НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Кировской области от 25.11.2013 № А28-6811/13


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-6811/2013
 259/21

город Киров
 Резолютивная часть решения объявлена 25 ноября 2013 года

В полном объеме решение вынесено 29 ноября 2013года

Судья Арбитражного суда Кировской области Кулдышев О.Л.
 при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черновой Н.А.,
 при рассмотрении искового заявления
 общества с ограниченной ответственностью «Юг-Лес» (ИНН: 4308002978, ОГРН: 1034307505605, юридический адрес: 612170, Кировская область, Даровской район, д. Коноваловы)
 к департаменту лесного хозяйства Кировской области (ИНН: 4345164254, ОГРН: 1074345003963, адрес: 610020, Кировская область, г. Киров, ул. Ст.Халтурина, 32)
 о признании недействительными пунктов 3, 4, 8, 9 приложения № 2 и № 3 дополнительного соглашения № 1 от 26.09.2011 к договору аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, № 5-24 от 25.08.2008
 при участии в судебном заседании представителей:
 от истца - Мякишева Е.Г. по доверенности от 23.04.2013

от ответчика - Михайлова М.В. по доверенности от 10.09.2013 № 76

У С Т А Н О В И Л :

Общество с ограниченной ответственностью «Юг-Лес» (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском о признании недействительными пунктов 3,4,8,9 дополнительного соглашения № 1 от 26.09.2011 к договору аренды лесного участка № 5-24, заключенного с Департаментом лесного хозяйства Кировской области 25.08.2008, а также приложений № 2 и № 3 к дополнительному соглашению от 26.09.2011 № 1 к договору аренды от 25.08.2008.

Ответчик (далее департамент) исковые требования не признал в полном объеме, представил письменный отзыв на иск.

Из материалов дела судом установлено следующее:

На основании Постановления Правительства Кировской области «О лесном конкурсе на право аренды участков лесного фонда № 255 и протокола о результатах лесного конкурса от 17.12.2002, между Моломским лесхозом Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей средств РФ по Кировской области и ЗАО «Юг-Лес» 31.12.2002 был заключен договор аренды участка лесного фонда с кадастровым номером № 43:00:000000:0010:24, площадью 3 197га в Вонданском лесничестве. Договор аренды от 31.12.2002 № 24 прошел государственную регистрацию 04.04.2003.

Впоследствии стороны внесли изменения в договор аренды путем заключения дополнительных соглашений, в том числе в части наименования арендодателя и арендатора в связи с передачей прав и обязанностей Департаменту лесного хозяйства Кировской области и изменением формы Общества.

25.08.2008 между Департаментом лесного хозяйства и обществом с ограниченной ответственностью «Юг-Лес» заключен договор аренды лесного участка № 5-24 с целью приведения договора аренды № 24 от 31.12.2002 в соответствие с Лесным Кодексом РФ на основании статьи 4 Федерального Закона РФ от 24.07.2007 № 217-ФЗ, договор зарегистрирован в Едином государственном реестре 17.09.2008.

В соответствии с указанным договором аренды № 5-24 Обществу предоставлен в аренду лесной участок площадью 3 197га в Вонданском лесничестве, размер арендной платы установлен в сумме 101 933рублей 00копеек в год.

В связи с представленным ООО «Юг-Лес» проектом освоения лесов на лесном участке, прошедшем государственную экспертизу 13.10.2009, Департаментом лесного хозяйства Кировской области и ООО «Юг-Лес» заключено дополнительное соглашение № 1 от 26.09.2011 к договору аренды № 5-24 от 25.08.2008. Указанное дополнительное соглашение № 1 от 26.09.2011 прошло государственную регистрацию 17.10.2011.

Стороны признают, что основанием для заключения дополнительного соглашения № 1 от 26.09.2011 явилось изменение объемов изъятия лесных ресурсов в соответствии с проектом освоения лесов 2009года.

Согласно пункту 7 договора аренды № 5-24 от 26.09.2008 размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, а также при изменении объемов изъятия лесных ресурсов.

Пунктом 3 дополнительного соглашения № 1 от 26.09.2011 предусмотрен размер арендной платы по договору аренды в сумме 451 700рублей в год, которую арендатор обязуется уплачивать с 13.10.2009.

Пунктом 4 дополнительного соглашения № 1 от 26.09.2011 предусмотрено изменение размера арендной платы до 345 323рублей 00копеек в связи с изменением разрядов такс на лесном участке.

В соответствии с пунктом 8 дополнительного соглашения № 1, указанное соглашение вступает в силу с даты его государственной регистрации и применяется к условиям договора аренды с 13.10.2009, за исключением пункта 4 соглашения. Пункт 4 дополнительного соглашения применяется к условиям договора аренды с 25.04.2011.

В соответствии с пунктом 9 дополнительного соглашения № 1 от 26.09.2011, пункт 3 соглашения и также приложение № 2 к нему, прекращают свое действие с 25.04.2011.

В приложении № 2 к дополнительному соглашению № 1 указан размер арендной платы в сумме 451 700рублей 00копеек по срокам внесения, в том числе в федеральный бюджет в сумме 312 912рублей 00копеек и в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 138 788рублей 00копеек.

В приложении № 3 к дополнительному соглашению № 1 указан размер арендной платы в сумме 345 323рублей 00копеек по срокам ее внесения, в том числе в федеральный бюджет в сумме 239 219рублей 00копеек, и в бюджет субъекта Российской Федерации (Кировской области) в сумме 106 104рублей 00копееку.

В обоснование своих требований истец пояснил, что условия пунктов 3, 8, 9, а также приложение № 2 дополнительного соглашения № 1 от 26.09.2011, устанавливающие на период с 13.10.2009 по 25.04.2011 арендную плату в размере 451 700рублей 00копеек являются недействительными, т.к. при расчете минимального размера арендной платы допущены следующие нарушения законодательства:

-разряд такс, определяемый исходя из расстояния от центра лесного квартала до погрузочного пункта, не соответствует требованиям таблицы 1 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 № 310,

-включение для расчета арендной платы в объем древесины хвойных пород древесины мягколиственного хозяйства, в котором древесина хвойных пород составляет от 10 до 40 процентов, противоречит требованиям статьи 29 Лесного Кодекса РФ, пункту 99 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом МПР РФ от 06.02.2008 № 31,

-в нарушение пункта 10 примечания к таблице № 1 Постановления Правительства РФ № 310 не учтен понижающий коэффициент 0,4.

Кроме того, по мнению истца, условия пунктов 4 и 8, а также приложение № 3 дополнительного соглашения № 1 от 26.09.2011 к договору аренды, устанавливающие на период с 25.04.2011 арендную плату в размере 345 323рублей 00копеек, являются недействительными, т.к. при расчете минимального размера арендной платы допущены нарушения законодательства:

-включение для расчета арендной платы в объем древесины хвойных пород древесины мягколиственного хозяйства, в котором древесина хвойных пород составляет от 10 до 40 процентов, противоречит требованиям статьи 29 Лесного Кодекса РФ, пункту 99 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом МПР РФ от 06.02.2008 № 31,

-в нарушение пункта 10 примечания к таблице № 1 Постановления Правительства РФ № 310 не учтен понижающий коэффициент 0,4.

Истец также указал, что условия дополнительного соглашения № 1 от 26.09.2011 к договору аренды, устанавливающие взимание арендной платы в части, превышающей минимальный размер арендной платы и подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ в сумме 138 788рублей 00копеек в период с 13.10.2009 по 25.04.2011 и в сумме 106 104рублей 00копеек в период с 25.04.2011, являются ничтожными, поскольку противоречат статье 424 ГК РФ, статье 73 Лесного Кодекса РФ, Постановлению Правительства РФ от 22.05.2007 № 310. По мнению истца, минимальный размер арендной платы является регулируемой платой, а в части превышающей минимальный размер-договорной. Однако, поскольку договор аренды № 5-24 от 25.08.2008 заключен после введения в действие Лесного кодекса РФ без проведения торгов, условия дополнительного соглашения № 1, предусматривающие взимание платы в части превышающей минимальный размер арендной платы являются ничтожными.

Подробное изложение своих доводов представлено истцом в письменных пояснениях по делу.

В обоснование своих возражений ответчик пояснил, что договор аренды № 5-24 от 25.08.2008 заключен в порядке переоформления ранее заключенного договора аренды участка лесного фонда от 31.12.2002 № 24 в целях приведения его в соответствие с Лесным Кодексом РФ, торги в данном случае не проводятся, размер арендной платы при заключении договора аренды от 25.08.2008 не изменился. Ранее, договор аренды участка лесного фонда № 24 от 31.12.2002 был заключен по результатам лесного конкурса, проведенного в соответствии со статьями 34 и 35 Лесного Кодекса РФ от 29.01.1997 на основании распоряжения Правительства Кировской области от 12.07.2002 № 255. Основанием для заключения договора аренды от 25.08.2008 № 5-24 явились распоряжение Департамента от 06.05.2008 «О приведении в соответствие с Лесным Кодексом РФ договоров аренды участков лесного фонда» и протокол о результатах лесного конкурса от 17.12.2002, что отражено в пункте 1 договора аренды № 5-24 от 25.08.2008. По мнению ответчика, лесной участок изначально, с 2002года предоставлен истцу по результатам торгов (конкурса в соответствии с действовавшим в 2002году законодательством). Ответчик пояснил, что размер арендной платы как по договору аренды от 25.08.2008, так и по дополнительному соглашению от 26.09.2011 установлен исходя из минимального размера арендной платы, который является регулируемым, и размера сверх минимального размера арендной платы, который является договорным. При определении размера арендной платы по дополнительному соглашению № 1 от 26.09.2011 какие-либо повышающие коэффициенты не применялись и не устанавливались.

Ответчик также пояснил, что дополнительное соглашение № 1 от 26.09.2011 было заключено в соответствии с пунктом 7 договора аренды от 25.08.2008 в связи с представлением Обществом нового проекта освоения лесов и изменением качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, форм рубок лесных насаждений, что в соответствии с условиями договора аренды является основанием для изменения размера арендной платы.

Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов определяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 и дифференцированы по лесотаксовым районам, деловой и дровяной древесине, расстоянию вывозки древесины. Ответчик пояснил, что с момента заключения договора в 2002году и после заключения договора аренды № 5-24 от 25.08.2008 на территории Вонданского участкового лесничества Даровского лесничества с учетом решения Кировского облисполкома от 18.02.1991, распоряжений администрации Кировской области от 31.12.1998 и от 23.05.1996 при исчислении размера арендной платы применялся 7 разряд такс. При заключении дополнительного соглашения № 1 от 26.09.2011 был установлен новый размер арендной платы на период с 13.10.2009 с применением 3, 4 и 7 разрядов такс, а с 25.04.2011 при исчислении минимального размера арендной платы, указанного в приложении № 3 к дополнительному соглашению от 26.09.2011 № 1 применен 6 разряд такс, установленный распоряжением департамента лесного хозяйства Кировской области от 25.04.2011 № 251 «О распределении лесов лесничеств Кировской области по разрядам такс». Минимальный размер арендной платы в связи с изменением разряда такс был изменен с 25.04.2011, что отражено в пункте 4 дополнительного соглашения № 1 от 26.09.2011.

По мнению ответчика, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 310 при расчете минимального размера арендной платы учитываются конкретные породы лесных насаждений, а не хозяйства, к которым они относятся.

В связи с изменением количественных и качественных показателей лесных насаждений по проекту освоения лесов 2009года, общий объем изъятия лесных ресурсов составил 15 790куб. метров. Породный состав и товарная структура лесных насаждений установлены в таблицах 3.1.6.1, 3.1.6.2, 3.1.7.1 проекта освоения лесов 2009года. Ответчик указал, что объем заготовки древесины хвойных пород в соответствии с проектом освоения лесов составил 4 724,45куб.метров, поэтому при расчете ежегодного размера арендной платы правомерно Департаментом учтены 4 724,45куб.метров древесины хвойных пород, в том числе включенных в состав мягколиственного хозяйства. Ответчик также пояснил, что Общество на протяжении с 2011года представляет лесные декларации, в которых древесина хвойных пород по мягколиственному хозяйству составляет 3102куб.метров в 2011году, 2164куб.метров в 2012году, и 3256 куб.метров в 2013году.

Ответчик пояснил, что доводы истца о необходимости применения понижающего коэффициента 0,4 являются необоснованными, поскольку противоречат тексту пункта 10 примечаний к таблице 1 Постановления Правительства РФ № 310.

Подробное изложений своих возражений представлено ответчиком в письменных отзывах на иск.

Заслушав доводы сторон, и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела установлено, что договор аренды № 24 от 31.12.2002 между сторонами были заключен по результатам конкурса, проведенного на основании Распоряжения Правительства Кировской области от 12.07.2002, что отражено в протоколе заседания конкурсной комиссии от 17.12.2002

Указанный договор аренды не расторгался, действовал до момента заключения договора аренды № 5-24 от 25.08.2008. Основанием для заключения договора аренды № 5-24 от 25.08.2008 явилось распоряжение Департамента лесного хозяйства Кировской области от 06.05.2008 «О приведении в соответствие с Лесным Кодексом РФ договоров аренды участков лесного фонда». Указанное распоряжение издано департаментом во исполнение статьи 4 Федерального Закона РФ от 4.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного Кодекса РФ», в соответствии с которой договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным Кодексом РФ до 01.01.2009года и Приказа Министерства природных ресурсов РФ от 04.10.2007 № 258.

В соответствии с пунктами 10-11 Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным Кодексом РФ, при приведении договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы. При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, Ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310.

Указанные условия переоформления ранее заключенного договора аренды № 24 от 31.12.2002 при приведении его в соответствие с Лесным Кодексом РФ и подписании договора № 5-24 от 25.08.2008, были соблюдены.

После представления Обществом нового проекта освоения лесов и получения положительного заключения государственной экспертизы в 2009году, в соответствии с пунктом 7 договора аренды № 5-24 от 25.08.2008 , размер арендной платы подлежал изменению в одностороннем порядке арендодателем.

26.09.2011 Департамент и Общество заключили дополнительное соглашение № 1, в котором согласовали новые объемы изъятия лесных ресурсов (заготовки древесины), цели и объемы использования лесов на арендуемом участке, а также в пунктах 3 и 4 определили новый размер арендной платы за периоды с 13.10.2009 по 25.04.2011 и с 25.04.2011 (пункты 8 и 9 дополнительного соглашения).

В приложениях 2 и 3 к дополнительному соглашению № 1 стороны согласовали размер арендной платы как в минимальном размере, подлежащем уплате в федеральный бюджет, так и сверх минимального размера, который подлежал уплате в бюджет субъекта РФ.

Право сторон на заключение дополнительного соглашения к договору аренды и изменение размера арендной платы предусмотрено пунктами 7, 14 и 15 договора аренды № 5-24 от 25.08.2008 и не противоречит статье 424 ГК РФ.

Лесной участок, предоставленный в аренду Обществу, находится в федеральной собственности.

В соответствии с пунктами 1,2 и 4 статьи 73 Лесного Кодекса РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.

При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.

Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящего в федеральной собственности», ставки платы (минимальный размер арендной платы) за единицу объема древесины лесных насаждений установлены в зависимости от породы лесных насаждений, разрядов такс, расстояния вывозки.

Как установлено из материалов дела, при исчислении размера арендной платы по договору аренды от 31.12.2002 применялся 7 разряд такс, при заключении договора аренды от 25.08.2008 № 5-24, департаментом также был применен 7 разряд такс. При заключении дополнительного соглашения № 1 к договору аренды от 25.08.2008 № 5-24, при расчете размера арендной платы за период с 13.10.2009 по 25.04.2011 департаментом применены разряды такс 3, 4 и 7. За период с 25.04.2011 при исчислении размера арендной платы Департаментом применен 6 разряд такс, что привело к уменьшению размера арендной платы с 25.04.2011, уплачиваемой в федеральный бюджет на 73 693рублей в год.

Вместе с тем, из материалов дела установлено, что Обществом осуществлялось использование одного и того же лесного участка.

Истцом представлена в суд справка лесного отдела Даровского лесничества от 02.07.2013 о том, что расстояние от центров всех лесных кварталов, переданных в аренду Обществу, до ближайшего погрузочного пункта (до станции г. Котельнич) находится в пределах от 80 до 100км, что соответствует 6 разряду такс.

Иного расчета ответчиком не представлено, доводы истца не опровергнуты.

Согласно таблицы 1 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 для Костромского лесотаксового района, к которому относится Кировская область, в зависимости от расстояния вывозки установлены разряды такс, в том числе указано, что при расстоянии от 80 до 100км применяется 6 разряд такс.

Соответствие расстояния вывозки 6 разряду такс подтверждено ответчиком при заключении дополнительного соглашения № 1 от 26.09.2011 в пункте 4 дополнительного соглашения, а также Распоряжением департамента лесного хозяйства Кировской области от 25.04.2011 № 251 «О распределении лесов лесничеств Кировской области по разрядам такс».

Доводы ответчика о том, что применение 6 разряда такс при исчислении размера арендной платы стало возможным только с момента издания указанного Распоряжения департамента от 25.04.2011, судом признаются необоснованными.

В силу статьи 73 Лесного Кодекса РФ, Постановления Правительства РФ № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящего в федеральной собственности» не предусмотрено установление разрядов такс и соответственно ставок платы за единицу объема лесных ресурсов в зависимости от издания распоряжений Департаментом или иным органом о распределении лесов по разрядам такс.

Единственным критерием применения определенного разряда такс при исчислении ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и соответственно размера арендной платы является расстояние вывозки, установленное в таблице 1 Постановления Правительства РФ № 310.

Суд приходит к выводу о том, что исполнение требований статьи 73 Лесного Кодекса РФ и Постановления Правительства РФ № 310 от 22.05.2007 при определении размера арендной платы не может быть поставлено в зависимость от своевременности и обоснованности издания распоряжений или иных актов Департаментом лесного хозяйства Кировской области при установлении определенного разряда такс.

Судом установлено, что фактически с момента заключения договора аренды от 25.08.2008 № 5-24 и до заключения дополнительного соглашения № 1 от 26.09.2011 расстояние вывозки Обществом заготовленной древесины находилось в пределах от 80 до 100км, что соответствует 6 разряду такс, и что также было установлено ответчиком при заключении дополнительного соглашения № 1 на период с 25.04.2011.

Таким образом, установлено, что за весь период использования Обществом лесного участка в соответствии с договором аренды местонахождение погрузочных участков не изменялось.

В силу пункта 5 примечания к таблице 1 Постановления Правительства РФ № 310, изменение распределения лесов по разрядам такс возможно только в случаях запрещения сплава древесины и изменения местонахождения погрузочных пунктов.

Ответчик признает, что применение до 2009года седьмого разряда такс являлось неправильным, ошибочным.

Суд приходит к выводу о неправомерности применения ответчиком при определении размера арендной платы в дополнительном соглашения № 1 от 26.09.2011 на период с 13.10.2009 по 25.04.2011 третьего, четвертого и седьмого разрядов такс, нарушающих требования статьи 73 Лесного Кодекса РФ и Постановления Правительства РФ № 310.

Суд признает правомерными требования истца в данной части и признает недействительными пункт 3 дополнительного соглашения № 1 от 26.09.2011 к договору аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, № 5-24 от 25.08.2008 и приложение № 2 к дополнительному соглашению № 1 от 26.09.2011 в части расчета департаментом лесного хозяйства Кировской области минимального размера арендной платы за период с 13.10.2009 по 25.04.2011 по ставкам платы за единицу объема древесины лесных насаждений, исчисленных с нарушением таблицы № 1 и пункта 4 примечания к таблице № 1 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 и статьи 73 ЛК РФ при определении разряда такс.

Требования истца о признании недействительными пунктов 4, 8, 9 дополнительного соглашения и приложения № 3 к дополнительному соглашению № 1 от 26.09.2011, судом признаются необоснованными и неправомерными.

Из материалов дела установлено, что в соответствии с пунктом 1.2 дополнительного соглашения № 1 от 26.09.2011 общий среднегодовой объем заготовки древесины на предоставленном Обществу в аренду лесном участке составляет 15 790куб.метров древесины, в том числе хвойное хозяйство в количестве 1970куб.метров и мягколиственное хозяйство в количестве 13820куб.метров.

Указанная таблица соответствует проекту освоения лесов 2009года.

По мнению истца, объем изъятия лесных ресурсов хвойных пород установлен в пункте 1.2 дополнительного соглашения от 26.09.2011 в размере 1.4тыс.куб.метров, поэтому увеличение размера арендной платы на дополнительный объем древесины хвойных пород в количестве 4 724,45куб.метров является необоснованным и незаконным, противоречит статьям 29 и 73 Лесного Кодекса РФ и пункту 99 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов от 06.02.2008 № 31.

По мнению ответчика, при расчете арендной платы учитывалось и количество хвойных пород деревьев в составе мягколиственного хозяйства, поэтому при расчете арендной платы учтены подлежащие изъятию 4 724,45куб.метров древесины хвойных пород.

Согласно пункту 4 статьи 29 Лесного Кодекса РФ запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.

Пунктом 99 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом МПР РФ от 06.02.2008 № 31 предусмотрено, что при таксации лесов осуществляется отнесение лесных насаждений к хвойному, твердолиственному или мягколиственному хозяйствам и определение преобладающей древесной породы лесного насаждения (яруса).

Лесное насаждение относится к хвойному или твердолиственному хозяйству в тех случаях, когда суммарная доля участия в его составе древесных пород соответствующей группы (хвойных или твердолиственных) составляет не менее 5 единиц.

Если в лесном насаждении в равных долях смешаны хвойные и твердолиственные древесные породы с участием мягколиственных, то при доле участия мягколиственных древесных пород в составе древостоя 4 единицы и менее отнесение лесного насаждения к хвойному или твердолиственному хозяйству производится по большей хозяйственной ценности или лучшему соответствию древесных пород типу лесорастительных условий. Во всех остальных случаях лесные насаждения относятся к мягколиственному хозяйству.

Данное условие не соблюдается при отнесении лесотаксационного выдела к твердолиственному хозяйству в тех случаях, когда в составе древостоя преобладают низкотоварные дуб порослевого происхождения, ильмовые, все виды клена (за исключением клена остролистного и явора) и ясень зеленый.

Указанная инструкция утратила силу в соответствии с Приказом МПР РФ от 10.02.2012.

Пунктом 111 лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516 установлено, что при таксации лесов осуществляется отнесение лесных насаждений к хвойному, твердолиственному или мягколиственному хозяйствам и определение преобладающей древесной породы лесного насаждения (яруса).

Лесное насаждение относится к хвойному или твердолиственному хозяйству в тех случаях, когда суммарная доля участия в его составе древесных пород соответствующей группы (хвойных или твердолиственных) составляет не менее 5 единиц.

Если в лесном насаждении смешаны хвойные и твердолиственные древесные породы с участием мягколиственных с долей 5 и менее единиц, хозяйство определяется по преобладанию хвойных или твердолиственных пород. Если доли хвойных и твердолиственных пород равны, хозяйство определяется по большей хозяйственной ценности или лучшему соответствию древесных пород типу лесорастительных условий. Мягколиственное хозяйство определяется при наличии в составе мягколиственных пород 6 и более единиц.

Данное условие не соблюдается при отнесении лесотаксационного выдела к твердолиственному хозяйству в тех случаях, когда в составе древостоя преобладают низкотоварные дуб порослевого происхождения, ильмовые, все виды клена (за исключением клена остролистного и явора) и ясень зеленый.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 73 Лесного Кодекса РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.

При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.

Ставки платы установлены Постановлением Правительства РФ № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящего в федеральной собственности» от 22.05.2007.

В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ № 310 ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений установлены по каждой породе лесных насаждений и дифференцированы по лесотаксовым районам, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по категориям крупности), а также в зависимости от расстояния вывозки древесины (по разрядам такс).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при установлении минимального размера арендной платы определение конкретных ставок платы за единицу объема лесных насаждений зависит от породы лесных насаждений и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом участке, и не зависит от формального отнесения заготавливаемой древесины к хвойному или мягколиственному хозяйству.

Объем изъятия лесных ресурсов по породам лесных насаждений установлен как проектом освоения лесов, так и пунктом 1.2 дополнительного соглашения № 1 от 26.09.2011 и приложениями к договору аренды № 5-24 от 25.08.2008.

Отнесение лесных насаждений к хвойному, твердолиственному или мягколиственному хозяйствам и определение преобладающей древесной породы лесного насаждения (яруса) в соответствии с пунктом 99 Лесоустроительной инструкции 2008года (пунктом 111 Лесоустроительной инструкции 2011года) осуществляется при таксации лесов, определении лесотаксовых районов.

Вопрос отнесения лесного участка, предоставленного Обществу в аренду, к определенному лесотаксовому району, не является спорным между сторонами.

Факт наличия в мягколиственном хозяйстве лесных насаждений хвойных пород, сторонами также не оспаривается и подтверждается как проектом освоения лесов по состоянию на 2009год, а также таблицами в дополнительном соглашении № 1 от 26.09.2011 и договоре аренды от 25.08.2008 № 5-24, и кроме того подтверждается представленными Обществом лесными декларациями, в соответствии с которыми заготовка древесины хвойных пород по мягколиственному хозяйству составляет 3102куб.метров в 2011году, 2164куб.метров в 2012году, 3256куб.метров в 2013году.

Таким образом, суд приходит к выводу о правомерности определения Департаментом размера арендной платы за период с 13.10.2009 по 25.04.2011 и с 25.04.2011 с учетом ставок платы за единицу объема лесных насаждений в зависимости от породы лесных насаждений и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом участке.

Доводы истца о неприменении Департаментом корректирующего (понижающего) коэффициента 0,4 при определении размера арендной платы, судом рассмотрены и также признаются необоснованными.

Применение коэффициентов предусмотрено пунктом 10 примечания к таблице 1 Постановления Правительства РФ № 310, в соответствии с которым, при заготовке древесины в порядке проведения сплошных рубок лесных насаждений, поврежденных вредными организмами, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий, ставки корректируются с учетом степени повреждения насаждений путем их умножения на следующие коэффициенты:

а) 0,9 - при степени повреждения лесных насаждений до 10 процентов;

б) 0,8 - при степени повреждения лесных насаждений до 20 процентов;

в) 0,7 - при степени повреждения лесных насаждений до 30 процентов;

г) 0,6 - при степени повреждения лесных насаждений до 40 процентов;

д) 0,5 - при степени повреждения лесных насаждений до 50 процентов;

е) 0,4 - при степени повреждения лесных насаждений до 60 процентов;

ж) 0,3 - при степени повреждения лесных насаждений до 70 процентов;

з) 0,2 - при степени повреждения лесных насаждений до 80 процентов;

и) 0,1 - при степени повреждения лесных насаждений до 90 процентов;

к) 0 - при степени повреждения лесных насаждений до 100 процентов.

По мнению истца, проект освоения лесов предусматривает наличие 1,8 га очагов вредителей и болезней, или 58 процентов лесопокрытых земель, что является основанием для применения коэффициента 0,4 для корректировки ставок платы и соответственно, уменьшения размера арендной платы.

По мнению ответчика, в проекте освоения лесов указано на отсутствие лесных насаждений, нуждающихся в проведении санитарных рубок, не предусмотрены санитарно-оздоровительные мероприятия, связанные с рубкой погибших и поврежденных насаждений ввиду отсутствия таких насаждений.

Подробное изложений своих доводов представлено сторонами в письменных пояснениях.

Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований применения коэффициента 0,4 для корректировки ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и уменьшения размера арендной платы по дополнительному соглашению № 1 от 26.09.2011.

Из буквального текста пункта 10 примечания к таблице 1 Постановления Правительства РФ № 310 следует, что корректировка ставки платы производится только в зависимости от степени повреждения самих лесных насаждений, и не зависит от очагов вредителей и болезней на определенной площади лесного участка.

Истцом не представлено в суд доказательств степени повреждений лесных насаждений на арендованном лесном участке.

Доводы истца о ничтожности пунктов 3, 4, 8, 9 дополнительного соглашения № 1 и приложений 2 и 3 к дополнительному соглашению в части установления размера арендной платы сверх минимального размера, судом рассмотрены и также признаются необоснованными.

В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.

Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель предоставляет арендатору имущество во временное владение и пользование за плату. При этом арендатор должен своевременно вносить арендную плату за пользование имуществом (часть 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В пунктах 3 и 4 дополнительного соглашения № 1 от 26.09.2011 и приложениях 2 и 3 к дополнительному соглашению № 1 стороны согласовали размер арендной платы с учетом уплаты в федеральный бюджет (минимальный размер арендной платы) и в сумме превышающей минимальный размер арендной платы, подлежащей внесению в бюджет субъекта Российской Федерации- Кировской области.

В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.

Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

В статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи, согласно которым при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Таким образом, размер арендной платы по договору аренды лесных участков не может быть ниже минимального размера, который определяется по ставкам, утвержденным Правительством Российской Федерации, то есть является регулируемым, и стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы.

Постановлением от 22.05.2007 N 310 утверждены в том числе ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.

При заключении договора аренды № 5-24 от 25.08.2008 и дополнительного соглашения от 26.09.2011 № 1 стороны договорились, что размер арендной платы определяется в твердо установленной сумме, которая может быть изменена арендодателем в одностороннем порядке пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, утвержденных уполномоченным органом и изменении объемов изъятия лесных ресурсов. Подписав договор аренды лесного участка и дополнительное соглашение № 1 от 26.09.2011, Общество выразило согласие со всеми закрепленными в нем условиями.

Системное толкование приведенных правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что регулируемым является только минимальный размер арендной платы за пользование лесным участком. Положениями Лесного Кодекса Российской Федерации не установлено ограничение на согласование сторонами размера арендной платы, превышающего установленный минимальный размер, и стороны, таким образом, свободны в определении размера арендной платы, превышающего минимальный. Поэтому превышение определенной сторонами арендной платы над минимальным размером, устанавливаемым в соответствии с Постановлением от 22.05.2007 N 310, не противоречит действующему законодательству и не является основанием для признания такого размера арендной платы за использование лесного участка недействительным.

Таким образом, суд приходит к выводу о законности установления сторонами размера арендной платы в пунктах 3 и 4 дополнительного соглашения № 1 от 26.09.2011 и в приложениях 2 и 3 к дополнительному соглашению № 1 в части превышающей минимальный размер арендной платы.

Кроме того, суд приходит к выводу о том, что пункты 8 и 9 дополнительного соглашения № 1 от 26.09.2011, устанавливающие только период действия пунктов 3 и 4 дополнительного соглашения в части уплаты арендной платы в определенном сторонами размере, не нарушает законных прав и интересов истца, и не нарушает каких-либо норм гражданского законодательства.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

удовлетворить исковые требования частично и признать недействительными пункт 3 дополнительного соглашения № 1 от 26.09.2011 к договору аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, № 5-24 от 25.08.2008 и приложение № 2 к дополнительному соглашению № 1 от 26.09.2011 в части расчета департаментом лесного хозяйства Кировской области минимального размера арендной платы за период с 13.10.2009 по 25.04.2011 по ставкам платы за единицу объема древесины лесных насаждений, исчисленных с нарушением таблицы № 1 и пункта 4 примечания к таблице № 1 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 и статьи 73 ЛК РФ при определении разряда такс.

В остальной части – отказать истцу в удовлетворении исковых требований.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию (Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа) в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу в соответствии со статьями 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Судья О.Л. Кулдышев