НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Кемеровской области от 11.02.2015 № А27-23430/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д.8, Кемерово, 650000; информационно-справочная служба (3842) 58-43-26; факс (3842) 58-37-05;

www.kemerovo.arbitr.ru; info@kemerovo.arbitr.ru

именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово                                                                                 Дело № А27-23430/2014

«11» февраля 2015г.                                                                                                         

Полный текст решения изготовлен: «11» февраля 2015г.                                                                                                                       

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Мраморной Т.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного производствадело по заявлению Администрации Комсомольского городского поселения, Кемеровская область, Тисульский район, п.г.т. Комсомольск (ОГРН 1054243009138, ИНН 4243005368)

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Тисульском районе Кемеровской области, Кемеровская область, п.г.т.Тисуль (ОГРН 1024202237894, ИНН 4243004445) 

о признании недействительным решения от 05.12.2014 года № 8, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов плательщика страховых взносов без вызова представителей сторон

у с т а н о в и л:

Администрация Комсомольского городского поселения, Кемеровская область, Тисульский район, п.г.т. Комсомольск (далее по тексту – заявитель, Администрация) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Тисульском районе Кемеровской области (далее по тексту – пенсионный фонд) от 05.12.2014г. № 8 и обязании пенсионного фонда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов плательщика страховых взносов.

Стороны извещены надлежащим образом в порядке статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о том, что заявление принято в порядке упрощенного производства.

В обоснование требований Администрация указала, что выплата, на которую начислены спорные страховые взносы, произведена на основании решения сессии совета народных депутатов, начисляемые по нему выплаты не являются стимулирующими, не предусмотрены трудовыми договорами, следовательно, не являются объектом обложения страховыми взносами.

Пенсионный фонд в отзыве возражения мотивирует тем, что с учетом требований статей 7, 8, 9 Федерального закона от 24.07.2009  "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования " (далее - Закон N 212-ФЗ), подлежат обложению страховыми взносами вознаграждения, начисляемые в пользу работников – физических лиц в рамках трудовых отношений, следовательно страхователь был обязан начислить страховые взносы на сумму произведенной единовременной выплаты работнику, уходящему на пенсию, поскольку в момент выплаты физическое лицо являлось работником  и находилась в трудовых отношениях с работодателем, также пенсионный фонд указывает, что в отношении работника были представлены недостоверные сведения в части страховых взносов, в связи с чем Администрация обоснованно привлечена к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах, решение пенсионного фонда является правомерным. Более подробно возражения изложены в отзыве.

Изучены материалы дела.

Судом установлено следующее.

Управлением пенсионного фонда проведена выездная проверка Администрации по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФОМС. В рамках этой проверки Фонд установил нарушение, выразившееся в неуплате сумм страховых взносов в результате занижения базы для исчисления страховых взносов и представлении недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования в связи с неначислением страховых взносов на сумму выплаченного работнику единовременного пособия в связи с выходом на пенсию муниципального служащего.

Результаты проверки отражены Фондом в акте от 05.11.2014 N 8.

По итогам рассмотрения материалов проверки и представленных заявителем письменных возражений Фонд 05.12.2014 вынес решение N 8 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, на основании которого Администрация привлечена к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ и абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ в виде штрафа в общем размере 3898,42 руб., страхователю также были доначислены страховые взносы в размере 14105,55 руб. и пени в сумме 143,91 руб.

Не согласившись с указанным решением, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд руководствуется нижеследующими положениями.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).

Основанием для принятия решения в обжалуемой части (в части доначисления страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 109 763, 32 руб., в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 11 176,43 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 8601,40 руб., соответствующих им сумм штрафа и пени) явился вывод управления о том, что в нарушение статей 7, 8, 9 Федерального закона N 212-ФЗ администрация не включила в базу для исчисления страховых взносов за 2010 - 2012 годы единовременные пособия в связи с выходом на пенсию.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах а, б пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.

Согласно статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, с учетом анализа которого управление пенсионного фонда пришло к выводу, что спорные выплаты являются объектом обложения страховыми взносами и подлежат включению в базу для их начисления.

Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует социально-трудовые отношения.

Из материалов дела следует, что, решением Совета народных депутатов Комсомольского городского поселения от 27.12.2012г. № 6 утверждено Положение "Об оплате труда главы комсомольского городского поселения, муниципальных служащих и лиц, осуществляющих техническое обеспечение деятельности Администрации Комсомольского городского поселения" (далее – Положение), которым установлены размеры оплаты труда лиц, замещающих должности муниципальной службы, ежемесячные надбавки к должностным окладам муниципальных служащих, премии, материальная помощь, единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, а также размер единовременного пособия в связи с выходом на пенсию.

Пунктом 8.2 вышеназванного Положения установлено, что единовременное пособие в связи с выходом на пенсию выплачивается в следующих размерах: при наличии стажа муниципальной службы от 5 до 8 лет в размере 3 МРОТ, от 8 до 10 лет – 5 МРОТ, от 10 до 15 лет – 8 МРОТ, свыше 15 лет – 10 МРОТ.

Согласно пункта 8.4. Положения основанием для выплаты вышеуказанного пособия муниципальному служащему являются соответствующее распоряжение главы о прекращении трудовых отношений с муниципальным служащим в органе местного самоуправления в связи с выходом на пенсию и справка, подтверждающая срок его фактической работы в органах местного самоуправления. Единовременное пособие выплачивается при наличии средств в бюджете.

Выплата суммы единовременного пособия в связи с выходом на пенсию производилась Администрацией после увольнения работника с должности муниципальной службы и расторжения с ним трудового договора, соответственно не являлась стимулирующими выплатами и не зависела от квалификации работника, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, и с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12 не являлась оплатой труда работника (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрена трудовым договором.

Следовательно, спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежали включению в базу для начисления страховых взносов.

С учетом изложенного, Администрации неправомерно были доначислены страховые взносы, пени на них, а также Администрация неправомерно привлечена к ответственности, предусмотренной статьей 47 Закона № 212-ФЗ и абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Требование Администрации Комсомольского городского поселения, Кемеровская область, Тисульский район, п.г.т.Комсомольск,  удовлетворить .

Признать недействительным решениеУправления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Тисульском районе Кемеровской области от 05.12.2014 № 8.

Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Тисульском районе Кемеровской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов плательщика страховых взносов в установленном законом порядке.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Выдать исполнительный лист.

На решение в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой  арбитражный апелляционный  суд.

Судья                                                                                                     Т.А.Мраморная