НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение АС Кемеровской области от 16.02.2015 № А27-23431/14

                               АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

http://www.kemerovo.arbitr.ru

                               ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                               Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово

                              Дело № А27-23431/2014

«16» февраля 2015 года

           Резолютивная часть решения объявлена «16» февраля 2015 г.                                                                                           

           Полный текст решения изготовлен «16» февраля 2015 г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Власова В.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Самойловой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Комсомольского городского поселения,  Кемеровская область, Тисульский район п.г.т. Комсомольск (ОГРН 1054243009138, ИНН 4243005368)

к Государственному учреждению – Кузбасскому региональному  отделению Фонда социального страхования  Российской Федерации, филиал № 8, г. Мариинск

(ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857)

о признании недействительным решения  от 17.09.2014

при участии:

от заявителя: Васильев А.М. – глава поселения, решение Территориальной избирательной комиссии №369 от 20.10.2010, паспорт, Ерошевич В.К. – представитель по доверенности от 12.02.2015 с полным объемом полномочий, паспорт;

от заинтересованного лица: Галингер Л.Ф. – главный специалист, доверенность от 01.01.2015 № 34 (копия приобщена к материалам дела), сл. удостоверение;

                                                               у с т а н о в и л:

Администрация Комсомольского городского поселения  (далее – заявитель, администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения – Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал №8) (далее - ГУ КРОФСС) о признании недействительным решения от 17.09.2014  №8 осс-доходы «о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов плательщика страховых взносов.

Представители заявителя в судебном заседании  поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. В обоснование указывают, что выплата 52 050 руб., на которую начислены спорные страховые взносы, произведена на основании решения № 6 сессии Совета народных депутатов Комсомольского городского поселения  от 27.12.2012. В связи с чем, полагают, что выплаты социального характера, основанные на этом решении, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации  работников, сложности, качества, количества, условий выполнения  самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждение за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовым договором, следовательно, не являются объектом обложения страховыми взносами. Подробнее доводы изложены в заявлении.

ГУ КРОФСС в письменном отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, с требованием не согласились. Считают, что с учетом требований статей 7, 8, 9 Федерального закона от 24.07.2009  «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ), подлежат обложению страховыми взносами вознаграждения, начисляемые в пользу работников – физических лиц в рамках трудовых отношений, следовательно, страхователь был обязан начислить страховые взносы на сумму произведенной единовременной выплаты работнику, уходящему на пенсию, поскольку в момент выплаты физическое лицо являлось работником  и находилась в трудовых отношениях с работодателем. Подробнее возражения с правовым обоснованием изложены в отзыве.

          Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд признает требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.

          Как следует из материалов дела Государственным учреждением – Кузбасским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 8) проведена выездная проверка страхователя Администрации Комсомольского городского поселения по проверке правильности  исчисления, полноты и своевременности  уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай  временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования  Российской Федерации  за период за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, в ходе которой установлено, что страхователь в июне 2013 не включил в базу для исчисления страховых взносов единовременное пособие в связи с выходом на пенсию.

         По результатам проверки ГУ КРОФСС составлен акт проверки  от 14.08.2014 № 803008 осс - доходы. По результатам проверки, представленных возражений, принято решение от 17.09.2014 № 8 осс - доходы «о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения  законодательства РФ о страховых взносах», которым администрация привлечена к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) в виде штрафа в сумме 301,89 руб. Кроме того, указанным решением администрации предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 1 509,44 руб. и пени в сумме 28,41 руб.

Не согласившись с решением Фонда социального страхования, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).

Основанием для принятия решения явился вывод Фонда социального страхования о том, что в нарушение статей 7, 8 Федерального закона № 212-ФЗ администрация не включила в базу для исчисления страховых взносов за 2011 – 2013 годы (июнь 2013)  единовременное пособие в связи с выходом на пенсию.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а», «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ.

Согласно статье 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статьей 9 Федерального закона № 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, с учетом анализа которого Фонд социального страхования пришел к выводу, что спорные выплаты являются объектом обложения страховыми взносами и подлежат включению в базу для их начисления.

Отклоняя приведенные доводы Фонда социального страхования, суд исходит из следующего.

Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует социально-трудовые отношения.

Из материалов дела следует, что, решением Совета народных депутатов Комсомольского городского поселения от 27.12.2012 № 6 утверждено Положение «Об оплате труда главы комсомольского городского поселения, муниципальных служащих и лиц, осуществляющих техническое обеспечение деятельности Администрации Комсомольского городского поселения» (далее – Положение), которым установлены размеры оплаты труда лиц, замещающих должности муниципальной службы, ежемесячные надбавки к должностным окладам муниципальных служащих, премии, материальная помощь, единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, а также размер единовременного пособия в связи с выходом на пенсию.

Пунктом 8.2 вышеназванного Положения установлено, что единовременное пособие в связи с выходом на пенсию выплачивается в следующих размерах: при наличии стажа муниципальной службы от 5 до 8 лет в размере 3 МРОТ, от 8 до 10 лет - 5 МРОТ, от 10 до 15 лет - 8 МРОТ, свыше 15 лет - 10 МРОТ.

Согласно пункта 8.4. Положения основанием для выплаты вышеуказанного пособия муниципальному служащему являются соответствующее распоряжение главы о прекращении трудовых отношений с муниципальным служащим в органе местного самоуправления в связи с выходом на пенсию и справка, подтверждающая срок его фактической работы в органах местного самоуправления. Единовременное пособие выплачивается при наличии средств в бюджете.

Выплата суммы единовременного пособия в связи с выходом на пенсию производилась администрацией после увольнения работника с должности муниципальной службы и расторжения с ним трудового договора, соответственно не являлась стимулирующими выплатами и не зависела от квалификации работника, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, и с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.05.2013 № 17744/12 не являлась оплатой труда работника (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрена трудовым договором.

Следовательно, спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежали включению в базу для начисления страховых взносов.

С учетом изложенного, администрации неправомерно были доначислены страховые взносы, пени на них, а также администрация неправомерно привлечена к ответственности, предусмотренной статьей 47 Закона № 212-ФЗ.  

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Руководствуясь статьями 65, 110, 167-170, 180, 181,  200, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Заявленное требование  удовлетворить.

Признать недействительным решение Государственного учреждения – Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал №8) от 17.09.2014  №8 осс-доходы « о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах».

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в  месячный срок с даты принятия решения в Седьмой арбитражный  апелляционный суд.

Судья                                                                                                      В.В. Власов