Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
Тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05
E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
http://www.kemerovo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Кемерово Дело № А27-12036/2019
02 августа 2019 года
Решение принято путем подписания судьей резолютивной части решения 24 июля 2019 года
Мотивированное решение изготовлено 02 августа 2019 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Дружининой Ю.Ф., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению публичного акционерного общества Банк «Финансовая Корпорация Открытие» (ОГРН 1027739019208, ИНН 7706092528), г. Москва
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице территориального отдела по г. Кемерово (ОГРН 1054205036434, ИНН 4205081760), г. Кемерово
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении № 639 от 07.05.2019 и представления № 289 от 07.05.2019
без вызова сторон;
публичное акционерное общество Банк «Финансовая Корпорация Открытие» (далее – заявитель, ПАО Банк «ФКО») обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице территориального отдела по г. Кемерово об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении № 639 от 07.05.2019 и представления № 289 от 07.05.2019.
В обоснование требований ПАО Банк «ФКО» указывает, что при составлении протокола об административном правонарушении административным органом были допущены грубые и неустранимые нарушения статьи 28.2 КоАП РФ, статьи 2.10 КоАП РФ, вследствие которых составленный протокол об административном правонарушении от 01.02.2019 является доказательством, полученным с нарушением законодательства.
Такими нарушениями являются составление протокола об административном правонарушении в отношении несуществующего юридического лица (ПАО «БИНБАНК», запись о котором на момент составления протокола была исключена из ЕГРЮЛ) и отсутствие надлежащего извещения его правопреемника ПАО Банк «ФК Открытие» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Также считает, чтоотсутствует объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ.
Определением арбитражного суда от 30.05.2019 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства на основании статьи 227 АПК РФ, административному органу предложено в срок до 24.06.2019 представить в материалы дела отзыв на заявление.
Срок для представления сторонами дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции установлен до 16.07.2019.
Административный орган представил отзыв, считает постановление законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Стороны надлежащим образом извещены о начале процесса в порядке упрощенного производства.
Общество ходатайствовало о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Зотовой Р.М., по жалобе которой возбуждено дело об административном правонарушении.
Резолютивной частью определения от 15.07.2019 в удовлетворении ходатайства отказано.
Как усматривается из материалов дела указанное лицо потерпевшим не признавалось, выданное представление прав и законных интересов данного лица не затрагивает, обществу вменено нарушение прав не конкретного потребителя, а неопределённого круга лиц, вследствие чего суд пришёл к выводу о том, что права и законные интересы Зотовой Р.М. судебным актом по настоящему делу затронуты быть не могут.
Вопреки доводам общества рассмотрению дела в порядке упрощённого производства не препятствует заявление требования об оспаривании представления, выданного административным органом, поскольку в соответствии с пунктом 20.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотренные статьёй 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьёй 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отражённых в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определённым параграфом 2 главы 25 АПК РФ.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ.
24.07.2019 резолютивная часть решения, принятая в порядке упрощённого производства, размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://kad.arbitr.ru.
02.08.2019 от административного органа поступило заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда.
Поскольку срок, установленный частью 2 статьи 229 АПК для составления мотивированного решения, соблюден, то заявление подлежит удовлетворению – решение подлежит принятию в полном объеме.
Представленные в материалы дела доказательства суд признает достаточными для рассмотрения дела по существу.
Согласно статьям 2, 8, 9, 64 части 1, 65 части 2, 71, 168 АПК РФ, арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Исследовав материалы и обстоятельства дела, суд установил следующее.
В адрес административного органа поступило обращение потребителя Зотовой Р.М. от 04.12.2018.
В связи с наличие данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 стать 14.8 КоАП РФ, определением от 21.12.2018 возбуждено дело об административном правонарушении, начато административное расследование в отношении ПАО «БИНБАНК», осуществляющего деятельность по адресу местонахождения обособленного подразделения: г. Кемерово, пр. Молодежный, 7 ком. 302.
Определением от 21.12.2018 от общества истребованы сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении.
21.01.2019 административным органом в адрес ПАО «БИНБАНК» направлено извещение от 18.01.2019 о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Извещение было направлено по адресу местонахождения ПАО «Бинбанк»: город Москва, ул. Набережная Котельническая, дом 33, стр.1, этажи 3-6 (почтовое отправление 65097227674104) и получено адресатом после перенаправления 08.02.2019.
01.02.2019 административным органом составлен протокол по делу об административном правонарушении № 92.
Определением от 01.02.2019 административный орган известил общество о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Определение направлено по адресу местонахождения ПАО «Бинбанк»: город Москва, ул. Набережная Котельническая, дом 33, стр.1, этажи 3-6 (почтовое отправление 65000030095684) и получено адресатом после перенаправления 28.02.2019.
Определением от 01.03.2019 рассмотрение дела об административном правонарушении было отложено на 29.03.209, почтовое отправление 65097230090649 получено адресатом 19.03.2019.
По ходатайству общества рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 07.05.2019
07.05.2019 вынесено постановление № 639 по делу об административном правонарушении, с назначением ПАО Банк «ФКО» административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб., выдано представление № 289.
При этом административным органом сделан вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, а именно:
В предоставленных индивидуальных условиях кредитного договора по продукту «кредит наличными» от 23.10.2018 (далее-Договор) содержатся данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, выразившиеся во включение в Договор условий, ущемляющих права потребителей. Вышеуказанный договор представлен потребителем и в заверенной копии сличенной с оригиналом ПАО «БИНБАНК».
В результате правовой оценки Договора, установлено, что в Договоре содержатся условия, ущемляющие установленные законом права потребителей по сравнению с правилами, установленные законом.
Так п. 4 Договора устанавливает «процентную ставку 14,5% годовых. Банк вправе установить ставку в размере 19,5% годовых в случае расторжения заключенного договора комплексной финансовой защиты, указанного в п. 9 настоящих Индивидуальных условий. Переменная процентная ставка не применяется».
Пунктом 9 Договора предусмотрено, что заемщик обязан не позднее даты заключения кредитного договора заключить с банком договор об открытии и обслуживании счета, с использованием банковской карты международной платежной системы Visa Intemational/Master Card Worldwide (Договор банковского счета).
1. По страхованию от несчастных случаев: А. «Смерть застрахованного лица в результате несчастного случая». Б. «Первичное установление застрахованному лицу инвалидности I или II группы в результате несчастного случая.
2. По медицинскому страхованию выезжающих за рубеж».
На момент заключения Договора 23.10.2018, заемщик не расторгал заключенного договора комплексной финансовой защиты указанного в п. 9 настоящих Индивидуальных условий. Однако банк установил процентную ставку в процентах годовых 19, 681.
Условие п. 9 Договора является неотъемлемой частью индивидуальных условий кредитных договоров по продукту «кредит наличными».
Заявитель, не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении от 07.05.2019 № 639 и представлением № 289 от 07.05.2019, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствие с частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, установленный порядок, защищающий права потребителей.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия лица, направленные на включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.
Субъектом правонарушения выступает лицо, виновное в нарушении указанных требований закона.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Таким образом, лицу, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность участвовать в его составлении и пользоваться другими правами, предусмотренными КоАП РФ.
По смыслу статьи 28.2 КоАП РФ только при надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о факте, месте и времени составления протокола об административном правонарушении, названный протокол может быть составлен в отсутствие этого лица.
Статьей 25.15 КоАП РФ предусмотрено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1). Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя (часть 3).
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола об административном правонарушении и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол (пункт 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).
01.01.2019 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи о прекращении юридического лица ПАО «БИНБАНК» (запись за ГРН 2197700999142) и о завершении реорганизации юридического лица ПАО Банк ПАО Банк «ФКО» (запись за ГРН 2197700999153). В связи с завершением процедуры реорганизации к ПАО Банк ПАО Банк «ФКО» перешли все права и обязанности ПАО «БИНБАНК» (п.1.1 устава ПАО Банк ПАО Банк «ФКО», п.2 ст.58 Гражданского кодекса РФ).
Извещение административного органа от 18.01.2019, ПАО «БИНБАНК» было направлено по адресу: 115172, г.Москва, ул. Котельническая набережная, стр.1, этажи 3-6.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 65097227674104, указанное извещение о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, адресованное ПАО «БИНБАНК», было получено ПАО Банк «ФКО» только 08.02.2019 (прибыло в верное место вручения 05.02.2019). Извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на адрес ПАО Банк «ФКО», содержащийся в ЕГРЮЛ, административным органом не направлялись. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют и административным органом не представлены.
Вместе с тем, независимо от способа извещения, на момент составления протокола у административного органа должны быть доказательства, достоверно свидетельствующие о том, что привлекаемое к ответственности лицо извещено о времени и месте совершения процессуального действия.
Между тем, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что на момент составления протокола об административном правонарушении от 01.02.2019 ПАО Банк «ФКО» было уведомлено о дате, времени и месте его составления. Доказательства обратного административным органом не представлено.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Частью 1 той же статьи установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с подпунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Указанные нормы направлены на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности, а также служат для обеспечения всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении.
Несоблюдение административным органом указанных норм носит существенный характер, неустранимый в ходе рассмотрения дела и является безусловным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления и представления.
Согласно с части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
В соответствии со статьёй 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внёсшим представление.
Поскольку оспариваемое представление вынесено на основании постановления по делу об административном правонарушении, признанного судом незаконным, указанное представление так же подлежит отмене.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 65, 168 – 170, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными и отменить постановление по делу об административном правонарушении № 639 от 07.05.2019 и представление № 289 от 07.05.2019, вынесенные Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице территориального отдела по г. Кемерово в отношении публичного акционерного общества Банк «Финансовая Корпорация Открытие».
Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Решение, вступившее в законную силу, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья Ю.Ф. Дружинина