НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Кемеровской области от 11.08.2022 № А27-25372/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово Дело № А27-25372/2021

«15» августа 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена «11» августа 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено «15» августа 2022 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Аникиной К.Е.,

при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем Сампаевой О.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857) в лице Филиала №12, г.Прокопьевск, Кемеровская область - Кузбасс

к обществу с ограниченной ответственностью «Талдинское погрузочно-транспортное управление», село Терентьевское, Прокопьевский район, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН 1044223003637, ИНН 4223036128)

о взыскании излишне понесенных расходов в сумме 79041,97 рублей,

третьи лица:

1) Лукин Петр Александрович (Кемеровская область - Кузбасс);

2) Селезнев Евгений Анатольевич (Кемеровская область - Кузбасс);

3) Кунгуров Сергей Викторович (Кемеровская область - Кузбасс);

4) Жерносенко Наталья Сергеевна (Кемеровская область - Кузбасс);

5) Акулова Светлана Анатольевна (Кемеровская область - Кузбасс),

при участии:

от заявителя (он-лайн): Демьяненко Д.В., по доверенности № 71 от 01.01.2022;

от ООО «Талдинское погрузочно-транспортное управление»: до перерыва – без участия, после перерыва - Панифидкина А.С. (он-лайн), по доверенности № 3/ТПТУ/2022 от 10.01.2022;

от третьих лиц: без участия,

у с т а н о в и л:

Государственное учреждение – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала №12 обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Талдинское погрузочно-транспортное управление» о взыскании излишне понесенных расходов в сумме 79041,97 рублей.

В ходе рассмотрения дела заявитель в порядке ч. 2 ст. 49 АПК РФ отказался от заявленных требований в части взыскания излишне понесенных расходов по выплате пособий по листкам нетрудоспособности по решению №42122180000326 от 23.08.2021 в сумме 4 011,97 руб. в связи с оплатой указанной суммы Обществом.

В силу ч.2 ст.49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

В соответствии с ч.5 ст.49 АПК РФ отказ от иска принимается, если он не противоречит закону и не нарушает права других лиц. В соответствии с пп.4 п.1 ст.150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по иску, если истец отказался от иска и отказ был принят арбитражным судом.

Отказ заявителя от иска не противоречит законодательству, не нарушает прав других лиц, заявлен уполномоченным лицом, в связи с чем суд принимает отказ от заявленных требований в части суммы 4 011,97 руб. и в соответствии с п.4 ч.1 ст.150 АПК РФ прекращает производство по заявлению данной части.

В обоснование остальной части требований заявитель указывает, что расходы, понесенные в связи с возмещением страхователю ООО «Таллинское ПТУ» на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, в общей сумме 75 030 руб. являются нецелевым использованием страхователем выделенных ему средств.По мнению заявителя, санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с допустимыми условиями труда (2 класс), не могут быть выделены за счет финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, поскольку уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников с 2 классом условий труда не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня.

ООО «Таллинское ПТУ» в отзыве с доводами заявителя не согласилось, считает произведенные расходы законными и обоснованными.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.

ООО «Таллинское погрузочно-транспортное управление» зарегистрировано в качестве страхователя в Государственном учреждении - Кузбасском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации филиал №12.

На основании ежегодного плана-графика (плана) выездных проверок страхователей, в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29.12.2020 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Фондом проведена плановая выездная проверка полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения за период с 01.01.2020 по 31.12.2020.

В ходе проверки выявлено нецелевое использование средств, выделенных ФСС в соответствии с согласованным планом финансового обеспечения предупредительных мер (согласно п.13 Правил финансового обеспечения предупредительных мер, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.12.2012 №580н) по предупредительному мероприятию, а именно: использовано по нецелевому назначению 75030 руб., а именно на приобретение 2-х путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с допустимыми условиями труда (2 класс).

По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 30.07.2021 №42122170000204.

На основании акта проверки Фондом вынесено решение №42122170000206 от 23.08.2021 о возмещении страхователем излишне понесенных страховщиком расходов на выплату обеспечения по страхованию, которым страхователю предложено возместить расходы, излишне понесенные Фондом в сумме 75 030 руб.

17.09.2021 ФСС составлено требование №421221800001401/ПДС о возмещении расходов, которое до настоящего времени не исполнено.

Неисполнение страхователем в добровольном порядке указанного требования послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд.

Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, суд считает заявленные требования в части суммы 75 030 руб. не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируются Федеральным законом от 24.07.1998
№ 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон № 125-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона № 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает, в частности, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Статьей 2 Закона № 125-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В пункте 6 части 1 статьи 18 Закона № 125-ФЗ закреплено, что страховщик имеет право принимать решение о направлении страхователями в размере, определяемом ежегодно федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, части сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Страхователю ООО «Таллинское ПТУ» Фондом в 2020 году выделена сумма 107 280 руб., на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (согласно пункту 13 Правил №580н).

В соответствии со статьей 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 №294 утверждено Положение об особенностях возмещения расходов страхователя в 2012-2020 годах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, в соответствии с пунктом 1 которого, настоящее Положение устанавливает порядок возмещения расходов страхователей, зарегистрированных в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации, находящихся на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее соответственно - страхователь, территориальный орган Фонда, Фонд), в 2012-2020 годах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Согласно пункту 2 Положения №294 объем средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер, перечень предупредительных мер, на которые страхователь затрачивает собственные средства с последующим возмещением произведенных расходов, порядок и сроки подачи и рассмотрения заявления страхователя о финансовом обеспечении предупредительных мер, перечень документов, прилагаемых к заявлению, и требования к их оформлению, а также основания для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер определяются правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на соответствующий год.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 №580н утверждены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил установлено, что финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году.

Согласно подпункту "д" пункта 3 Правил финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

В соответствии с частью 3 статьи 14 данного Закона допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда (часть 4 статьи); опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности (часть 5 статьи 14 Закона №426-ФЗ).

В силу статьи 7 Закона №426-ФЗ результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций (пункт 6); обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пункт 9).

Положения статьи 14 Закона №426-ФЗ лишь разграничивают условия труда по степени вредности и (или) опасности, вместе с тем в Приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №580н от 10.12.2012 указано, что финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (пп. «д» п.3 Правил), а не условиями труда в целом.

Из материалов дела видно, что ООО «Таллинское ПТУ» проведена специальная оценка условий труда рабочих мест, что подтверждается картами №122 (Акулова С.А.) и №139 (Жерносенко Н.С.) специальной оценки условий труда. Согласно вышеуказанным картам оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса установлен 2 класс условий труда.

Из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а условия труда и класс опасности значение для возникновения права на санаторно-курортное лечение, вопреки доводам Фонда, значения не имеют.

При этом путевки на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, не имеют своей целью оплату выполнения трудовых обязанностей в рамках трудового договора, не связаны с выполнением трудовых обязанностей и не влияют на достижение положительного результата труда, поскольку не зависят от трудовых успехов работника и не являются средством вознаграждения за труд, не носят систематический характер, не зависят от сложности, количества и качества выполняемой работы.

Следовательно, компенсации оплаты стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работников является социальной помощью, оказываемой предприятием своим работникам, нецелевого использования денежных средств предприятием не допущено.

Таким образом, требования Фонда о взыскании с ООО «Талдинское ПТУ» излишне понесенных расходов в связи с нецелевым использованием денежных средств в размере 75 030 руб. основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Учитывая изложенные обстоятельства, заявленные требования в части суммы 75 030 руб. не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-171, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

принять отказ Государственного учреждения – Кузбасское региональное отделение 2 Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала №12 от требований по делу в части взыскания 4011,97 рублей. Производство по делу в данной части прекратить.

В части взыскания излишне понесенных расходов в сумме 75030 рублей исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья Аникина К.Е.