НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Кировской области от 26.02.2009 № А28-1289/09


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

www.kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Киров

26 февраля 2009 года

Дело № А28-1289/2009-28/34

Резолютивная часть решения оглашена 26 февраля 2009 года

Решение изготовлено в полном объеме 3 марта 2009 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Агалаковой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Королевой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ОАО Коммерческий банк «Хлынов»

о признании недействительными постановлений судебного пристава-исполнителя МРО СП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Кировской области Хамера А.И. об обращении взыскания на денежные средства от 27.01.2009,

Должник: Муниципальное автономное учреждение «Управление жилищного хозяйства г. Кирова»

Взыскатели: ОАО «Кировская теплоснабжающая компания», ОАО ТГК-5;

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – Прозорова И.П., по доверенности от 11.11.2008 № 43-01/511849, Марченко Е.Ю., по доверенности от 31.12.2008 №82-09;

ответчика – Глушкова А.С., по доверенности от 11.01.2009 № 26; Хамера А.И., удостоверение ТО 129507;

должника – Кузнецова И.А., по доверенности от 29.01.2009 №326;

взыскателей ОАО «ТГК-5» - Бирюковой Н.В., по доверенности от 11.01.2009 №19-08-78, ОАО «Кировская теплоснабжающая компания» - Криницына А.М., по доверенности от 24.12.2008;

установил:

ОАО «Коммерческий банк «Хлынов» (далее – заявитель, общество, банк) обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительными и отмене постановлений от 27.01.2008 об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на расчетном счете №40602810200000000109 Муниципального автономного учреждения «Управление коммунального хозяйства г. Кирова» в ОАО «КБ «Хлынов», вынесенные судебным приставом-исполнителем МРО СП по исполнению особых исполнительных производств УФССП РФ по Кировской области Хамером А.И. Заявитель полагает, что обжалуемые постановления вынесены в нарушение положений части 1 статьи 70 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», части 3 статьи 845, статьи 856 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», поэтому незаконно возлагают на банк обязанность по списанию целевых денежных средств со счета клиента в нарушение требований договора банковского счета от 13.10.2008 и дополнительного соглашения к нему от 23.10.2008, при неисполнении требований судебного пристава-исполнителя по списанию денежных средств банк может быть привлечен к административной ответственности по статье 17.14. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обжалуемые постановления создают препятствия для осуществления банком экономической деятельности: банк не может совершать операции по перечислению целевых денежных средств подрядчикам за выполненные работы в соответствии с установленным порядком. В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы заявления.

УФССП РФ по Кировской области с заявлением не согласно, считает его не подлежащим удовлетворению, поскольку обжалуемые постановления вынесены судебным приставом-исполнителем в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», права заявителя данными постановлениями не нарушены. Полагает, что доводы заявителя относительно целевого характера денежных средств на расчетном счете несостоятельны ввиду «обезличивания» денежных средств, поступающих на расчетный счет должника, при этом ограничений по списанию денежных средств с банковского счета типа «40602» Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, утвержденными Положением Центрального Банка РФ от 26.03.2007 №302-П, не установлено. В судебном заседании представитель УФССП РФ по Кировской области пояснил, что сведения о счете №40602810200000000109 Муниципального автономного учреждения «Управление коммунального хозяйства г. Кирова» в ОАО «КБ «Хлынов» судебный пристав-исполнитель получил в налоговом органе, о специальном характере данного счета должником по исполнительному производству сведения не представлены, равно как и о целевом порядке зачисления и списания по счету денежных средств.

Муниципальное автономное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Кирова» (далее – МАУ «УЖХ г. Кирова», должник) поддерживает требования заявителя, указывает, что при осуществлении деятельности управлению многоквартирными домами не вправе распоряжаться денежными средствами, зачисленными на расчетный счет №40602810200000000109 Муниципального автономного учреждения «Управление коммунального хозяйства г. Кирова» в ОАО «КБ «Хлынов» по своему усмотрению в силу специального характера данного счета, который определен при его открытии на основании положений статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» по договору банковского счета от 23.10.2008 и дополнительным соглашением к нему. Согласно условиям договора МАУ «УЖХ г. Кирова» вправе направлять поступившие на него денежные средства исключительно на авансирование и оплату работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с реализацией адресных программ, утвержденных Правительством Кировской области и Администрацией города Кирова.

Открытое акционерное общество «Кировская теплоснабжающая компания» (далее – ОАО «КТК»), является взыскателем по исполнительному производству, считает требования заявителя необоснованными, просит в удовлетворении отказать. Полагает, что вынесенные судебным приставом-исполнителем постановления соответствуют требованиям статей 68-70 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», поскольку обстоятельства, препятствующие совершение таких исполнительных действий как списание денежных средств со счета должника, отсутствовали, на момент вынесения постановлений доказательства особого статуса счета №40602810200000000109 Муниципального автономного учреждения «Управление коммунального хозяйства г. Кирова» в ОАО «КБ «Хлынов» отсутствовали, банк не является стороной сводного исполнительного производства №№33/8/2923/3/2009-СД, поэтому нарушения прав банка либо создания препятствий в его деятельности не произошло.

Открытое акционерное общество «ТГК-5» (далее – ОАО «ТГК-5») является взыскателем по исполнительному производству, с заявлением не согласно, полагает, что в силу части 3 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по его усмотрению, поэтому банк обязан исполнить постановление судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства должника в любом случае.

Выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав представленные документы, суд установил следующие фактические обстоятельства.

Муниципальное автономное учреждение «Управление жилищного хозяйства города Кирова» создано путем изменения типа муниципального учреждения «Управление жилищного хозяйства города Кирова» на основании постановления Администрации города Кирова от 15.10.2008 №4072-П и зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1024301341041.

В соответствии с положениями пункта 1.3. Устава МАУ «УЖХ г. Кирова» учреждение является некоммерческой организацией, созданной для осуществления деятельности в сфере жилищного хозяйства по выполнению функций управления жилищным фондом, наймодателя по договорам социального найма, организации и проведения капитального ремонта жилищного фонда, начислению гражданам субсидий и льгот на оплату жилья и коммунальных услуг, оформление документов по регистрационному учету населения в паспортно-визовой службе города, консолидации финансовых потоков для формирования денежных средств для расчетов со взаимодействующими организациями за выполненные работы и предоставленные услуги в соответствии с заключенными договорами. Основные виды деятельности учреждения конкретизированы в пункте 2.4 Устава, среди прочих: управление жилищным фондом, заключение договоров на выполнение ремонтных работ по проведению капитального ремонта муниципальных помещений и муниципальных контрактов на проведение капитального ремонта домов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Осуществляя полномочия управляющей компании по управлению многоквартирными домами, во исполнение постановления Администрации города Кирова от 08.10.2008 №3997-П МАУ «УЖХ г. Кирова» заключен договор банковского счета от 13.10.2008 №1619/08 с заявителем. Счет №40602810200000000109 в ОАО «КБ «Хлынов» открыт МАУ «УЖХ г. Кирова» на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета от 23.10.2008 о порядке учета выделенных денежных средств на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов.

В отношении должника - МАУ «УЖХ г. Кирова» постановлениями от 30.12.2008 возбуждены исполнительные производства №№33/8/2924/3/2009, 33/8/2926/3/2009, 33/8/2929/3/2009, 33/8/2930/3/2009, 33/8/2931/3/2009, 33/8/2928/3/2009, 33/8/2927/3/2009, 33/8/2923/3/2009, объединенные впоследствии в сводное исполнительное производство №33/8/2923/3/2009-СД, которыми установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа – 5 дней с момента получения копии постановления.

В срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, должником требования исполнительных документов не исполнены, в связи с чем судебным приставом-исполнителем к должнику постановлениями от 27.01.2009 применены меры принудительного исполнения в виде обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счете №40602810200000000109 в ОАО «КБ «Хлынов». Указанные постановления направлены для исполнения в адрес заявителя и получены последним 29.01.2009.

Полагая, что постановления об обращении взыскания на денежные средства противоречат требованиям действующего гражданского и бюджетного законодательства, законодательства в сфере реформирования жилищно-коммунального хозяйства, незаконно налагают на банк обязанность по списанию денежных средств, находящихся на специальном счете должника, создавая тем самым препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с требованием об их отмене.

Изложенные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений части 2, пункта 1 части 3 статьи 68 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» после истечения срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа судебным приставом исполнителем могут быть применены в отношении должника по исполнительному производству меры принудительного исполнения в виде обращения взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги. Таким образом, принудительное исполнение требований исполнительного документа производится судебным приставом исполнителем за счет имущества должника.

Порядок обращения взыскания на денежные средства должника регламентирован статьей 70 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», которой не установлены виды банковских счетов, с которых возможно списание денежных средств по исполнительным документам, и не указаны виды банковских счетов, с которых нельзя проводить взыскание денежных средств.

Вместе с тем, с приобретением юридическим лицом статуса получателя бюджетных средств или денежных средств из иных источников, целевое расходование которых предусмотрено действующим законодательством, такому юридическому лицу по договору банковского счета открывается специальный счет, списание денежных средств с которого клиент банка не вправе производить по собственному усмотрению, а только при предоставлении в банк документов, установленных действующим законодательством и договором банковского счета.

Данный вывод следует из положений частей 6-9 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»: выбранная собственниками квартир в многоквартирном доме управляющая организация, в отношении которой принято решение о распределении полученных средств и предусмотренных в местном бюджете средств на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов между многоквартирными домами, включенными в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, открывает отдельный банковский счет, сообщает о его открытии в орган местного самоуправления и о принятии собственниками квартир решения об участии в долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома и утверждении сметы расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, после чего орган местного самоуправления перечисляет бюджетные средства и средства, полученные от Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, на специальный счет, открытый управляющей организацией. Расходование средств со специального счета производится на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации, а также в случае авансирования таких работ в порядке части 11 статьи 20 названного Федерального закона.

Постановлением Правительства Кировской области от 25.04.2008 №129/134 утверждена областная адресная программа «Капитальный ремонт многоквартирных домов на территории Кировской области», Муниципальное образование «Город Киров» является участником данной программы в соответствии с Приложением №1.

Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что МАУ «УЖХ г. Кирова» является управляющей организацией, на основании Устава осуществляет деятельность в сфере жилищного хозяйства по выполнению функций управления жилищным фондом, в том числе в рамках региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных жилых домов. Постановлением Администрации МО «г. Киров» от 08.10.2008 №3997-П МАУ «УЖХ г. Кирова» определено в качестве получателя субсидий от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств местного бюджета на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Счет №40602810200000000109 в ОАО «КБ «Хлынов» открыт МАУ «УЖХ г. Кирова» (клиент) на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета от 23.10.2008, подписанного, кроме банка и клиента, Администрацией города Кирова, пунктом 2 указанного дополнительного соглашения установлено, что банк исполняет расчетные (платежные) документы на совершение расходных операций при наличии в расходных (платежных) документах клиента указания на целевое назначение платежа и предоставлении банку акта приемки работ, согласованного с Администрацией города Кирова, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Пунктом 3 дополнительного соглашения от 23.10.2008 банку предоставлено право отказать клиенту в приеме расчетных (платежных) документов и (или) совершении иных операций по счету при несоблюдении клиентом условий пункта 2 дополнительного соглашения.

По общему правилу, установленному частью 3 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации, банку запрещено определять и контролировать направления использования денежных средств клиента, а также устанавливать какие-либо иные ограничения; любое исключение из этого правила может быть основано только на законе.

В рассматриваемом случае положениями статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» такое ограничение установлено, поскольку управляющая организация, уполномоченная получать на специальный банковский счет денежные средства, целевое назначение которых определено нормативными документами, не вправе самостоятельно распорядиться денежными средствами, порядок списания денежных средств со специального банковского счета установлен частью 9 статьи 20 названного Федерального закона. В свою очередь право банка контролировать списание клиентом денежных средств корреспондирует с указанной нормой, следовательно, основано на законе и зафиксировано в пунктах 2, 3 дополнительного соглашения от 23.10.2008 к договору банковского счета.

Пунктом 1.15 Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, установленных Центральным Банком РФ 26.03.2007, также предусмотрено открытие отдельных лицевых счетов клиентам для учета операций по использованию средств на капитальные вложения и другие цели, средства на которые должны перечисляться с банковских счетов, и осуществление контрольных функций по операциям, проводимым по указанным счетам, кредитными организациями в пределах, определенных законодательством Российской Федерации и соответствующими договорами. В случае выделения бюджетных средств на капитальные вложения, такие операции совершаются в соответствии с порядком по ведению операций с бюджетными средствами.

Учитывая изложенное, несостоятельны доводы Управления ФССП РФ об отсутствии у банка права контролировать списание денежных средств со специального счета МАУ «УЖХ г. Кирова», а также об отсутствии у судебного пристава-исполнителя информации о характере счета №40602810200000000109 в ОАО «КБ «Хлынов», поскольку сведения о специальном характере счета, открытого должнику во исполнение требований статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», представлены заявителем в ИФНС РФ по городу Кирову в установленном порядке.

Частью 4 статьи 69 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что при отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, за исключением имущества, изъятого из оборота, и имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьем фактическом владении и (или) пользовании оно находится.

Руководствуясь положениями части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что денежные средства муниципального бюджета и денежные средства, предоставленные Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, и зачисляемые на специальный счет №40602810200000000109 в ОАО «КБ «Хлынов», являются имуществом, оборот которого ограничен федеральным законом, исходя из целевого характера денежных средств, установленного статьей 20 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» порядка зачисления этих средств на специальный счет управляющей организации и списания со счета на основании представленных документов о выполненных и принятых работах по капитальному ремонту многоквартирных домов, а также условий договора банковского счета от 13.10.2008 с дополнительным соглашением от 23.10.2008,.

При таких обстоятельствах требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Частью 2 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается. Государственная пошлина, ошибочно уплаченная заявителем при обращении в суд платежным поручением от 06.02.2008 №301 в сумме 2000 рублей, подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 29, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования открытого акционерного общества «Коммерческий банк «Хлынов» удовлетворить, признать незаконными и отменить постановления об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счете №40602810200000000109 в ОАО «Коммерческий банк «Хлынов», от 27.01.2009 по сводному исполнительному производству №33/8/2923/3/2009-СД в отношении Муниципального автономного учреждения «Управление жилищного хозяйства г.Кирова», как несоответствующие положениям части 3 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 20 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Возвратить ОАО «Коммерческий банк «Хлынов» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей, ошибочно уплаченную при обращении в суд платежным поручением от 06.02.2008 №301. Выдать справку.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Судья Н.В. Агалакова