610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102
http://kirov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А28-16754/2018
г. Киров
16 августа 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 августа 2019 года
В полном объеме решение изготовлено августа 2019 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Шубиной Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воронковой Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу:
г. Киров, ул. К. Либкнехта, 102
дело по исковому заявлению
Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 7729314745, ОГРН: 1027700430889, г.Москва, ул. Спартаковская, д. 2Б; филиал жилищно-эксплуатационный (коммунальный отдел) № 4, Удмуртская республика, г.Сарапул, ул.Гагарина, д.78А)
к Министерству финансов Кировской области (ИНН: 4347015963; ОГРН: 1034316505497, Кировская область, город Киров, улица Карла Либкнехта, 69)
Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (ИНН: 4347015963, ОГРН: 1034316505497, Кировская область, Киров, ул. Карла Либкнехта, д. 69)
о взыскании 74 664 рублей 00 копеек
при участии представителей:
ответчика 1 – Зейналовой Э.И., по доверенности от 01.07.2019,
ответчика 2 – Чернобровкиной О.Н., по доверенности от 11.01.2019,
установил:
федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (истец) обратилось в суд с исковым заявлением к Министерству финансов Кировской области (ответчик 1) и к Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (ответчик 2, министерство энергетики и ЖКХ Кировской области) и о взыскании 74 664 рублей 00 копеек убытков в виде недополученных доходов при оказании услуг теплоснабжения, холодного, горячего водоснабжения, водоотведения за период с 01.11.2017 по 31.12.2017.
В ходе судебного разбирательства истец на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, просит взыскать задолженность в сумме 72245 рублей 00 копеек с ответчика 1 за счет казны субъекта Российской Федерации – Кировская область, требования ко второму ответчику не поддерживает.
В судебное заседание истец, извещенный надлежащим образом, не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, исковые требования к ответчику 1, с учетом уточнения, не поддерживает.
Ответчик 1 исковые требования не признал по основаниям, подробно изложенным в отзыве, указав, что бюджетное законодательство не предусматривает предоставление субсидий бюджетным учреждениям (статья 78 БК РФ), в данном случае истцу; распорядителем бюджетных средств является Министерство энергетики и ЖКХ Кировской области, с которым заключаются договора (соглашения), однако, истец каких-либо соглашений о предоставлении субсидий на 2017 год не заключил, а также не представил доказательств наличия совокупности условий для возмещения убытков.
Министерство энергетики и ЖКХ по Кировской области в удовлетворении исковых требований просит отказать по основаниям, изложенным в отзыве, указав, что истец не был включен в перечень и с ним не было заключено соглашение о предоставлении субсидий; истец не является получателем субсидий, поскольку является бюджетным учреждением, кроме того, обратился за получением субсидий с нарушением установленного срока.
Заслушав представителей ответчиков, исследовав материалы дела в полном объеме, судом установлено следующее.
В соответствии с договором управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации от 13.09.2017 № З-УЖФ-1, истец является управляющей организацией домов, указанных в приложении № 1 к договору, в том числе, находящихся по адреса: Кировская область, г.Киров, ул.Герцена, дом 79, ул.Московская, дома 62,64,66, Октябрьский проспект, дома 119, 121, Студенческий проезд дом 10, ул.Щорса, дом 63, а также является управляющей и ресурсоснабжающей организацией домов, расположенных по адресам:Кировская область, г.Котельнич, ул.Прудная, д.3, ул.Советская, д.112, Кировская область, Оричевский район, пгт.Мирный, ул.Советской Армии, дома 3,4,5,6,7,8,9,10,11,12.
На основании прямых договоров с собственниками и пользователями жилых помещений указанных многоквартирных домов, истец являлся управляющей компанией и осуществлял поставку холодной воды, тепловой энергии и горячей воды для нужд отопления и горячего водоснабжения, а также услуг водоотведения.
На предоставление услуг по холодному водоснабжению и водоотведению в г.Кирове, между истцом и AO «Кировские коммунальные системы» (ресурсоснабжающей организацией) заключен контракт холодного водоснабжения и водоотведения от 22.12.2017 № 71-4645, в целях обеспечения абонентом (истцом) предоставления собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальной услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, по условиям которого истец обязался производить оплату ресурсоснабжающей организации.
Решением правления региональной службы по тарифам Кировской области от 19.12.2016 N 49/44-кс-2017 для AO «ККС» установлен тариф на питьевое водоснабжение для населения с 01.01.2017.
Постановлением Администрации г.Кирова от 15.03.2017 № 900-п утвержден стандарт уровня платежей за коммунальные услуги на территории г.Кирова с 01.07.2017.
Между истцом и Котельничским муниципальным предприятием «Горводоканал» (Организация) заключен государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения от 16.11.2017 № 148-ГК, по условиям которого организация обязалась подавать холодную воду и осуществлять прием сточных вод МКД г.Котельнича, указанных в приложении к контракту, а истец обязался производить оплату.
Решением правления региональной службы по тарифам Кировской области от 06.12.2016 N 46/56-кс-2017 для указанной Организации установлены тарифы на ХВС и водоотведение с 01.01.2017.
Поскольку для домов, расположенных в г.Котельнич, истец является также теплоснабжающей организацией, решением правления РСТ по Кировской области от 13.06.2017 № 20/3-тэ-2017 для него установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, на период с 13.06.2017 по 31.12.2020.
Решением Котельничской городской думы от 19.07.2017 № 82 с 01.07.2017 по 31.12.2017 на территории МО городской округ г.Котельнич установлен стандарт уровня платежей населения за коммунальные услуги по тепло, водоснабжению и водоотведению.
В связи с тем, что для домов, расположенных в поселке Мирный Оричевского района истец также является поставщиком холодного водоснабжения и водоотведения, решением РСТ по Кировской области от 20.06.2017 № 21/4-кс-2017 для него установлены тарифы на водоснабжение и водоотведение.
Решением Мирнинской поселковой думы Оричевского района Кировской области от 20.07.2017 № 71/1 установлен стандарт уровня платежей на территории пгт.Мирный на ХВС и водоотведение с 01.07.2017 по 31.12.2017.
В спорный период истец начислял плату за поставляемые населению коммунальные услуги с учетом стандарта уровня платежей, в связи с чем, у истца из-за разницы между тарифами, утвержденными РСТ по тарифам Кировской области, и тарифами для населения, утвержденными органами местного самоуправления (межтарифная разница), возникли убытки.
На основании Порядка предоставления субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 N 144/146 (далее- Порядок № 144/146) истец обратился к Министерству энергетики и ЖКХ Кировской области с заявлениями о предоставлении субсидии и заключении соглашения о предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов, который отказал истцу в заключении данного соглашения, указав, что истец не является получателем субсидий, поскольку является бюджетным учреждением и Порядок на него не распространяется, кроме того, обратился за получением субсидий с нарушением установленного срока.
Письмом от 14.09.2017 Правительство Кировской области сообщило истцу о невозможности предоставления субсидий, поскольку указанный порядок не предусматривает бюджетным учреждениям предоставление субсидий.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В пункте 2 статьи 15 ГК РФ определено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статей 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон; в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Исходя из положений Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановлении Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «Основые ценообрзования в сфере водоснабжения и водоотведения», от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относятся полномочия в области регулирования цен (тарифов) в сфере тепло, водоснабжения, водоотведения.
Убытки Истца обусловлены наличием в 2017 году разницы между его экономически обоснованным тарифом и тарифами, подлежащими применению при расчетах с населением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
В целях реализации статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 № 144/146 был утвержден «Порядок предоставления субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами»
В силу пункта 63 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400, факт превышения установленного предельного индекса определяется в отношении фактического размера платы гражданина за коммунальные услуги, отраженного в платежном документе (платежных документах), на основании которого (которых) вносится плата за коммунальные услуги, предоставленные собственникам или пользователям соответствующего жилого помещения.
Величина превышения темпов изменения (прироста) размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги над установленным предельным индексом определяется как отношение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода к размеру платы граждан за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного года при выполнении условий, указанных в пунктах 4 - 7, 10 и 37 - 40 названного документа.
Пунктом 1.3 Порядка предоставления субсидий предусмотрено, что целью предоставления субсидий является возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг, связанных с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами.
Согласно пункту 2.1 Порядка 144/146 Право на предоставление субсидий имеют ресурсоснабжающие, управляющие организации и иные исполнители коммунальных услуг, выполняющие условия, установленные пунктом 2.2 настоящего Порядка и включенные в перечень ресурсоснабжающих, управляющих организаций и иных исполнителей коммунальных услуг, имеющих право на предоставление субсидий (далее - перечень).
Перечень формируется на текущий финансовый год с ежемесячной корректировкой в течение года.
Согласно пункту 2.2 Порядка ресурсоснабжающие, управляющие организации и иные исполнители коммунальных услуг, претендующие на получение субсидии, должны выполнять следующие условия:
наличие у ресурсоснабжающих, управляющих организаций и иных исполнителей коммунальных услуг заключенных в соответствии с действующим законодательством договоров с населением и (или) с исполнителями коммунальных услуг на предоставление коммунальных услуг населению, действующих на момент подачи документов на предоставление субсидий и (или) документов, подтверждающих фактическое предоставление коммунальных услуг (ресурсов);
предоставление коммунальных услуг (ресурсов) по тарифам, установленным с учетом пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пунктом 2.3 Порядка определены условия предоставления субсидий ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг:
субсидии предоставляются в пределах объемов финансовых средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующие цели в соответствующем финансовом году;
субсидии предоставляются при наличии нормативного правового акта органа местного самоуправления о пересмотре размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами на соответствующий финансовый год;
субсидии предоставляются при наличии расчета субсидии, составленного по утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области форме;
субсидии предоставляются при наличии соглашения с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области о предоставлении субсидий.
В соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 15.11.2017 N 67-П "Об утверждении Положения о министерстве энергетике и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области" с 22.11.2017 полномочия на предоставление субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами переданы Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области», утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 15.11.2017 № 67-П, указанные функции переданы Министерству (пункт 3.1.6.10).
Из представленных доказательств следует, что Министерство энергетики и ЖКХ Кировской области отказалось заключить с истцом соглашение по указанным выше обстоятельствам.
Из положений, изложенных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", следует, что расчет за ресурс по цене, установленной ниже размера экономически обоснованного тарифа, влечет обязанность соответствующего субъекта по компенсации потерь ресурсоснабжающим организациям.
Указом Губернатора Кировской области от 27.11.2015 N 278 утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Кировской области на период с 01.01.2016 по 31.12.2018.
Указанными выше решениями правления РСТ по Кировской области истцу, а также ресурсоснабжающим организациям, оказывающим коммунальные услуги в отношении МКД, находящимся в управлении истца, были установлены соответствующие тарифы.
Расчеты за указанные коммунальные услуги истец в спорный период осуществлял в соответствии со стандартами уровня платежей населения за коммунальные услуги за спорный период, установленные Постановлением Администрации г.Кирова от 15.03.2017 № 900-п, Решением Котельничской городской думы от 19.07.2017 № 82 с 01.07.2017 по 31.12.2017, Решением Мирнинской поселковой думы Оричевского района Кировской области от 20.07.2017 № 71/1.
Истец в спорный период при оказании услуг и осуществлении деятельности по теплоснабжению, горячему, холодному водоснабжению и водоотведению населения нес убытки, связанные с государственным регулированием тарифов, поскольку расчеты населения за коммунальные услуги производились по установленным стандартам уровня платежей, величина которых была ниже экономически обоснованных тарифов, установленных для истца регулируемым органов. Убытки в виде разницы в тарифах истцу не были возмещены.
Факт оказания населению коммунальных услуг подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается.
Поскольку истец обеспечивал тепло, водоснабжение и водоотведение и нес расходы в связи с этой деятельностью, он вправе требовать возмещения своих убытков, возникших в результате государственного регулирования указанных тарифов.
При установлении тарифов для населения, которые ниже экономически обоснованного тарифа для прочих потребителей, государство гарантирует снабжающим организациям компенсацию выпадающих доходов.
В то же время публично-правовое образование вправе установить для населения плату за коммунальные услуги ниже стоимости коммунального ресурса, поставляемого истцом. Установив такую плату, субъект за счет средств собственного бюджета обязан возместить истцу выпадающие доходы.
Поскольку применение режима тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным размером платы для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на поставку тепловой энергии, и, соответственно, предопределяет необходимость возмещения в таких случаях соответствующей организации понесенных ею экономических потерь, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в заявленной истцом сумме.
Согласно расчету истца размер недополученных доходов (убытков) составил 72245 рублей 00 копеек.
Методика расчета убытков Министерством энергетики и ЖКХ по Кировской области проверена, признана правильной, ответчиком не оспорена, контррасчет не представлен.
Довод ответчика о том, что обращение истца за получением субсидий с нарушением установленного Порядком предоставления субсидий № 144/146 срока, лишает истца права на возмещение убытков, вызванных межтарифной разницей, судом отклоняется, поскольку пунктом 3.1. Порядка № 144/146 срок носит процедурный (регламентный характер). Никаких последствий пропуска этого срока (в том числе в виде отказа в субсидиях) Порядком № 144/146, иными федеральными или региональными нормативно-правовыми актами не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ № 87 возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Стандарт уровня платежей населения за коммунальные услуги на второе полугодие 2017 г. установлен указанными выше Постановлением и решениями.
Вместе с тем, как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ № 87, надлежащим ответчиком является публично-правовое образование, орган который утвердил обязательные показатели.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что поскольку предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Кировской области утверждены Указом Губернатора Кировской области от 27.11.2015 № 278 и во исполнение данного Указа приняты соответствующие Постановления Администрации г.Кирова и решения Котельничской городской думы и Мирнинской поселковой думы, то именно публично-правовое образование субъект Российской Федерации – Кировская область должно возместить истцу соответствующие неполученные доходы (убытки).
Статьей 1071 ГК РФ определено, что в случаях, когда убытки подлежат возмещению за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Принимая во внимание доводы о том, что Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области является распорядителем бюджетных средств только в отношении предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, а также то обстоятельство, что финансовый орган субъекта Российской Федерации привлечен к участию в деле в качестве ответчика, суд признает заявленные убытки подлежащими взысканию с субъекта Российской Федерации – Кировская область в лице Министерства финансов Кировской области за счет средств казны Кировской области.
Руководствуясь статьями 49, 104, 110, 167, 170, 176-180 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
взыскать с субъекта Российской Федерации - Кировская область в лице Министерства финансов Кировской области (ИНН: 4347015963; ОГРН: 1034316505497, Кировская область, город Киров, улица Карла Либкнехта, 69) за счет средств казны субъекта Российской Федерации – Кировская область в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 7729314745, ОГРН: 1027700430889, г.Москва, ул. Спартаковская, д. 2Б; филиал: Жилищно-коммунальная служба № 15, Удмуртская республика, г.Сарапул, ул.Гагарина, д.78А) денежные средства в размере 72 245 (семьдесят две тысячи двести сорок пять) рублей 00 копеек и 2 890 (две тысячи восемьсот девяносто) рублей 00 копеек расходов по государственной пошлине.
Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 7729314745, ОГРН: 1027700430889, г.Москва, ул. Спартаковская, д. 2Б; филиал: Жилищно-коммунальная служба № 15, Удмуртская республика, г.Сарапул, ул.Гагарина, д.78А) возвратить 97 (девяносто семь) рублей 00 копеек
государственной пошлины из федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Кировской области.
Судья Н.М. Шубина