования  о местных налогах и сборах, предусмотренного статьями 21, 34.2 Налогового  кодекса Российской Федерации; 

обязании в течение одного месяца с даты вступления решения суда в  законную силу разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий  предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснения  налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов  муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренного  статьями 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации, 

с участием представителей сторон:
от заявителя: Хрящева Е.Ю., удостоверение,
от ответчика: не явились,
установил:

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения  судебного заседания, явку представителя в суд не обеспечил, представил отзыв,  требования не признает, поскольку нарушение устранено. 

До начала заседания от заявителя поступило ходатайство об уточнении  требования: исключен пункт об обязании устранить допущенное нарушение. 

Указанное уточнение принято судом к рассмотрению на основании статьи 49  АПК РФ

Заявитель поддержал уточненное требование.


[A1] В соответствии со статьями 123, 156 и частью 2 статьи 200 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия  представителя ответчика. 

Как следует из материалов дела, Прокуратурой Судиславского района  проведена проверка исполнения законодательства о налогах и сборах в  деятельности администрации Судиславского сельского поселения Судиславского  муниципального района Костромской области (далее - администрация), по  результатам которой установлен факт бездействия администрации, выразившийся  в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта,  регламентирующего предоставление муниципальной услуги. 

Результаты проверки отражены в справке от 29.04.2022. 

Поскольку нарушение не устранено своевременно, прокурор обратился в  арбитражный суд с соответствующим заявлением. 

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в  арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных  правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных  органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если  полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие  (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и  нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности,  создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

Таким образом, для признания ненормативного правового акта  недействительным, а действий (бездействия) государственных органов, органов  местного самоуправления незаконными необходимо одновременное наличие двух  условий: несоответствие данного акта, действий (бездействия) закону или иному  нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в  сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Согласно части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с  заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов органов  государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти  субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,  затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в  арбитражном процессе» разъяснено, что прокурор вправе обратиться в  арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного  правового акта, незаконными действий (бездействия) если полагает, что  оспариваемый акт, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному  нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы  неопределенного круга лиц или иные публичные интересы в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 23.03.2012 № 15 указано, что применительно к статье 125  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор в  исковом или ином заявлении обязан обосновать наличие у него полномочий по 


[A2] обращению в арбитражный суд, а по делам, названным в абзацах втором и третьем  части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  указать публично-правовое образование, в интересах которого предъявляется иск,  и уполномоченный орган, действующий от имени публично-правового  образования. 

Судом установлено, что требования прокурора в данном случае заявлены в  рамках надзора за исполнением органом местного самоуправления Федерального  закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местно  самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 27.07.2007 №  209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской  Федерации». 

Заявитель, обращаясь в суд с настоящим требованием, действует в интересах  неопределенного круга лиц - субъектов малого и среднего предпринимательства,  являющихся налогоплательщиками земельного налога при обладании земельными  участками, признаваемыми объектом налогообложения, а также субъектов  предпринимательской деятельности - индивидуальных предпринимателей,  являющихся плательщиками налога на имущество физических лиц, обладающих  правом собственности на имущество, используемое для осуществления  предпринимательской деятельности, признаваемого объектом налогообложения. 

Решением Совета депутатов Судиславского сельского поселения  Судиславского муниципального района Костромской области от 06.11.2015 № 34  «О налоге на имущество физических лиц» на территории муниципального  образования установлен налог на имущество физических лиц. 

Решением Совета депутатов Судиславского сельского поселения  Судиславского муниципального района Костромской области от 14.10.2014 № 38  «Об установлении земельного налога на территории Судиславского сельского  поселения Судиславского муниципального района Костромской области» на  территории муниципального образования установлен земельный налог. 

В силу статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 «Об  организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее  Закон № 210-ФЗ) государственная услуга, предоставляемая федеральным органом  исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда,  исполнительным органом государственной власти субъекта Российской  Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении  отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и  законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), -  деятельность по реализации функций соответственно федерального органа  исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного  органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа  местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных  полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов  Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные  услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах  установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и  нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий  органов, предоставляющих государственные услуги. 

Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления  (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа  местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные  услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий 


[A3] органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного  значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №  131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в  Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) и уставами муниципальных  образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным  законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не  отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления  на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных  им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие  предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на  решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного  самоуправления других муниципальных образований, органов государственной  власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами  субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых  актов о реализации таких прав. 

При этом под оказывающими муниципальные услуги подведомственными  государственному органу или органу местного самоуправления организациями  понимаются государственное или муниципальное учреждение либо унитарное  предприятие, созданные соответственно государственным органом Российской  Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации,  органом местного самоуправления (п.п. 2, 8 ст. 2 Закона № 210-ФЗ). 

Согласно части 1 статьи 17.1 Закона № 131-ФЗ органы местного  самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за  соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами,  принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие  виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов  местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением  требований, установленных федеральными законами, законами субъектов  Российской Федерации. 

Статьями 14, 15, 16 Закона № 131-ФЗ определен круг вопросов местного  значения применительно к каждому виду муниципального образования. При этом в  соответствии с частью 1 статьи 19 Закона № 131-ФЗ полномочия органов местного  самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов  Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим  Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными  государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам  местного самоуправления. Таким образом, сфера предоставления муниципальных  услуг может не ограничиваться только решением вопросов местного значения. 

Согласно пункту 3 части 1 статьи 6 Федерального закона № 248-ФЗ от  31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в  Российской Федерации» (далее Закон № 248-ФЗ) к полномочиям органов местного  самоуправления в области муниципального контроля относится участие в  реализации единой государственной политики в области государственного  контроля (надзора), муниципального контроля при осуществлении  муниципального контроля; организация и осуществление муниципального  контроля на территории муниципального образования. 

Предметом контроля являются соблюдение контролируемыми лицами  обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами.  Объектами государственного контроля (надзора), муниципального контроля  являются деятельность, действия (бездействия) граждан и организаций, в рамках 


[A4] которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе  предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность,  действия (бездействия). 

Согласно части 2 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации  (далее - НК РФ) финансовые органы муниципальных образований дают  письменные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов  органов местного самоуправления о местных налогах и сборах. 

Частью 3 статьи 34.2 НК РФ установлено, что финансовые органы  муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей  компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего  запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего  финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один  месяц. 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики, в  свою очередь, имеют право получать от налоговых органов и других  уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам  применения законодательства о налогах и сборах. 

Поименованные в указанных статьях НК РФ письменные разъяснения  налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов  органов местного самоуправления о местных налогах и сборах не входят в перечни  вопросов местного значения муниципального района или городского округа,  установленные соответственно статьями 15, 16 Закона № 131-ФЗ. При этом,  поскольку налоговое законодательство обязывает финансовые органы  предоставлять информацию и разъяснения именно налогоплательщикам,  направляемый запрос связан только с фактически произведенными в рамках  хозяйственной деятельности налогоплательщика операциями. Таким образом,  разъяснение налогоплательщику носит индивидуальный характер. 

Порядок и деятельность финансового органа по даче письменных разъяснений  налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов  муниципального образования о местных налогах и сборах установлены нормами  НК РФ, обращения налогоплательщиков по указанным вопросам не регулируются  нормами Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения  обращении граждан Российской Федерации». 

С учетом положений статьи 2 Закона № 210-ФЗ, пункта 2 части 1 статьи 21,  статьи 34.2 НК РФ соответствующая функция должна быть реализована органом  местного самоуправления в рамках предоставления муниципальных услуг в  порядке, определяемом Законом № 210-ФЗ. 

В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие  муниципальные услуги, обязаны предоставлять их в соответствии с  административными регламентами. 

Административный регламент является нормативным правовым актом,  устанавливающим порядок и стандарт предоставления государственной или  муниципальной услуги (часть 4 статьи 2 Закона). 

В соответствии с частью 1 статьи 40 Устава муниципального образования  Судиславского сельского поселения Судиславского муниципального района  Костромской области, утвержденного решением Совета депутатов Судиславского  сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области  от 15.05.2018 № 12 (далее по тексту - Устав), администрация сельского поселения  является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления  сельского поселения, наделена полномочиями по решению вопросов местного 


[A5] значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных  полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными  законами и законами Костромской области. 

Согласно пункту 1 статьи 41 Устава к полномочиям администрации сельского  поселения отнесено обеспечение исполнения решений органов местного  самоуправления по реализации вопросов местного значения, осуществление  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного  самоуправления поселения федеральными законами и законами Костромской  области, а также осуществление иных полномочий, определенных федеральными  законами и законами Костромской области, Уставом. 

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 43 Устава администрация  сельского поселения наделена полномочиями по разработке и утверждению  административных регламентов. 

Администрацией сельского поселения в нарушение действующего  законодательства не приняты своевременные меры по разработке и утверждению  административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче  письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения  нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и  сборах. 

Отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность в  деятельности финансового органа по предоставлению данной муниципальной  услуги, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц -  субъектов предпринимательской деятельности, являющихся налогоплательщиками  земельного налога при обладании земельными участками, признаваемыми  объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве  собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве  пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено законом, а также  субъектов предпринимательской деятельности - индивидуальных  предпринимателей, являющихся плательщиками налога на имущество физических  лиц, обладающих правом собственности на имущество, используемое для  осуществления предпринимательской деятельности, признаваемого объектом  налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ

Как установлено материалами дела, выявленное нарушение устранено  ответчиком, но уже после подачи настоящего заявления в суд. Однако указанные  обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии оснований считать незаконным  длительное бездействие администрации по разработке и утверждению правового  акта, в связи с чем возражения ответчика подлежат отклонению судом. 

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый  ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют  закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные  интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта  недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. 

Доказательств принятия своевременных мер по разработке и утверждению  правового акта администрацией не представлено. 

При таких обстоятельствах требования заявителя о признании незаконным  бездействия администрации сельского поселения по разработке и утверждению  правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по 


[A6] даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения  нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и  сборах подлежат удовлетворению. 

На основании пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об  оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные  полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, о принятии  решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий  (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить  определенные действия, принять решения или иным образом устранить  допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный  судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в  части. 

Факт незаконного бездействия ответчика, нарушающего права и законные  интересы неограниченного круга лиц – субъектов малого и среднего  предпринимательства, судом в ходе рассмотрения дела установлен, заявителем  доказан. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Судиславского сельского  поселения Судиславского муниципального района Костромской области,  выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта,  регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных  разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых  актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренного  статьями 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации. 

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его  принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной  жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу  со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной  инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд  кассационной инстанции через Арбитражный суд Костромской области в срок, не  превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при  условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной  инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении  пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. 

Судья О.Л. Байбородин
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Федеральное казначейство
Дата 31.12.2021 2:41:10
Кому выдана Байбородин Олег Леонидович