АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
E-mail: info@kostroma.arbitr.ru
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-2282/2012
г. Кострома 12 мая 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 12 мая 2012 года.
Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Смирновой Татьяны Николаевны при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чекрыжовой Е.А.
при участии в заседании представителей:
от заявителя: Щербаков С.П. – представитель по доверенности от 02.05.2012 № 651,
лицо, привлекаемое к административной ответственности, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Управления государственного автодорожного надзора по Костромской области, г. Кострома к индивидуальному предпринимателю Чуркиной Ирине Александровне (ОГРН 304440124400341), г. Кострома о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Костромской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Чуркиной Ирины Александровны к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Чуркина И.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Учитывая совокупность имеющихся в деле доказательств, а также мнение представителя заявителя, суд в соответствии с частью 1 статьи 123 и частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело по существу в данном судебном заседании в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
В судебном заседании представитель административного органа заявленные требования поддержал.
Как следует из материалов дела и пояснений представителя заявителя, присутствующего в судебном заседании, на основании приказа Управления государственного автодорожного надзора по Костромской области от 18.01.2012 № 28 в отношении индивидуального предпринимателя Чуркиной И.А. проведена плановая проверка по соблюдению лицензионных требований.
В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения:
-ряд водителей, работающих у индивидуального предпринимателя Чуркиной И.А., не приняты на работу в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Водители Тощаков, Туманов, Иванов, Смирнов, Лебедев, Мастеров, Артамонов, Прозоров работают на принадлежащих Чуркиной И.А. автобусах без трудовых договоров и трудовых книжек. Со стороны предпринимателя не обеспечена надежность водительского состава, чем нарушены требования пунктов 2.3, 2.3.1 Приказа Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15, пункта 2 (дефис 1) Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2;
-не соблюдается режим труда и отдыха водителей: междусменный отдых водителей в ряде случаев составляет от 09 час. 35 мин. до 10 час. 35мин. при нормативе не менее 12 час. 00 мин., что свидетельствует о невыполнении требований статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и пункта 25 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15;
-на автобусы в количестве 12 единиц, принадлежащие индивидуальному предпринимателю Чуркиной И.А. и используемые на перевозке пассажиров по регулярным маршрутам г. Костромы, не установлены технические средства контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (техографы), что не соответствует требованиям пункта 8(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720;
-не проводятся ежемесячные сверки с ГИБДД по дорожно-транспортным происшествиям, что является несоблюдением требований статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и пункта 18 Постановления Правительства РФ от 29.06.1995 № 647.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 01.03.2012 № 28.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для составления в отношении предпринимателя протокола об административном правонарушении от 01.03.2012 № 002099, на основании которого Управление государственного автодорожного надзора по Костромской области в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Чуркиной И.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав представителя административного органа, присутствующего в судебном заседании, суд считает требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.
Статьей 2 указанного Федерального закона предусмотрено обязательное соблюдение лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензионных требований и условий.
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе, соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, а также установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Материалами дела подтверждается, что Чуркиной И.А., осуществляющей предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на основании лицензии от 08.09.2004 № АСС-44-011004, было допущено нарушение лицензионных требований.
На основании пунктов 2, 2.3, 2.3.1 Приказа Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15 «Об утверждении Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте» при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет подбора и распределения водителей для работы на различных категориях транспортных средств, маршрутах и видах перевозок с учетом их квалификации, опыта и стажа работы, дисциплинированности.
В силу пункта 2.2 Приказа Минтранса от 08.01.1997 № 2 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы.
Согласно части 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.
В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.
Согласно пункту 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Таким образом, трудовая книжка и трудовой договор являются основными документами, подтверждающими стаж трудовой деятельности.
Из материалов дела следует, что водители Тощаков, Туманов, Иванов, Смирнов, Лебедев, Мастеров, Артамонов, Прозоров работают на автобусах, принадлежащих предпринимателю Чуркиной И.А., что подтверждается путевыми листами № 646, 651, 652, 700, 702, 707, 708, 711. В ходе проверки предпринимателем не представлено трудовых договоров с данными работниками и трудовых книжек указанных лиц.
Согласно пунктам 7, 8, 10 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.
В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.
Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.
Пунктом 25 данного Приказа установлено, что продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Из материалов дела следует, что предпринимателем не соблюдается режим труда и отдыха водителей. Междусменный отдых водителей в ряде случаев составляет от 09 час. 35 мин. до 10 час. 35 мин. при нормативе не менее 12 час. 00 мин.
Данное нарушение подтверждается путевыми листами № 647, 656, 636, 645, 693, 699, 697, 706, 691, 705.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720 в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 184-ФЗ «О техническом регулировании» утвержден Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств.
Данный Технический регламент устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.
В соответствии с пунктом 8(1) Технического регламента транспортные средства категорий M2, M3, N2 и N3, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения указанными техническими средствами.
В ходе проверки установлено, что автобусы, эксплуатируемые предпринимателем Чуркиной И.А. и подлежащие оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (техографами), таковыми не оснащены.
В соответствии с пунктом 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647, пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
В нарушение указанных правовых норм предпринимателем не проводятся ежемесячные сверки с ГИБДД по ДТП. Доказательств обратного Чуркиной И.А. не представлено.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до четырех тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Из материалов административного производства следует, что вина предпринимателя заключается в непринятии мер, направленных на соблюдение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Таким образом, в действиях индивидуального предпринимателя Чуркиной И.А. содержится оконченный состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, гарантия защиты прав и законных интересов лицу, привлекаемому к административной ответственности, при составлении протокола об административном правонарушении управлением обеспечена.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Индивидуального предпринимателя Чуркину Ирину Александровну (ИНН 444100174029; ОГРН 304440124400341), 16.07.1962 года рождения, место рождения: г. Кострома, проживающую по адресу: г. Кострома, ул. Магистральная, д. 39, кв. 38, зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя 09.06.1997 Инспекцией МНС России по г. Костроме, признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечь к административной ответственности и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:
наименование получателя платежа: УФК по Костромской области (Управление государственного автодорожного надзора по Костромской области);
ИНН: 4401002531;
КПП: 440101001;
ОКАТО: 34401000000;
наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Костромской области;
БИК: 043469001;
код бюджетной классификации: 10611690040040000140;
расчетный счет: 40101810700000010006.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу.
В указанный срок лицу, привлеченному к административной ответственности, представить в арбитражный суд документы, подтверждающие оплату штрафа.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Т.Н. Смирнова