АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
E-mail: info@kostroma.arbitr.ru
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-1525/2010
г. Кострома «06» апреля 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена «06» апреля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен «06» апреля 2010 года.
Судья Арбитражного суда Костромской области Беляева Татьяна Юрьевна,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Костромской области
к индивидуальному предпринимателю Мазову Александру Николаевичу
о привлечении к административной ответственности
протокол вел: помощник судьи Магерина Елена Андреевна
при участии:
от заявителя – государственный инспектор Нечаев А.И. по доверенности № 382 от 30.03.2010
от ответчика – не явился
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Костромской области (далее – Управление) обратился в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Мазову Александру Николаевичу (далее – Предприниматель) о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Мазов А.Н. – лицо, привлекаемое к ответственности, в судебное заседание не явился, заявленные требования не оспорил, отзыв со своими возражениями не представил.
В соответствии со статьями 123 и 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя заявителя, суд установил.
16 августа 2002 г. индивидуальному предпринимателю Мазову А.Н. Костромским областным отделением Российской транспортной инспекции выдана лицензия № АСС-44-010029 на перевозку пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек по территории Российской Федерации сроком до 23 августа 2012 г.
На основании приказа от 03.03.2010 № 111 Управлением государственного автодорожного надзора по Костромской области в период с 09.03.2010 по 10.03.2010 проведена внеплановая выездная проверка Мазова А.Н. на предмет выполнения лицензионных требований в связи с поступлением информации от Управления ГИБДД УВД Костромской области о дорожно-транспортном происшествии, произошедшем 06.12.2009 с участием принадлежащего Предпринимателю автобуса марки ГАЗ-322132, г/н ЕЕ 201 44.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
- не проведено служебное расследование по допущенному ДТП от 06.02.2010 с участием автобуса ГАЗ-322132, г/н ЕЕ201 44, акт служебного расследования не составлялся;
- не обеспечено обследование дорожных условий на действующих маршрутах регулярных перевозок пассажиров автобусами, не представлены в органы исполнительной власти предложения по составу комиссии, срокам обследования и перечню прилагаемых к обследованию маршрутов;
- не проводится нормирование скоростей движения автобусов на действующих маршрутах в сроки, установленные действующим законодательством;
- отсутствует контроль за соблюдением водителями режима труда и отдыха.
Тем самым Предпринимателем допущены нарушения требований подпункта «б» пункта 4 Постановления Правительства РФ № 637 от 30.10.2006, пунктов 2.2, 5.2, 5.7.3 приказа Минтранса РФ № 27 от 09.03.1995, пункта 4.15 приказа Минтранса РФ № 2 от 08.01.1997, пункта 25 приказа Минтранса РФ № 15 от 20.08.2004, приказа Минтранса РФ № 49 от 26.04.1990, пунктов 30, 33 приказа Минавтотранса РСФСР № 200 от 31.12.1981.
По мнению проверяющих, Предприниматель осуществлял деятельность с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
По фактам противоправных действий в отношении Предпринимателя составлен протокол от 10.03.2010 № 001567 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
С целью привлечения индивидуального предпринимателя Мазова А.Н. к административной ответственности Управление обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Рассмотрев заявление, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.
Статьей 2 указанного Федерального закона предусмотрено обязательное соблюдение лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензионных требований и условий.
В силу подпункта «б» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 30.10.2006 № 637 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» лицензионным требованием и условием при осуществлении перевозок пассажиров является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
Приказом Минавтотранса РСФСР от 26.04.1990 № 49 утверждено Положение о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий.
Пунктом 1.4 Положения установлена обязанность руководителя автотранспортного предприятия (организации) провести служебное расследование всех дорожно-транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим предприятию, в срок до 5 суток.
Целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий (пункт 1.2 Положения).
Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. № 27 утверждено Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения одним из основных требований к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, является ежегодное планирование мероприятий, направленных на реализацию требований настоящего документа, а также на устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности.
В силу пункта 5.2 Положения водители-предприниматели обязаны перед началом регулярных перевозок, а также в процессе их осуществления оценивать соответствие дорожных условий на маршрутах работы подвижного состава установленным требованиям безопасности движения.
Оценка соответствия состояния автомобильных дорог и подъездных путей требованиям безопасности движения осуществляется на основе обследования, проводимого комиссией, формируемой по решению органов исполнительной власти (администрации) соответствующей территории с привлечением работников организаций, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов на этих маршрутах, работников дорожных, коммунальных и других организаций, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды, трамвайные пути, паромные и ледовые переправы; работников Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции.
Обследование дорожных условий на маршрутах регулярных перевозок грузов осуществляется не реже одного, а на маршрутах перевозок пассажиров - не реже двух раз в год.
Организация ежегодно представляет в органы исполнительной власти (администрации) соответствующей территории предложения по составу комиссии, срокам обследования и перечню предлагаемых к обследованию маршрутов.
По результатам обследования дорожных условий составляется акт, в котором перечисляются выявленные недостатки, угрожающие безопасности движения. Акты подлежат передаче в органы, уполномоченные исправлять выявленные недостатки и контролировать результаты этой работы. В организации хранятся материалы обследования и копии актов.
При выявлении на маршруте недостатков в состоянии, оборудовании и содержании дорог, улиц, искусственных сооружений и т.д., угрожающих безопасности движения, организации и водители-предприниматели до устранения недостатков в зависимости от обстоятельств:
- не открывают движение на маршруте перевозок;
- прекращают движение на маршруте или изменяют маршрут движения;
- изменяют режимы движения на маршруте и информируют об этом заинтересованные организации, предприятия, население.
В нарушение указанных требований в период с 2002 года по 2010 год индивидуальным предпринимателем Мазовым А.Н. обследование дорожных условий по маршруту – не проводилось. Кроме того, Предпринимателем не были представлены в органы исполнительной власти предложения по составу комиссии, срокам обследования и перечню прилагаемых к обследованию маршрутов.
В силу пунктов 30, 33 Приказа Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 № 200 «Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте» нормирование скоростей движения автобусов на маршрутах (установление оптимальных норм времени пробега автобусов между остановочными пунктами) является одним из важных компонентов организации пассажирских перевозок; на действующих маршрутах нормирование скоростей проводят в следующие сроки:
-городских и пригородных - не реже одного раза в два года, на маршрутах, проходящих в горной местности и по неусовершенствованным покрытиям, нормирование осуществляется на основании обследования и проведения пробного рейса не реже двух раз в год (в весенне-летний и осенне-зимний периоды);
-междугородных внутриобластных, межобластных и межреспубликанских - не реже одного раза в два года.
Мазовым А.Н. с момента открытия маршрутов по 2010 год нормирование скоростей движения автобусов на действующих маршрутах не проводилось.
В пункте 25 раздела III Положения об особенностях режима рабочего времени труда и отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 20.08.2004 № 15, предусмотрено, что продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену); при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов; на междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей - не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.
Судом установлено, что согласно условиям трудовых договоров, заключенных с водителями, индивидуальным предпринимателем Мазовым А.Н. осуществляется суммарный учет рабочего времени, при котором продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 10 часов, а продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Согласно материалам, представленным административным органом, труд водителей, состоящих в трудовых отношениях с предпринимателем, организован с нарушением установленных требований:
- водитель Ляпин И.О. работал ежедневно с 25.02.2010 по 27.02.2010, с 03.03.2010 по 05.03.2010 с нарушением режима труда и отдыха: начало работы 25.02.2010 - 06 часов 35 минут, окончание - 21 час 00 минут (путевой лист от 25.02.2010 № 812); начало работы 26.02.2010 - 06 часов 40 минут, окончание - 20 часов 45 минут (путевой лист от 26.02.2010 № 827), продолжительность междусменного отдыха (25.02.2010 и 26.02.2010) составила 9 часов 40 минут вместо положенных 12 часов; начало работы 27.02.2010 – 6 часов 40 минут, окончание – 21 час 10 минут (путевой лист от 27.02.2010 № 843), продолжительность междусменного отдыха (26.02.2010 и 27.02.2010) составила 9 часов 55 минут вместо положенных 12 часов; начало работы 03.03.2010 – 06 часов 30 минут, окончание – 21 час 15 минут (путевой лист от 03.03.2010 № 908), начало работы 04.03.2010 – 06 часов 00 минут, окончание – 21 час 15 минут (путевой лист от 04.03.2010 № 925), продолжительность междусменного отдыха (03.03.2010 и 04.03.2010) составила 8 часов 45 минут вместо положенных 12 часов; начало работы 05.03.2010 – 06 часов 45 минут, окончание – 20 час 20 минут (путевой лист от 05.03.2010 № 940), продолжительность междусменного отдыха (04.03.2010 и 05.03.2010) составила 9 часов 30 минут вместо положенных 12 часов;
-водитель Хватов В.Ю. работал ежедневно с 02.03.2010 по 05.03.2010 с нарушением режима труда и отдыха: начало работы 02.03.2010 – 06 часов 35 минут, окончание – 20 часов 40 минут (путевой лист от 02.03.2010 № 891); начало работы 03.03.2010 – 06 часов 15 минут, окончание – 21 час 00 минут (путевой лист от 03.03.2010 № 904), продолжительность междусменного отдыха (02.03.2010 и 03.03.2010) составила 09 часов 35 минут вместо положенных 12 часов; начало работы 04.03.2010 – 06 часов 25 минут, окончание – 20 часов 00 минут (путевой лист от 04.03.2010 № 923), продолжительность междусменного отдыха (03.03.2010 и 04.03.2010) составила 9 часов 25 минут вместо положенных 12 часов; начало работы 05.03.2010 – 06 часов 25 минут, окончание – 19 часов 55 минут (путевой лист от 05.03.2010 № 934), продолжительность междусменного отдыха (04.03.2010 и 05.03.2010) составила 10 часов 25 минут вместо положенных 12 часов
-водитель Воронин работал ежедневно с 03.03.2010 по 05.03.2010 с нарушением режима труда и отдыха: начало работы 03.03.2010 – 06 часов 20 минут, окончание – 22 часа 25 минут (путевой лист от 03.03.2010 № 905); начало работы 04.03.2010 – 06 часов 45 минут, окончание – 22 часа 20 минут (путевой лист от 04.03.2010 № 927), продолжительность междусменного отдыха (03.03.2010 и 04.03.2010) составила 8 часов 20 минут вместо положенных 12 часов; начало работы 05.03.2010 – 06 часов 40 минут, окончание – 20 часов 30 минут (путевой лист от 05.03.2010 № 939), продолжительность междусменного отдыха (04.03.2010 и 05.03.2010) составила 8 часов 20 минут вместо положенных 12 часов;
-водитель Оханов В.П. работал ежедневно с 25.02.2010 по 28.02.2010 с нарушением режима труда и отдыха: начало работы 25.02.2010 – 06 часов 50 минут, окончание – 22 часа 40 минут (путевой лист от 25.02.2010 б/н); начало работы 26.02.2010 – 06 часов 40 минут, окончание – 22 часа 20 минут (путевой лист от 26.02.2010 № 821), продолжительность междусменного отдыха (25.02.2010 и 26.02.2010) составила 8 часов 00 минут вместо положенных 12 часов; начало работы 27.02.2010 – 06 часов 10 минут, окончание – 21 час 45 минут (путевой лист от 27.02.2010 № 838), продолжительность междусменного отдыха (26.02.2010 и 27.02.2010) составила 8 часов 30 минут вместо положенных 12 часов; начало работы 28.02.2010 – 06 часов 20 минут, окончание – 22 часа 40 минут (путевой лист от 28.02.2010 № 852), продолжительность междусменного отдыха (27.02.2010 и 28.02.2010) составила 8 часов 35 минут вместо положенных 12 часов;
-водитель Пантюхин работал ежедневно с 04.03.2010 по 06.03.2010 с нарушением режима труда и отдыха: начало работы 04.03.2010 – 06 часов 00 минут, окончание – 22 часа 00 минут (путевой лист от 04.03.2010 № 919); начало работы 05.03.2010 – 06 часов 00 минут, окончание – 22 часа 10 минут (путевой лист от 05.03.2010 № 932), продолжительность междусменного отдыха (04.03.2010 и 05.03.2010) составила 8 часов 00 минут вместо положенных 12 часов; начало работы 06.03.2010 – 06 часов 25 минут, окончание – 21 час 50 минут (путевой лист от 06.03.2010 № 947), продолжительность междусменного отдыха (05.03.2010 и 06.03.2010) составила 8 часов 15 минут вместо положенных 12 часов.
Таким образом, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха у водителей меньше установленного.
Нарушение транспортного законодательства является нарушением лицензионных требований.
В силу части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Факт нарушения транспортного законодательства материалами дела подтвержден и Предпринимателем не оспорен.
Таким образом, в действиях Предпринимателя усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, совокупность данных обстоятельств дает основания суду для наложения на Мазова А.Н. штрафа в минимальном размере, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц - 3000 рублей.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлиять на привлечение Предпринимателя к ответственности, судом не установлено.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать индивидуального предпринимателя Мазова Александра Николаевича, 04.11.1960 г/р, место рождения – п. Лось, Нейский район, Костромская область, адрес: г. Кострома, ул. Боевая, 43/87-22, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией МНС России по г. Костроме 14.08.2002, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечь к административной ответственности, назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 3000 (Три тысячи) рублей.
Штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:
УФК по Костромской области (Управление государственного автодорожного надзор по Костромской области)
ИНН 4401002531 КПП: 440101001
Код ОКАТО: 34401000000
Счет получателя: 40101810700000010006
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Костромской области
БИК банка: 043469001
Код бюджетной классификации: 106 1 16 90040 04 0000 140
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления данного решения в законную силу.
В указанный срок лицу, привлеченному к ответственности, представить в арбитражный суд документы, подтверждающие оплату штрафа.
Исполнительный лист на взыскание с ответчика штрафа выдать по истечению вышеуказанного срока и непредставлении сведений об оплате в добровольном порядке.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья Т.Ю. Беляева