НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Кемеровской области от 22.06.2021 № А27-4597/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

Тел. (384-2) 45-10-22, справ (384-2) 45-10-16

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

http://www.kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово                                                                                  Дело №А27-4597/2021

29 июня 2021 года

Резолютивная часть решения оглашена 22 июня 2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 29 июня 2021 года.

            Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Кормилиной Ю.Ю., при ведении аудиозаписи и  протокола секретарём судебного заседания Брызгаловой Т.А.,

рассмотрев в   судебном заседании дело по заявлению   общества с ограниченной ответственностью «Диана», город Прокопьевск, Кемеровская область – Кузбасс (ОГРН 1144223001317, ИНН 4223063650),

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Кемеровской области - Кузбассу, город Прокопьевск, Кемеровская область - Кузбасс  (ОГРН 1044223025307, ИНН 4223008709),

об оспаривании постановлений от 02.03.2021 №42232103400066400004 о назначении административного наказания, №42232103400047300004, №42232103400082800004, №42232103400039600004, №42232103400074300004,

при участии:

от  заявителя Шворак О.В. – директор  (выписка из ЕГРЮЛ, паспорт)

от налогового органа: Суркова К.С. – представитель (доверенность от 17.11.2020 №02-155/052, паспорт, диплом)

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Диана» (далее – заявитель, общество, ООО «Диана») обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об  оспаривании  постановлений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Кемеровской области - Кузбассу  (далее – инспекция, налоговый орган) от 02.03.2021 №42232103400066400004, №42232103400047300004, №42232103400082800004, №42232103400039600004, №42232103400074300004, которыми общество привлечено к  административной  ответственности   по части 1 статьи  15.25 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях  (далее -  КоАП РФ).

         Определениями  суда от 23.03.2021  по делам №№А27-4597/2021, А27-4598/2021, А27-4601/2021,  А27-4604/2021, А27-4605/2021 заявления приняты к рассмотрению в  порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Определением от 17.05.2021 суд объединил дела №№А27-4597/2021, А27-4598/2021, А27-4601/2021,  А27-4604/2021, А27-4605/2021, присвоив делу номер дела -  А27-4597/2021, и перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного  судопроизводства.

В предварительном судебном заседании от 22.06.2021 представитель общества требования поддержал  в полном объёме. Ссылается на отсутствие  состава вменяемого административного правонарушения. Считает, что у ООО «Диана» отсутствовала правовая возможность исполнения существующих обязанностей по соблюдению валютного законодательства РФ, предусмотренных частью 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ) об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках. ООО «Диана» не могло обязать своих работников  - нерезидентов выбрать способ получения заработной платы безналичным способом путем открытия счетов в уполномоченных банках.

Также считает, что административным органом необоснованно не применены положения статей 2.9,  3.4 и 4.1.1 КоАП РФ. Ссылается на допущенные административным органом процессуальные нарушения при составлении протокола об административном правонарушении. 

Административный орган против удовлетворения требований возражал. Считает, что в действиях ООО «Диана» имеется вина в наступлении события административного правонарушения и, как следствие, содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.   Основания для признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным, для замены на предупреждение и для снижения размера штрафа отсутствуют. Протокол составлен с соблюдением процессуальных норм. 

Рассмотрев и исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, между ООО "Диана" и иностранным гражданином Чай Цинжун (Китай) заключен трудовой договор. Договором № б/н от 27.09.2019 предусмотрен размер заработной платы за исполнение трудовых обязанностей (пункт 4.1 договора), её выплата два раза в месяц, а именно - аванс за текущий месяц 16 числа текущего месяца, заработная плата 1 числа месяца, следующего за расчетным (пункт 4.3 договора).

Между ООО "Диана" и иностранным гражданином Го Хайжун (Китай) заключен трудовой договор. Договором № б/н от 27.09.2019 предусмотрен размер заработной платы за исполнение трудовых обязанностей (пункт 4.1 договора), её выплата два раза в месяц, а именно - аванс за текущий месяц 16 числа текущего месяца, заработная плата 1 числа месяца, следующего за расчетным (пункт 4.3 договора).

В ходе проведения проверки установлено, что во исполнение обязательств по вышеперечисленным трудовым договорам ООО «Диана» выплатило 16.10.2019 иностранным гражданам-работникам Го Хайжун, Чай Цинжун из кассы организации заработную плату в наличной форме в сумме 19130,00 рублей, что подтверждено расходным кассовым ордером №4 от 16.10.2019 и платежной ведомостью №2 от 16.10.2019.

По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении № 42232103400066400002 от 15.02.2021.

02.03.2021 административным органом вынесено постановление №42232103400066400004 по делу об административном правонарушении, ООО «Диана» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 14 347,50  руб.

Между ООО "Диана" и иностранным гражданином Фу Яо  (Китай) заключен трудовой договор. Договором № б/н от 01.11.2019 предусмотрен размер заработной платы за исполнение трудовых обязанностей (пункт 4.1 договора), её выплата два раза в месяц, а именно - аванс за текущий месяц 16 числа текущего месяца, заработная плата 1 числа месяца, следующего за расчетным (пункт 4.3 договора).

В ходе проведения проверки установлено, что во исполнение обязательств по трудовому договору ООО «Диана» выплатило 01.12.2019 иностранному гражданину-работнику Фу Яо из кассы организации заработную плату в наличной форме в сумме 17400,00 рублей, что подтверждено расходным кассовым ордером № 8 от 01.12.2019 и платежной ведомостью № 6 от 01.12.2019.

По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении № 42232103400047300002 от 15.02.2021.

02.03.2021 административным органом вынесено постановление №42232103400047300004 по делу об административном правонарушении, ООО «Диана» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 13 050  руб.

Между ООО "Диана" и иностранным гражданином Чэнь Цян  (Китай) заключен трудовой договор. Договором № б/н от 01.11.2019 предусмотрен размер заработной платы за исполнение трудовых обязанностей (пункт 4.1 договора), её выплата два раза в месяц, а именно - аванс за текущий месяц 16 числа текущего месяца, заработная плата 1 числа месяца, следующего за расчетным (пункт 4.3 договора).

В ходе проведения проверки установлено, что во исполнение обязательств по трудовому договору ООО «Диана» выплатило 15.11.2019 иностранному гражданину-работнику Чэнь Цян из кассы организации заработную плату в наличной форме в сумме 10000,00 рублей, что подтверждено расходным кассовым ордером №6 от 15.11.2019 и платежной ведомостью №4 от 15.11.2019.

По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении № 42232103400082800002 от 15.02.2021.

02.03.2021 административным органом вынесено постановление №42232103400082800004 по делу об административном правонарушении, ООО «Диана» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере  7500  руб.

Между ООО "Диана" и иностранным гражданином Чай Цинжун (Китай) заключен трудовой договор. Договором № б/н от 27.09.2019  предусмотрен размер заработной платы за исполнение трудовых обязанностей (пункт 4.1 договора), её выплата два раза в месяц, а именно - аванс за текущий месяц 16 числа текущего месяца, заработная плата 1 числа месяца, следующего за расчетным (пункт 4.3 договора).

Между ООО "Диана" и иностранным гражданином Го Хайжун (Китай) заключен трудовой договор. Договором № б/н от 27.09.2019 предусмотрен размер заработной платы за исполнение трудовых обязанностей (пункт 4.1 договора), её выплата два раза в месяц, а именно - аванс за текущий месяц 16 числа текущего месяца, заработная плата 1 числа месяца, следующего за расчетным (пункт 4.3 договора).

В ходе проведения проверки установлено, что во исполнение обязательств по вышеперечисленным трудовым договорам ООО «Диана» выплатило 01.11.2019 иностранным гражданам-работникам Го Хайжун, Чай Цинжун из кассы организации заработную плату в наличной форме в сумме 15670,00 рублей, что подтверждено расходным кассовым ордером №5 от 01.11.2019 и платежной ведомостью №3 от 01.11.2019.

По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении № 42232103400074300002 от 15.02.2021.

02.03.2021 административным органом вынесено постановление №42232103400074300004 по делу об административном правонарушении, ООО «Диана» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 11 752,50  руб.

Между ООО "Диана" и иностранным гражданином Ху Бо  (Китай) заключен трудовой договор. Договором № б/н от 14.11.2019 предусмотрен размер заработной платы за исполнение трудовых обязанностей (пункт 4.1 договора), её выплата два раза в месяц, а именно - аванс за текущий месяц 16 числа текущего месяца, заработная плата 1 числа месяца, следующего за расчетным (пункт 4.3 договора).

Между ООО "Диана" и иностранным гражданином Ван Яцзян  (Китай) заключен трудовой договор. Договором № б/н от 14.11.2019г. предусмотрен размер заработной платы за исполнение трудовых обязанностей (пункт 4.1 договора), её выплата два раза в месяц, а именно - аванс за текущий месяц 16 числа текущего месяца, заработная плата 1 числа месяца, следующего за расчетным (пункт 4.3 договора).

Между ООО "Диана" и иностранным гражданином Го Яцюань (Китай) заключен трудовой договор. Договором № б/н от 14.11.2019 предусмотрен размер заработной платы за исполнение трудовых обязанностей (пункт 4.1 договора), её выплата два раза в месяц, а именно - аванс за текущий месяц 16 числа текущего месяца, заработная плата 1 числа месяца, следующего за расчетным (пункт 4.3 договора).

В ходе проведения проверки установлено, что во исполнение обязательств по вышеперечисленным трудовым договорам ООО «Диана» выплатило 10.12.2019 иностранным гражданам-работникам Ван Яцзян, Го Яцюань, Ху Бо из кассы организации заработную плату в наличной форме в сумме 52200,00 рублей, что подтверждено расходным кассовым ордером № 9 от 10.12.2019 и платежной ведомостью № 7 от 10.12.2019.

По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении № 42232103400039600002 от 15.02.2021.

02.03.2021 административным органом вынесено постановление №42232103400039600004 по делу об административном правонарушении, ООО «Диана» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 39150  руб.

Не согласившись с вынесенными постановлениями ООО «Диана» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ  (в  редакции, действовавшей в спорный период) установлена  административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ  устанавливаются правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяются права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (статья 2 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ ООО «Диана»  является резидентом, а работники иностранные граждане - нерезидентами.

В силу части  2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Случаи, при которых юридические  лица -  резиденты  могут осуществлять  расчеты с нерезидентами в наличной  иностранной валюте Российской Федерации без использования  банковских счетов в уполномоченных банках,  перечислены  в части  2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ.

В частности, в абзаце 3 части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ  указано, что юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, предоставляемых населению.

Перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках является исчерпывающим  и не подлежит расширительному толкованию.

Выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, в перечень исключений не входит.

Как установлено пунктом 2.2 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов», физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой, открываются текущие счета.

В силу пункта 3.2 указанной Инструкции для открытия текущего счета физическому лицу - иностранному гражданину или лицу без гражданства помимо иных документов представляется миграционная карта и (или) документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в случае если их наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, возможность выплаты юридическим лицом - резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы в наличной валюте Российской Федерации, минуя счет в уполномоченном банке, открытый в указанном порядке, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

В соответствии с  расходным кассовым ордером  №4 от 16.10.2019 и платежной ведомостью №2 от 16.10.2019 работодателем - ООО «Диана» 16.10.2019   произведена выплата заработной платы работникам (физическим лицам - нерезидентам) путем выдачи из кассы организации наличных денежных средств на сумму 19130 руб., что подтверждается подписью работников в ведомости и ордере. 

В соответствии с  расходным кассовым ордером  № 8 от 01.12.2019 и платежной ведомостью №6 от 01.12.2019 работодателем - ООО «Диана» 01.12.2019   произведена выплата заработной платы работникам (физическим лицам - нерезидентам) путем выдачи из кассы организации наличных денежных средств на сумму 17400 руб., что подтверждается подписью работников в ведомости и ордере.

В соответствии с  расходным кассовым ордером  №6 от 15.11.2019  и платежной ведомостью №4 от 15.11.2019 работодателем - ООО «Диана» 15.11.2019   произведена выплата заработной платы работникам (физическим лицам - нерезидентам) путем выдачи из кассы организации наличных денежных средств на сумму 10000 руб., что подтверждается подписью работников в ведомости и ордере.

В соответствии с  расходным кассовым ордером  № 5 от 01.11.2019 и платежной ведомостью №3 от 01.11.2019 работодателем - ООО «Диана» 01.11.2019   произведена выплата заработной платы работникам (физическим лицам - нерезидентам) путем выдачи из кассы организации наличных денежных средств на сумму 15670 руб., что подтверждается подписью работников в ведомости и ордере.

В соответствии с  расходным кассовым ордером  № 9 от 10.12.2019 и платежной ведомостью №7 от 10.12.2019 работодателем - ООО «Диана» 10.12.2019   произведена выплата заработной платы работникам (физическим лицам - нерезидентам) путем выдачи из кассы организации наличных денежных средств на сумму 52200 руб., что подтверждается подписью работников в ведомости и ордере.

Таким образом, общество нарушило часть 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ, а именно совершило валютную операцию в валюте Российской Федерации, минуя банковские счета в уполномоченном банке.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем факт выплаты в наличной форме заработной платы вышеназванным иностранным гражданам, являющимся нерезидентами.

Поскольку факт совершения вменяемого административного правонарушения административным органом доказан и обществом не опровергнут, суд пришел к выводу  о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Статьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Под всеми зависящими мерами по соблюдению законодательства РФ понимаются такие действия, которые предшествуют совершению административного правонарушения и свидетельствуют о стремлении исполнить лицом возложенные на него обязанности.

ООО «Диана», как участник внешнеэкономической деятельности, обязано не только знать о действующем валютном законодательстве РФ, но и обеспечивать его исполнение, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая требуется для надлежащего исполнения своих публично-правовых обязанностей.

Правовая возможность исполнения существующих обязанностей определяется отсутствием объективных препятствий для их выполнения, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица (чрезвычайных, непредотвратимых, непредвиденных).

Обстоятельств с подобной характеристикой в ходе рассмотрения дела не установлено.

С учетом требований ст. 2.1 КоАП РФ ООО «Диана»  обязано было принять все необходимые и достаточные меры к тому, чтобы возложенная на Общество обязанность была исполнена с учетом требований Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ.

У ООО «Диана» объективно имелись все возможности, используя свои права и реализуя свои обязанности, соблюсти установленное валютное законодательство РФ, однако Обществом не было предпринято каких-либо мер по его соблюдению. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Ссылка заявителя на то, что ООО «Диана» не могло обязать своих работников-нерезидентов выбрать способ получения заработной платы безналичным способом путем открытия счетов в уполномоченных банках, а также что ООО «Диана» не имело возможности выплачивать заработную плату работнику-нерезиденту исключительно в безналичной форме - через банковские счета в уполномоченных банках, и не может быть признано виновным в совершении незаконной валютной операции, отклоняются судом как основанные на неверном толковании норм права.

Требование валютного законодательства Российской Федерации о проведении расчетов при осуществлении валютных операций юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, в том числе в части порядка выплаты юридическими лицами - резидентами физическим лицам - нерезидентам заработной платы, не противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации.

Согласно абзацу пятому статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Поскольку, в случае выплаты работодателем - резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, работник является гражданином иностранного государства, реализация норм трудового законодательства должна осуществляться с соблюдением императивных требований Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ.

  Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд пришел к выводу о наличии вины общества в совершении данного административного правонарушения, действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Доводы ООО «Диана» о наличии процессуальных нарушений со стороны административного органа признаются судом необоснованными, исходя из следующих фактических обстоятельств.

Как следует из материалов дела, уведомлениями от 03.02.2021 №№42232103400066400001,42232103400047300001, 42232103400082800001, 42232103400074300001, 42232103400039600001  общество было извещено о необходимости явки 15.02.2021 для составления административных протоколов по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ по факту нарушения валютного законодательства. 

Указанные уведомления были направлены по телекоммуникационным каналам связи и получены обществом 05.02.2021, что подтверждается извещениями о получении электронного документа.

15.02.2021 Инспекция составила в отношении общества протоколы об административном правонарушении №№42232103400066400002,42232103400047300002, 42232103400082800002, 42232103400074300002, 4223210340003960002  по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в отсутствие представителя ООО «Диана», однако при условии его надлежащего извещения.

Определения от 16.02.2021 о   назначении времени и места рассмотрения  дела  об административном  правонарушении   также были направлены  обществу по телекоммуникационным каналам связи и получены им 17.02.2021.

Согласно п. 24.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60 "О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях"  разъяснено, что при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности, путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.

Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).

Приказом ФНС России от 27.12.2017 N ММВ-7-6/1096@ "О расширении электронного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" установлена возможность направления налогоплательщиками в налоговые органы с использованием формата передачи документов, предусмотренных Кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в соответствии с Приказом ФНС России от 18.01.2017 N ММВ-7-6/16@ "Об утверждении формата документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах".

Таким образом, налоговые органы вправе направлять извещения, предусмотренные КоАП РФ, в электронном виде по ТКС в рамках документооборота, предусмотренного налоговым законодательством Российской Федерации.

Направление  и получение извещений подтверждается формами  код по КНД 1167002  и код по КНД 1167004.

То обстоятельство, что в период с 15.02.2021 с по 02.03.2021   руководитель ООО «Диана» находился на больничном по уходу за ребенком,  не свидетельствует о допущенных  нарушениях, поскольку извещения    о совершаемых   процессуальных  действиях юридическим были получены.

Таким образом, нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено, иное не следует из материалов дела. Протоколы об административном правонарушении и обжалуемые постановления вынесены должностными лицами  в пределах предоставленных законом полномочий и с соблюдением установленных процессуальных норм.

Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Применение статьи 2.9 КоАП РФ возможно только в исключительных случаях и является правом, а не обязанностью суда.

Совершенные правонарушения посягают на установленный законодательством порядок в сфере валютного регулирования и валютного контроля, соблюдение которого являются обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере, а охранительные нормы статьи 15.25 КоАП РФ защищают интересы государства, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания совершенных обществом административных правонарушений малозначительными.

В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

Санкцией части 1 статьи 15.25 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения не предусмотрено.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Таким образом, наличие у лица, привлекаемого к административной ответственности, одного лишь статуса субъекта малого или среднего предпринимательства без учета характера совершенного правонарушения не является основанием применения статьи 4.1.1 КоАП РФ.

В данном случае неисполнение обществом установленных Федеральным  законом от 10.12.2003 №173-ФЗ  требований,  представляет существенную угрозу общественным отношениям в области валютного регулирования.

В соответствии с преамбулой Федерального закона № 173-ФЗ его целью является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Соблюдение положений и требований Федерального закона № 173-ФЗ и актов органов валютного регулирования позволяет достигнуть единства внешней и внутренней политики государства, а также приоритета экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования.

Нарушения валютного законодательства РФ считаются наиболее общественно опасными, что следует из установленного законодателем повышенного размера штрафа за правонарушения в названной сфере, а также более продолжительного срока давности привлечения к административной ответственности за их совершение.

В данном случае вменяемые правонарушения сами по себе содержат угрозу интересам государства в сфере валютного законодательства. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается, что бесконтрольный вывод средств приводит к сокращению золотовалютных резервов, резким колебаниям курса валюты Российской Федерации.

Совершенные обществом правонарушения посягают на охраняемые законом отношения в сфере стабильности внутреннего валютного рынка, а также приводят к невыполнению поставленных государством задач по реализации единой государственной валютной политики, направленной на обеспечение законности и прозрачности оттока капитала за рубеж.

Привлечение ООО «Диана» к административной ответственности с назначением минимальных штрафных санкций части 1 статьи 15.25 КоАП РФ согласуется с предупредительными целями (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. Таким образом, основания для замены административных наказаний в виде административных штрафов на предупреждения отсутствуют.

При назначении административных наказаний ООО «Диана» административным органом учтены характер совершенных административных правонарушений, отсутствие факта зачисления денежных средств на счета в уполномоченном банке на момент рассмотрения дела, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении наказания административным органом учтены требования статьи 4.1 КоАП РФ, в связи с чем оснований для изменения размера назначенного наказания не имеется.

Кроме того, норма о снижении административного наказания в виде административного штрафа ниже низшего предела,  применению не подлежит, поскольку штраф составляет менее 100 000 руб.

С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что оспариваемые постановления являются законными и обоснованными, оснований для признания их незаконными и отмены не имеется.

руководствуясь статьями 167 - 170, 210, 211, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд

р е ш и л :

отказать в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными и отмене постановлений межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №11 по Кемеровской области – Кузбассу № 42232103400066400004,  №42232103400047300004, №42232103400082800004, №42232103400039600004, №42232103400074300004.

  Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти  дней со дня его принятия.   Апелляционная   жалоба подается через Арбитражный суд Кемеровской области.             

Судья                                                                                                Ю.Ю. Кормилина