610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102
http://kirov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А28-8660/2019
город Киров
09 апреля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 09 апреля 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 09 апреля 2021 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Зведер Е.Р.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Балезиной Я.А.
рассмотрел в судебном заседании исковое заявление
индивидуального предпринимателя Мухамедзянова Владимира Ануваровича (ИНН 434595258850, ОГРН 312434530300133, место жительства: 610020, Россия, Кировская область, г. Киров)
к Министерству социального развития Кировской области (ИНН 4346012984, ОГРН 1034316516519, адрес: 610001, Россия, Кировская область, г. Киров,
ул. Комсомольская, д. 10),
Кировскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» (ИНН 4345218414, ОГРН 1074345063870, адрес: 610001, Россия, Кировская область,
г. Киров, ул. Комсомольская, д. 10),
Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области (ИНН 4346002922, ОГРН 1024301326280, адрес: 610001, Россия, Кировская область, г. Киров, ул. Комсомольская, д.34),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Крупина Татьяна Леонидовна (адрес:610051, Россия, Кировская область,
г. Киров),
о взыскании 898 140 рублей 00 копеек,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства социального развития Кировской области
– Кадочникова А.В., по доверенности от 13.01.2021;
от Кировского областного государственного казенного учреждения социальной защиты «Управление социальной защиты населения в городе Кирове»
– Гущиной Т.В., по доверенности от 11.01.2021;
от Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области –
Медведевой О.В., по доверенности от 06.03.2018;
установил:
индивидуальный предприниматель Мухамедзянов Владимир Ануварович (далее – истец, ИП Мухамедзянов В.А.) обратился в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением к Министерству социального развития Кировской области (далее – ответчик1, Министерство), Кировскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» (далее – ответчик2, КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове»), Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области (далее – ответчик3, ОПФР по Кировской области) об обязании возместить 898 140 рублей 00 копеек расходов на изготовление и установку надгробного памятника Герою Социалистического Труда – Никитину Леониду Николаевичу в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 № 740 «О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера Ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета».
Определением Арбитражного суда Кировской области от 16.12.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Крупина Татьяна Леонидовна – заказчик по договору на изготовление и установку надгробного сооружения.
КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» ссылаясь на Порядок использования средств, выделенных Пенсионным фондом РФ на реализацию мер социальной поддержки Героям Советского Союза, Героям РФ и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы, утвержденный распоряжением департамента социального развития Кировской области от 07.03.2006 № 12, в отзыве на иск указывает, что учреждением была направлена заявка на возмещение расходов в Министерство, однако Министерством принято решение об отказе в возмещении расходов. В отсутствие у КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» финансирования на возмещение соответствующих расходов ответчик2 считает невозможным исполнение обязательства по договору с истцом.
Министерство в отзыве на исковое заявление просило отказать в иске, ссылается на установленные требования об изготовлении надгробия исключительно специализированными организациями (не индивидуальными предпринимателями), отсутствие сведений о виде гранита, используемого в изготовлении, фактическое отсутствие цоколя в надгробии несмотря на включение его стоимости в сумму расходов, несоответствие вертикальной плиты установленным параметрам, облицовкой фундамента гранитом (что не предусмотрено), непредставлением документов об отсутствии на могиле умершего Героя надгробий другого образца. В дополнении к отзыву Министерство также указало, что стоимость работ завышена истцом, по мнению Министерства фактически стоимость работ составила 662 754 рубля 00 копеек.
ОПФР по Кировской области в представленном отзыве указало, что осуществляет перечисление необходимых денежных средств в бюджет Кировской области на основании заявки Министерства социального развития Кировской области на финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробий Героям Социалистического Труда, при этом ОПФР по Кировской области не предоставлены полномочия по оценке документов, полученных от заявителя для возмещения расходов, и принятию решения об отказе в их возмещении. Как следует из отзыва, заявка Министерством не была представлена, по мнению ОПФР по Кировской области отсутствуют основания для возмещения расходов.
Крупина Татьяна Леонидовна подтвердила заключение договора с ИП Мухамедзяновым В.А., указала в письменных пояснениях, что работы выполнены в полном объеме, стоимость работ составила 898 140 рублей 00 копеек.
Определением от 04.10.2019 по делу было назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено обществу с ограниченной ответственностью «Независимая экспертно-оценочная корпорация», экспертом назначен Копанев Сергей Евгеньевич.
Заключение эксперта № 322СЭ поступило в материалы дела 24.10.2019.
Истец уменьшил размер исковых требований до суммы 881 215 рублей 00 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Судом принято к рассмотрению уменьшение размера исковых требований.
Представители ответчиков в судебном заседании поддержали ранее изложенные позиции.
Истец, третье лицо явку представителей в судебное заседание не обеспечили, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Дело рассмотрено судом в отсутствие представителей истца и третьего лица.
Суд, заслушав представителей ответчиков, исследовав в полном объеме представленные в материалы дела доказательства, установил следующие фактические обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Крупина Татьяна Леонидовна является дочерью Никитина Леонида Николаевича, что подтверждается свидетельством о рождении от 06.10.1951 № 472618. Никитину Леониду Николаевичу 01.08.1959 присвоено звание Героя Социалистического Труда.
20.08.2018 между ИП Мухамедзяновым В.А. (исполнитель) и Крупиной Татьяной Леонидовной (заказчик) заключен договор на изготовление и установку надгробного сооружения (далее – договор), в соответствии с предметом которого исполнитель обязался изготовить и установить, а заказчик принять надгробие, сооружаемое на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда, изготовляемое из камня гранит черный габбро, включающее в себя вертикальную плиту (размером 200 х 90 х 25 сантиметров), цоколь (размером 100 х 40 х 30 сантиметров), цветник (размером 150 х 90 х 25 сантиметров) и установленные на бетонном основании (фундаменте), предусмотренное Постановлением Правительства РФ от 05.12.2006 № 740 «О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета», количестве и по ценам согласно Приложению № 1, являющемуся неотъемлемой частью договора (пункт 1.1. договора).
Исполнитель изготавливает, доставляет и устанавливает заказчику продукцию по ценам, согласованным между сторонами и указанными в Приложении № 1. Расчет за изготовление продукции и ее доставку и установку производятся в следующем порядке: заказчик передает исполнителю право требования возмещения (оплаты) надгробия в отношениях с государственными, муниципальными органами и учреждениями в рамках программы установки надгробия Героям Социалистического труда в соответствии с частью 2 статьи 6.1 Федерального закона от 09 января 1997 года № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы» (пункты 2.1., 2.2. договора).
В соответствии с приложением № 1 к договору общая сумма за материал и установку надгробного сооружения составляет 898 140 рублей 00 копеек, НДС не облагается.
23.08.2018 между КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» (учреждение) и ИП Мухамедзяновым В.А. (изготовитель) подписан договор о возмещении расходов по изготовлению и установке надгробия на могиле умершего Героя Социалистического Труда № 09-02/33-18, в соответствии с которым учреждение возмещает изготовителю расходы, связанные с изготовлением и установкой надгробия на могиле умершего Героя Социалистического Труда Никитина Леонида Николаевича, за счет средств федерального бюджета в пределах сумм, предусмотренных на указанные цели, в порядке, предусмотренном настоящим договором, и в соответствии с действующим законодательством.
В подтверждение выполнения работ по изготовлению и установке надгробного сооружения истцом представлен в материалы дела акт о приемке выполненных работ (оказанных услуг) от 08.10.2018 № 35, подписанный Крупиной Татьяной Леонидовной (заказчиком по договору), стоимость выполненных работ составила 898 140 рублей 00 копеек.
Также между Крупиной Татьяной Леонидовной, КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» и ИП Мухамедзяновым В.А. подписан соответствующий акт от 08.10.2018.
08.10.2018 КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» обратилось в адрес Министерства с заявкой на право расходования средств на реализацию мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы.
Министерство возвратило КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» документы письмом от 18.02.2019.
22.02.2019 в ответ на обращение ИП Мухамедзянова В.А. о возмещении понесенных им расходов КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» направило письмо, в котором сообщило, представленные заявителем документы по изготовлению и установке надгробия на могиле умершего Героя Социалистического Труда Никитина Леонида Николаевича были направлены в Министерство социального развития Кировской области, которым по результатам их рассмотрения принято решение об отказе в возмещении понесенных расходов ввиду изготовления надгробия неспециализированным предприятием, отсутствием сведений о виде гранита, используемого в изготовлении, отсутствием цоколя в надгробии, облицовкой фундамента гранитом (что не предусмотрено), непредставлением документов об отсутствии на могиле умершего Героя надгробий другого образца.
30.04.2019 истец обратился в адрес КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове», ОПФР по Кировской области и Министерства с претензией от 26.04.2019, к которой приложил акт выполненных работ, просил подписать, а также осуществить возмещение расходов по сооружению надгробия умершему Герою Социалистического Труда Никитина Леонида Николаевича в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 № 740 «О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера Ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета».
В ответ на претензию истца КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» 24.05.2019 сообщило об отсутствии у учреждения финансирования на возмещение расходов по изготовлению и установке надгробия, отказало в возмещении соответствующих расходов.
Министерство в ответ на претензию истца сослалось на предыдущее письмо об отказе в возмещении расходов, дополнительно сообщило, что право на возмещение расходов имеют исключительно члены семьи умершего Героя Социалистического Труда.
Полагая отказ ОПФР по Кировской области, Министерства и КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» в компенсации расходов необоснованным, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Установленные обстоятельства позволяют суду сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 6.1 Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца производится за счет средств федерального бюджета.
Средства федерального бюджета, передаваемые на финансирование расходов, связанных с сооружением надгробия, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через его территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 Федерального закона «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы».
В целях реализации указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 05.12.2006 № 740 «О надгробии, сооружаемом на могиле умершего Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы».
Указанным Постановлением определены образец надгробия, сооружаемого на могиле умершего (погибшего) Героя, и уполномоченный орган исполнительной власти осуществляющий компенсацию затрат на сооружение и установление таких надгробий.
Между Пенсионным фондом Российской Федерации и Правительством Кировской области заключено соглашение от 20.03.2007 № 28-24 «О реализации мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы».
В указанном соглашении определен порядок взаимодействия сторон по вопросам реализации, в том числе статьи 6.1 Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы».
Как следует из содержания Постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 № 740 и Соглашения между Правительством Кировской области и Пенсионным фондом Российской Федерации от 20.03.2007 № 28-24 «О реализации мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы», с учетом полномочий Министерства социального развития Кировской области, установленных Положением о Министерстве, полномочий ОПФР по Кировской области, КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове», задач и функций, возложенных на них, процесс компенсации расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробного памятника Герою Социалистического Труда, обусловлен действиями всех ответчиков.
Согласно Порядку использования средств, выделенных Пенсионным фондом РФ на реализацию мер социальной поддержки Героям Советского Союза, Героям РФ и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы, утвержденному распоряжением департамента социального развития Кировской области от 07.03.2006 № 12 (далее по тексту – Порядок № 12) выплата истцу соответствующей компенсации реально возможна лишь в результате соответствующих согласованных действий Министерства, ОПФР по Кировской области.
В соответствии с названным порядком КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» представляет в Министерство заявку на право расходования средств, заключает с предприятиями, учреждениями, организациями отдельные договоры о возмещении расходов, связанных с реализацией, в частности, Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» в пределах выделенных ассигнований на основании заявок – расчетов предприятий и организаций, оказывающих услуги. Расходы возмещаются соответствующим предприятиям на основании счетов, реестров путем перечисления средств на их счета (пункты 4, 5, 8 Порядка № 12).
Оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечивания памяти Героев, носит компенсационный характер.
Статья 5 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении и похоронном деле) предусматривает, что родственники либо законный представитель умершего, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнить волеизъявление умершего другому лицу.
Согласно положениям статьи 6 Закона о погребении и похоронном деле в случае отсутствия волеизъявления умершего либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Следовательно, законодателем установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определенной очередности могут организовать и осуществить погребение, включая установку памятника на могиле.
Истец, принявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников умерших в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.
Из названных законодательных актов вытекает прямая обязанность соответствующих государственных органов оплатить этим лицам расходы на изготовление и установку памятников погибшим (умершим) Героям и другим перечисленным категориям лиц.
Как следует из условий договора, заключенного между истцом и третьим лицом заказчик передает исполнителю право требования возмещения (оплаты) надгробия в отношениях с государственными, муниципальными органами и учреждениями в рамках программы установки надгробия Героям Социалистического труда в соответствии с частью 2 статьи 6.1 Федерального закона от 09 января 1997 года № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы» (пункт 2.2. договора).
С учетом указанного условия договора истец правомерно обратился к ответчикам с требованием о возмещении его расходов на сооружение и установку надгробия на месте погребения умершего (погибшего) Героя.
Факт выполнения истцом работ, предусмотренных договором, подтверждается актом.
Из представленных в дело материалов следует, что надгробие было установлено на бетонном основании (фундаменте), включало в себя вертикальную плиту, цоколь полированный, цветник полированный. На вертикальной плите указаны, в том числе, фамилия, имя, отчество и даты жизни умершего Героя Социалистического Труда.
Министерство в ходе рассмотрения дела оспаривало стоимость работ по возведению фундамента, объемы работ.
Определением от 04.10.2019 по делу назначено проведение судебной экспертизы для определения объекта фактически выполненных работ по устройству бетонного основания (фундамента), а также стоимости данных работ.
Эксперт определил, что стоимость работ по устройству фундамента на дату заключения договора составила 14 714 рублей 00 копеек.
Указанные выводы эксперта послужили основанием для уточнения исковых требований, согласно которым истец предъявил к взысканию 881 215 рублей 00 копеек, в том числе 361 500 рублей стоимости вертикальной плиты, 168 710 рублей - стоимость цоколя, 195 840 рублей - стоимость цветника, стоимость надписи - 20 590 рублей, стоимость фундамента - 32 025 рублей, стоимость доставки и установки - 97 400 рублей, 5 150 рублей прочих расходов.
Из материалов дела следует, что при подаче заявления на возмещение расходов в КОГКУ «Управление социальной защиты населения в г.Кирове» были представлены договор и акт на сумму 898 140 рублей, из которых стоимость вертикальной плиты – 299 500 рублей, цоколя – 138 710 рублей, цветника – 91 840 рублей, установка на фундаменте – 347 500 рублей, надпись – 20 590 рублей.
Вместе с тем согласно документам, представленным при рассмотрении спора – договору от 20.09.2018 между истцом и заказчиком Крупиной Татьяной Леонидовной и акту выполненных работ от 08.10.2018 № 35 стоимость работ также составила 898 140 рублей, в том числе вертикальная плита – 361 500 рублей, цоколь – 168 710 рублей, цветник – 195 840 рублей, фундамент – 32 025 рублей, доставка и установка – 97 400 рублей, надпись – 20 590 рублей.
Таким образом, содержание вышеуказанных документов, представленных в КОГКУ «Управление социальной защиты населения в г. Кирове» и в суд, является противоречивым; оставляя неизменной общую стоимость работ, истец, по-разному определяет стоимость отдельных видов работ, использованных материалов и т.д.
Договор между истцом и заказчиком работ Крупиной Татьяной Леонидовной от 20.08.2018 не содержит денежных обязательств, исходя из условий договора заказчик передал индивидуальному предпринимателю право требования возмещения (оплаты) надгробия в отношения с государственными и муниципальными органами в рамках программы установки надгробия Героям Социалистического труда в соответствии с ч.2 статьи 6.1 Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ.
Поскольку иное не доказано истцом, то суд приходит к выводу, что цена по договору - 898 140 рублей фактически включает как подлежащие возмещению затраты, так и затраты, которые возмещению не подлежат. Работы, которые были выполнены истцом по установке надгробия, но не соответствуют Постановлению Правительства от 05.12.2006 № 740, не подлежат возмещению.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что фактически распределение затрат произведено истцом в произвольном порядке.
Министерство выполнило свой расчет стоимости и установки надгробия: 299 500 рублей (плита) + 138 710 рублей (цоколь) + 91 840 рублей (цветник) + 20 590 рублей (надпись) + 97 400 рублей (монтаж) + 14 714 рублей (устройство фундамента); итого, 662 754 рубля.
Указанный расчет основан на представленных истцом договорах, выполнен с учетом минимальных заявленных истцом расценок на отдельные виды работ (материалы), не противоречит экспертному заключению по делу и иным доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Поскольку Министерство признало факт выполненных работ для родственника Героя Социалистического труда, привело расчет предъявленных требований, согласилось с тем, что истцом были понесены связанные с изготовлением и установкой памятника затраты на сумму 662 754 рубля, суд полагает, что в пользу истца подлежат возмещению расходы в указанной сумме.
В остальной части истец не доказал обоснованность предъявленного требования. Исковые требования с учетом вышеизложенного подлежат частичному удовлетворению.
При обращении с исковым заявлением истцом было заявлено ходатайство о предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины по делу.
В случае если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, а истцу, в пользу которого принят судебный акт, которым заканчивается рассмотрение спора по существу, была предоставлена отсрочка ее уплаты и государственная пошлина истцом не уплачена, государственная пошлина не взыскивается с ответчика, поскольку отсутствуют основания для ее взыскания в федеральный бюджет (пункт 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»).
В соответствии со статьей 108 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец перечислил на производство судебной экспертизы на депозитный счет суда 15 000 рублей (платежное поручение от 03.10.2019 № 149).
Стоимость услуг эксперта по проведению судебной экспертизы по настоящему делу составила 15 000 рублей. Данная сумма перечислена с депозитного счета Арбитражного суда Кировской области экспертной организации определением от 09.12.2019.
Если уточнение (уменьшение) исковых требований связано именно с результатами судебной экспертизы, то понесенные судебные издержки на проведение экспертизы подлежат распределению между сторонами пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований с учетом размера первоначально заявленных исковых требований (разъяснения пункта 15 Рекомендаций Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Волго-Вятского округа по итогам работы заседания Совета 08.06.2012, проведенного на базе Арбитражного суда Республики Марий Эл).
Принимая во внимание указанные разъяснения, а также уменьшение истцом размера исковых требований по результатам экспертизы, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом частичного удовлетворения исковых требований государственная пошлина в сумме 5 494 рубля 00 копеек относится на истца и подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета; судебные расходы истца по оплате судебной экспертизы в размере 11 070 рублей 00 копеек относятся на ответчиков и подлежат возмещению ответчиками в пользу истца (по 3 690 рублей), пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, с учетом размера первоначально заявленных исковых требований (73,8% - процент удовлетворенных требований).
Руководствуясь статьями 49, 110, 112, 156, 167-170, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить частично, обязать Министерство социального развития Кировской области (ИНН 4346012984, ОГРН 1034316516519, адрес: 610001, Россия, Кировская область, г. Киров, ул. Комсомольская, д. 10), Кировское областное государственное казенное учреждение социальной защиты «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» (ИНН 4345218414, ОГРН 1074345063870, адрес: 610001, Россия, Кировская область, г. Киров, ул. Комсомольская, д. 10), Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области (ИНН 4346002922, ОГРН 1024301326280, адрес: 610001, Россия, Кировская область, г. Киров, ул. Комсомольская, д. 34) возместить индивидуальному предпринимателю Мухамедзянову Владимиру Ануваровичу (ИНН 434595258850, ОГРН 312434530300133, адрес: 610020, Россия, Кировская область, г. Киров) 662 754 (шестьсот шестьдесят две тысячи семьсот пятьдесят четыре) рубля 00 копеек расходов на изготовление и установку надгробного памятника Герою Социалистического Труда – Никитину Леониду Николаевичу в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 № 740 «О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера Ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета».
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Мухамедзянова Владимира Ануваровича (ИНН 434595258850, ОГРН 312434530300133, адрес: 610020, Россия, Кировская область, г. Киров) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 5 494 (пять тысяч четыреста девяносто четыре) рубля 00 копеек.
Взыскать с Министерства социального развития Кировской области (ИНН 4346012984, ОГРН 1034316516519, адрес: 610001, Россия, Кировская область, г. Киров, ул. Комсомольская, д. 10) в пользу индивидуального предпринимателя Мухамедзянова Владимира Ануваровича (ИНН 434595258850, ОГРН 312434530300133, адрес: 610020, Россия, Кировская область, г. Киров) 3 690 (три тысячи шестьсот девяносто) рублей 00 копеек в возмещении судебных издержек.
Взыскать с Кировского областного государственного казенного учреждения социальной защиты «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» (ИНН 4345218414, ОГРН 1074345063870, адрес: 610001, Россия, Кировская область, г. Киров, ул. Комсомольская, д. 10) в пользу индивидуального предпринимателя Мухамедзянова Владимира Ануваровича (ИНН 434595258850, ОГРН 312434530300133, адрес: 610020, Россия, Кировская область, г. Киров) 3 690 (три тысячи шестьсот девяносто) рублей 00 копеек в возмещении судебных издержек.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области (ИНН 4346002922, ОГРН 1024301326280, адрес: 610001, Россия, Кировская область, г. Киров, ул. Комсомольская, д. 34) в пользу индивидуального предпринимателя Мухамедзянова Владимира Ануваровича (ИНН 434595258850, ОГРН 312434530300133, адрес: 610020, Россия, Кировская область, г. Киров) 3 690 (три тысячи шестьсот девяносто) рублей 00 копеек в возмещении судебных издержек.
Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.
Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья Е.Р. Зведер