НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Кемеровской области от 16.04.2008 № А27-2807/08

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

650000, г. Кемерово, ул. Красная, 8

www.кemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кемерово Дело № А27-2807/2008-6

«16» апреля 2008г.

Оглашена резолютивная часть решения «16» апреля 2008г.

Решение изготовлено в полном объеме «16» апреля 2008г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе: судьи Дмитриевой Ирины Анатольевны, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Покосовой Нинель Юрьевной,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Религиозной организации церковь «Прокопьевская» в г.Прокопьевске Кемеровской области Западно-Сибирского Объединения Христиан Веры Евангельской Пятидесятников о признании бездействия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Кемеровской области незаконным, выразившегося в отказе в возврате излишне уплаченного земельного налога в размере 47044 руб. и обязании налоговый орган возвратить данную сумму

при участии:

от заявителя:   Скрябин А.И. – пастор (выписка из протокола от 09.06.2006г., паспорт), Манько Е.А. – юрисконсульт (доверенность от 15.04.2008г., паспорт);

от МРИ ФНС РФ № 11 по Кемеровской области:   Сенечко Н.Я. – специалист 1 разряда юридического отдела (доверенность от 28.01.2008г., служебное удостоверение);

Установил:   Религиозная организация церковь «Прокопьевская» в г.Прокопьевске Кемеровской области Западно-Сибирского Объединения Христиан Веры Евангельской Пятидесятников (далее по тексту – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными бездействий межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Кемеровской области (далее по тексту – налоговый орган) по возврату излишне уплаченного земельного налога за 2005г. в размере 47044 руб. и об обязании налогового органа произвести возврат излишне уплаченной суммы земельного налога за 2005 год в размере 47044 рубля.

Представители заявителя в судебном заседании заявленное требование поддержали. По мнению заявителя, с 01.01.2005г. вступила в силу (Федеральный закон РФ от 29.11.2004г. № 141-ФЗ) глава 31 Налогового кодекса РФ «Земельный налог» и в соответствии с п.4 ст.395 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) религиозные организации освобождены от уплаты земельного налога. Кроме того, сотрудники налогового органа в устной форме обещали произвести возврат земельного налога в связи с наличием у организации всех оснований для возврата.

Представитель налогового органа с требованиями заявителя не согласился, в обоснование возражений представил письменный отзыв и документы. Представитель заявителя ссылается на то обстоятельство, что земельный налог в размере 47044 руб. не являются излишне уплаченной суммой налога, поскольку Закон РФ от 11.10.1991г. № 1738-1 «О плате за землю» за исключением ст.25, признается утратившим силу с 01.01.2006г. (в ред. п.2 ст. 2 ФЗ от 29.11.2004г. № 141-ФЗ).

Из материалов дела следует, что Религиозная организация церковь «Прокопьевская» в г.Прокопьевске Кемеровской области Западно-Сибирского Объединения Христиан Веры Евангельской Пятидесятников является плательщиком земельного налога (свидетельство не бессрочное(постоянное) пользование землей № 224 от 19.10.1992г.).

В 2005 году Церковь «Прокопьевская» исчислила по налоговой декларации за 2005г., представленной в инспекцию 20.06.2005г., и уплатила земельный налог за 2005г. в сумме 47044 руб. Данный факт подтверждается платежными документами (платежные поручения: № 5 от 26.09.2005г., № 3 от 28.06.2005г.) и не отрицается налоговым органом.

По итогам налогового периода, налогоплательщик, полагая, что он имеет льготу по земельному налогу за 2005год, установил наличие переплаты по налогу на землю, в связи с чем, 04.05.2006г. в порядке ст.ст.54, 81 НК РФ подал в МРИ ФНС РФ № 11 по Кемеровской области уточненную налоговую декларацию по налогу за землю за 2005 год, согласно которой сумма излишне уплаченного налога на прибыль составила 0 руб.

Заявитель 30.05.2006г. обратился в налоговый орган с заявлениями о возврате имеющейся переплаты по налогу на землю 47044 руб.

07.06.2006 г. налоговым органом было отказано в возврате переплаты по земельному налогу в связи с проведением камеральной налоговой проверки в порядке ст.88 НК РФ для подтверждения факта переплаты.

Из материалов дела следует, что уточненная налоговая декларация от 04.05.2006г. была принята налоговым органом и по результатам проверки вынесено решение № 490 от 28.06.2006г. об отказе в привлечении к налоговой ответственности. Данным решением инспекцией не оспаривается факт переплаты по земельному налогу в размере 47044 руб., однако налогоплательщику предложено уплатить земельный налог за 2005г. путем перечисления авансовых платежей в размере 11761 руб. по срокам уплаты 01.07.2005г., 15.08.2005г., 17.10.2005г., 01.12.2005г. в соответствии с Постановлением Прокопьевского городского совета народных депутатов № 83 от 24.11.2004г. «О земельном налоге и налоге на имущество физических лиц».

На основании вышеизложенного, налоговым органом не был произведен возврат заявителю излишне уплаченных сумм земельного налога в сумме 47044 руб.

Религиозная организация церковь «Прокопьевская» в г.Прокопьевске Кемеровской области Западно-Сибирского Объединения Христиан Веры Евангельской Пятидесятников, не согласившись с позицией налогового органа, обратилась в суд с заявлением о признании незаконными бездействий межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Кемеровской области по возврату излишне уплаченного земельного налога за 2005г. в размере 47044 руб. и об обязании налогового органа произвести возврат излишне уплаченной суммы земельного налога за 2005 год в размере 47044 рубля.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд находит требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

В силу ст.ст.21 и 78 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов.

В соответствии с п.1 ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по аналогичному или иным видам налогов, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном нормами статьи 78 НК РФ.

Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.

В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (п.22 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ).

В соответствии с п.2 ст.13 Федерального Конституционного закона № 1-ФКЗ от 28.04.1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановления Пленума ВАС РФ обязательны для арбитражных судов.

Пунктом 8 ст.78 НК РФ определен трехлетний срок на подачу налогоплательщиком заявления о возврате излишне уплаченных сумм в налоговый орган.

Статья 3 НК РФ устанавливает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Статья 1 Закона Пунктом 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ в качестве одного из принципов земельного законодательства назван принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 56 Кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", утрачивающего силу с 1 января 2006 года, от уплаты земельного налога полностью освобождаются религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры.

Из данного положения следует, что от налогообложения земельным налогом освобождается весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором находится используемое этой религиозной организацией здание, охраняемое государством как памятник истории, культуры и архитектуры, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения.

С 1 января 2005 года вступила в силу глава 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой земельный налог устанавливается в качестве местного налога и вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.

Статьей 395 указанной главы НК РФ определены категории налогоплательщиков, освобождаемые от уплаты земельного налога.

Данное положение реализовано в пункте 4 статьи 395 НК РФ, согласно которому религиозные организации подлежат освобождению от уплаты земельного налога в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

Таким образом, освобождению от налогообложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строения или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения.

Довод налогоплательщика, что на него распространяется льгота, предусмотренная п.4 ст.395 НК РФ по уплате земельного налога с 01.01.2005г., судом отклонен, исходя из следующего.

Определение местных налогов и общие положения о полномочиях представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значении Москвы и Санкт-Петербурга) по установлению и введению в действие местных налогов предусмотрены пунктом 4 статьи 12 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений •законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах", далее - Федеральный закон N 95-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено указанным пунктом и пунктом 7 статьи 12 НК РФ.

К местным налогам на основании статьи 15 НК РФ относится земельный налог.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (пункт 4 статьи 12 НК РФ).

Согласно абзацу третьему данного пункта земельный налог устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений, городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 данной статьи.

До введения в действие глав части второй НК РФ о налогах ссылки в статье 12 НК РФ на положения данного Кодекса приравниваются к ссылкам на акты законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятые до дня вступления в силу Федерального закона N 95-ФЗ (статья 3 Федерального закона N 95-ФЗ).

В статье 4 Федерального закона N 95-ФЗ предусмотрено, что до приведения законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований в соответствие с данным Федеральным законом указанные законы и нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей этому Федеральному закону.

Положения абзаца третьего пункта 4 статьи 12 НК РФ согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона N 95-ФЗ со дня их вступления в силу и до 1 января 2006 года применяются исключительно в части полномочий представительных органов поселений (муниципальных районов) и городских округов, вновь образованных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 131-ФЗ), по установлению земельного налога и принятию указанными представительными органами решений о введении в действие этого налога, которые вводятся в действие не ранее 1 января 2006 года).

С I января 2005 г. действует гл. 31 "Земельный налог" Налогового кодекса РФ, которая с 01.01.2006 полностью заменит Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (пп. 1 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ).

В 2005 г. Закон РФ от II. 10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", за исключением ст. 25, не применяется только на территории тех муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), где представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга) приняли нормативные правовые акты о введении с 01.01.2005 земельного налога в соответствии с гл. 31 "Земельный налог" НК РФ (ст. 3 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ).

На таких территориях налог рассчитывается исходя из положений гл. 31 НК РФ и соответствующего местного нормативного акта. На остальных территориях налог следует рассчитывать, применяя Закон РФ от 11.10.91г. № 1738-1 «Оплате за землю» и принятые в соответствии с ним нормативно-правовые акты местного уровня.

Кроме того, в соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 44, ст. 1424), за исключением статьи 25 признается утратившим силу с I января 2006 года:

Таким образом, действовавшим в спорный период (2005 год) законодательством освобождение религиозных организаций от уплаты земельного налога не предусматривалось.

Согласно ст. 15 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон) основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.

Обязанность по уплате налога по общему правилу прекращается с уплатой налога (ст.44 НК РФ).

В соответствии со ст.11 НК РФ недоимкой признается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

По мнению суда, налогоплательщику правомерно предложено уплатить земельный налог за 2005г. в размере 47044 руб. Поэтому имеющаяся переплата по налогу в связи с подачей уточненной «нулевой» налоговой декларацией по земельному налогу за 2005г. не является излишне уплаченной суммой налога.

Согласно п.1 ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах, а в соответствии со ст.33 НК РФ должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с налоговым законодательством.

На основании п.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с п.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания законности совершении оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которое приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Общество не представило суду доказательства и не обосновало нарушение его прав и законных интересов бездействием налогового органа по возврату излишне уплаченных сумм налога.

А налоговая инспекция, по мнению суда, доказала и обосновала законность своих действий в части отказа по возврату переплаты по земельному налогу за 2005г. не относящихся к излишне уплаченным суммам налога, что не повлекло нарушение прав и охраняемых законом интересов налогоплательщика.

При таких обстоятельствах требование заявителя является неправомерными, необоснованным и не подлежащими удовлетворению.

Довод налогового органа о пропуске заявителем трехмесячного срока для подачи заявления в арбитражный суд, суд отклоняет.

Учитывая, что налогоплательщик 13.03.2008г. обратилось в арбитражный суд с заявлением о возврате излишне уплаченных платежными поручениями от 28.06.2005г. и от 26.09.2005г. сумм земельного налога за 2005г., следует признать, что трехлетний срок на подачу заявления в суд о возврате излишне уплаченных сумм не пропущен.

С учетом того, что в Арбитражным процессуальном кодексе РФ не установлены особенности рассмотрения требований о возврате из бюджета излишне уплаченных (перечислены) сумм налога и пени, и исходя из положений ст.198 АПК РФ, указанные требования должны рассматриваться по правилам искового производства.

Довод заявителя на устные разъяснения налогового органа о праве на возврат земельного налога суд отклонил как не основанный на законе и не подтвержденный документально.

При подаче заявления налогоплательщиком уплачена госпошлина в размере 3990,36 руб. (платежные поручения № 1 от 09.01.2008г. и № 2 от 15.02.2008г.).

Поскольку уплате подлежала госпошлина в размере 3881,76 руб. (в том числе за подачу заявления неимущественного характера - 2000 руб. и имущественного характера - 1881,76 руб.), то госпошлина в размере 108,60 руб. является излишне уплаченной и подлежит возврату. В остальной части госпошлина не подлежит взысканию с налогового органа в связи с отказом в удовлетворении требований.

Руководствуясь ст.ст.102, 110, 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявленное требование Религиозной организации церковь «Прокопьевская» в г.Прокопьевске Кемеровской области Западно-Сибирского Объединения Христиан Веры Евангельской Пятидесятников о признании незаконными бездействий межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Кемеровской области по возврату излишне уплаченного земельного налога за 2005г. в размере 47044 руб. и об обязании налогового органа произвести возврат излишне уплаченной суммы земельного налога за 2005 год в размере 47044 рубля оставить без удовлетворения.

После вступления решения в законную силу выдать Религиозной организации церковь «Прокопьевская» в г.Прокопьевске Кемеровской области Западно-Сибирского Объединения Христиан Веры Евангельской Пятидесятников справку на возврат излишне уплаченной госпошлины в размере 108,60 руб., уплаченную платежным поручением № 1 от 09.01.2008г.

Решение в месячный срок с момента его принятия может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции, а также в двухмесячный срок после вступления в законную силу - в суд кассационной инстанции.

Судья

Арбитражного суда

Кемеровской области И. А. Дмитриева