АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-16492/2020
г. Кострома 05 февраля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 04 февраля 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 05 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Максименко Любови Алексеевны, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самоловой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Костромской и Ивановской областям, г. Кострома, к Обществу с ограниченной ответственностью «Минское», Костромская область, Костромской район, с. Минское, о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и приложенные к нему документы,
при участии представителей:
от административного органа – Галицкая Д.Н., доверенность от 11.01.2021, удостоверение 44 № 0499;
от лица привлекаемого к административной ответственности – Харитонова А.А., доверенность от 07.11.2019;
установил:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Костромской и Ивановской областям (далее – административный орган, Управление, Управление Россельхознадзора) обратилось в суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Минское» (далее – Общество, ООО «Минское»), Костромская обл., Костромской р-н, с. Минское, к административной ответственности по части 1 статьи 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, суду пояснил, что в результате мониторинга автоматизированной системы ФГИС «Меркурий» выявлен факт поступления в ООО «Костромской комбикормовый завод» зерна овса на кормовые цели от ООО «Минское» по декларации о соответствии ЕАЭС № RU Д-RU.ПТ62.А.00800/20 от 18.06.2020. Указанная декларация оформлена на партию овса на кормовые цели, урожай 2018 года в количестве 500 тонн. При этом, административный орган располагал данными о том, что в 2018 году Общество заложило на хранение 259,82 тонн овса, что свидетельствует о недостоверном декларировании данной продукции. 26.11.2020 уполномоченным лицом Управления Россельхознадзора в отношении ООО «Минское» составлен протокол по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). С заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.44 КоАП РФ административный орган обратился в суд.
Общество возражает против заявленных требований, полагает, что Управлением не доказано событие правонарушения.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
26.11.2020 Управлением Россельхознадзора в результате мониторинга автоматизированной системы ФГИС «Меркурий» выявлен факт поставки в период с 26.06.2020 по 17.07.2020 в адрес «Костромской комбикормовый завод» зерна овса на кормовые цели урожая 2018 года в количестве 259,67 тонн с декларацией о соответствии ЕАЭС № RU Д-RU.ПТ62.А.00800/20, заявителем и изготовителем которого является ООО «Минское» (Костромская обл., Костромской район, с. Минское). Декларация о соответствии ЕАЭС № RU Д-RU.ПТ62.А.00800/20 дата регистрации 18.06.2020 оформлена на партию овса на кормовые цели, урожая 2018 года, весом 500 тонн, на основании складской справки от 18.05.2020. В указанной справке ООО «Минское» сообщает, что на предприятии по состоянию 18.05.2020 на складе находилось 500 тонн овса кормового.
Управлением в период с 17.01.2019 по 07.02.2019 в отношении ООО «Минское» проводилась внеплановая выездная проверка, в результате которой было установлено, что Обществом в 2018 году на хранение и доработку заложено 259,82 тонны овса, что соответствует данным справки формы отчета 2-фермер за 2018 год. Также проверкой установлено, что на хранении в Обществе по состоянию на 01.01.2019 находилось только зерно пшеницы и ячменя на кормовые цели, а зерна овса на хранении в момент проверки не было.
В связи с данными обстоятельствами Управление пришло к выводу, что ООО «Минское» при оформлении декларации о соответствии ЕАЭС № RU Д-RU.ПТ62.А.00800/20 от 18.06.2020 на зерно овса на кормовые цели урожая 2018 года предоставило недостоверную информацию в части задекларированного объема зерна 500 тонн, вместо заложенного на хранение в 2018 году 259,82 тонны, в том числе и в виду отсутствия в Обществе по состоянию на 01.01.2019 вообще зерна овса.
Своими действиями Общество осуществило выпуск в обращение зерна овса на кормовые цели, урожая 2018 года, не соответствующее требованиям, установленным в части 1 статьи 5, статьи 6, частях 4, 9 статьи 7 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 874, в пунктах 2, 3, 5 статьи 24, пункта 2 статьи 28 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
26.11.2020 в отношении ООО «Минское» уполномоченным лицом Управления Россельхознадзора составлен протокол об административном правонарушении № 448-к/02з по части 1 статьи 14.44 КоАП РФ.
С заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.44 КоАП РФ административный орган обратился в суд.
Изучив представленные доказательства, выслушав мнения сторон, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
Частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недостоверное декларирование соответствия продукции в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) при декларировании соответствия заявитель на основании собственных доказательств самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.
В силу пункт 2 статьи 28 Федерального закона № 184-ФЗ заявитель обязан: обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов; выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия; указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии; предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии) либо регистрационный номер сертификата соответствия или декларации о соответствии; приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов; приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек, за исключением продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к зерну, обеспечения свободного перемещения зерна, выпускаемого в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, разработан Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна».
Данный Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на единой таможенной территории Таможенного союза требования к зерну и связанные с ними требования к процессам производства хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей зерна (пункт 2 статьи 1 названного Технического регламента).
Партия зерна - это количество зерна одного наименования (вида), однородного по качеству, предназначенное к одновременной приемке, отгрузке и (или) хранению.
Каждая партия поставляемого зерна при его выпуске в обращение сопровождается товаросопроводительными документами, которые должны содержать информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям Технического регламента.
С целью контроля соответствия зерна требованиям технического регламента заявитель проводит испытания образцов зерна. Испытания образцов зерна проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории, включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
Пунктом 1 статьи 3 ТР ТС 015/2011 предусмотрено, что зерно, поставляемое на пищевые и кормовые цели, выпускается в обращение на единой территории Таможенного союза при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные настоящим техническим регламентом, а также другими техническими регламентами Таможенного союза, действие которых распространяется на зерно.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 указанной статьи каждая партия поставляемого зерна при его выпуске в обращение на единой таможенной территории сопровождается товаросопроводительными документами, которые должны содержать информацию о декларации.
Оценка соответствия поставляемого зерна требованиям рассматриваемого Технического регламента проводится в формах: 1) подтверждения (декларирования) соответствия зерна; 2) государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего технического регламента в отношении зерна и связанных с требованиями к нему процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна (статья 6 ТР ТС 015/2011).
Согласно пункту 1 статьи 7 ТР ТС 015/2011 зерно, выпускаемое в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза, поставляемое на пищевые и кормовые цели, подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия.
Декларирование соответствия зерна осуществляется по схемам 1д, 2д, 3д, 4д и 6д (пункт 5 статьи 7 ТР ТС 015/2011).
На основании пункта 7 рассматриваемой статьи схема декларирования 2д включает следующие процедуры:
- формирование и анализ технической документации;
- проведение испытаний образцов зерна;
- принятие и регистрация декларации о соответствии;
- нанесение единого знака обращения.
Заявитель формирует техническую документацию и проводит ее анализ.
Заявитель проводит испытания образцов зерна для обеспечения подтверждения заявленного соответствия партии зерна требованиям настоящего технического регламента. Испытания образцов зерна проводятся по выбору заявителя в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории, включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
Заявитель оформляет декларацию о соответствии и регистрирует ее по уведомительному принципу в установленном Комиссией Таможенного союза порядке.
Срок действия декларации о соответствии на партию зерна - по выбору заявителя.
Пунктом 12 статьи 7 ТР ТС 015/2011 предусмотрено, что декларация о соответствии оформляется по единой форме, утвержденной Комиссией Таможенного союза.
Судом по материалам дела установлено, что Общество при оформлении декларации о соответствии на партию 500 тонн овса на кормовые цели собственного урожая 2018 года заявило недостоверные сведения: указало размер партии декларируемого овса больше, чем произвело в 2018 году (по статистическим данным урожай составил 259,82 тонн).
Факт совершения Обществом правонарушения подтверждается материалами дела (декларацией о соответствии ЕАЭС N RU Д-RU.ПТ62.А.00800/20, протоколом об административном правонарушении от 26.211.2020 № 448-К/02з).
В рассматриваемом случае у Общества имелась возможность для соблюдения законодательства о декларировании. При достаточной степени заботливости и осмотрительности Общество могло и должно было обеспечить выполнение требований действующего законодательства. Однако им не были приняты все зависящие от него меры по их исполнению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что совершение правонарушения обусловлено чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне сферы контроля Общества, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд считает, что в действиях Общества имеется состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности административным органом соблюдена. Протокол составлен в присутствии законного представителя Общества, равно как и осуществлено рассмотрение дела об административном правонарушении.
Исходя из конкретных обстоятельств дела и характера общественных отношений, на которые посягает нарушитель, оснований для освобождения предпринимателя от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ у суда не имеется.
Санкцией части 1 статьи 14.44 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Вместе с тем, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, учитывая отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, привлечение впервые к административной ответственности, суд считает возможным привлечь Общество к административной ответственности в виде предупреждения, применив статью 4.1.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 4.1.1 КоАП).
Учитывая, что ООО «Минское включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с отнесением к категории малое предприятие, впервые совершило правонарушение, отсутствуют обстоятельства, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, а именно, причинение вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, суд полагает необходимым применить часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, заменив административный штраф на предупреждение.
В силу части 3 статьи 4.1.1 КоАП РФ в случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Признать Общество с ограниченной ответственностью «Минское», Костромская область, Костромской район, с. Минское, ул. Куколевского, д. 17, ОГРН 1144437001796, ИНН 4414007657, зарегистрированное в качестве юридического лица 08.12.2014, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечь к административной ответственности, назначить ему административное наказание в виде предупреждения.
Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Костромской области.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд Костромской области.
Судья Л.А. Максименко