НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Кемеровской области от 21.09.2021 № А27-16388/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

http://www.kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город  Кемерово                                                                                     Дело № А27-16388/2021

Резолютивная часть решения объявлена 21 сентября 2021 года

Текст в полном объеме изготовлен 24 сентября 2021 года

            Арбитражный суд Кемеровской области  в составе судьи Кормилиной Ю.Ю., 

при ведении аудиозаписи и протокола судебного заседания    секретного заседания Брызгаловой Т.А.,

рассмотрев в судебном заседании  заявление  Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области-Кузбассу, город Абакан, Республика Хакасия (ОГРН 1131901000956, ИНН  1901111942)

к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Кемеровский государственный университет», город Кемерово, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН 1034205005801, ИНН  4207017537)

о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии:

от заявителя: Манелюк И.В. (доверенность  от 16.12.2020  №717, паспорт, диплом)

от заинтересованного лица: Аширафулина Ю.Р. (доверенность от 16.05.2020, паспорт, диплом)  

у с т а н о в и л:

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области-Кузбассу (далее  - заявитель, Управление Россельхознадзора) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о привлечении Федерального государственного бюджетного образовательного  учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет»  (далее – ФГБОУ ВО «КемГУ», Учреждение)  к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением суда от 20.08.2021 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 21.09.2021.

В предварительном судебном заседании представитель заявителя требования  поддержал.

Представитель Учреждения, не оспаривая факта совершения правонарушения,  ссылаясь на устранение выявленных нарушений, отсутствие: вреда, имущественного ущерба, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, вредных последствий, просил при назначении наказания применить положения статьи 4.1.1 КоАП РФ либо признать правонарушение малозначительным.

В отсутствие  возражений  представителей лиц, участвующих в деле, суд, руководствуясь частью 4 статьи 137 АПК РФ, пунктом  27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 №65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», завершил  предварительное судебное заседание  и перешел к судебному  разбирательству в судебном заседании.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

На основании приказа и.о. заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области-Кузбассу от 27.05.2021 №317-в проведена плановая выездная проверка в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет», с целью осуществления контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения.

В ходе проведения проверки ФГБОУ ВО «КемГУ» административным органом  установлено, что оборот лекарственных средств для ветеринарного применения, осуществляется с нарушением лицензионных требований.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 29.06.2021 №6/317-в.

29.06.2021 должностным лицом административного органа составлен протокол №6/317-в об административном правонарушении,   ответственность за которое  предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление Россельхознадзора направило заявление о привлечении ФГБОУ ВО «КемГУ»   к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ в Арбитражный суд Кемеровской области.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).

Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности  (п. 1 примечаний).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о лицензировании   соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу  пункта 47  части 1 статьи 12 Закона о лицензировании    лицензированию подлежит  фармацевтическая деятельность.

Управлением  Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области  выдана лицензия  №19-18-3-000153 от 24.09.2018 на осуществление  ФГБОУ ВО «КемГУ»   фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств  для ветеринарного  применения; виды услуг: хранение лекарственных препаратов для ветеринарного  применения; розничная торговля лекарственными препаратами для ветеринарного  применения.

В ходе проверки ФГБОУ ВО «Кем ГУ» административным установлено, что оборот лекарственных средств для ветеринарного применения, осуществляется с нарушением лицензионных требований, а именно:

1) в помещении для хранения лекарственных препаратов для животных не выделено отдельное место для временного хранения лекарственных препаратов с истекшим сроком годности, фальсифицированных и контрафактных (зона карантина);

2) в ФГБОУ ВО «КемГУ» отсутствуют работники, заключившие с ним трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением;

3)  Приказом ФГБОУ ВО «КемГУ» от 10.06.2021 №291/10 ответственным лицом за прием, отпуск, хранение и реализацию лекарственных препаратов (средств), предназначенных для животных, назначен Немченко К.В., с которым заключен гражданско-правовой договор на оказание услуг  от 14.05.2021 №718/2021. У Немченко К.В. отсутствует сертификат специалиста в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, удостоверение о повышении квалификации;

4) Приказом ФГБОУ ВО «КемГУ» от 01.06.2021 №276/10 ответственным лицом за прием, отпуск, хранение и реализацию лекарственных препаратов (средств), предназначенных для животных, назначена ассистент ветеринарного врача ветеринарного центра Кем ГУ Стенина Ю.С. При этом не представлены  документы, подтверждающие наличие у нее ветеринарного образования, сертификат специалиста в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, удостоверение о повышении квалификации.

В соответствии с частью 1 статьи  8 Закона о лицензировании лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением  Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081  "О лицензировании фармацевтической деятельности" утверждено "Положение о лицензировании фармацевтической деятельности" (далее -  Положение).

Пунктом 5 Положения  установлены  требования  лицензиату, в том числе соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для ветеринарного применения,  правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения (пп. «з»).

Согласно  пункту 19  «Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения», утв. Приказом Минсельхоза РФ от 29.07.2020 №426, при выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности, в поврежденной упаковке, недоброкачественных, фальсифицированных или контрафактных лекарственных средств, они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной зоне или в отдельном контейнере не более шести месяцев с целью уничтожения таких лекарственных средств в порядке, определенном в соответствии со статьей 59 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

В соответствии с п.п. «л», «м»  пункта 5 Положения   к  лицензионным требованиям  относятся:

-  наличие у лицензиата работников, заключивших с ним трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения - высшее или среднее фармацевтическое либо высшее или среднее ветеринарное образование, сертификат специалиста (пп. «л»);

- повышение квалификации специалистов с фармацевтическим или ветеринарным образованием не реже 1 раза в 5 лет (пп. «м»).

Согласно пункту  6 Положения невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5,  признается грубым нарушением  лицензионных требований.

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и не оспорены ФГБОУ ВО «Кем ГУ». Доказательств, опровергающих данные факты, ФГБОУ ВО «Кем ГУ» в материалы дела не представлено.

Вышеизложенные действия образуют событие правонарушения, предусмотренного части 4 статьи 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)).

Доказательств того, что Учреждение не имело возможности для соблюдения требований законодательства и им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалы дела не представлено.

Учитывая изложенное, суд усматривает наличие в действиях Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в том числе вины в его совершении.

Процессуальных нарушений, допущенных  административным органом при производстве по делу об административном правонарушении, судом не установлено.

На дату составления протокола об административном правонарушении №6/317-в от 29.06.2021,    выявленные  нарушения в  полном объеме не устранены, что также следует  из пояснений ФГБОУ ВО «КемГУ»  б/н от 24.06.2021. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ,  не истек.

Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Судом установлено, что ФГБОУ ВО «КемГУ» ранее к административной ответственности не привлекалось (доказательства обратного в материалах дела отсутствуют).

Административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, не перечислено в части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ в числе случаев, при которых не допускается замена штрафа предупреждением. Тем самым законодателем не установлена презумпция невозможности замены штрафа на предупреждение при совершении указанного нарушения.

Выявленные нарушения  не повлекли угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В настоящее время ФГБОУ ВО «КемГУ»  предприняты меры, направленные на  устранение нарушений (заключен договор с Институтом  дополнительного  профессионального образования ФГБОУ ВО Новосибирский аграрный университет  по направлению «Ветеринарная фармация»   для сотрудников  ветеринарного центра КемГУ, обеспечено место хранения лекарственных средств с истекшим сроком годности, в поврежденной упаковке).

Таким образом, учитывая положения статьи 4.1.1 КоАП РФ, суд считает возможным назначить наказание в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

привлечь к административной ответственности по части 4 статьи  14.1   Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях   Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный университет», город Кемерово, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН 1034205005801, ИНН  4207017537) и назначить административного наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья                                                                                                         Ю.Ю. Кормилина