НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Кировской области от 10.11.2020 № А28-2510/20


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А28-2510/2020

город Киров            

13 ноября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 ноября 2020 года

В полном объеме решение изготовлено ноября 2020 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Двинских С.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мухиной Л.С.,

рассмотрев материалы дела по исковому заявлению

государственного учреждения – Центр  по выплате пенсий и обработке информации пенсионного фонда Российской Федерации в Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610035, Россия, <...>)

к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>, 119160, <...>),

о взыскании ущерба в размере 1576 рублей 62 копеек,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО1 (адрес: 612740, Кировская область, Омутнинский район, г. Омутнинск),

федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Кировской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610000, Россия, <...>),

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Омутнинском районе Кировской области (межрайонного) (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 612740, Россия, <...>),

при участии в судебном заседании представителей:

от истца – ФИО2, по доверенности от 09.01.2020,

от ответчика – не явился;

от третьих лиц: от ФКУ «Военный комиссариат Кировской области» - ФИО3, по доверенности от 06.04.2020,

от ФИО1 – не явились;

от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Омутнинском районе Кировской области (межрайонного) – не явились.

установил:

государственное учреждение – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировской области (далее - истец, Центр) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Кировской области» о взыскании 1 576 рублей 62 копейки ущерба.

Исковые требования основаны на нормах статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 25 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях), части 4 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ) и мотивированы представлением недостоверных сведений в справке от 16.10.1996 № 794, выданной военным комиссариатом Омутнинского района, о  сроках прохождения ФИО1 срочной службы в Советской Армии, что стало причиной переплаты пенсионеру пенсии в период с 03.04.2005 по 31.07.2010.

Определением суда от 07.07.2020 судом с согласия истца произведена замена  ненадлежащего ответчика - федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Кировской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610000, Россия, <...>) на надлежащего – Российскую Федерацию в лице Министерства обороны Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>, 119160, <...>); федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Кировской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610000, Россия, <...>) привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования.

Истец в судебном заседании на требованиях настаивает.

Ответчик и третьи лица (ФИО1, управление Пенсионного фонда), надлежащим образом  извещенные  о времени и месте судебного заседания  в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), а также путем размещения соответствующей информации на сайте Арбитражного суда Кировской области в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Суд в порядке статьи 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся.

Ответчик в представленном отзыве с требованиями не согласен; указывает, что истцом пропущен срок исковой давности по предъявленным требованиям.

Изучив материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

29.11.1996 ФИО1 обратился с заявлением о назначении пенсии в  комиссию по назначению пенсии Совета народных депутатов Омутнинского районного Совета социального обеспечения колхозников, при подаче документов предоставил справку, выданную военным комиссариатом Омутнинского района о  сроках прохождения срочной службы в Советской Армии, согласно которой он проходил срочную службу с 18.11.1965 по 16.07.1970.

Согласно положениям статьи 10 Закона о трудовых пенсиях периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в статье 3 Закона о трудовых пениях, включаются в страховой стаж для начисления пенсии при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 11 Закона о трудовых пенсиях предусмотрено, что, наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 Закона о трудовых пенсиях, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, засчитываются также иные (нестраховые) периоды, в том числе: период прохождения военной службы.

03.04.2005 вступил в законную силу Федеральный закон от 21.03.2005 № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий отдельным категориям граждан» (далее по тексту - Закон № 18-ФЗ), пунктом 2 статьи 1 которого предусмотрено возмещение Пенсионному фонду Российской Федерации расходов по выплате страховой части трудовых пенсий, связанных с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, перечисленных в статье 1 Закона № 18-ФЗ (в том числе периода прохождения военной службы по призыву) за счет средств из федерального бюджета.

Согласно статье 3 Закона № 18-ФЗ сумма средств федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов за каждое застрахованное лицо, включается в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица, исходя из которого ему исчисляется страховая часть трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

В связи с этим 29.11.2008 ФИО1 произведен перерасчет пенсии с учетом нестраховых периодов, которые были определены согласно справке от 16.10.1996 (прохождение срочной военной службы) и составили 4 года 7 месяцев 29 дней. В связи с перерасчетом пенсионеру произведена доплата к пенсии за период с 03.04.2005 по 31.12.2008 в сумме 2 083 рубля 80 копеек. Пенсия по произведенному перерасчету, исчисленная Пенсионным фондом с учетом нестраховых периодов  продолжительностью 4 года 7 месяцев 29 дней, выплачивалась пенсионеру до июля 2010 года включительно.

13.03.2018 ФИО1 обратился в органы Пенсионного фонда с заявлением о перерасчете размера пенсии, представив справку, выданную ФКУ «Военный комиссариат Кировской области» от 13.03.2018 № 130, согласно которой ФИО1 проходил срочную военную службу с 18.11.1965 по 15.06.1968, сверхсрочную службу с 15.06.1968 по 16.07.1970.

21.03.2018 года в ходе проведения проверки достоверности справки от 16.10.1996 № 794 Фондом было установлено, что в справке были указаны неверные сведения о периоде прохождения срочной военной службы ФИО1, о чем Управлением ПФР в Омутнинском районе Кировской области (межрайонное) составлен протокол № 27/1 о выявлении излишне выплаченных сумм пенсии.

В протоколе указано, что в связи с представлением недостоверных сведений о периоде прохождения службы по призыву образовалась переплата пенсии за период с 03.04.2005 по 31.07.2010 в размере 1 576 рублей 62 копейки.

Решением от 21.03.2018 Управлением ПФ обнаружена ошибка, допущенная при назначении страховой пенсии по старости ФИО4 в связи с тем, что справка от 16.10.1996 содержит сведения о периоде прохождения службы по призыву с 18.11.1965 по 16.07.1970, однако справка от 13.03.2018 № 130 опровергает ранее представленные сведения и содержит информацию о периоде прохождения службы по призыву с 18.11.1965 по 14.06.1968; с 03.04.2005 по 31.07.2010 пенсия выплачивалась с ошибкой; вынесено распоряжение от 21.03.2018 о перерасчете пенсии за период с 01.04.2005 по 31.07.2010 с учетом суммы возмещения уплаты страховых взносов за нестраховые периоды  продолжительностью, определенной в соответствии с новой справкой военкомата.

Включение недостоверных сведений  в справку от 16.10.1996, повлекшее необоснованную выплату пенсионеру пенсии в повышенном размере, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.

Пункт 6 части 1 статьи 8  Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) указывает возникновение гражданских прав и обязанностей вследствие причинения вреда другому лицу.

В качестве основания заявленных исковых требований истец указывает действия, совершенные сотрудниками военного комиссариата Омутнинского района, выразившиеся в выдаче для назначения трудовой пенсии ФИО1 справки, содержащей недостоверные сведения.

В соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

В подпункте 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, определено, что министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.

Согласно пунктам 4, 23 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 № 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов. Военные комиссариаты обеспечиваются техникой, материальными средствами и другими видами довольствия через соответствующие довольствующие органы военного округа в соответствии с установленными нормами снабжения и в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации. Финансирование расходов военных комиссариатов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации.

С учетом указанных норм надлежащим ответчиком по настоящему делу является Российская Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации. 

В пунктах 1, 2 статьи 25 Закона о трудовых пенсиях определено, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, поэтому ее применение возможно лишь при наличии условий, предусмотренных законом. В предмет доказывания по иску о взыскании убытков, по смыслу вышеуказанных норм, входит: наличие вреда, противоправность действий причинителя вреда, наличие его вины, причинно-следственная связь между действиями указанного лица и вредом (ущербом).

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Ответчик заявил о пропуске срока исковой давности.

В силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности по общему правилу начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В соответствии со статьей 18 Закона о трудовых пенсиях перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов.

Согласно статье 25 Закона о трудовых пенсиях физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 указанного Закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно статьям 5 и 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Страховщик обязан осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения. Страховщик имеет право проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок.

В период осуществления органом Пенсионного фонда перерасчета пенси 29.11.2008 действовали Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую установлены совместным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 17 и Пенсионного фонда Российской Федерации № 19пб от 27.02.2002 (далее - Правила).

Согласно пунктам 11 - 13 этих Правил при приеме заявления и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для перерасчета размера пенсии. При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов. Фонд проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения. Решение принимается Фондом на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.

Как следует из материалов дела, Пенсионный фонд при осуществлении 29.11.2008 перерасчета пенсии рассчитал пенсию на основании справки от 16.10.1996, согласно которой гражданин проходи срочную военную службу по призыву с 18.11.1965 по 16.07.1970, то есть 4 года 7 месяцев 29 дней.

Вместе с тем, действующий в период проведения призыва ФИО1 Закон СССР от 01.09.1939 «О всеобщей воинской обязанности» устанавливал сроки действительной военной службы, отличные от указанных в справке.

Таким образом, истец при назначении пенсии мог и должен был установить обоснованность представленных  сведений о периоде прохождения срочной военной службы по призыву.

Следовательно, течение срока исковой давности следует исчислять с момента принятия истцом распоряжения о перерасчете пенсии от 29.11.2008.

Исковое заявление подано в суд по почте 25.02.2020. Суд приходит к выводу о том, что истцом пропущен срок исковой давности.

При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Государственная пошлина по делу уплате не подлежит в связи с освобождением истца и ответчика от ее уплаты в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. 

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.

Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья                                                                                             С.ФИО5