НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Кемеровской области от 28.11.2013 № А27-9425/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

http://www.kemerovo.arbitr.ru

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

Тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Кемерово Дело №А27-9425/2013

02 декабря 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 ноября 2013 года

Решение в полном объеме изготовлено 02 декабря 2013 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи В.Я. Драпезо,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мистрюковой О.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Эллипс», г. Томск

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу, г. Новосибирск

о признании незаконным постановления №6-01-06/09-53/510-ю от 03.06.2013, при участии:

от заявителя – не явились,

от Межрегионального управления – не явились,

у с т а н о в и л:

Открытое акционерное общество «Эллипс» (далее – «Общество», «ОАО «Эллипс») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее – «Межрегиональное управление») по делу об административном правонарушении от 03.06.2013 №6-01-06/09-53/510-ю о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – «КоАП РФ»).

Определением суда от 02.08.2013 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – «АПК РФ»).

Определением от 02.10.2013, установив отсутствие сведений о надлежащем извещении заявителя о рассмотрении дела, суд в соответствии с частью 5 статьи 227 АПК РФ перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства (по правилам административного судопроизводства).

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства по правилам статьи 123 АПК РФ, представителей в судебное заседание не направили, Межрегиональное управление ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Суд, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, рассматривает дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле материалам.

Общество в заявлении указывает, что

при рассмотрении дела об административном правонарушении административный орган не учел фактические обстоятельства дела и доводы Общества, однозначно характеризующие совершенное правонарушение как малозначительное, и необоснованно не применил при вынесении оспариваемого Постановления положения ст.2.9. КоАП РФ

Не отрицая самого факта наличия события административного нарушения, а также наличия вины Общества в его совершении, Общество считает, что обстоятельства совершения данного правонарушения, степень и характер вины Общества в его совершении, а также тяжесть самого правонарушения и причиненный его совершением ущерб, позволяют однозначно охарактеризовать деяние совершенное ООО «Эллипс» как малозначительное.

На малозначительность совершенного деяния, по мнению Общества, указывает, прежде всего, то обстоятельство, что сдача декларации по форме приложения №8 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N815 (далее – «Правила»), позже установленного срока, а именно 17.05.2013, не повлекла за собой причинение ущерба охраняемым общественным интересам, в целях защиты которых и была установлена административная ответственность, предусмотренная статьей 15.13 КоАП РФ.

В тексте Постановления, как и в иных материалах дела об административном правонарушении, отсутствуют какие-либо указания на конкретный ущерб государственным или общественным интересам в сфере регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, имевший место вследствие несвоевременной подачи Обществом одной из предусмотренных законом деклараций. Рассматривая фактические последствия нарушения совершенного Обществом, административный орган ограничился лишь указанием в тексте Постановления на то, что нарушение срока предоставления декларации препятствует своевременному осуществлению контроля со стороны административного органа за оборотом алкогольной продукции.

Между тем Обществом в установленный законом срок были поданы декларации по формам, содержащимся в приложениях №5, №6 и №7 Правил, из содержания которых контролирующим органом были получены исчерпывающие данные об объемах оборота алкогольной продукции осуществленного Обществом в 1 квартале 2013 года. Кроме того, указанный факт, по мнению Общества, явно свидетельствует в пользу того, что ООО «Эллипс» не преследовало цели уклонения от обязанности по декларирования оборота алкогольной продукции, и, что деяние, выразившееся в несвоевременном предоставление Обществом деклараций по форме приложения №8 к Правилам, не посягало на охраняемые общественные и государственные интересы.

Причиной несвоевременного предоставления Обществом одной из предусмотренных законодательством декларации об обороте алкогольной продукции, явилась не устраненная, по мнению ООО «Эллипс», неопределенность относительно порядка применения положений Правил, а именно неопределенность в отношении круга субъектов, обязанных предоставлять декларацию по форме приложения №8 к Правилам и порядка заполнения самой декларации.

В подтверждение данного довода Общество ссылается на то, что официальные разъяснения и текст проекта «Порядка заполнения...» в корне противоречат друг другу, в части определения круга субъектов, обязанных предоставлять декларацию по форме приложения №8 к Правилам.

Между тем, вышеуказанные сведения отсутствуют и в транспортном разделе товарно-транспортной накладной (форма №Т-1) и в справке к товарно-транспортной накладной, то есть именно в тех документах, которыми в соответствии с требованиями закона в обязательном порядке сопровождается каждая поставка алкогольной продукции, в связи с чем, данными сведениями могут располагать либо организации-перевозчики, либо поставщики алкогольной продукции при составлении заявки грузоотправителя, но никак не организация-грузополучатель.

Также Общество просит принять во внимание, что при получении им 13.05.2013 уведомления от Межрегионального управления о необходимости предоставления декларации оно в минимальный возможный срок сформировало декларацию по форме приложения №8 к Правилами и направило ее в электронном виде в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка, выполнив, тем самым требования контролирующего органа.

Все вышеизложенное, по мнению ООО «Эллипс» однозначно указывает на то, что деяние, совершенное Обществом, заключающееся в предоставлении декларации за 1 квартал 2013 года по форме приложения №8 к Правилам позже установленного срока, само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства, а Общество не имело намерений нарушить установленный порядок декларирования алкогольной продукции и приняло все необходимые меры для устранения нарушения, и позволяет сделать вывод о том, при вынесении оспариваемого Постановления административный орган в нарушение требований закона не применил положения статьи 2.9. КоАП РФ, и Общество было необоснованно привлечено к административной ответственности в виде штрафа, при наличии неоспоримых доказательств малозначительности совершенного Обществом деяния.

Межрегиональное управление в отзыве возражает против указанных доводов заявителя со ссылкой на действующее законодательство и сложившуюся практику применения статьи 15.13 КоАП РФ.

Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, суд установил следующее.

03.06.2013 заместителем руководителя Межрегионального управления Шалюхиной М.Н. в отношении Общества было вынесено Постановление №6-01-06/09-53/510-ю, в соответствии с которым ООО «Эллипс» (ИНН 4223711816, КПП 701701001) было привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.13. КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Посчитав указанное постановление незаконным и нарушающим его права и охраняемые законом интересы ввиду неприменения статьи 2.9 КоАП РФ, Общество в пределах установленного частью 2 статьи 208 АПК РФ срока оспорило указанное постановление в арбитражный суд.

Рассмотрев материалы административного производства, возбужденного Управлением в отношении Общества, и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд считает оспариваемое постановление не подлежащим отмене, исходя из следующего.

Статья 15.13 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.

Объектом вменяемого Обществу правонарушения являются общественные отношения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

О наличии в действиях Общества объективной стороны вмененного ему правонарушения свидетельствуют следующие обстоятельства.

Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – «Федеральный закон №171-ФЗ»), под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.

В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона №171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.

Таким образом, производство и оборот пива и пивных напитков является производством и оборотом алкогольной продукции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона №171-ФЗ организации, осуществляющие производство, и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона №171-ФЗ порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей и формы этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 №815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей (далее – «Правила»), которые вступили в законную силу 28.08.2012.

Порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденный приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 №231 (далее – «Порядок»), вступил в законную силу 24.09.2012.

Формы деклараций по видам деятельности представлены в приложениях к Правилам.

Согласно пунктов 2, 7, 8, 9, 10 Правил организации, осуществляющие оборот алкогольной продукции (в том числе пива и пивных напитков), обязаны представлять следующие декларации:

- Декларацию об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение № 5 к Правилам);

- Декларацию об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение № 6 к Правилам);

- Декларацию об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение № 7 к Правилам);

- Декларацию об объеме перевозки этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение № 8 к Правилам).

Таким образом, организации, в зависимости от вида осуществляемой деятельности, представляют несколько форм деклараций. Каждая из таких деклараций является самостоятельным документом.

Вышеуказанные декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

В соответствии с пунктом 10 Правил организации, осуществляющие производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурата), производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, представляют декларации об объеме перевозки этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению 8.

В соответствии с пунктом 10.1. Порядка декларация об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции заполняется организациями, осуществляющими, в том числе, закупку, хранение и поставку алкогольной W продукции, спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции.

Таким образом, на основании буквального толкования изложенных выше норм Федерального закона №171-ФЗ, Правил и Порядка следует, что декларация об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме Приложения № 8 к Правилам представляется, в частности, организациями, осуществляющими деятельность по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции, в том числе, пива и пивных напитков.

Кроме того, дополнительно 03.10.2012 на официальном сайте Росалкогольрегулирования было размещено информационное сообщение по вопросу представления декларации по форме приложения № 8 (прилагается к настоящему отзыву), согласно которому данную декларацию представляют организации, осуществляющие, в том числе, закупку, хранение и поставки алкогольной продукции и являющиеся получателями такой продукции.

Таким образом, действующими нормативными документами четко определен круг организаций, на которых возложена обязанность по представлению декларации по форме приложения №8 к Правилам.

Как следует из материалов дела, ООО «Эллипс» в 1 квартале 2013 года закупило алкогольную продукцию в общем объеме 8797,55 дал и, следовательно, руководствуясь действующими нормативно-правовыми актами, относящимися к непосредственной деятельности Общества, а также разъяснениями Росалкогольрегулирования, должно было и могло в установленный срок представить декларацию по форме приложения № 8 к Правилам.

В свою очередь, ссылка Общества на Проект порядка заполнения деклараций об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в котором было указано, что декларации по форме приложения № 8 представляют организации, являющиеся поставщиками этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, является несостоятельной, т.к. данный проект был создан на этапе разработки ныне действующих Правил представления деклараций, являлся предварительным документом, не имеющим юридической силы.

Довод ООО «Эллипс» о том, что у Межрегионального управления имелись исчерпывающие данные об объемах оборота алкогольной продукции за 1 квартал 2013 года, отклоняется судом, поскольку декларация по форме приложения №8 к Правилам за 1 квартал 2013 года была представлена ООО «Эллипс» с нарушением установленного срока на 36 дней (17.05.2013) и только после получения 13.05.2013 уведомления административного органа №379 о необходимости представления такой декларации с указанием на наличие в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.

При этом суд соглашается с доводами Межрегионального управления о том, что каждая из форм деклараций направлена на сбор и контроль сведений разного характера,  осуществляемый на всех стадиях оборота алкогольной продукции и позволяющий отслеживать объемы поставок, закупок, перевозок алкогольной продукции от ее производителей, оптовых поставщиков до розничной сети.

В соответствии с пунктами 10.2, 10.3 Порядка в декларации форме приложения №8 к Правилам указываются, в частности, объемы перевезенной продукции по каждому перевозчику, виду перевезенной продукции по каждому грузополучателю продукции, а также подводится общий итог по каждому виду перевезенной продукции по всем грузополучателям.

В декларациях по формам приложений №№ 5, 6, 7 к Правилам указываются итоговые объемы поставленной и закупленной продукции без привязки к грузовым транспортным накладным, перевозчикам, транспортному средству, видам перевозки, что не позволяет в полном объеме провести необходимый анализ и контроль за оборотом алкогольной продукции.

Таким образом, декларации по формам приложений №№ 5, 6, 7 к Правилам за 1 квартал 2013 года, представленные Обществом во исполнение обязанности по декларированию объемов оборота алкогольной продукции, не заменяют и не исключают обязанности  представления декларации по форме приложения №8 к Правилам за 1 квартал 2013 года.

Вина ООО «Эллипс» в совершении вмененного ему правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ заключается в том, имея возможность соблюсти установленные законом требования, Общество, тем не менее, не выполнило возложенные на него законом обязанности.

Таким образом, материалами дела об административном правонарушении доказано наличие в действиях Общества состава и события административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.

В отношении доводов Общества о малозначительности вмененного ему правонарушения, суд отмечает следующее.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного как обязательного составляющего объективной стороны правонарушения, и считается оконченным правонарушением независимо от наступления вредных последствий.

При этом отсутствие причинения ущерба, т.е. имущественных последствий совершения правонарушения, не исключает наличия угрозы охраняемым общественным отношениям, т.к. угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в следующем.

Федеральный закон №171-ФЗ, относит алкогольную продукцию к объектам, ограниченно оборотоспособным, определил специальные условия, связанные с ее производством и оборотом.

Одним из таких условий пункт 1 статьи 14 Федерального закона №171-ФЗ устанавливает обязательное осуществление учета и декларирования  объема производства и оборота алкогольной продукции.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 09.04.2001 №74-0 от 24.04.2002 №99-0, правонарушения, связанные с несоблюдением специальных условий производства и оборота алкогольной продукции обладают повышенной опасностью.

Предъявление особых требований к производству и обороту алкогольной продукции имеют своей целью защиту здоровья и жизни населения и обеспечение права потребителей на качественную продукцию.

Согласно статьи 2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Существенная угроза правонарушений в области декларирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции заключается в невозможности проведения своевременного контроля, принятия оперативных мер со стороны уполномоченного государственного органа, и, как следствие невозможности обеспечения прав и законных интересов граждан и реализации положений Конституции Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, что подтверждается многочисленной судебной практикой по рассматриваемому вопросу.

Кроме того, суд соглашается с доводами административного органа о том, что контроль за декларированием объемов оборота алкогольной продукции, является одной из форм государственного контроля в этой области, позволяет уполномоченным органам отслеживать объемы поставок, закупок, перевозок алкогольной продукции от ее производителей, оптовых поставщиков, до розничной сети, препятствуя нелегальному обороту алкогольной продукции на всей территории Российской Федерации.

Совершенное Обществом правонарушение посягает на реализацию единой государственной политики, на установленный и охраняемый государством порядок в сфере алкогольного регулирования, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере.

С учетом вышеизложенного, исходя из обстоятельств совершенного ООО «Эллипс» административного правонарушения, ненадлежащей организации деятельности Общества в части исполнения обязанности по декларированию объемов оборота алкогольной продукции, значительного количества дней просрочки представления декларации по форме приложения №8 к Правилам (36 дней), в течение которых административный орган фактически не имел возможности осуществления контроля за оборотом алкогольной продукции в полном объеме, а также формального состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, основания для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным, не причинившем существенной угрозы охраняемым общественным отношениям отсутствуют.

Таким образом, указанные выше фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей применить статью 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в связи с чем, суд не усматривает оснований для применения к рассматриваемым отношениям статьи 2.9 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение в течение десяти дней со дня его принятия может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья В.Я. Драпезо