НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Кемеровской области от 23.11.2023 № А27-14932/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Дело №А27-14932/2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

29 ноября 2023 г. г. Кемерово

Резолютивная часть решения объявлена 23 ноября 2023 г.

Решение в полном объеме изготовлено 29 ноября 2023 г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе

судьи Бакулина А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лемза П.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителей

ФНС России Сидоровой О.П. по доверенности 17.04.2023 г.,

должника ООО «Энергостройснаб-экспертиза» Помошниковой Т.В. по доверенности 23.10.2023 г.

заявление Федеральной налоговой службы о признании несостоятельным (банкротом) общество с ограниченной ответственностью «Энергостройснаб-экспертиза», г. Кемерово

у с т а н о в и л:

в Арбитражный суд Кемеровской области 15.08.2023 поступило заявление Федеральной налоговой службы (далее – ФНС России, заявитель, уполномоченный орган) о признании несостоятельным (банкротом) общество с ограниченной ответственностью «Энергостройснаб-экспертиза», 2801083436, Юридический адрес: г. Кемерово, ул. Предзаводская, 7, 1, 650021 (ООО «Энергостройснаб-экспертиза», должник).

Заявление мотивировано наличием неисполненной свыше трех месяцев задолженности ООО «Энергостройснаб-экспертиза» по обязательным платежам, превышающей триста тысяч рублей, а именно в сумме 214 753 781,54 руб.

Заявителем указано наименование саморегулируемой организации, из числа членов которой необходимо утвердить арбитражного управляющего, – Ассоциация «Национальная организация арбитражных управляющих» (101000, г. Москва, а/я 820).

Определением суда от 22.08.2023 заявление кредитора оставлено без движения. Заявителю предложено в срок до 20.09.2023 устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения. Определением суда от 21.09.2023 срок оставления заявления без движения продлен до 23.10.2023. В материалы дела поступили документы во исполнение определения суда от 22.08.2023.

Определением суда от 17.10.2023 года заявление принято к производству, судебное заседание назначено на 16.11.2023.

В судебном заседании объявлен перерыв до 23.11.2023.

В материалы дела от Ассоциации «Национальная организация арбитражных управляющих» поступили сведения о соответствии кандидатуры Ний Анатолия Валериевича для целей утверждения в деле о банкротстве ООО «Энергостройснаб-экспертиза».

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ обстоятельства и материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 32 Закона о банкротстве, статьей 223 АПК РФ, дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.

Отношения, связанные с банкротством граждан, регулируются положениями главы X Закона о банкротстве; отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные главой X, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве (пункт 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве).

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации № 257 от 29.05.2004 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства», ФНС России с момента своего образования определена в качестве уполномоченного органа по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 (в последующей редакции) «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей). Таким образом, ФНС России, действующая в лице территориальных органов, является уполномоченным органом по смыслу Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и вправе предъявлять требования о включении в реестр как по суммам налогов, так и иных обязательных платежей.

В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, установленном статьями 46 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, определенном статьями 47 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

По состоянию на 15.08.2023г. общая задолженность по обязательным платежам в бюджет составляет 214 753 781,54 руб., в том числе основной долг – 115 349 003,87 руб., пени – 93 544 747,62 руб., штрафы – 5 860 030,05 руб., в том числе задолженность по основному долгу, просроченному более чем на 3 месяца, составляет 115 349 003,87 руб.

Задолженность по обязательным платежам возникла в связи с неуплатой следующих налогов: Акцизы на прямогонный бензин, производимый на территории Российской Федерации 54 666 985,64 руб., Акцизы на средние дистилляты, производимые на территории Российской Федерации 60 510 158,00 руб., Страховые взносы, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, распределяемые по видам страхования 125 442,94 руб., страховых взносов на ОПС – 34 039,34 руб., страховых взносов на ОМС 7 890,94 руб., страховых взносов на ФСС 4 487,01 руб.

Основанием образования данной задолженности является неуплата задолженности по обязательным платежам в соответствии с установленными сроками по Решению о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 6589 от 30.09.2020г., по налоговым декларациями по страховым взносам за 2022г., 1 и 2 кварталы 2023г.

Доказательством вероятности обнаружения в достаточном объёме имущества, за счёт которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, могут служить данные бухгалтерской отчётности, представленной должником на последнюю отчётную дату 01.01.2023г., за 2022г., согласно которой активы должника составляли 2766 тыс. руб., в т.ч. основные средства 668 тыс.руб., запасы 855тыс.руб., дебиторская задолженность 587 тыс. руб.

Последняя налоговая отчетность представлена 10.08.2023г. уведомление по страховым взносам за 2023г.

Ссылаясь на наличие задолженности, наличие у ООО «Энергостройснаб-экспертиза» признаков отсутствующего должника, ФНС России обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании ООО «Энергостройснаб-экспертиза» несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника.

Статьями 7, 11 Закона о банкротстве предусмотрено право уполномоченного органа обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом).

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона о банкротстве право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, работника, бывшего работника должника, уполномоченного органа по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств.

Согласно пункту 2 статьи 4 Закона о банкротстве для определения наличия признаков банкротства должника учитываются размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, подлежащие возмещению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника (пункт 2 этой же статьи).

Требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда (абзац 2 пункта 3 статьи 6 Закон о банкротстве).

В силу пункта 2 статьи 33 Закона о банкротстве заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Обязательства должника возникли в связи с неисполнением им обязанности по оплате налогов и обязательных платежей и подтверждены требованиями и решениями уполномоченного органа о взыскании задолженности, вынесенными в порядке статей 46, 47, 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

Оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, учитывая, что размер задолженности превышает 300 000 рублей, просрочка исполнения составила более трех месяцев, арбитражный суд находит заявление Федеральной налоговой службы о признании ООО «Энергостройснаб-экспертиза» несостоятельным (банкротом) обоснованным, а требования подлежащими включению в реестр.

В соответствии с пунктом 1 статьи 227 Закона о банкротстве в случаях, если руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место его нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.

Согласно статье 230 Закона о банкротстве положения о банкротстве отсутствующего должника применяются также в случае, если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской деятельности должника.

В соответствии со статьей 228 Закона о банкротстве арбитражный суд принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и реструктуризация долгов гражданина при банкротстве отсутствующего должника не применяются.

Таким образом, Закон о банкротстве предусматривает два самостоятельных основания для рассмотрения дела о банкротстве по правилам, установленным параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве:

- если арбитражным судом установлен факт прекращения должником деятельности и отсутствие руководителя должника (или невозможность установления места его нахождения) (пункт 1 статьи 227 Закона о банкротстве),

- если арбитражным судом установлен факт отсутствия у должника имущества, позволяющего покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве, или если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также наличие иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника (статьи 230 Закона о банкротстве).

Факт наличия в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом операций по банковским счетам должника не установлен, доказательства обратного в материалы дела не представлены.

Определения суда должником не исполнены, документы бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, расшифровки кредиторской и дебиторской задолженности и другие документы о финансовом состоянии юридического лица, сведения о количестве работающих лиц, составе и стоимости имущества, копии учредительных документов должником не представлены.

Установленные обстоятельства являются основанием для применения к должнику положений, предусмотренных параграфом 2 Главы XI «Упрощенные процедуры, применяемые в деле о банкротстве» (статья 230 Закона о банкротстве).

Согласно пункту 1 статьи 228 Закона о банкротстве арбитражный суд принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом или с даты получения арбитражным судом заявления временного управляющего о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику. Наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление при банкротстве отсутствующего должника не применяются.

Учитывая вышеизложенное, суд считает возможным признать ООО «Энергостройснаб-экспертиза» несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре, как отсутствующего должника и открыть в отношении него процедуру, применяемую в деле о банкротстве - конкурсное производство.

Одновременно суд разъясняет всем участникам по делу, что в случае выявления имущества, позволяющего оплатить судебные расходы по делу и погасить полностью или в части требования кредиторов, конкурсным управляющим может быть заявлено ходатайство о переходе к общей процедуре конкурсного производства, подлежащее рассмотрению судом в судебном заседании после выяснения мнения конкурсных кредиторов и исследования доказательств.

В соответствии с пунктом 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 № 91 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве», поскольку финансирование деятельности уполномоченного органа осуществляется из федерального бюджета, в случае подачи им заявления о признании должника (в том числе отсутствующего) банкротом применительно к статье 41 Закона о банкротстве он обязан приложить к заявлению доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве.

В качестве доказательств, в частности, могут рассматриваться ответы компетентных органов, осуществляющих учет транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту нахождения должника, на соответствующие запросы; иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. В том случае, если права должника на имущество не оформлены в установленном порядке, уполномоченный орган может доказать, что оно принадлежит должнику и права на это имущество могут быть оформлены в процедуре банкротства для целей обращения на него взыскания.

При этом суд разъясняет, что в соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума ВАС РФ № 91 от 17.12.2009 при обнаружении арбитражным управляющим факта недостаточности имеющегося у должника имущества для осуществления расходов по делу о банкротстве он не вправе осуществлять такие расходы в расчете на последующее возмещение их заявителем, а обязан обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением о прекращении производства по делу на основании абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве. Если арбитражный управляющий не обратится в суд с названным заявлением, впоследствии понесенные им расходы, в отношении которых доказано, что он знал или должен был знать об отсутствии средств для погашения их за счет имущества должника, не подлежат взысканию с заявителя.

Все судебные расходы по делу о банкротстве в соответствии со статьей 59 Закона о банкротстве», статьей 110 АПК РФ относятся на должника и подлежат погашению вне очереди.

В соответствии с пунктом 1 статьи 127 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий утверждается арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 45 Закона.

Согласно пункту 1 статьи 45 Закона о банкротстве, при получении определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих, членом которой является выбранный арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд информацию о соответствии указанной кандидатуры требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 Закона о банкротстве.

В соответствии с пунктом 5 статьи 45 Закона о банкротстве, по результатам рассмотрения представленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 Федерального закона, суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего таким требованиям.

Из разъяснений, изложенных в пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30 декабря 2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», следует, что по общему правилу саморегулируемая организация не представляет суду документы, подтверждающие соответствие кандидатуры арбитражного управляющего установленным требованиям, и суд не проверяет достоверность представленной ею информации о таком соответствии. Суд вправе проверить достоверность представленных саморегулируемой организацией упомянутых сведений в случае представления участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве лицом доказательств несоответствия арбитражного управляющего установленным требованиям.

В материалы дела от Ассоциации «Национальная организация арбитражных управляющих» поступили сведения о соответствии кандидатуры Ний Анатолия Валериевича для целей утверждения в деле о банкротстве ООО «Энергостройснаб-экспертиза».

Доказательств несоответствия указанной кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, установленным Законом о банкротстве, суду не представлено.

Участвующие в деле лица не представили возражений относительно кандидатуры Ний Анатолия Валериевича для утверждения конкурсным управляющим должника.

Исследовав документы, представленные саморегулируемой организацией, суд установил, что кандидатура арбитражного управляющего Ний Анатолия Валериевича соответствует требованиям статей 20 и 20.2 Закона о банкротстве, следовательно, Ний Анатолий Валериевич, подлежит утверждению арбитражным судом конкурсным управляющим должника.

Согласно пункту 3 статьи 20.6 Закона о банкротстве, вознаграждение, выплачиваемое арбитражному управляющему в деле о банкротстве, состоит из фиксированной суммы и суммы процентов. Размер фиксированной суммы такого вознаграждения для конкурсного управляющего составляет десять тысяч рублей в месяц.

Требования уполномоченного органа, в части основного долга по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 159 482,28 руб. подлежат включению во вторую очередь реестра требований кредиторов должника.

Требования по основному долгу по налогам и страховым взносам в размере 115 189 521,59 руб. подлежат включение в третью очередь реестра кредиторов в порядке положений статьи 134 Закона о банкротстве.

Требования Федеральной налоговой службы в размере 93 544 747,62 руб. пени, 5 860 030,05 руб. штрафов подлежат учету в реестре требований кредиторов должника отдельно и удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов (пункт 3 статьи 137 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Руководствуясь статьями 61, 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 27, 52, 53, 59, 124, 126, 230 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 110, 112, 167-170-176, 180, 181, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

признать обоснованным заявление Федеральной налоговой службы о признании несостоятельным (банкротом) должника общество с ограниченной ответственностью «Энергостройснаб-экспертиза» (ИНН 2801083436, Юридический адрес: г. Кемерово, ул. Предзаводская, 7, 1, 650021) по упрощенной процедуре банкротстве отсутствующего должника.

Признать отсутствующего должника – общество с ограниченной ответственностью «Энергостройснаб-экспертиза», г. Кемерово несостоятельным (банкротом) и открыть конкурсное производство сроком на шесть месяцев – до 23 мая 2024 года.

Отнести на имущество общества с ограниченной ответственностью «Энергостройснаб-экспертиза», г. Кемерово расходы, в том числе – на опубликование сведений о процедурах банкротства и о мероприятиях при проведении процедур банкротства, на выплату вознаграждения арбитражному управляющему и на оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для осуществления своей деятельности, и признать их подлежащими возмещению за счет этого имущества вне очереди.

Утвердить конкурсным управляющим должника Ний Анатолия Валериевича, являющегося членом Ассоциации «Национальная организация арбитражных управляющих», адрес для направления корреспонденции: 625048, Россия, г. Тюмень, а/я 1942.

Включить требования Федеральной налоговой службы в размере 159 482,28 руб. во вторую очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Энергостройснаб-экспертиза», г. Кемерово.

Включить требования Федеральной налоговой службы в размере 115 189 521,59 руб. в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Энергостройснаб-экспертиза», г. Кемерово.

Учесть отдельно в реестре требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Энергостройснаб-экспертиза», г. Кемерово требования Федеральной налоговой службы в размере 93 544 747,62 руб. пени, 5 860 030,05 руб. штрафов и признать их подлежащими удовлетворению после погашения основной задолженности и причитающихся процентов.

Назначить судебное разбирательство по делу о банкротстве общества с ограниченной ответственностью «Энергостройснаб-экспертиза» в судебном заседании на 23 мая 2024 года в 10 часов 10 минут в помещении арбитражного суда по адресу: Кемеровская область, город Кемерово, улица Н. Островского, дом 12а, зал № 4111.

Конкурсному управляющему представить отчет, отвечающий требованиям, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2003 года № 299 «Об утверждении общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего», реестр текущих обязательств должника.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месячного срока со дня его принятия.

Судья А.В. Бакулин