Арбитражный суд Кировской области
610017, г. Киров, ул. К. Либкнехта, 102
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Резолютивная часть решения объявлена 08 апреля 2008 г.
Решение изготовлено в полном объеме 14 апреля 2008 г.
08 апреля 2008 г. Дело № А28-409/08-15/11
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Двинских С.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Головиной С.А.
рассмотрев заявление ГУП учреждения ОР-216/9 ГУИН Минюста России по УИН Кировской области
к Межрайонной ИФНС России № 1 по Кировской области
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, – Отдел Пенсионного фонда РФ в Опаринском районе Кировской области
о признании недействительным решения от 25.01.08г. № 07-17/876 Межрайонной ИФНС России № 1 по Кировской области об отказе возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсиии об обязании налогового органа произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ
при участии:
от заявителя - Пестрикова Т.В. представитель по доверенности от 18.01.08г.,
Садырина Т.Д. представитель по доверенности от 27.03.08г.
от ответчика – Рупасов А.С. представитель по доверенности от 11.02.07г.
оттретьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, – Отдел Пенсионного фонда РФ в Опаринском районе Кировской области – представитель не явился, извещен.
ГУП учреждение ОР-216/9 ГУИН Минюста России по УИН Кировской области обратилось в суд с заявлением (с учетом уточнения требований от 24.03.08г.) к Межрайонной ИФНС России № 1 по Кировской области о признании недействительным решения от 25.01.08г. № 07-17/876 Межрайонной ИФНС России № 1 по Кировской области об отказе возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии и об обязании ответчика произвести возврат страховых взносов в сумме 107 620 руб. 00 коп.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, – Отдел Пенсионного фонда РФ в Опаринском районе Кировской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил справку № 750-10 от 07.04.08г. о сумме переплаты заявителя.
Суд в соответствии со ст.156 АПК РФ рассматривает дело в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
Представитель заявителя на заявленных требованиях настаивает, представил в судебное заседание платежные поручения об уплате недоимки за 2007г. и за предыдущие периоды.
Ответчик заявленные требования не признал, с доводами заявителя не согласен. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований, в случае удовлетворения требований просит снизить размер государственной пошлины, т.к. Межрайонной ИФНС России № 1 по Кировской области является бюджетной организацией-органом государственной власти, отсутствует финансирование расходов по статье бюджетной классификации, предусматривающей возмещение госпошлины.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее:
Распоряжением территориального управления по Кировской области Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 26.09.06г. № 05-458 принято решение о ликвидации юридического лица - ГУП учреждения ОР-216/9 ГУИН Минюста России по УИН Кировской области, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за № 2064316007985 от 28.09.06г.
В соответствии с актом совместной сверки расчетов от 06.11.07г. между Межрайонной ИФНС России № 1 по Кировской области и ГУП учреждением ОР-216/9 ГУИН Минюста России по УИН Кировской области у заявителя имеется переплата в размере 92 184, 50 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии и задолженность по пеням в сумме 100 277, 65 руб.
Заявитель обратился 03.12.07 г. в Межрайонную ИФНС России № 1 по Кировской области с заявлением о проведении взаимозачета переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в счет недоимки по пени.
Письмом от 10.12.07г. № 07-17/19841 налоговый орган отказал в зачете переплаты по страховым взносам, сославшись на то, что зачеты (возвраты) по страховым взносам в силу ст. 78 НК РФ, п. 3 ст. 25 Закона №167-ФЗ от 15.12.01 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» налоговыми органами не производятся.
Согласно акта сверки уплаты страховых взносов за 2007г. на обязательное пенсионное страхование от 10.01.08г. между Отделом Пенсионного фонда РФ в Опаринском районе Кировской области и ГУП учреждением ОР-216/9 ГУИН Минюста России по УИН Кировской области задолженность, подлежащая уплате заявителем составила, 430 945 руб. Заявителем указанная задолженность по пени на страховую и на накопительную части трудовой пенсии погашена, о чем свидетельствуют приложенные к акту сверки платежные поручения № 1, № 2 от 14.01.08г., № 9 от 21.01.08г., № 113 от 27.02.08г.
Заявитель обратился 23.01.08 г. в Межрайонную ИФНС России № 1 по Кировской области с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в размере 92 184 руб.
Письмом от 25.01.08г. № 07-17/876 налоговый орган отказал в возврате указанной выше суммы, сославшись на то, что зачеты (возвраты) по страховым взносам в силу ст. 78 НК РФ, п. 3 ст. 25 Закона №167-ФЗ от 15.12.01 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» налоговыми органами не производятся.
Заявитель не согласен с действиями налогового органа. Считает, что обязанность по возврату страхователю излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговый орган. Ссылается на ст. 2 Закона РФ № 167-ФЗ от 15.12.01 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», п.7, п. 9 ст. 78 НК РФ, приложение № 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации». Заявитель просит признать недействительным решение налогового органа о возврате переплаты по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ, выразившееся в письме от 25.01.08г. № 07-17/876, и просит обязать налоговый орган произвести возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов в размере 107 620 руб. Заявитель указывает, что им 25.03.08г. представлена в налоговый орган декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 2007г., согласно данной декларации к уплате по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за расчетный период подлежит 8 875 руб. С учетом начисленного платежа по декларации за 2007г. сумма переплаты, подтвержденная справкой Отдела Пенсионного фонда РФ в Опаринском районе Кировской области № 750-10 от 07.04.08г., составляет: по страховой части трудовой пенсии – 36018 руб., по накопительной части трудовой пенсии – 71 602 руб., всего в общей сумме переплата составила 107 620 руб. Согласно данной справки Пенсионного фонда у заявителя не имеется задолженности по уплате пени.
Ответчик не согласен с заявленными требованиями. Считает, что действующим законодательством не определен орган, который должен производить зачет (возврат) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не предусмотрены правовые основания для проведения налоговым органом зачета (возврата) страховых взносов, порядок его проведения. Кроме того, ответчик считает, что согласно акта совместной сверки расчетов с заявителем от 19.03.08г. у ГУП учреждения ОР-216/9 ГУИН Минюста России по УИН Кировской области имеется задолженность по пеням, начисленная на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в размере 103 824, 73 руб., а также по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2007г. (согласно представленной заявителем декларации за 2007г.) к уплате начислена сумма 8 875 руб.
На основании изложенного, представитель ответчика просит суд отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований о возврате страховых взносов в сумме 107 620 руб. 00 коп. и произвести зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов в размере 103 488, 50 руб. (налог) и 12 887, 48 руб. (пени) в счет погашения задолженности по страховым взносам на страховую и накопительную часть пенсии, а также задолженности по пени, в том числе: зачесть задолженность по пени накопительной части в сумме 14 376,58 руб., зачесть задолженность по страховым взносам страховой части в сумме 8874,88 руб., зачесть задолженность по пени страховой части в сумме, оставшейся части переплаты от предыдущих зачетов, т.е. в сумме 93 124,52 руб.
Суд, оценив представленные сторонами доказательства, считает, что требования, заявленные ГУП учреждением ОР-216/9 ГУИН Минюста России по УИН Кировской области, подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Пунктом 6 данной статьи установлено, что возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
В силу п. 14 ст. 78 НК РФ правила настоящей статьи применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Согласно абзацу 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме уплаченных страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Согласно статье 5 Закона N 167-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 13 названного Федерального закона страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ.
Указанным Федеральным законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации") администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.09.06 N 4240/06.
Таким образом, у налогового органа имеются правовые основания для принятия решения о возврате (зачете) плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по нормам Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
Пунктом 4 данной статьи установлено, что суммы излишне уплаченных ликвидируемой организацией или излишне взысканных с этой организации налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежат зачету налоговым органом в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам в порядке, установленном настоящим Кодексом.
При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней, штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией или излишне взысканных налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации в порядке, установленном настоящим Кодексом, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.
Как следует из материалов дела, согласно акта совместной сверки расчетов от 19.03.08г. между Межрайонной ИФНС России № 1 по Кировской области и ГУП учреждением ОР-216/9 ГУИН Минюста России по УИН Кировской области у заявителя имеется задолженность по пеням в сумме 103 824,73 руб. С данными начислениями пени заявитель не согласен, о чем указал в акте сверки.
В судебном заседании судом установлено, что задолженность по пени в данном размере возникла в связи с тем, что налоговый орган исчисляет пени на ежемесячные авансовые платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, не уплаченные заявителем в установленный срок.
Налоговый орган при начислении пеней руководствуется абзацем вторым пункта 3 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 НК РФ. Однако данный расчет пени налоговым органом противоречит правовой позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в Постановлении № 47 от 26.07.07г.
В отличие от регулирования, установленного НК РФ, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не предусматривает нормы, распространяющей на ежемесячные авансовые платежи порядок начисления пеней, установленный для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Согласно абзаца 2 п.2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Пункт 1 статьи 26 Закона о пенсионном страховании определяет, что пенями обеспечивается исполнение обязанности по уплате страховых взносов. В силу статьи 24 Закона о пенсионном страховании страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это суммы, подлежащие уплате за отчетный (расчетный) период на основе расчета (декларации).
Таким образом, в рамках отношений по обязательному пенсионному страхованию пени подлежат уплате только в случае неисполнения в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов.
Согласно акта сверки уплаты страховых взносов за 2007г. на обязательное пенсионное страхование от 10.01.08г. между Отделом Пенсионного фонда РФ в Опаринском районе Кировской области и ГУП учреждением ОР-216/9 ГУИН Минюста России по УИН Кировской области задолженность по пени, подлежащая уплате заявителем составила, 430 945 руб.
Судом установлено, что расчет пени произведен Отделом Пенсионного фонда РФ в Опаринском районе Кировской области в соответствии с требованиями Закона N 167-ФЗ и правовой позицией Пленума ВАС РФ.
Заявителем указанная задолженность по пени на страховую и на накопительную части трудовой пенсии погашена, о чем свидетельствуют приложенные к акту сверки платежные поручения № 1, № 2 от 14.01.08г., № 9 от 21.01.08г., № 113 от 27.02.08г.
Согласно справки председателя ликвидационной комиссии - ГУП учреждение ОР-216/9 ГУИН Минюста России по УИН Кировской области на 01.03.08г. не имеет не исполненной задолженности по 1 и 2 очереди. Согласно справки начальника ФГУ ОИК-1 (ФГУ ИК-9) - ГУП учреждение ОР-216/9 ГУИН Минюста России по УИН Кировской области на 01.03.08г. не имеет не исполненной кредиторской задолженности по налогам, сборам, внебюджетным фондам и перед поставщиками. Данные факты не оспариваются ответчиком.
Таким образом, на момент обращения заявителя в налоговый орган с заявлением о возврате переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование у ГУП учреждения ОР-216/9 ГУИН Минюста России по УИН Кировской области отсутствовала задолженность по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней, штрафов.
Довод ответчика о наличии у заявителя обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за расчетный период в размере 8 875 руб. на основании представленной 25.03.08г. декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 2007г. не нашел своего подтверждения в судебном заседании.
Судом установлено, а также подтверждается справкой Отдела Пенсионного фонда РФ в Опаринском районе Кировской области № 750-10, что на дату - 07.04.08г. у заявителя имеется излишняя уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 107 620 руб., а задолженность по уплате пени у заявителя отсутствует.
Таким образом, у ликвидируемой организации отсутствуют задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней, штрафов, поэтому ИФНС неправомерно отказала ГУП учреждению ОР-216/9 ГУИН Минюста России по УИН Кировской области в удовлетворении заявления о возврате страховых взносов в сумме 92184,50 руб.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что действия Межрайонной ИФНС России № 1 по Кировской области по отказу в возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии являются незаконными. Межрайонная ИФНС России № 1 по Кировской области обязана произвести возврат ГУП учреждению ОР-216/9 ГУИН Минюста России по УИН Кировской области излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в размере 92184,50 руб.
В соответствии с пунктом 2 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет заявление без рассмотрения, если после принятия его к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился 23.01.08 г. в Межрайонную ИФНС России № 1 по Кировской области с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в размере 92 184 руб. В ходе судебного заседания заявитель увеличил сумму заявленных требований согласно уточнения заявленных требований от 24.03.08г. и настаивает о возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 107 620 руб.
При таких обстоятельствах суд находит, что заявителем не соблюден досудебный порядок урегулирования спора в части 15 435,50 руб. и оставляет заявление ГУП учреждения ОР-216/9 ГУИН Минюста России по УИН Кировской области в части заявленных требований в размере 15 435,50 руб. без рассмотрения на основании с п.2 ст. 148 АПК РФ.
Согласно ст. 333.41 НК РФ заявителю предоставлялась отсрочка по уплате госпошлины до дня рассмотрения дела.
В соответствии со ст.102, ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делу взыскивается с лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
В связи с тем, что требования заявителя удовлетворены, госпошлина в доход федерального бюджета взыскивается с ответчика с учетом п.2 ст.333.22Налогового кодекса РФ (имущественного положения) в размере 100 руб.
Руководствуясь ст. ст. 110, 148, 167-170, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Требования ГУП учреждения ОР-216/9 ГУИН Минюста России по УИН Кировской области удовлетворить частично.
Признать недействительным решение от 25.01.08г. № 07-17/876 Межрайонной ИФНС России № 1 по Кировской области об отказе возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 92 184,50 руб. и обязать Межрайонную ИФНС России № 1 по Кировской области возвратить ГУП учреждению ОР-216/9 ГУИН Минюста России по УИН Кировской области излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 92 184,50 руб.
Заявленные требования в размере 15 435,50 руб. оставить без рассмотрения.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 1 по Кировской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 100 руб.
Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй арбитражный апелляционный суд в порядке и сроки, установленные ст. ст. 257, 259 АПК РФ.
Судья С.А.Двинских