НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Кировской области от 29.08.2012 № А28-2896/2012



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-2896/2012

57/18

Киров

05 сентября 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 августа 2012 года

Решение изготовлено в полном объеме 05 сентября 2012 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Серегина Р.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Счастливцевым Д.В.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Региональная сетевая компания» (ОГРН 1104345009053, ИНН 4345278727, адрес: Кировская обл., г. Киров, ул. Калинина, д. 38)

к Региональной службе по тарифам Кировской области (ОГРН 1074345002665, ИНН 4345163236, адрес: Кировская обл., г. Киров, ул. Дерендяева, д. 23),

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (ИНН 5260200603, ОГРН 1075260020043, адрес: 603950, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д.33) (филиал "Кировэнерго", адрес: 610000, Кировская область, г.Киров, ул.Дрелевского, д.51),

о признании недействительным Решения Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 27.12.2011 № 57/5 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии на 2012-2014 годы» в части пунктов 30 Приложений № 1, 2, 3 и обязании ответчика включить в расчет необходимой валовой выручки заявителя суммы расходов,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – Пахомов О.В., по доверенности от 02.05.2012, Ершова Н.И., по доверенности от 02.05.2012, Бончковская Ю.В., по доверенности от 24.05.2012.

ответчика – Вычегжанин А.В., по доверенности от 22.06.2012,

третьего лица – Ибатулина Р.Г., по доверенности от 23.12.2011,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Региональная сетевая компания» (далее также – заявитель, ООО «РСК») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональной службе по тарифам Кировской области (далее также – ответчик, РСТ Кировской области) о признании незаконным Решения Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 27.12.2011 № 57/5 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии на 2012-2014 годы» в части Приложения № 2, раздела «Базовый уровень подконтрольных расходов» и обязании включить в расчет необходимой валовой выручки (далее также – НВВ) ООО «Региональная сетевая компания» на 2012 год сумму подконтрольных расходов по п.п. 6 п. 19 Постановления Правительства РФ № 109 от 26.02.2004 «Затраты на оплату труда» в размере 10 085, 9 тыс. руб., по п. 29 «Прочие расходы производственного характера» в размере 10 608, 66 тыс. руб.

В процессе рассмотрения спора заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неоднократно уточнял требования.

В предварительном судебном заседании, назначенном на 04.05.2012, заявитель уточнил требования, просит признать недействительным Решения Правления Региональной службы по тарифам от 27.12.2011 № 57/5 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии на 2012-2014 годы» в части Приложения № 2 к решению Правления Региональной службы по тарифам Кировской области раздела «Базовый уровень подконтрольных расходов» и обязании включить в расчет необходимой валовой выручки ООО «Региональная сетевая компания» на 2012 год сумму подконтрольных расходов по п.п. 6 п. 19 Постановления Правительства РФ № 109 от 26.02.2004 «Затраты на оплату труда» в размере 10 085, 9 тыс. руб., по п. 29 «Работы и услуги сторонних организаций непроизводственного характера» в размере 610, 7 тыс. руб.

В предварительном судебном заседании, назначенном на 28.05.2012, заявитель вновь уточнил требования, просит признать недействующим с момента принятия Решения Правления Региональной службы по тарифам от 27.12.2011 № 57/5 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии на 2012-2014 годы» в части Приложения № 1 в части индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «РСК» с 01.07.2012 по 31.12.2012; Приложения № 2 раздела «Базовый уровень подконтрольных расходов» и Приложения № 3 и обязании включить в расчет необходимой валовой выручки ООО «Региональная сетевая компания» на 2012 год сумму расходов по п.п. 6 п. 19 Постановления Правительства РФ № 109 от 26.02.2004 «Затраты на оплату труда» в размере 10 085, 9 тыс. руб., по п.п. 6 п. 19 «Отчисления на социальные нужды» в размере 3 257, 75 тыс. руб., по п.п. 5 п. 19 «Ремонт основных средств» в размере 8 801, 26 тыс. руб., по п.п. 1 п.20 «Капитальные вложения (инвестиции) на расширенное производство» в размере 3 830, 5 тыс. руб.

Также в судебном заседании, назначенном на 03.07.2012, заявитель уточнил требования, просит признать недействительным Решения Правления Региональной службы по тарифам от 27.12.2011 № 57/5 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии на 2012-2014 годы» в части п. 30 Приложения № 1 «Ставка за содержание электрических сетей» и «Одноставочный тариф» для ООО «РСК» с 01.07.2012 по 31.12.2012; п. 30 Приложения № 2 раздела «Базовый уровень подконтрольных расходов» на 2012 и п. 30 Приложения № 3 в части НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь для ООО «РСК» на 2012 и обязании включить в расчет необходимой валовой выручки ООО «Региональная сетевая компания» на 2012 год сумму расходов по п.п. 6 п. 19 Постановления Правительства РФ № 109 от 26.02.2004 «Затраты на оплату труда» в размере 10 085, 9 тыс. руб., по п.п. 6 п. 19 «Отчисления на социальные нужды» в размере 3 257, 75 тыс. руб., по п.п. 5 п. 19 «Ремонт основных средств» в размере 8 801, 26 тыс. руб., по п.п. 1 п. 20 «Капитальные вложения (инвестиции) на расширенное производство» в размере 3 830, 5 тыс. руб.

В судебном заседании, назначенном на 28.08.2012, основываясь на экспертном заключении ЗАО «Центр Налогового Консалтинга и Аудита» от 20.08.2012 № 29 истец уточнил исковые требования в части обязания РСТ Кировской области включить в расчет необходимой валовой выручки ООО «Региональная сетевая компания» на 2012 год сумму расходов по п.п. 5 п. 19 Постановления Правительства РФ № 109 от 26.02.2004 «Ремонт основных средств» в размере 8 001, 301 тыс. руб. и по п.п. 1 п.20 «Капитальные вложения (инвестиции) на расширенное производство» в размере 4 109, 68 тыс. руб.

Уточнение заявленных требований не противоречит закону, не нарушает права других лиц и при данных обстоятельствах на основании части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято судом.

Определением арбитражного суда от 04.05.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья».

В судебном заседании, назначенном на 28.08.2012, заявитель поддержал свои уточненные требования. В обосновании своих требований ссылается на Федеральный Закон № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, Приказ ФСТ №174-э/8 от 29.07.2010, Приказ ФСТ № 20-э/2 от 06.08.2004 и указывает на то, что решение РСТ Кировской области от 27.12.2011 № 57/5 в части не утверждения размера подконтрольных расходов на финансирования капитальных вложений из прибыли не обоснованы, противоречат положениям законодательства, действующего на момент установления тарифов, ущемляет права и обязанности заявителя по надлежащему и бесперебойному осуществлению услуг по передаче электрической энергии до потребителей.

Также заявитель указывает, что ограничение индивидуального тарифа предельными уровнями тарифов при формировании НВВ для территориальных сетевых организаций Приказом ФСТ от 29.07.2010 № 174-э/8 не предусмотрено.

Ответчик - Региональная служба по тарифам Кировской области заявленные требования не признает, полагает, что статьей 23.1 Федеральный Закон № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрены ограничения величины роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии (единых котловых тарифов). Поскольку валовая выручка, определенная при установлении индивидуальных тарифов, включается в валовую выручку, формирующую котловой тариф, то установленный для заявителя индивидуальный тариф также ограничен предельными уровнями тарифов на передачу электрической энергии.

В отзыве на заявление ответчик указал, что прогнозом социально – экономического развития РФ на 2012 г. и плановый период 2013-2014 г. предусмотрен рост регулируемых тарифов сетевых организаций в электроэнергетике с июля 2012 г. к предыдущему периоду 11 %, а в среднем за год 6%. Необходимая валовая выручка заявителя, учтенная при принятии оспариваемого решения, по отношению к 2011 г. выросла на 58 % с 9885, 6 тыс. руб. до 15666,3 тыс. руб. в 2012 г., установленный одноставочный тариф на 2012 по отношению к тарифу 2011 г. вырос на 56%, с 619,04 рублей/МВт.ч. до 965,07 рублей/МВт.ч. Темпы роста валовой выручки и тарифа заявителя значительно превысили параметры роста, предусмотренные прогнозом социально – экономического развития РФ. Также ответчик пояснил, что увеличение расходов заявителя исключено, поскольку любое увеличение расходов неизбежно повлечет повышение расходов и на среднем втором уровне напряжения, что приведет к превышению предельных уровней тарифов на передачу электрической энергии.

Ответчик указывает, что заявитель не доказал, что предложенные к включению в тарифы расходы экономически обоснованы, не доказал нарушение прав и законных интересов в результате принятия оспариваемого решения.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» поддерживает позицию ответчика, считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат. В отзыве на заявление от 28.05.2012 указало, что тарифы и необходимая валовая выручка (НВВ), утвержденные Решением Правления РСТ Кировской области от 27.12.2011 № 57/5 для ООО «РСК» на 2012-2014 г., существенно возросли относительно тарифов, применявшихся в 2011 г., при отсутствии объективной необходимости; объем принадлежащего ООО «РСК» электросетевого оборудования, расположенного на территории Кировской области, в том числе с учетом электрических сетей, приобретенных в 2011 г., уменьшился по сравнению с 2011 г. на 29% с 812,91 условных единиц до 578,31 условных единиц.

Также третье лицо пояснило, что при формировании котлового тарифа для ОАО «МРСК Центра и Приволжья» применялось НВВ ООО «РСК», увеличение НВВ заявителя увеличит статью затрата в тарифе ОАО «МРСК Центра и Приволжья» для расчета с ООО «РСК» за счет уменьшения других статей необходимых для реализации возложенных на ОАО «МРСК Центра и Приволжья» функций.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 28.08.2012 до 29.08.2012.

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с действующим законодательством деятельность по передаче

электрической энергии подлежит государственному регулированию. При этом тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

В Кировской области органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в электроэнергетике является Региональная служба по тарифам Кировской области.

Регулирование тарифов на электрическую энергию осуществляется в соответствии с федеральными законами, а также с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Решением Правления РСТ Кировской области от 27.11.2011 № 57/5 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2012-2014 годы.

В частности, указанным Решением были установлены: 1) индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» и смежными сетевыми организациями на 2012-2014 г. (Приложение №1); 2) долгосрочные параметры регулирования для организаций, осуществляющих услуги по передаче электрической энергии на территории Кировской области на 2012-2014 г. (Приложение № 2); 3) необходимая валовая выручка на долгосрочный период регулирования 2012-2014 г. (Приложение №3).

Заявитель ООО «Региональная сетевая компания» является территориальной сетевой организацией, осуществляющей услуги по передаче электрической энергии (мощности) по объектам электросетевого хозяйства, принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании.

Решением Правления РСТ Кировской области от 27.12.2011 № 57/5 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии на 2012-2014» пунктом 30 Приложения №1 установлен тариф для взаиморасчетов между ООО «РСК» и ОАО «МРСК Центра и Приволжья» на 2012-2014 г.: ставка за содержание электрических сетей с 01.07.2012 по 31.12.2012 – 156 616, 41 руб/МВтмес; ставка на оплату технологического расхода (потерь) 01.07.2012 по 31.12.2012 – 330,88 руб. МВтч, а также одноставочный тариф – 956,07 руб/МВтч.

Также пунктом 30 Приложения № 2 для ООО «РСК» установлен базовый уровень подконтрольных расходов на 2012 г. – 11891,7 тыс. руб.

В пункте 30 Приложения № 3 для ООО «РСК» на 2012 г. установлен НВВ на долгосрочный период регулирования (без оплаты потерь) – 15937,3 тыс. руб.

При осуществлении государственного регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «РСК» на 2012-2014 г. РСТ Кировской области был выбран метод экономически обоснованных расходов при установлении долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности сетевой организации и необходимой валовой выручки сетевой организации.

01.11.2011 ООО «РСК» для установления тарифа на передачу электрической энергии на 2012 г. в адрес РСТ Кировской области направило заявление и документы, касающиеся вопроса обоснования как подконтрольных, так и неподконтрольных расходов.

Статьями 16, 17 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109) установлено, что регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней. К делу об установлении тарифов и (или) их предельных уровней приобщается экспертное заключение, которое помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов.

В ходе проведения экспертизы экономической обоснованности расходов, включаемых в расчет необходимой валовой выручки на 2012 г. и, соответственно, в тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии, РСТ Кировской области уменьшила и исключила часть расходов (разделы подконтрольные и неподконтрольные расходы) из расчета необходимой валовой выручки, что повлияло на размер установленного Решением правления РСТ Кировской области от 27.12.2011 № 57/5 тарифа на услуги по передаче электрической энергии для ООО «РСК». В результате чего общий размер подконтрольных расходов уменьшился с 30 370,7 тыс. руб. до 11 891,8 тыс.руб., а общий размер неподконтрольных расходов уменьшился с 62 426,0 тыс. руб. до 4 045, 6 тыс.руб..

В расчете РСТ Кировской области затраты на оплату труда работников ООО «РСК» составляют 1 288, 19 тыс. руб.. Затраты определены исходя из количества 10 штатных единиц, величины среднемесячной оплаты на одного работника заявителя в 2011 г. – 10 213, 99 тыс.руб, индекса потребительских цен – 105,1%, количества месяцев в году – 12.

Исходя из расчетов затрат на оплату труда отчисления на социальные нужды по расчету РСТ Кировской области составляют 416, 08 тыс. руб.

Затраты на оплату труда работников, занятых передачей электрической энергии, по расчету ООО «РСК», должны составить 10 085, 9 тыс. руб. Согласно представленным заявителем расчетов данная сумма складывается из: расходов на оплату труда основных рабочих – 4 851,15 тыс. руб., расходов на оплату труда цеховых работников – 1 551, 09 тыс. руб., расходы на оплату труда по статье общехозяйственные расходы – 580, 7 тыс. руб.

Отчисления на социальные нужды по расчету заявителя составляют 3 257, 75 тыс. руб.

РСТ Кировской области определила в тарифе на 2012 расходы на ремонтные работы – 5 384, 0 тыс. руб. Экономически обоснованные затраты определены на основании представленных заявителем документов, исходя из роста по отношению к фактическим затратам на 2011 (3 405, 4 тыс. руб.). Определяя затраты на ремонтные работы с превышением прогнозных индексов, РСТ учитывала планируемый заявителем рост затрат на ремонт.

Заявитель определил затраты на ремонт основных средств в сумме 8 001, 301 тыс. руб. (с учетом уточнения от 21.08.2012). Представители заявителя пояснили, что затраты определены из расчета стоимости ремонта без учета заработной платы на основании дефектных ведомостей (листов обхода), подтверждающих необходимость проведения ремонтных работ, локальных смет, обосновывающих величину расходов на проведение ремонтов, а также прайс-листов компаний поставщиков материалов полученных в ходе проведения закупочной процедуры.

В обосновании расходов по оплате труда и расходов на проведение капитальных ремонтов заявитель представил экспертное заключение ЗАО «Центр Налогового Консалтинга и Аудита» от 20.08.2012 № 29, а также сметы и локальные ресурсные сметные расчеты, составленные и проверенные ЗАО «СИТЭКС» на основании заключенного 30.07.2012 договора № 5041(954)-12-ДУ на оказание услуг по приведению сметной документации в соответствие с действующими нормативными документами.

По расчетам заявителя расходы на капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство в 2012 г. должны составлять 4 109, 68 тыс.руб. (с учетом уточнения от 21.08.2012).

В результате анализа представленных заявителем материалов РСТ частично либо полностью исключило указанные затраты из расчета тарифов и НВВ.

Полагая, что Решение Правления Региональной службы по тарифам от 27.12.2011 № 57/5 утверждает экономически необоснованные тарифы, тем самым нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ООО «РСК» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Проанализировав доводы участвующих в деле лиц и представленные документы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Законом № 41-ФЗ.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

В силу статьи 6 Федерального закона № 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, а также устанавливают тарифы на услуги по передаче тепловой энергии.

Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В силу пункта 7 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109 (далее также – Основы ценообразования) при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Согласно пункту 15 Основ ценообразования при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов. Выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.

Пунктом 16 Основ ценообразования установлено, что при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.

В пункте 22 Основ ценообразования определено, что расходы на приобретение сырья и материалов, используемых для производственных и хозяйственных нужд рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с пунктом 36 настоящего документа.

Пунктом 26 Основ ценообразования установлено, что при определении расходов на проведение ремонтных работ учитываются: 1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" по согласованию с Федеральной службой по тарифам; 2) цены, указанные в пункте 36 настоящего документа; 3) программы проведения ремонтных работ, обеспечивающих надежное и безопасное функционирование производственно-технических объектов и предотвращение аварийных ситуаций, утвержденные в установленном порядке.

Согласно пункту 27 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 29 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются в необходимой валовой выручке, включаются расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам с организациями на проведение регламентных работ (определяются в соответствии с пунктом 36 настоящего документа).

В пункте 36 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении расходов регулирующие органы используют цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств.

Следовательно, исходя из положений данных норм, заявитель должен был при обращении в РСТ Кировской области с заявлением документально подтвердить и обосновать надлежащим образом свои расчеты по определению соответствующих расходов.

Правилам государственного регулирования и применения тарифов (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109) определено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов.

Согласно расчетным материалам заявителя, представленным в РСТ, он планировал выполнить ремонтные работы в 2011 г. на сумму 3 405, 4 тыс.руб.

РСТ Кировской области определила в тарифе на 2012 расходы на ремонтные работы - 5 384, 0 тыс.руб. Рост по отношению к фактическим затратам 2011 составил 58%, что значительно превышает любые прогнозные индексы.

Определяя затраты на ремонтные работы, РСТ Кировской области учитывала планируемый заявителем рост затрат на ремонты и использовала в расчете документы сведения, представленные заявителем.

Произведенный РСТ Кировской области расчет затрат на ремонтные работы отвечает критериям экономической обоснованности исходя из того объема информации заявителя, на основании которой можно было сделать обоснованные выводы и расчеты.

Объем принадлежащего ООО «РСК» электросетевого оборудования, расположенного на территории Кировской области, в том числе с учетом электрических сетей, приобретенных в 2011, уменьшился по сравнению с 2011 на 29% с 812,91 условных единиц до 578, 31 условных единиц (п.1 Приложения №1 к заключения).

Снижение объема эксплуатируемого электросетевого оборудования предполагает снижение расходов на его обслуживание и ремонт, и, следовательно, снижение необходимой валовой выручки заявителя.

Однако, тарифы, утвержденные для ООО «РСК» на второе полугодие 2012 г., выросли по сравнению с тарифами, действовавшими в 2011, на 56%, НВВ с 9 885 тыс.руб. в 2011 г. выросла до 15 937, 3 тыс.руб. в 2012.

В качестве оснований признания недействительным решения РСТ Кировской области заявитель указывает на неправильное формирование необходимой валовой выручки организации по статьям «Затраты на оплату труда».

Величина средней заработной платы одного работника правомерно рассчитана РСТ Кировской области с учетом индекса-дефлятора по заработной плате 5,1% в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013-2014 гг. Данный индекс-дефлятор применяется для всех территориальных сетевых организаций при расчете расходов на оплату труда.

Кроме этого, заработная плата также учтена в статье «цеховые расходы» в размере 750,05 тыс. руб. и в статье «общехозяйственные расходы» в размере 580,7 тыс. руб.

Заявитель формирует величину «Затраты на оплату труда» в соответствии с методикой, изложенной в «Отраслевом тарифном соглашении в электроэнергетике на 2009-2011 г.г.», пролонгированном на 2012 год.

Согласно п. 1.3. данного Соглашения перечень работодателей, в отношении которых оно действует, приведен в Приложении № 1 к Соглашению. ООО «РСК» в данном перечне отсутствует, что не обязывает РСТ Кировской области применять данную методику.

В своих расчетах заявитель не указывает фактические данные по завершенному периоду (2011 году), несмотря на то, что согласно п.8.4 Отраслевого тарифного соглашения, расходы на оплату труда рассчитываются исходя из численности работников списочного состава (факт.) и числа вакантных рабочих мест (но не выше нормативной численности) с учётом нормативной численности на вновь вводимые объекты.

Расчет нормативной численности заявитель проводил в соответствии с Приказом Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 03.04.2000 №68 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Коммунальные электроэнергетические предприятия».

Согласно статье 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Заявитель не является организацией коммунального комплекса, следовательно, применение указанных рекомендаций неправомерно.

Суд считает обоснованными произведенные ответчиком на основании представленных 01.11.2011 ООО «РСК» с заявлением документов и сведений расчеты по определению величина «Затраты на оплату труда». Таким образом, не усматривается оснований для пересмотра в сторону увеличения затрат на оплату труда, а следовательно и затрат на отчисления на социальные нужды.

В соответствии с Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109) (далее - Правила) к делу об установлении тарифов и (или) их предельных уровней приобщается экспертное заключение, а также экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями. Эти экспертные заключения являются дополнительными материалами и представляются в регулирующий орган сетевыми организациями в подтверждении своих затрат.

Суд считает необходимым отметить, что экспертное заключение ЗАО «Центр Налогового Консалтинга и Аудита» от 20.08.2012 № 29, локальные сметы и сметные расчеты, произведенные на основании договора от 30.07.2012 с ЗАО «СИТЭКС», представленные заявителем спустя 8 месяцев после вынесения оспариваемого решения, не могут быть принято судом во внимание в качестве документов, указывающих на необоснованность ненормативного акта, принятого ответчиком в декабре 2011 года.

ООО «РСК», уточняя требования по заявлению и представляя в материалы дела дополнительные документы и сведения, по сути указало на то, что на момент обращения в 2011 году с заявлением в РСТ Кировской области оно само не имело четкого представления о величине предстоящих расходов по показателям «Затраты на оплату труда», «Отчисления на социальные нужды», «Ремонт основных средств» и необходимой части документов, на основании которых заявитель сформулировал исковые требования в окончательном виде.

Согласно пункту 65 Основ ценообразования предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, устанавливаются Федеральной службой по тарифам дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения на долгосрочный период или на очередной год.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.12.2011 № 328-э/4 утверждены предельные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по субъектам Российской Федерации на 2012 год, в том числе и по Кировской области (пункты 47 Приложений 1, 2 к Приказу).

С учетом изложенного, а также принимая во внимание положения пунктов 5.3.1, 49 Приказа Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 суд считает обоснованными доводы РСТ Кировской области о том, что при принятии Решениий правления РСТ Кировской области № 57/1 от 27.12.2011, № 57/5 от 27.12.2011, а также № 23/2 от 31.05.2012 регулирующим органом должны приниматься во внимание предельные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденные Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.12.2011 № 328-э/4.

Вместе с тем, предельные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов сетевых организаций с ОАО «МРСК Центра и Приволжья» нормативно не установлены.

Применяя метод экономически обоснованных расходов при расчете индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установлении долгосрочных параметров регулирования и установления НВВ на долгосрочный период регулирования, РСТ Кировской области обязано было проверить на предмет экономической обоснованности каждый из видов расходов, влияющих на определение размеров НВВ и соответствующего тарифа для конкретной сетевой организации.

ООО «РСК», обратившись 01.11.2011 к ответчику с заявлением, представило документы о расходах на финансирование капитальных вложений (инвестиций) на расширенное воспроизводство.

Из материалов дела, в том числе из письма РСТ Кировской области от 12.03.2012 № 1053-66-01-09, выписки из протокола заседания правления РСТ Кировской области от 27.12.2011 № 57 и объяснений представителя ответчика следует, что расходы ООО «РСК» на финансирование капитальных вложений (инвестиций) на расширенное воспроизводство были исключены в полном объеме в связи необходимостью ограничения роста тарифов на 2012 год, а не в связи с тем, что такие расходы были признаны ответчиком экономически необоснованными. РСТ Кировской области не проверяло расходы указанного вида на предмет их экономической обоснованности, что противоречит положениям пункта 7 Основ ценообразования.

О возможности включения экономически обоснованных расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли в размере, не превышающем 12% от НВВ, указывается в пункте 11 раздела III Методических указаний, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.07.2010 № 174-э/8. Кроме того, возможность фактического использования указанной инвестиционной составляющей в тарифе разъясняется письмо Федеральной службы по тарифам от 01.02.2012 № 12-021.

Оценив в совокупности представленные в дело доказательства суд считает, что РСТ Кировской области необоснованно исключила в полном объеме расходы ООО «РСК» на финансирование капитальных вложений (инвестиций) на расширенное воспроизводство из расчетов НВВ и индивидуальных тарифов, не произведя оценку таких расходов на предмет их экономической обоснованности.

В выписке из протокола заседания правления РСТ Кировской области от 27.12.2011 № 57, в том числе в разделе «Анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов и прибыли» указанный вид расходов вообще не упомянут.

С учетом указанного, суд приходит к выводу, что ответчик не доказал правильность и обоснованность установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии пунктом 30 Приложения № 1 к Решению от 27.12.2011 № 57/5 «Ставка за содержание электрических сетей» и «Одноставочный тариф» с 01.07.2012 по 31.12.2012, а также определения пунктом 30 Приложения № 3 к Решению от 27.12.2011 № 57/5 «НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь» на 2012 год.

В связи с тем, что расходы ООО «РСК» на финансирование капитальных вложений (инвестиций) на расширенное воспроизводство относятся к неподконтрольным расходам, то исключение их ответчиком из расчетов не повлияло на размер подконтрольных расходов, указанных в пункте 30 Приложения № 2 к Решению от 27.12.2011 № 57/5 «Базовый уровень подконтрольных расходов».

Ответчиком не доказано, что изменение индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии и размера НВВ, установленных в приложениях № 1 и № 2 к Решению от 27.12.2011 № 57/5 с неизбежностью повлечет превышение предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по Кировской области, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.12.2011 № 328-э/4.

В оспариваемое Решение от 27.12.2011 № 57/5 Приказами от 24.02.2012 № 7/2 и от 31.05.2012 № 23/1 уже вносились ряд изменений, касающихся индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии и размера НВВ.

На основании изложенного, в связи с тем, что оспариваемым в части ненормативным актом нарушаются права и законные интересы ООО «РСК» в сфере предпринимательской деятельности, суд считает требования заявителя подлежащими частичному удовлетворению. Решение Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 27.12.2011 № 57/5 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии на 2012-2014 годы» следует признать недействительным в части пункта 30 Приложения № 1 «Ставка за содержание электрических сетей» и «Одноставочный тариф» с 01.07.2012 по 31.12.2012, в части пункта 30 Приложения № 3 «НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь» на 2012 год.

Частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

При этом, вынося решение, суд не связан способом защиты нарушенных прав либо законных интересов, указанным заявителем в заявлении.

Осуществление оценки экономической обоснованности расходов, как функция регулирующего органа, была предусмотрена пунктами 7, 17 Основ ценообразования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, а также пунктами 7, 16 Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 29.12.2011 № 1178.

Учитывая, что при рассмотрении поступившего 01.11.2011 от ООО «РСК» заявления и документов ответчик не реализовал должным образом свои полномочия по оценке экономической обоснованности расходов заявителя на финансирование капитальных вложений (инвестиций) на расширенное воспроизводство, а арбитражный суд не может подменять в этой части уполномоченный административный орган, суд считает, что применительно к данному спору надлежащим способом восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя будет обязание РСТ Кировской области в срок не позднее одного месяца с момента вступления в силу решения арбитражного суда рассмотреть вопросы об установлении в отношении ООО «РСК» ставки за содержание электрических сетей и одноставочного тарифа на период с 01.07.2012 по 31.12.2012, а также необходимой валовой выручки сетевой организации на 2012 год с учетом необходимости осуществления оценки на предмет экономической обоснованности расходов ООО «РСК» на финансирование капитальных вложений (инвестиций) на расширенное воспроизводство.

В удовлетворении остальной части заявленных требований следует отказать.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. подлежат возмещению ответчиком.

Излишне уплаченная ООО «РСК» государственная пошлина в размере 2000 руб. в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату заявителю.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

требования общества с ограниченной ответственностью «Региональная сетевая компания» (ОГРН 1104345009053, ИНН 4345278727, адрес: Кировская обл., г. Киров, ул. Калинина, д. 38) удовлетворить частично, признать недействительным Решение Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 27.12.2011 № 57/5 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии на 2012-2014 годы» в части пункта 30 Приложения № 1 «Ставка за содержание электрических сетей» и «Одноставочный тариф» с 01.07.2012 по 31.12.2012, в части пункта 30 Приложения № 3 «НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь» на 2012 год.

Обязать Региональную службу по тарифам Кировской области (ОГРН 1074345002665, ИНН 4345163236, адрес: Кировская обл., г. Киров, ул. Дерендяева, д. 23) в срок не позднее одного месяца с момента вступления в силу решения арбитражного суда рассмотреть вопросы об установлении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Региональная сетевая компания» (ОГРН 1104345009053, ИНН 4345278727, адрес: Кировская обл., г. Киров, ул. Калинина, д. 38) ставки за содержание электрических сетей и одноставочного тарифа на период с 01.07.2012 по 31.12.2012, а также необходимой валовой выручки сетевой организации на 2012 год с учетом оценки экономической обоснованности расходов общества с ограниченной ответственностью «Региональная сетевая компания» на финансирование капитальных вложений (инвестиций) на расширенное воспроизводство.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Региональной службы по тарифам Кировской области (ОГРН 1074345002665, ИНН 4345163236, адрес: Кировская обл., г. Киров, ул. Дерендяева, д. 23) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Региональная сетевая компания» (ОГРН 1104345009053, ИНН 4345278727, адрес: Кировская обл., г. Киров, ул. Калинина, д. 38) расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 (двух тысяч) рублей.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Региональная сетевая компания» (ОГРН 1104345009053, ИНН 4345278727, адрес: Кировская обл., г. Киров, ул. Калинина, д. 38) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 (двух тысяч) рублей, уплаченную по платежному поручению от 23.03.2012 № 119. Выдать справку.

Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

Решение по делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия в соответствии со статьями 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Судья Р.В. Серегин