Красная ул., д. 8, г. Кемерово, 650000
сайт: http://www.kemerovo.arbitr.ru, е-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
т. (8-3842) 58-17-59, ф. 58-37-05
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело № А27-20419/2015
13 апреля 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2016 года
Полный текст решения изготовлен 13 апреля 2016 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Власова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Самойловой М.В., в режиме аудиопротоколирования, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тургус», д. Береговая Кемеровский район (ОГРН 1054205208067, ИНН 4205091479)
к Управлению Федеральной миграционной службы по Кемеровской области, г. Кемерово (ОГРН 1054205259624, ИНН 4205096734)
Департаменту труда и занятости населения Кемеровской области, г. Кемерово (ОГРН 1074205000550, ИНН 4205121130)
о признании незаконным отказа (действия), о признании незаконным заключения
при участии:
от заявителя: Брель О.А. – адвокат, доверенность от 05.10.2015 (копия в деле), удостоверение адвоката; Решетняк В.А. – директор, решение единственного участника ООО «Тургус» от 26.11.2012, паспорт;
от Управления Федеральной миграционной службы по Кемеровской области: Сиротенко Е.С. – ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения УФМС России, доверенность от 23.09.2015 (копия приобщена к материалам дела), сл. удостоверение;
от Департамента труда и занятости населения Кемеровской области: Прокудина О.С. – консультант юридического отдела, доверенность от 03.02.2016 № 07-02/477 (копия в деле), сл. удостоверение; Касьян М.А. – начальник отдела трудовой миграции, доверенность от 12.11.2015 № 14-06/4271 (копия в деле), сл. удостоверение;
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Тургус» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании отказа Управления Федеральной миграционной службы по Кемеровской области (далее – заинтересованное лицо, УФМС по Кемеровской области, Управление) от 11.07.2015 №42 в выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников заявителя, заключение Департамента труда и занятости населения Кемеровской области (далее – заинтересованное лицо, Департамент) от 08.07.2015 №54 о привлечении и об использовании иностранных работников незаконными.
В обоснование требования Заявитель указал, что решение о нецелесообразности привлечения и использования ООО «Тургус» 50 работников из Китая Департамент принял на основании пункта 8 Порядка оформления и выдачи заключения о привлечении и об использовании иностранных работников, при этом сведения о потребности в работниках были представлены Обществом еще в феврале 2014 года, а затем в феврале 2015 года, заявитель не закрывал вакансии в центре занятости, со дня представления Обществом в центр занятости сведений о вакансиях (2013 год) до дня поступления в Департамент запроса УФМС по КО о выдаче заключения (июль 2015 года) прошел более чем один календарный месяц.
Более того, из запроса УФМС России по Кемеровской области через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в Департамент труда и занятости населения Кемеровской области (п. 15 «Сведения по подбору работников») следует, что сведения о потребности в работниках были представлены Обществом еще 30.06.2014 года, данные обстоятельства могли послужить основанием для продления срока принятия решения о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников с целью выяснения причины отказа Департамента в рамках проведения правовой экспертизы документов.
Представители заявителя в судебном заседании указали, что при повторном обращении Общества за разрешением по той же выделенной квоте, с тем же сроком разрешения и повторной уплате госпошлины, Департамент уже выдает заключение о возможности привлечения и использования иностранных работников по тем же специальностям и в том же количестве, в которых в первый раз отказали, а Управление в свою очередь, выдает разрешение на привлечение указанных работников от 17.08.2015.
Таким образом, Обществом за одну и ту же государственную услугу была уплачена госпошлина дважды. ООО «Тургус» не имело возможности ожидать судебного акта и не обратиться повторно за разрешением на привлечение и использование иностранных работников, в противном же случае Обществу были бы причинены значительные убытки по договору строительного подряда.
Более подробно доводы Общества изложены в заявлении, нормативно – правовых обоснованиях, а также письменных пояснениях.
УФМС России по Кемеровской области с доводами, изложенными в заявлении, не согласилось, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению, доводы административного органа изложены в отзыве, указанную позицию представители заинтересованного лица поддержали и в судебном заседании.
Так, полагает, что Управлением соблюден порядок предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, ссылаясь на п. 3 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ и заключение Департамента № 54 от 08.07.2015.
Департамент в своем отзыве с требованиями заявителя не согласился, указал, что Общество ссылается на утративший силу документ, а именно на Административный регламент, утвержденный приказом ФМС России № 1 от 11.01.2008.
Также отмечают, что представленные Обществом заявки являются сбором информации о потребности предприятий в иностранной рабочей силе в будущем году и не предполагают наличие реальных рабочих мест в реальном времени. При этом, в феврале 2015 года активирования вакансий в виде подачи в центр занятости сведений о потребности в работниках работодателем не производилось, сведения были поданы лишь 29.06.2015, в связи с чем у департамента отсутствовали правовые основания для выдачи заключения о целесообразности привлечении и использования иностранных работников ООО «Тургус».
Кроме этого, заинтересованные лица изложили позицию в части неподведомственности настоящего спора арбитражному суду.
Исследовав материалы дела, судом установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Тургус» в 2013 году обратилось в Управление Федеральной миграционной службы по Кемеровской области с заявлением на утверждение квоты для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников в количестве 75 человек.
18 февраля 2013 года между ООО «Тургус» и Государственным казенным учреждением центра занятости населения города Кемерово заключено соглашение о сотрудничестве по комплектованию вакантных и создаваемых рабочих мест, на которые предполагается привлечение иностранных работников, российскими гражданами.
В январе 2014 года квота на привлечение и использование иностранных работников (страна Китай) в количестве 75 человек была одобрена, в связи с чем в 2014 году ООО «Тургус» привлекало 75 иностранных работников следующих профессий: штукатур - 15 чел., плотник - 15 чел., облицовщик-плиточник - 15 чел., каменщик - 15 чел., бетонщик - 15 чел.
При этом до 01 июля 2014 года Обществом в центр труда и занятости было подано заявление о привлечении и использовании иностранных работников на 2015 год в количестве 50 человек, которая в январе 2015 года была одобрена в полном объеме.
В феврале 2015 года директор ООО «Тургус» обратился в центр труда и занятости населения с сообщением о намерении активировать квоту и намерении привлекать и использовать в своей предпринимательской деятельности иностранных работников в количестве 50 человек.
Далее, оплатив государственную пошлину в размере 500 000 рублей, обратилось в УФМС по КО с заявлением на получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Между тем, 15 июля 2015 года в адрес ООО «Тургус» последовало сообщение об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников № 42 от 11.07.2015 года.
Письменный отказ мотивирован пунктом 67.1 Административного регламента, утвержденным Приказом ФМС России от 30.10.2014 года № 589, в частности заключением департамента труда и занятости населения Кемеровской области № 54 от 08.07.2015 года.
Согласно заключению от 08.07.2015 года № 54 Департамент принял решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по следующим основаниям: срок предоставления сведений о потребности работодателя в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) в центр занятости населения составляет менее одного календарного месяца на дату получения запроса о выдаче заключения.
Между тем, Общество считает, что отказ УФМС России по Кемеровской области № 42 от 11.07.2015г., а также Заключение Департамента труда и занятости населения Кемеровской области № 54 от 08.07.2015г. являются незаконными и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения представителей УФМС по Кемеровской области и Департамента труда и занятости населения Кемеровской области, оценив материалы дела, суд признает требование заявителя обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2).
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3).
С учетом приведенных положений закона требования общества подлежат удовлетворению при наличии совокупности следующих условий: несоответствие оспариваемых решения и заключения закону или иному нормативному правовому акту, нарушение этими актами прав и законных интересов общества. Отсутствие совокупности таких условий обязывает арбитражный суд принять решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого ненормативного акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт.
Статьей 71 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Так, в соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ) работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу.
В части 3 статьи 18 Закона № 115-ФЗ предусмотрено, что разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом при наличии заключения соответствующего органа государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации.
Порядок оформления и выдачи заключения о привлечении и об использовании иностранных работников, а также форма такого заключения утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы.
Приказом ФМС России от 30.10.2014 № 589 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, который определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Федеральной миграционной службы и ее территориальных органов, представительств и представителей ФМС России за рубежом при предоставлении Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, в котором также установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешений на привлечение иностранных работников.
В частности, к таким основаниям отнесено заключение о привлечении и об использовании иностранных работников, выданное органом государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации и содержащее решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям (пункт 67.1 Административного регламента).
Приказом Минтруда России от 24.10.2014 N 795н утвержден Порядок оформления и выдачи заключения о привлечении и об использовании иностранных работников.
В пункте 8 Порядка предусмотрены основания выдачи органом государственной власти субъекта Российской Федерации заключения о привлечении и об использовании иностранных работников, содержащего решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям.
В данном случае из заключения Департамента труда и занятости населения Кемеровской области № 54 следует, что решение о нецелесообразности привлечения и использования ООО «Тургус» 50 работников из Китая Департамент труда и занятости населения Кемеровской области принял на основании абз.3 пункта 8 Порядка оформления и выдачи заключения.
Так, в соответствии с абз. 3 п.8 Порядка заключение, содержащее решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по определенным профессиям, специальностям, должностям, выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случаях если срок представления сведений о потребности работодателя в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) в центр занятости населения составляет менее одного календарного месяца на дату получения запроса о выдаче заключения.
В Кемеровской области порядок оказания услуг работодателем в подборе необходимых работников регулируется Административным регламентом предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденным приказом департамента труда и занятости населения Кемеровской области от 30.04.2013 № 22 (далее Административный регламент).
В п.2.6.2 Административного регламента указано, что в качестве прочих документов работодатель при обращении за получением государственной услуги впервые предоставляет «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных мест и вакантных должностей», которые заносятся в банк вакансий.
В силу п.3.10.1 Административного регламента основанием для начала предоставления государственной услуги при последующих обращениях работодателя является представление работодателем сведений о потребности в работниках.
Вместе с тем, сведения о потребности в работниках, в числе которых были указаны каменщики, бетонщики, плотники, облицовщики-плиточники, штукатуры были представлены Обществом в Департамент еще в феврале 2014 года, а затем в феврале 2015 года.
При этом, ООО «Тургус» не закрывало вакансии в центре занятости в 2014 - 2015 г.г., в связи с чем оснований для принятия решения о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников у Департамента не имелось.
Со дня представления Обществом в центр занятости сведений о вакансиях (2013 год) до дня поступления в Департамент запроса УФМС по КО о выдаче заключения (июль 2015 года) прошел более чем один календарный месяц, следовательно, согласно вышеуказанного п. 3.10.1 Административного регламента начало предоставления государственной услуги при последующих обращениях работодателя исчисляется с момента первичного представления работодателем сведений о потребности в работниках.
При этом указанное обществом в заявлении о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников число необходимых работников (10 штукатуров, 10 плотников, 10 облицовщиков-плиточников, 10 каменщиков, 10 бетонщиков) не превышало числа работников названных специальностей, указанного Обществом в ранее представленных в центр занятости сведениях (75 человек).
Факт представления обществом в центр занятости в феврале 2014 года, а затем в феврале 2015 года сведений о наличии вакансий и заявки о потребности в рабочей силе для замещения вакантных рабочих мест иностранными работниками материалами дела подтверждается и заинтересованными лицами не оспаривается.
Доводы Комитета о том, что общество, представив 17.04.2013 и 30.06.2014 сведения о вакантных рабочих местах, должно было ежемесячно их актуализировать и подтверждать, судом не принимаются.
В части 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», на положения которой ссылается Комитет, речь идет об обязанности работодателей ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов, а не здоровых граждан. Иные нормы действующего законодательства в обоснование указанных доводов Комитетом не приведены и судом не установлены.
Также суд отмечает следующие обстоятельства, имеющие значение для объективного и правильного рассмотрения настоящего дела.
Департамент в своем дополнении к отзыву подтверждает тот факт, что ООО «Тургус» 30.06.2014 года представило в ГКУ Центр занятости населения г. Кемерово Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей наряду с Заявкой работодателя, заказчика работ (услуг) о потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг) на 2015 год.
Вместе с тем, указывает, что якобы сведения о потребности, подаваемые работодателем при формировании квоты, призваны лишь проинформировать центр занятости о намерении работодателем создать в будущем рабочие места.
Однако данный довод Департамента не соответствует действительности и противоречит Административному регламенту предоставления государственной услуги содействия граждан в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденному Приказом Департамента труда и занятости населения № 22 от 30.04.2013 года (Далее - Административный регламент Департамента).
Так, пунктом 3.8 Административного регламента Департамента предусмотрено пошаговое описание последовательности действий, связанных с подбором работодателю необходимых работников и выдачей документов с результатами оказания государственной услуги. Вместе с тем, ни одно из установленных в данном пункте действий Административного регламента Департамента сотрудниками Центра занятости населения г. Кемерово при работе с ООО «Тургус» не производилось.
Еще в 2013 году ООО «Тургус», обратившись в Центр занятости населения г. Кемерово, определило, что у заявителя имеются свободные рабочие места для работников в количестве 75 человек.
Затем ООО «Тургус» обратилось в Центр занятости населения г. Кемерово в 2014 году (30.06.2014), подав Сведения о потребности в работниках, в количестве 50 человек.
В соответствии с пунктом 3.8 Приказа Департамента труда и занятости населения Кемеровской области № 22 от 30.04.2013 года обязанность ЦЗН г.Кемерово во внесении сведений о свободных рабочих местах и требования к кандидатурам работников в банк вакансий, а также обязанность по началу работы с работодателем возникает именно с момента подачи работодателем бланка «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей».
Законодателем предусмотрено однократное обращение работодателя с бланком «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей», при этом обязанности дважды в течение одного года предоставлять указанный бланк на одни и те же рабочие места не установлено.
Таким образом, сотрудники Центра занятости при получении Сведений о потребности в работниках начинают работать с заявителем (работодателем), а последний - подбирать необходимых работников.
В 2013 году ООО «Тургус», предоставив заявку работодателя, заказчика работ (услуг) о потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнении работ (оказания услуг) на 2014 год и Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, в течение всего периода вплоть до обращения в УФМС уже непосредственно за получением разрешения на привлечение иностранных работников, не было обеспечено Центром занятости населения г. Кемерово российскими работниками на созданные ООО «Тургус» рабочие места, на которые предполагалось привлечение иностранных работников, Департаментом труда и занятости Кемеровской области выдано Заключение о целесообразности привлечения и использования иностранных работников, Обществу с ограниченной ответственностью «Тургус» выдано разрешение о привлечении и использовании иностранных работников.
В результате в сентябре - октябре 2014 года на территорию РФ прибыли иностранные работники в количестве 75 человек. При этом Общество в ЦЗН г. Кемерово с заявлением о снятии вакансий не обращалось.
В июне 2014 года (30.06.2014 года) ООО «Тургус» снова обратилось в ЦЗН с Заявкой работодателя и Сведениями о потребности в работниках на 2015 год по тем же специальностям, профессиям, что и на 2014 год.
08.07.2015 года на Запрос УФМС по КО Департамент труда и занятости населения Кемеровской области выдает оспариваемое Заключение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников.
Однако, позднее (через несколько дней) при повторном обращении заявителя Департамент труда и занятости населения Кемеровской области выдает Заключение о возможности привлечения и использования иностранных работников по тем же специальностям и в том же количестве, в которых 08.07.2015 года отказали.
Далее, суд отмечает.
В своем дополнении Департамент ссылается на то обстоятельство, что 26.02.2015 года состоялся телефонный звонок, в котором специалист ЦЗН г. Кемерово по телефону высказал ООО «Тургус» информацию об уменьшении рабочих мест, о порядке оформления и выдачи заключения, а также необходимости проинформировать центр занятости о дате комплектования вакансий. В подтверждении своих доводов прилагает детализацию телефонных звонков ГКУ ЦЗН г. Кемерово за февраль 2015 год.
В судебном заседании 05.04.2016 года специалиста ЦЗН г. Кемерово Ваулиной С.А. были даны пояснения относительно обстоятельств рассматриваемого дела, подтверждено обращение заявителя как в 2013 году, так и в 2014 с Заявками работодателя и Сведениями о потребности в работниках.
Представитель ООО «Тургус» в судебном заседании подтвердил, что 26.02.2015 года посредством телефонной связи директор заявителя сообщил специалисту ГКУ ЦЗН г. Кемерово, что намерен привлекать иностранных работников в полном объеме, однако какого-либо информирования относительно необходимости за три месяца проинформировать центр занятости о дате комплектования вакансий не было.
На основании изложенного, суд считает, что доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достоверности, подтверждающих законность действий Департамента при вынесении оспариваемого Заключения о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников от 08.07.2015 года № 54, не представлены.
Таким образом, у Департамента не имелось предусмотренных абз. 3 пункта 8 Порядка оформления и выдачи заключения о привлечении и об использовании иностранных работников оснований для принятия решения о нецелесообразности привлечения и использования Обществом иностранных работников.
В части оспаривания отказа УФМС по Кемеровской области в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников суд соглашается с позицией общества на основании нижеследующего.
Так, при решении вопроса о выдаче (либо отказе) разрешения на привлечение и использование иностранных работников Управление Федеральной миграционной службы по Кемеровской области руководствуется Федеральным законом от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Административным регламентом «Предоставления Федеральной миграционной службой, государственной услуги по выдаче разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства», утвержденным Приказом ФМС России от 30.10.2014 года № 589 (далее Административный регламент ФМС).
В соответствии с п.26 Административного регламента ФМС от 30.10.2014 года решение о выдаче работодателю, заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников либо отказе в выдаче указанного разрешения принимается в течение 30 календарных дней со дня поступления документов, указанных в пунктах 34.1 - 34.3, 35 Административного регламента.
Этим же пунктом предусмотрено, в случае, если для принятия решения о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников требуется проведение экспертизы документов, поданных работодателями, заказчиками работ (услуг), срок принятия решения может быть продлен не более чем на 30 рабочих дней.
В соответствии с п. 101 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является поступление соответствующего заявления (ходатайства) о предоставлении государственной услуги в ФМС России или ее территориальный орган с приложением всех необходимых документов.
В силу п.104 сотрудник, принявший заявление (ходатайство) о предоставлении государственной услуги к рассмотрению, вносит сведения о приеме документов в автоматизированную подсистему "Трудовая миграция" Центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации (ЦБДУИГ), в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также в журнал учета входящих документов.
Согласно пункту 109 Административного регламента ФМС сотрудник, уполномоченный на рассмотрение заявления (ходатайства) о предоставлении государственной услуги, проводит проверку заявителя и сообщенных им сведений по учетам ФМС России, органов внутренних дел Российской Федерации и других органов государственной власти для выявления оснований, которые могут повлечь отказ в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников либо разрешения на работу (пункты 67 - 71 Административного регламента, ранее пункты 63 - 67).
В силу пункта 114 Административного регламента ФМС Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных. Далее - "СМЭВ".
Таким образом, из приведенных норм действующего законодательства РФ следует, что УФМС по Кемеровской области обменивается сведениями с другими государственными органами непосредственно с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
В силу пункта 3.10.1 Административного регламента предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателя в подборе необходимых работников, утвержденного Приказом Департамента труда и занятости населения Кемеровской области от 39.04.2013 № 22, которым руководствуется Департамент труда и занятости населения по Кемеровской области, основанием для начала предоставления государственной услуги при последующих обращениях работодателя является предоставление работодателем сведений о потребности в работниках.
Следовательно, в автоматизированной подсистеме "Трудовая миграция" Центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации отражается, что первичное представление работодателем (в данном случае заявителем) ООО «Тургус» сведений о потребности в работниках состоялось еще в 2014 году.
Более того, из письменных доказательств, приобщенных УФМС по КО к отзыву от 23.11.2015 года, имеется документ - Запрос УФМС России по Кемеровской области через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в Департамент труда и занятости населения Кемеровской области, представленный в виде таблицы на 2 листах. Из п. 15 данного Запроса (стр.2 таблицы) «Сведения по подбору работников» следует, что при направлении данного Запроса в Департамент труда и занятости населения Кемеровской области Управление ФМС России по КО было осведомлено, что сведения о потребности в работниках были представлены Обществом еще 30.06.2014 года.
Таким образом, данные обстоятельства могли послужить основанием для продления срока принятия решения о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников ООО «Тургус» с целью выяснения причины отказа Департамента труда и занятости населения Кемеровской области в рамках проведения правовой экспертизы документов.
Более того, при повторном обращении заявителя в УФМС по КО за разрешением на привлечение и использование иностранных работников по той же выделенной квоте на 50 человек (специалистов из Китая), с тем же сроком разрешения с 01.09.2015 года по 31.08.2016 года, которое (обращение) произошло через несколько дней и повторной уплате госпошлины в размере 500 000 рублей (п.82 Административного регламента ФМС), Департамент труда и занятости населения по Кемеровской области уже выдает заключение о возможности привлечения и использования иностранных работников по тем же специальностям и в том же количестве, в которых в первый раз отказали, а Управление в свою очередь, выдает разрешение на привлечение указанных работников от 17.08.2015.
Таким образом, Обществом за одну и ту же государственную услугу по выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников, по одной и той же квоте по численности 50 человек, по одним и тем же профессиям, на одних и тех же иностранных работников, была уплачена госпошлина в общей сложности 1 000 000 рублей.
Общество вынуждено было повторно обратиться за разрешением на привлечение и использование вышеуказанных иностранных работников, так как в противном случае заявителю были бы причинены значительные убытки по договору строительного подряда.
В связи с изложенным, необходимость требований об обязании устранить допущенные нарушения по оспариваемым актам связана с необходимостью защиты нарушенного права ООО «Тургус» на привлечение иностранных работников.
При этом для возврата госпошлины в размере 500 000 рублей по незаконному отказу в привлечении и использовании иностранных работников необходимо установить факт незаконности решения органа.
Что касается срока обращения в суд, то в соответствии с пунктом 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В настоящем случае, письменный отказ УФМС по КО, а также заключение Департамента Обществом были получены 15 июля 2015 года, о чем имеется запись в Журнале УФМС.
У заявителя отсутствовала объективная возможность получения Отказа Департамента ранее получения Отказа в выдаче разрешения, вынесенного УФМС по КО, поскольку таковой работодателю не направляется.
Заявление о признании незаконными отказа Управления Федеральной миграционной службы по Кемеровской области, заключения Департамента труда и занятости населения Кемеровской области Обществом были поданы в Арбитражный суд Кемеровской области 14 октября 2015 года, то есть в течение срока обращения, предусмотренного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ.
Доказательств неподведомственности настоящего спора арбитражному суду со стороны заинтересованных лиц не представлено.
При таких обстоятельствах требования заявителя об оспаривании заключения Департамента № 54 от 08.07.2015 и выданного на основании данного заключения отказа Управления от 11.07.2015 №42 в выдаче обществу разрешения на привлечение и использование иностранных работников подлежат удовлетворению.
Распределение судебных расходов между сторонами регламентировано статьей 110 АПК РФ.
В силу пункта 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Принимая во внимание, что заявленные требования подлежат удовлетворению, понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6000 руб. (платежное поручение от 09.10.2015 №1 и платежное поручение от 11.11.2015 №1) относятся на заинтересованных лиц.
Руководствуясь статьями 65, 110, 167-170, 180, 181, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным заключение Департамента труда и занятости населения Кемеровской области о привлечении и об использовании иностранных работников от 08.07.2015 №54.
Признать недействительным отказ Управления Федеральной миграционной службы по Кемеровской области от 11.07.2015 №42 о выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников ООО «Тургус».
Взыскать с Управления Федеральной миграционной службы по Кемеровской области, г. Кемерово (ОГРН 1054205259624, ИНН 4205096734) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Тургус», д. Береговая Кемеровский район (ОГРН 1054205208067, ИНН 4205091479) 3000 (три тысячи) рублей уплаченной государственной пошлины.
Взыскать с Департамента труда и занятости населения Кемеровской области, г. Кемерово (ОГРН 1074205000550, ИНН 4205121130) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Тургус», д. Береговая Кемеровский район (ОГРН 1054205208067, ИНН 4205091479) 3000 (три тысячи) рублей уплаченной государственной пошлины.
После вступления решения в законную силу выдать исполнительные листы.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья В.В. Власов