НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Кировской области от 14.09.2010 № А28-7714/2010



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-7714/2010

32/16

г. Киров

21 сентября 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2010 года.

В полном объеме решение изготовлено 21 сентября 2010 года.

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Шмырина С.Ю.

при ведении протокола судебного заседания судьей Шмыриным С.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании заявление

открытого акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» в лице филиала – Пермского предприятия магистральных электрических сетей

к отделу государственного пожарного надзора Омутнинского района Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кировской области

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении

без участия представителей сторон,

установил:

открытое акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» в лице филиала – Пермского предприятия магистральных электрических сетей (далее – заявитель, Акционерное общество, ОАО «ФСК ЕЭС») обратилось в суд с заявлением к отделу государственного пожарного надзора Омутнинского района Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кировской области (далее – ответчик, Отдел пожарного надзора, ОГПН Омутнинского района УГПН ГУ МЧС России по Кировской области) о признании незаконным и отмене постановления от 23.07.2010 № 210 по делу об административном правонарушении (далее - постановление от 23.07.2010 № 210) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Ответчик в отзыве против заявленных требований не возражает, поскольку оспариваемое постановление вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения указанного административного правонарушения.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. ОАО «ФСК ЕЭС» заявило ходатайство о рассмотрении дела без своего представителя.

В соответствии со статьями 123, 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей сторон.

Исследовав материалы дела, изучив доводы заявления и отзыва на него, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

08.07.2010 Кировский район магистральных электрических сетей, являющийся структурным подразделением филиала ОАО «ФСК ЕЭС» Пермского предприятия магистральных электрических сетей (далее - Кировский район МЭС), представил в ОГПН Омутнинского района УГПН ГУ МЧС России по Кировской области заявление о регистрации декларации пожарной безопасности ПС 220 кВ «Омутнинск».

09.07.2010 главный государственный инспектор Омутнинского района по пожарному надзору ФИО1 (далее - главный инспектор по пожарному надзору ФИО1) вынес определение № 210 о возбуждении в отношении ОАО «ФСК ЕЭС» - филиал Пермское предприятие магистральных электрических сетей (далее - ОАО «ФСК ЕЭС» - филиал Пермское предприятие МЭС) дела об административном правонарушении по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ.

23.07.2010 главный инспектор по пожарному надзору ФИО1 составил в отношении ОАО «ФСК ЕЭС» - филиал Пермское предприятие МЭС Кировский район МЭС протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии ФИО2 (далее – ФИО2), действующего от имени ОАО «ФСК ЕЭС» на основании общей доверенности.

23.07.2010 главный инспектор по пожарному надзору ФИО1 вынес постановление № 210 о привлечении ОАО «ФСК ЕЭС» - филиал Пермское предприятие МЭС Кировский район МЭС к административной ответственности в виде административного штрафа в сумме 22000 руб. При рассмотрении дела об административном правонарушении присутствовал ФИО2

Не согласившись с постановлением от 23.07.2010 № 210. Акционерное общество обжаловало его в арбитражный суд.

Указанные обстоятельства позволяют арбитражному суду прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно статье 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2). В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (часть 3).

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу статьи 2.10 КоАП РФ административной ответственности подлежат юридические лица.

Согласно пункту 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1). Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 2).

В силу частей 3, 4 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные данным кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Из части 2 статьи 20.4 КоАП РФ следует, что нарушения требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, совершенные в условиях особого противопожарного режима, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон о пожарной безопасности) определено, что пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; противопожарный режим – это требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности; особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.

Согласно статье 30 Закона о пожарной безопасности в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности.

В силу статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством, в том числе несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Согласно пункту 2 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент) декларация пожарной безопасности – это форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска; объектом защиты является продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Статьей 64 Технического регламента предусмотрено, что декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает: оценку пожарного риска (если проводится расчет риска); 2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (часть 1). Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона, декларация пожарной безопасности предоставляется не позднее одного года после дня его вступления в силу (часть 7). Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (часть 8).

Таким образом, составление декларации пожарной безопасности в отношении установленных законодательством объектов и ее регистрация относятся к требованиям пожарной безопасности. Декларация пожарной безопасности предоставляется для регистрации не позднее одного года после дня вступления в силу Технического регламента (то есть не позднее 01.05.2010). Нарушение срока предоставления декларация пожарной безопасности для регистрации свидетельствует о нарушении требований пожарной безопасности. Часть 2 статьи 20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима. Особый противопожарный режим устанавливается на соответствующих территориях решением органов государственной власти или органов местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности. Административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несет юридическое лицо, а не его филиал. Административный орган должен принять необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. Представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя. КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, к административной ответственности за нарушение срока предоставления для регистрации декларации пожарной безопасности ПС 220 кВ «Омутнинск» привлечено не юридическое лицо (ОАО «ФСК ЕЭС»), а структурное подразделение Пермского предприятия МЭС (Кировский район МЭС) являющегося филиалом ОАО «ФСК ЕЭС». В материалах дела отсутствуют доказательства того, что законный представитель Акционерного общества извещался надлежащим образом о времени и месте составления протокола о вышеназванном административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении. Присутствие при составлении протокола ФИО2, действующего на основании общей доверенности, о надлежащем извещении законного представителя ОАО «ФСК ЕЭС» не свидетельствует. Оспариваемое постановление вынесено после истечения двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.

Таким образом, Отделом пожарного надзора при производстве по делу об административном правонарушении допущены нарушения указанных процессуальных требований. Данные нарушения носят существенный характер.

Кроме того, в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что нарушение сроков предоставления декларации пожарной безопасности произошло в условиях особого противопожарного режима. Распоряжением правительства Кировской области от 04.05.2010 № 136 особый противопожарный режим на территории Кировской области установлен с 05.05.2010 по 15.05.2010.

Следовательно, у суда нет оснований полагать, что ответчик обосновано применил часть 2 статьи 20.4 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановление от 23.07.2010 № 210 является незаконным и подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

признать незаконным и отменить постановление отдела государственного пожарного надзора Омутнинского района Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кировской области от 23.07.2010 № 210 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым открытое акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» – филиал Пермское предприятие магистральных электрических сетей Кировский район магистральных электрических сетей привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение по делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Судья С.Ю. Шмырин