НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Кировской области от 30.07.2020 № А28-6587/19


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http.kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-6587/2019

г. Киров
15 августа 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 июля 2020 года

В полном объеме решение изготовлено 15 августа 2020 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Кулдышева О.Л.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Захарищевой Н.А.
рассмотрев материалы дела по заявлению
акционерного общества «Кировская теплоснабжающая компания» (ИНН: 4345230958, ОГРН: 1084345012465, юридический адрес: 610044, Россия, Кировская область, г. Киров, ул.Ломоносова, д.2А)
к инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Кирову (ИНН: 4345001066, ОГРН: 1044316882301, адрес: 610001, Россия, Кировская область, г. Киров, ул. Комсомольская, 1)
о признании недействительным решения налогового органа от 27.11.2018 № 26-41/3551,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - Мельниковой Е.А. по доверенности от 05.12.2019, с использованием системы «Онлайн-заседания» в режиме Веб-конференции,
от ответчика - Ахтямовой И.Е. по доверенности от 30.12.2019.

установил:

акционерное общество «Кировская теплоснабжающая компания» (далее Общество, АО «ККК») обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения руководителя инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Кирову от 27.11.2018 № 26-41/3551 о доначислении к уплате налога на добавленную стоимость в общей сумме 9 181 414рублей 00копеек, пени в сумме 2 113 888рублей 98копеек и применении штрафных санкций в размере 162 847рублей 05копеек.

Ответчик заявленные требования не признал в полном объеме, представил письменный отзыв на заявление.

Из материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.

Налоговым органом проведена выездная документальная налоговая проверка Общества за период с 01.01.2014 по 31.12.2016годы, по результатам составлен Акт налоговой проверки от 15.10.2018, в котором отражено, что Обществом допущена неуплата налога на добавленную стоимость в результате необоснованного применения налоговых вычетов по НДС.

По результатам налоговой проверки руководителем инспекции вынесено решение от 27.11.2018 № 26-41/3551 о доначислении к уплате налога на добавленную стоимость в общей сумме 9 181 414рублей 00копеек, пени в сумме 2 113 888рублей 98копеек и применении штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 162 847рублей 05копеек.

Решением руководителя Управления ФНС РФ по Кировской области от 13.03.2019 Обществу отказано в удовлетворении жалобы и решение налоговой инспекции оставлено без изменения.

Как установлено из материалов дела, Общество является плательщиком НДС, применяет общую систему налогообложения. В проверяемом периоде приобретало тепловую энергию у ПАО «Т Плюс» с последующей ее поставкой управляющим компаниям, товариществам собственников жилья для нужд населения, а также иным потребителям.

Основными видами деятельности АО «КТК» являются: - производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), оказание услуг по присоединению к тепловым сетям, деятельность по поставке тепловой энергии.

В 1, 2 кварталах 2014 года, в 4 квартале 2015 года и в 4 квартале 2016 года АО «КТК» в адрес покупателей ООО «УК Ленинского района города Кирова», ООО «УК Октябрьского района города Кирова», ООО «УК Ленинского района», ООО «ВЯТКА-5», ТСЖ «Дороничи» выставлены корректировочные счет-фактуры, отраженные в книгах продаж и книгах покупок, и применены налоговые вычеты в налоговых декларациях по НДС за указанные налоговые периоды.

Корректировочные счета-фактуры выставлены Обществом с изменением (уменьшением) объема поставленной тепловой энергии и уменьшением налога на добавленную стоимость от реализации, что привело к отражению Обществом в налоговых декларациях за 1, 2 кварталы 2014 года, 4 квартал 2015 года и 4 квартал 2016 года налоговых вычетов на сумму разницы между первоначальным размером налога, исчисленного по первоначальным счетам-фактурам от реализации тепловой энергии, выставленным в 2010-2016годах, и размером НДС, уменьшенным по корректировочным счетам-фактурам, выставленным в 2014-2016годах.

Основаниями для выставления Обществом корректировочных счетов-фактур и уменьшения суммы НДС от цены реализации явились: - судебные акты (решения, мировое соглашение, утвержденное судом), в которых в пользу АО «КТК» произведено взыскание задолженности с потребителей (покупателей) в меньшем размере, чем было указано в первоначальных счетах-фактурах, выставленных для оплаты потребителям,

- сумма выпадающих доходов при реализации тепловой энергии населению по льготным тарифам.

Как следует из оспариваемого решения, налоговым органом сделаны выводы о том, что АО «КТК» допущена неполная уплата НДС вследствие необоснованного завышения налоговых вычетов, в том числе:

- 1 квартал 2014 года в сумме 4 477 799рублей 57копеек

- 2 квартал 2014 года в сумме 1 232 842рублей 97копеек

- 4 квартал 2015 года в сумме 3 256 941рублей 51копеек

- 4 квартал 2016 года в сумме 213 830рублей 07копеек.

Всего по решению налогового органа произведено начисление к уплате НДС в сумме 9 181 414рублей 12копеек, в том числе по корректировочным счетам-фактурам, выставленным на основании судебных актов по взысканию задолженности с покупателей и в связи с поставкой некачественного ресурса, изменением методика расчета – в размере 6074315рублей 69копеек , и по корректировочным счетам-фактурам, выставленным на основании заявлений на выпадающие доходы в сумме 3 107 098рублей 43копеек.

В 1 квартале 2014 года АО «КТК» отразило в книге продаж корректировочные счет-фактуры, выставленные в адрес ООО «УК Ленинского района города Кирова» в сумме 234 259 245рублей 83копеек (в том числе НДС 35 734 461рублей 06копеек), а также отразило корректировочные счета-фактуры в книге покупок на сумму 263 613 707рублей 66 копеек (в том числе НДС на сумму 40 212 260рублей 63копеек).

Причиной для выставления АО «КТК» корректировочных счетов-фактур в адрес ООО «УК Ленинского района города Кирова» с уменьшением суммы НДС от реализации тепловой энергии явилось решение Арбитражного суда Кировской области от 17.10.2013 по делу № А28-5939/2012.

Как следует из решения суда, АО «КТК» обратилось в арбитражный суд с иском к ООО «УК Ленинского района города Кирова» о взыскании задолженности за поставленную теплоэнергию, факт поставки которой покупателем не оспаривался.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 17.10.2013 по делу № А28-5939/2012 в пользу заявителя взыскана задолженность ООО «УК Ленинского района города Кирова» в меньшем размере, чем заявлено по иску, в связи с применением различных методик определения объемов тепловой энергии.

ООО «УК Ленинского района города Кирова» соглашение на уменьшение объема поставленной тепловой энергии не составило и не подписало, акты теплопотребления с уменьшением объема тепловой энергии не подписало, акты приемки-сдачи работ (услуг) к корректировочным счет-фактурам не подписаны. Таким образом, между сторонами заявителем и ООО «УК Ленинского района города Кирова» отсутствует соглашение или иной первичный документ на изменение стоимости объемов товаров (работ, услуг).

В ходе налоговой проверки АО «КТК» представило акты теплопотребления за 2010 год к спорным корректировочным счет-фактурам, выставленным покупателю ООО «УК Ленинского района города Кирова», подписанные от имени руководителя ООО «УК Ленинского района города Кирова» сотрудником организации Суворовым А.А., при этом как установлено из материалов дела и показаний свидетеля Суворова А.А., а также из письменных ответов ООО «УК Ленинского района города Кирова», согласование корректировок  и уменьшение объемов и стоимости ранее поставленного теплоресурса, руководителем ООО «УК Ленинского района города Кирова» не производилось, акты потребления теплоэнергии, представленные АО «КТК», подписаны неуполномоченным лицом, не являющимся руководителем организации и не имеющим полномочий на их подписание.

За 2 квартал 2014 года в книге продаж  Обществом отражены корректировочные счет-фактуры в адрес покупателя ООО «УК Октябрьского района города Кирова» в связи с вступлением в законную силу Постановления Второго арбитражного апелляционного суда Кировской области от 24.06.2014 по делу А28-5938/2012, и взыскании в пользу Общества задолженности по поставке тепловой энергии в сумме 188 504 106рублей 06копеек (в том числе НДС в сумме 28 754 863рублей 64копеек), а также отразило в книге покупок корректировочные счета-фактуры на сумму 196 586 076рублей 90копеек (в том числе НДС – 29 987 706рублей 61копеек).

Согласно решению Арбитражного суда Кировской области от 06.03.2014 по делу № А28-5938/2012 АО «КТК», обратилось в арбитражный суд с иском к ООО «Управляющая компания Октябрьского района города Кирова», о взыскании задолженности за поставленные ранее ресурсы, факт поставки которых ООО «Управляющая компания Октябрьского района города Кирова» не оспаривала.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 06.03.2014 по делу № А28-5938/2012 задолженность ООО «Управляющая компания Октябрьского района города Кирова» перед АО «КТК» за поставленные ранее ресурсы взыскана в меньшем размере, чем заявлено по иску Общества в связи с произведенными перерасчетами в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», а также в связи с поставкой горячей воды, не соответствующей требованиям санитарно-технических норм.

Из судебного акта по делу № А28-5938/2012 следует, что предметом спора являлось взыскание задолженности с ООО «Управляющая компания Октябрьского района города Кирова», сумма задолженности определена и уменьшена судом в связи с применением иной методики определения объемов тепловой энергии.

ООО «Управляющая компания Октябрьского района города Кирова» соглашение на уменьшение объема поставленной тепловой энергии не составило и не подписало, акты теплопотребления с уменьшением объема тепловой энергии не подписало, при этом акты приемки-сдачи работ (услуг) к корректировочным счет-фактурам также покупателем не подписаны. Таким образом, между сторонами заявителем и ООО «Управляющая компания Октябрьского района города Кирова» отсутствует соглашение или иной первичный документ на изменение стоимости объемов товаров (работ, услуг).

В 4 квартале 2015 года АО «КТК» выставлены корректировочные счет-фактуры ООО «Управляющая компания Октябрьского района города Кирова», которые отражены налогоплательщиком в книге продаж и книге покупок за указанный период соответственно в сумме 246 282 629,06 руб. (в том числе НДС – 37 568 536,72 руб.) и в сумме 247 264 933,54 руб. (в том числе НДС 37 718 379,80 руб.).

Составление указанных корректировочных счетов-фактур обусловлено заключением между ООО «КТК» и ООО «Управляющая компания Октябрьского района города Кирова» мирового соглашения от 26.10.2015, утвержденного определением арбитражного суда Кировской области от 26.10.2015 по делу № А28-8597/2015, из содержания которого следует, что АО «КТК» обратилось в Арбитражный суд Кировской области с требованием к ООО «Управляющая компания Октябрьского района города Кирова» о взыскании задолженности за фактически поставленную тепловую энергию в размере 323 359 763,85 руб., процентов за пользование чужими средствами. Разногласий по определению объема поставленной АО «КТК» и потребленной и ООО «Управляющая компания Октябрьского района города Кирова» тепловой энергии Стороны не имеют. Указанным мировым соглашением стороны согласовали размер задолженности за поставленную теплоэнергию и сроки ее погашения.

Мировое соглашение устанавливает сроки и размеры оплаты задолженности за поставленную тепловую энергию и не содержит данных об изменении объемов и стоимости поставленной ранее теплоэнергии, а также не содержит ссылок на конкретные первичные документы, послужившие основанием для составления спорных корректировочных счет-фактур по поставке теплоэнергии в адрес ООО «Управляющая компания Октябрьского района города Кирова».

Также, в 4 квартале 2015 года АО «КТК» составлены корректировочные счета-фактуры в адрес ООО «Управляющая компания Ленинского района города Кирова», ООО «УК Ленинского района», ООО «Вятка-5», основанием для составления которых явилось заявление на выпадающие доходы в соответствии с Постановлением администрации города Кирова от 16.01.2015 № 55-П «Об утверждении стандарта уровня платежей за коммунальные услуги». Указанным Постановлением № 55-П утвержден стандарт уровня платежей населения за коммунальные ресурсы при приведении тарифов с утвержденными в установленном порядке предельными индексами в целях расчета субсидий на возмещение части недополученных доходов управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг. Согласно пункту 2 Постановления № 55-П получателями субсидий являются управляющие организации и иные исполнители коммунальных услуг.

АО «КТК» отразило в книге продаж за 4 квартал 2015 года и в книге покупок за 4 квартал 2015 года корректировочные счета-фактуры, выставленные покупателям:

- ООО «УК Ленинского района города Кирова» в книге продаж  в сумме сумму 26105 745рублей 25копеек (в том числе НДС - 3 982 232,32 руб.), в книге покупок 34 133 678рублей 83копеек (в том числе НДС  - 5 206 832,58 руб.);

- ООО «УК Ленинского района» в книге продаж в сумме 73 123 900рублей 51копеек (в том числе НДС  - 11 154 493,30 руб.), в книге покупок в сумме 84 621 299рублей 20 копеек (в том числе НДС - 12 908 333,77 руб.);

- ООО «Вятка-5» в книге продаж  в сумме 2 769 311рублей 41копеек (в том числе НДС - 422 437,34 руб.) в книге покупок в сумме 3612 733рублей 84копеек (в том числе НДС  - 551 095,04 руб.).

В 4 квартале 2016 года АО «КТК» отразило в книге продаж корректировочные счета-фактуры по покупателю ТСЖ «Дороничи» в сумме 1 461 416рублей 89копеек (в том числе НДС в сумме 222 927рублей 98копеек).

Корректировочные счета-фактуры выставлены в связи с принятием решений Арбитражным судом Кировской области от 06.10.2016 по делу № А28-7768/2016, от 29.08.2016 по делу № А28-6308/2016, от 15.08.2016 по делу № А28-4892/2016, от 14.07.2016 по делу № А28-3372/2016, от 20.06.2016 по делу № А28-2000/2016,  от 23.11.2016 по делу № А28-8920/2016.

Указанными выше решениями арбитражного суда размер задолженности ТСЖ «Дороничи» уменьшен в связи с применением иной методики расчета объема поставленных ресурсов в соответствии с Правилами № 307, а также в связи с поставкой ресурса ненадлежащего качества.

ТСЖ «Дороничи» соглашение на уменьшение объема поставленной тепловой энергии не составило и не подписало, акты теплопотребления с уменьшением объема тепловой энергии не подписало, при этом акты приемки-сдачи работ (услуг) к корректировочным счет-фактурам также покупателем не подписаны. Таким образом, между сторонами заявителем и ТСЖ «Дороничи» отсутствует соглашение или иной первичный документ на изменение стоимости объемов товаров (работ, услуг).

ООО «УК Ленинского района города Кирова», ООО «УК Октябрьского района города Кирова», ТСЖ «Дороничи» объем задолженности за поставленную энергию для целей налогообложения не корректировали, акты приема-передачи теплоэнергии с уменьшением объемов не согласовывали.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что корректировки произведены по итогам рассмотрения судебных дел.  Решения арбитражного суда явились причиной составления актов изменения стоимости (цены) поставленного товара, которые в свою очередь являются основанием для составления корректировочных счетов-фактур.

В судебных актах устанавливался размер сумм, подлежащих взысканию с конкретного контрагента Общества, то есть общая сумма долга. Впоследствии, после принятия решения судом, биллинговая система Общества исключительно для целей корректировочного счета-фактуры «разносит» такое изменение по соответствующим периодам и формирует первичный документ – акт изменения стоимости (уведомление) и соответствующий корректировочный счет-фактуру.

Решение арбитражного суда является обязательным для сторон спора и не требует заключения соглашения об изменении цены договора. Общество рассматривало судебные акты не в качестве первичных документов, а в качестве документов, являющихся причиной составления акта изменения стоимости (цены) поставленного товара, который в соответствии с п. 10 ст. 172 НК РФ является основанием для составления корректировочного счета-фактуры.

Заявитель также указал, что АО "КТК" в ходе проверки ошибочно предоставило в инспекцию мировое соглашение от 26.10.2015 по делу № А28-8597/2015. На самом деле корректировка была произведена по итогам рассмотрения дела   № А28-6226/2011 по иску АО "КТК" (истец) к ООО «УК Октябрьского района города Кирова» (ответчик).

АО "КТК", являясь ресурсоснабжающей организацией и получателем субсидий в соответствии с Постановлением от 16.01.2015 № 55-П, обязано было произвести перерасчет платы за поставленные ресурсы во исполнение указанных выше нормативных актов. Первоначально стоимость, поставленного потребителям теплоресурса рассчитывалась по действующим тарифам. Однако позднее, в связи с принятием Постановления от 16.01.2015 № 55-П осуществлялся перерасчет по льготным ценам и производилась корректировка.  Субсидии компенсировали затраты Общества, связанные с реализацией ресурса по цене ниже, чем установленный тариф и не имеют никакого отношения к выставленным в адрес потребителей корректировочных счетов-фактур.

Подробное изложение своих доводов представлено заявителем в письменных пояснениях по делу.

В обоснование своих возражений ответчик указал, что предметом корректировочных счет-фактур, составленных АО «КТК» в 2014-2016 годах, является не действительное изменение ранее поставленного объема ресурсов, а лишь разница в количестве подлежащих уплате покупателями денежных средств, образовавшаяся в результате неверного применения методики расчета и несвоевременного учета претензий покупателей, произошло лишь изменение задолженности покупателей перед Обществом, без физического изменения объемов уже поставленных и потребленных коммунальных ресурсов и их стоимости. Кроме того, отсутствует согласие покупателей на изменение количества (объема) поставленных АО «КТК» ресурсов, соответствующие корректировки покупателями не произведены и спорные корректировочные счет-фактуры в учете покупателей не отражены.

Ответчик также указал, что АО «КТК» получателем субсидии в соответствии с Постановлением № 55-П не является. АО «КТК» производило поставку ресурсов по тарифам, утвержденным РСТ Кировской области, изменения стоимости и объемов поставленной теплоэнергии не производилось. Следовательно, при получении оплаты за поставленные ранее ресурсы денежными средствами, полученными исполнителями коммунальных услуг (управляющими компаниями) в виде субсидий, оснований для составления корректировочных счет-фактур у АО «КТК» не имелось.

Подробное изложение своих возражений представлено ответчиком в письменных отзывах и дополнениях к отзыву на заявление.

Заслушав доводы сторон, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований и отказывает в их удовлетворении.

АО «КТК» в проверяемом периоде являлось плательщиком налога на добавленную стоимость.

В силу статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Пунктом 13 статьи 171 НК РФ определено, что при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цен (тарифов) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, вычетам у продавца этих товаров (работ, услуг), имущественных прав подлежит разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и после такого уменьшения.

При изменении в сторону увеличения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае увеличения цены (тарифа) и (или) увеличения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и после такого увеличения, подлежит вычету у покупателя этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Согласно статьи 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии с пунктом 10 статьи 172 НК РФ вычеты суммы разницы, указанной в пункте 13 статьи 171 НК РФ, производятся на основании корректировочных счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в порядке, установленном пунктами 5.2 и 6 статьи 169 НК РФ, при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе из-за изменения цены (тарифа) и (или) изменения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, но не позднее трех лет с момента составления корректировочного счет-фактуры.

В силу пункта 3 статьи 168 НК РФ при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней считая со дня составления документов, указанных в пункте 10 статьи 172 НК РФ.

Согласно пункту 5.2 статьи 169 НК РФ в корректировочном счете-фактуре, выставляемом при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, должны быть указаны в том числе наименование товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав и единица измерения (при возможности ее указания), по которым осуществляются изменение цены (тарифа) и (или) уточнение количества (объема), количество (объем) товаров (работ, услуг) по счету-фактуре (счетам-фактурам) исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания) до и после уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав; стоимость всего количества товаров (работ, услуг), имущественных прав по счету-фактуре (счетам-фактурам) без налога до и после внесенных изменений, стоимость всего количества товаров (работ, услуг), имущественных прав по счету-фактуре (счетам-фактурам) с учетом суммы налога до и после изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав; разница между показателями счета-фактуры (счетов-фактур), по которому (которым) осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, и показателями, исчисленными после изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.

Как следует из материалов дела, первым основанием для выставления корректировочных счетов-фактур Обществом явились судебные акты (решения) о взыскании в пользу Общества задолженности по оплате тепловой энергии.

Указанные решения суда приведены выше в описательной части решения.

Из решений суда о взыскании задолженности по поставке тепловой энергии установлено, что размер задолженности был уменьшен не в связи с изменением объема поставленной тепловой энергии, а в связи с изменением методики ее расчета, признанием поставки некачественного ресурса.

В корректировочных счетах фактурах за вышеуказанные налоговые периоды Обществом в одностороннем порядке изменен объем поставленной тепловой энергии, при этом объем тепловой энергии, полученной от поставщика, производителя тепловой энергии, не корректировался.

Судом установлено, что после корректировки налогоплательщиком налоговой базы и выставления им в одностороннем порядке корректировочных счетов-фактур, как производителями, так и покупателями не были проведены корректировки объемов коммунальных ресурсов и налоговых обязательств.

Общество АО «КТК» в одностороннем порядке исправило объем и стоимость реализованной тепловой энергии в отношении контрагентов и выставило в их адрес корректировочные счета-фактуры на уменьшение объемов реализованной тепловой энергии, при этом из материалов дела судом установлено, что суммы по корректировочным счетам-фактурам не включены его контрагентами в налоговую базу по НДС за соответствующие периоды.

Кроме того, судебные акты и предъявленные к взысканию требования не имеют ссылок на первичные документы, поэтому невозможно определить конкретные периоды, по которым осуществляется расчет за поставленную тепловую энергию.

Судом установлено, что при корректировке налоговой базы по НДС, налогоплательщиком не производилась корректировка суммы налоговых вычетов по приобретенному для реализации объему тепловой энергии, что подтверждено данными налоговой проверки.

Суд приходит к выводу о том, что составленные в одностороннем порядке акты об изменении стоимости поставленной тепловой энергии не могут быть расценены в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих симметричную корректировку между налогоплательщиком и потребителем.

Само по себе наличие судебных актов о взыскании с потребителей задолженности за поставленную энергию для целей налогообложения не имеет значения, поскольку взыскание задолженности в меньшей сумме связано не с наличием оснований, предусмотренных пунктом 13 статьи 171 НК, а в связи с применением различных методик.

Применение налоговых вычетов и расчет налоговой базы производится исходя из единых требований, предъявляемых к объекту налогообложения, в том числе, единой методики подсчета количества товара, а применение налогоплательщиком различных способов определения объема товара при его приобретении и последующей реализации противоречит принципу экономического основания налога, как налога, уплачиваемого с добавленной стоимости.

В сложившейся ситуации Обществом фактически произведена односторонняя корректировка налоговых обязательств как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения по гражданско-правовым сделкам, связанным с отпуском тепловой энергии организациям-потребителям, в отсутствие одновременной корректировки объемов принятой тепловой энергии, что привело к применению разных способов расчета в отношении одного объема товара и нарушению принципа взимания НДС. Учитывая, что после корректировки налогоплательщиком налоговой базы и выставления им в одностороннем порядке корректировочных счетов-фактур, как производителями, так и покупателями не были проведены корректировки объемов коммунальных ресурсов и налоговых обязательств, суд приходит к выводу о том, что налоговый орган правомерно отказал заявителю в применении указанных вычетов по НДС.

Суд, в том числе, учитывает позицию Верховного суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 06.04.2015 N 305-КГ15-1863 по делу N А40-39433, в котором Верховный суд Российской Федерации указал, что законодательством (положения статей 168, 169, 171, 172 НК РФ) установлен специальный порядок отражения корректировочных счетов-фактур, выставленных в связи с изменением стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), в соответствии с которым моментом возникновения права на вычет является момент согласования сторонами правоотношений измененных прав и обязанностей в корректирующих документах (дата их составления и подписания), при этом трехлетний срок на принятие налога к вычету исчисляется с указанной даты.

Как установлено из материалов дела, Обществом выставлены корректировочные счета-фактуры в 4 квартале 2015 года в адрес ООО «Управляющая компания Ленинского района города Кирова», ООО «УК Ленинского района», ООО «Вятка-5» на сумму выпадающих доходов в связи с реализацией части тепловой энергии населению по льготным тарифам.

В обоснование своих требований заявитель указал, что в соответствии с соглашением о предоставлении субсидий на возмещение части недополученных доходов от 14.04.2015 № 258/в/3700, заключенным между Обществом и Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, АО "КТК" является получателем субсидий. Перерасчет был связан не с получением субсидий, а с тем обстоятельством, что первоначально стоимость, поставленного потребителям теплоресурса рассчитывалась по действующим тарифам. Однако позднее, в связи с принятием Постановления от 16.01.2015 № 55-П осуществлялся перерасчет по льготным ценам, и производилась корректировка. Субсидии компенсировали затраты Общества, связанные с реализацией ресурса по цене ниже, чем установленный тариф и не имеют никакого отношения к выставленным в адрес потребителей корректировочным счетам-фактурам. АО «КТК» правомерно, основываясь на требованиях статей 169, 171-173, 176 НК РФ, выставляло в адрес потребителей корректировочные счета-фактуры на уменьшение (увеличение) стоимости ранее заявленных объемов, поставленного ресурса.

В обоснование своих возражений налоговый орган указал, что в соответствии с Постановлением администрации города Кирова от 16.01.2015 № 55-П  утвержден стандарт уровня платежей населения за коммунальные ресурсы при приведении тарифов с утвержденными в установленном порядке предельными индексами в целях расчета субсидий на возмещение части недополученных доходов управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг. Согласно пункту 2 Постановления № 55-П получателями субсидий являются управляющие организации и иные исполнители коммунальных услуг. АО «КТК» получателем субсидии в соответствии с Постановлением № 55-П не является. АО «КТК» производило поставку ресурсов по тарифам, утвержденным РСТ Кировской области, изменения стоимости и объемов поставленной теплоэнергии не производилось. При получении оплаты от управляющих компаний за поставленные ранее ресурсы в виде субсидий, оснований для составления корректировочных счетов-фактур у АО «КТК» не имелось.

Заслушав доводы сторон, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о необоснованности требований заявителя по данному эпизоду дела и отказывает в их удовлетворении.

В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации  при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Пунктом 2 Постановления Администрации города Кирова от 16.01.2015 № 55-П предусмотрено, что расчеты с населением за услуги теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, оказываемые ресурсоснабжающими организациями, необходимо осуществлять исходя из тарифов, утвержденных решениями правления Региональной службы по тарифам Кировской области, с учетом стандарта уровня платежей, утвержденного настоящим постановлением.

Стандарты уровня платежей населения приняты в целях использования их субъектом Российской Федерации – Кировской областью для расчета субсидий на возмещение части недополученных доходов управляющими организациями и иными исполнителями коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами и не являются основанием для предъявления ресурсоснабжающими, управляющими организациями и иными исполнителями коммунальных услуг к муниципальному образованию «Город Киров» требований по компенсации их выпадающих доходов. 

В соответствии с вышеуказанным Постановлением в 2015 году АО «КТК», являясь ресурсоснабжающей организацией по договорам поставки с ООО «УК Ленинского района города Кирова», ООО «УК Ленинского района», ООО «Вятка-5», осуществляло расчеты за услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения исходя из тарифов, утвержденных решениями правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 17.12.2014 № 46/103-тэ-2015, от 17.12.2014 № 46/111-кс-2015.

Согласно постановлению Администрации города Кирова от 16.01.2015 № 55-П, расчеты за услуги теплоснабжения, оказываемые ресурсоснабжающими организациями, осуществляются исходя из тарифов, утвержденных решениями правления Региональной службы по тарифам Кировской области.

На 2015год действовал тариф, утвержденный решением от 17.12.2014 № 46/103-тэ-2015 «О тарифах на тепловую энергию и услуги по ее передаче».

В силу ч.1 и 2 ст.157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта РФ. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ.

В соответствии с пунктом 63 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 400 (далее – Постановление № 400), факт превышения установленного предельного индекса определяется в отношении фактического размера платы гражданина за коммунальные услуги, отраженного в платежном документе (платежных документах), на основании которого (которых) вносится плата за коммунальные услуги, предоставленные собственникам или пользователям соответствующего жилого помещения. Величина превышения темпов изменения (прироста) размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги над установленным предельным индексом определяется как отношение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода к размеру платы граждан за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного года при выполнении условий, указанных в пунктах 4 - 7, 10 и 37 - 40 данного документа.

Согласно пункту 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» разъяснено, что согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ (Постановление от 29.03.2011 № 2-п), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.

Постановлением Администрации города Кирова от 16.01.2015 № 55-П «Об утверждении стандарта уровня платежей за коммунальные услуги» утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на территории муниципального образования «Город Киров».

В целях реализации ст.157.1 ЖК РФ и в соответствии со ст.78 Бюджетного кодекса РФ постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 № 144/146 утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами.

Таким образом, выпадающие доходы ресурсоснабжающих организаций (далее РСО) в связи с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги компенсируются РСО путем предоставления бюджетных субсидий.

В соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот (в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Обязанность РСО производить перерасчет платы за поставленные ресурсы (корректировать налоговую базу и сумму исчисленного НДС) при получении субсидии (в том числе на возмещение части недополученных доходов в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении их в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами), главой 21 НК РФ не предусмотрена.

При получении РСО субсидий изменения стоимости реализованных ресурсов, в том числе изменения тарифа на ресурсы и (или) уточнения количества (объема) реализованных ресурсов у продавца не происходит.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что получение Обществом субсидий не является основанием для составления корректировочных счетов-фактур.

Возмещение организации понесенных ею экономических потерь (выпадающие доходы) компенсируются РСО путем предоставления бюджетных субсидий, а не путем уменьшения налоговых обязательств в результате составления и отражения в учете корректировочных счетов-фактур.

Нарушений процедуры вынесения оспариваемого решения судом не установлено.

Суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения налоговой инспекции от 27.11.2018 № 26-41/3551 в оспариваемой части.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

отказать акционерному обществу «Кировская теплоснабжающая компания» в удовлетворении требований.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья                                                                                   О.Л. Кулдышев