НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Кировской области от 14.10.2022 № А28-3453/2022


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К. Либкнехта, 102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-3453/2022

г. Киров

21 октября 2022 года

Резолютивная часть решения вынесена 14 октября 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 21 октября 2022 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Шубиной Н.М.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Метелевой С.Б.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу:

г. Киров, ул. К. Либкнехта, 102

дело по исковому заявлению

Западно-Уральского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН: 5904157090, ОГРН: 1075904001271, адрес: 610035, Россия, Кировская область, г.Киров, ул.Воровского д.78)

к обществу с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «Экодика» (ИНН: 4345422949, ОГРН: 1154350004247, адрес: 610000, Россия, Кировская область, г.Киров, ул.К.Либкнехта, д.67, кв.84)

о взыскании 109 956 рублей 47 копеек

установил:

Западно-Уральское Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ­ (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «Экодика» (далее – ответчик) о взыскании 109 956 рублей 47 копеек, в том числе, ­ плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в сумме 101 395 рублей 32 копейки, пени за несвоевременное внесение платы в сумме 8561 рубль 15 копеек.

В ходе рассмотрения дела истец на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением от 12.10.2022 уточнил исковые требования, просит взыскать с ответчика 108 949 рублей 27 копеек, в том числе, ­ плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в сумме 101 395 рублей 32 копейки, пени за несвоевременное внесение платы в сумме 7553 рубля 95 копеек.

Ответчик представил отзыв, в котором исковые требования не признал, указав, что сроки подачи деклараций не нарушены, считает недопустимым применять повышающие коэффициенты к ставкам платы за НВОС.

Истец представил возражения на отзыв ответчика, в которых опроверг доводы ответчика.

В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом, по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела в полном объеме, судом установлено следующее.

Общество осуществляет деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем им составлена и представлена в Управление декларация о воздействии на окружающую среду 03.03.2020 № 3319-вх., срок действия декларации 03.03.2020-31.12.2020.

09.03.2021 в Управление от ответчика поступила декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее – декларация о плате за НВОС) за 2020 год №04-06 (первичная).

Управлением проведена проверка декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду Общества за 2020 год и выявлено занижение размера исчисления платы, а именно: согласно расчету Управления плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами составила 101 395 рублей 26 копеек вместо 5778 рублей 98 копеек, исчисленных предприятием (акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 28.10.2021).

Поскольку Общество свою обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду не исполнило, Управление направило в адрес ответчика требование от 27.12.2021 № ИГ-03-115326 на общую сумму 109 956 рублей 47 копеек, в том числе платы за НВОС в размере 101 395 рублей 32 копейки и пени в размере 8561 рубль 15 копеек.

В связи с тем, что в установленный срок требование ответчиком не исполнено, Управление обратилось в суд с настоящим иском.

Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

В соответствии с пунктом 1 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (пункт 2 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ).

Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 5 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ).

В соответствии с пунктом 8.1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, комплексных экологических разрешений, представления декларации о воздействии на окружающую среду лимиты на выбросы и сбросы признаются соответственно временно разрешенными выбросами, временно разрешенными сбросами, указанными в пункте 4 статьи 16.2 Федерального закона № 7-ФЗ.

На основании пункта 8 статьи 11 Федерального закона № 195-ФЗ положения статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ (в редакции Федерального закона № 195-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2019.

Согласно пункту 5 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются коэффициенты, в том числе: коэффициент 100 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных статьей 16.3 Закона № 7-ФЗ, и суммирования полученных величин. Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 16.3 Закона № 7-ФЗ).

Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункты 2, 3 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения, а также исчисления квартальных авансовых платежей устанавливается Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (далее – Правила № 255).

В соответствии с пунктом 38 Правил № 255 предметом контроля за исчислением платы являются правильность исчисления, полнота и своевременность внесения платы, обязанность по внесению которой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и настоящими Правилами возложена на лицо, обязанное вносить плату. Контроль за исчислением платы осуществляется посредством осуществления мероприятий по проверке полноты и правильности заполнения декларации о плате и соблюдения сроков ее представления (далее - проверка декларации о плате), своевременности внесения платы.

При проверке декларации о плате устанавливается соответствие сведений и расчетов, представленных лицом, обязанным вносить плату, в составе декларации о плате и прилагаемых к ней документах положениям Правил № 255 (пункт 39 Правил № 255).

Из материалов дела следует, что Обществом представлены в Управление декларация о воздействии на окружающую среду 03.03.2020 № 3319-вх. и декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду 09.03.2021 № №04-06.

Согласно акту проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду за период от 28.10.2021 Управлением выявлено занижение размера исчисления платы.

Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик считает недопустимым применение повышающих коэффициентов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31.2 Закона № 7-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.

Пунктом 3 статьи 31.2 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать, в том числе, сведения о декларируемом объеме или массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов.

Требования к представлению декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату в соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ, в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования определены Порядком представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденным Приказом Минприроды России от 10.12.2020 № 1043 (далее – Приказ № 1043).

В соответствии с пунктами 1 и 1.2 статьи 11 Закона № 219-ФЗ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Законом № 7?ФЗ к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения (далее - КЭР) или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

В соответствии с письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.03.2021 № 19-50/3222-ОГ «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» (представлено истцом 22.06.2022) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду (далее - Декларация) не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 вышеуказанной статьи разрешений и документов.

Декларация представляется по объектам II категории в порядке, установленном статьей 31.2 Закона № 7-ФЗ.

Плата в отсутствие действующей разрешительной документации исчисляется как за сверхлимитное воздействие. Для объектов I и II категорий в случае отсутствия КЭР, непредставления Декларации, согласно пункту 5 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ и примечанию по заполнению Формы применяется коэффициент Кпр, равный 100.

Одновременно Минприроды России обращает внимание, что Кср, равный 25, в рассматриваемом случае для объектов II категории не может быть применим, поскольку он применяется в том случае, если старая разрешительная документация действует, но объемы или массы выбросов и сбросов превышают установленные в ней значения, что отражено в пункте 12.1 Правил № 255, который в свою очередь, введен на основании вышеупомянутых пунктов 1 и 1.2 статьи 11 Закона № 219-ФЗ.

Доказательства в опровержение ответчиком не представлены, контррасчет не составлен, доказательства оплаты взыскиваемой суммы в материалы дела также не представлены.

Таким образом, требование Управления о взыскании с ответчика задолженности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 101 395 рублей 32 копейки подлежит удовлетворению.

В связи с нарушением сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, Управление также заявило требование об уплате 7 553 рублей 95 копеек (с учетом уточнения) пени.

Согласно части 7 статьи 16.4. Федерального закона №7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 33 Правил № 255 несвоевременное или неполное внесение лицом, обязанным вносить плату, платы, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России, но не более чем в размере 0,2 процента за каждый день просрочки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после окончания сроков, определенных в пунктах 32 и 34 Правил № 255. Окончанием периода, за который начисляются пени, признается дата погашения лицом, обязанным вносить плату, задолженности по плате в соответствии с платежным поручением о перечислении средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Расчет пени произведен истцом за период с 02.03.2020 по 24.12.2021 исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России, принимаемой в размере 7,5%, указанный расчет соответствует закону, прав ответчика не нарушает.

Ответчик расчета пени не оспорил, контррасчет не представил.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 49, 104, 110, 167, 170, 176-180 АПК РФ,

РЕШИЛ:

взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «Экодика» (ИНН: 4345422949, ОГРН: 1154350004247, адрес: 610000, Россия, Кировская область, г.Киров, ул.К.Либкнехта, д.67, кв.84) в пользу Западно-Уральского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН: 5904157090, ОГРН: 1075904001271, адрес: 610035, Россия, Кировская область, г.Киров, ул.Воровского д.78) задолженность в размере 101 395 (сто одна тысяча триста девяносто пять) рублей 32 копейки, пени в сумме 7 553 (семь тысяч пятьсот пятьдесят три) рубля 95 копеек, а всего 108 949 (сто восемь тысяч девятьсот сорок девять) рублей 27 копеек.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «Экодика» (ИНН: 4345422949, ОГРН: 1154350004247, адрес: 610000, Россия, Кировская область, г.Киров, ул.К.Либкнехта, д.67, кв.84) 4 259 (четыре тысячи двести пятьдесят девять) рублей 00 копеек государственной пошлины в доход федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Кировской области.

Судья Н.М. Шубина