НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Кемеровской области от 09.09.2014 № А27-12647/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

http://www.kemerovo.arbitr.ru

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

Тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово                                                                                   Дело №А27-12647/2014 09 сентября 2014 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Новожиловой И.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тайге Кемеровской области, г. Тайга (ОГРН 1024202290826, ИНН 4247003876)

к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 21 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области», г. Тайга (ОГРН 1024202292520, ИНН 4227001983) 

о взыскании 404,82 рублей

у с т а н о в и л:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тайге Кемеровской области (далее по тексту – Управление,  заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 21 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области» (далее по тексту – ФКУ ЛИУ № 21 ГУ ФСИН по Кемеровской области, страхователь) штрафа в размере 404,82 рублей.

ФКУ ЛИУ № 21 ГУ ФСИН по Кемеровской области, извещенное надлежащим образом о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства (согласно уведомлению № 957253 определение от 14.07.2014 получено 18.07.2014), отзыв по существу заявленных требований, а также документы, содержащие объяснения в обоснование своей позиции, в сроки, установленные судом в определении от 14.07.2014, не представило.

Суд рассматривает спор в порядке части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после истечения сроков, установленных судом для представления отзыва и доказательств, без вызова сторон. 

Заявленные требования мотивированы неуплатой ФКУ ЛИУ № 21 ГУ ФСИН по Кемеровской области штрафа, предусмотренного частью 1 статьи  47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Исследовав материалы дела, судом установлено следующее.

07.11.2013 ФКУ ЛИУ № 21 ГУ ФСИН по Кемеровской области представило в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тайге Кемеровской области первоначальный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2013 г. с суммой страховых взносов, исчисленной к уплате в размере 1 837 483,30 рублей.

14.02.2014 плательщиком представлен уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2013г., согласно которому страховые взносы исчислены в сумме 1 839 507,41 рублей.

Страхователем была занижена база по страховым взносам по дополнительному тарифу указанных в части 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ на 2 024,10 рублей.

С 20.02.2014 по 25.02.2014 Пенсионным фондом проведена камеральная проверка учреждения по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов.

По результатам проверки составлен акт от 25.02.2014 № 05202330000793, в котором установлена неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов за 9 месяцев 2013 г.

Пенсионным фондом установлено, что до представления уточненного расчета учреждением пени уплачены не в полном объеме, тем самым не соблюдены условия, определенные пунктом 1 части 4 статьи 17 Федерального закона № 212-ФЗ.

Штраф по части 1 статье 47 Федерального закона № 212-ФЗ рассчитан Пенсионным фондом в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов по дополнительному тарифу в сумме 2 024,10 рублей х 20% = 40,82 рублей.

24.03.2014 по результатам проверки Пенсионным фондом принято решение № 052 023 14 РК 0001076 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым учреждение привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 404,82 рублей.

Пенсионный фонд 30.04.2014 вручил учреждению требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 30.04.2014 № 05202340114738 с предложением в срок до 23.05.2014 уплатить 404,82 рублей штрафа.   

Неисполнение ФКУ ЛИУ № 21 ГУ ФСИН по Кемеровской области в добровольном порядке требования об уплате штрафа, явилось основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

 В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ ФКУ ЛИУ № 21 ГУ ФСИН по Кемеровской области является страхователем по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию.

В силу пунктов 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, а отчетными периодами признаются 1 квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года, календарный год.

Порядок исчисления, уплаты и сроки уплаты страховых взносов регулируется статьей 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, завычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

В части 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ указано, что в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.

Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (часть 5 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

В силу части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в случае наличия задолженности должнику направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов).

В случае неисполнения в установленный срок требования к плательщику страховых взносов применяются меры по принудительному взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, предусмотренные статьями 19, 20, 21 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлена обязанность страхователя представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

В соответствии с пунктом 1 пункта 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.

Согласно части 5 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщики страховых взносов представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта не отражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей.

Подпунктом 1 части 4 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлено, что, если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности в случае представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам до момента, когда он узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период, при условии, что до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени.

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов (часть 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Из буквального содержания названных норм следует, что при самостоятельном выявлении страхователем допущенного нарушения и представлении уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам с суммами страховых взносов, доначисленных к уплате, после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, плательщик страховых взносов освобождается от ответственности в том случае, если до представления уточненного расчета он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени.

Из акта камеральной проверки от 25.02.2014 № 05202330000793 следует, что проверкой выявлено занижение базы по страховым взносам по дополнительному тарифу указанных в части 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ на 2 024,10 рублей.

Согласно пункту 2.2 акта проверки нарушения выразились в следующем: 07.11.2013 ФКУ ЛИУ № 21 ГУ ФСИН по Кемеровской области представило в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тайге Кемеровской области первоначальный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2013 г., согласно которому база для начисления страховых взносов на ОПС составила 6 637 174,43 рублей, база для начисления страховых взносов на ОМС составила 6 637 174,43 рублей, база для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу указанных в пункте 1 статьи 58.3 составила 72 607,43 рублей, база для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу указанных в части 2 статьи 58.3 составила 1 795 237,08 рублей, страховые взносы начислены в сумме 1 837 483,30 рублей, в т.ч.:

- на страховую часть трудовой пенсии -1 253 386,89 рублей,

- на накопительную часть трудовой пенсия -206 791,48 рублей,

- страховые взносы по дополнительному тарифу указанных в части 1 статьи 58.3 -2 904,30 рублей,

- страховые взносы но дополнительному тарифу указанных в части 2 статьи 58.3 -35 904,74 рублей,

- в ФФОМС -338 495,89 рублей.

14.02.2014 плательщиком представлен уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2013 г., согласно которому база для начисления страховых взносов на ОПС составила 6 637 174,43 рублей, база для начисления страховых взносов на ОМС составила 6 637 174,43 рублей, база для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу указанных в части 1 статьи 58.3 составила 72 607,43 рублей, база для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу указанных в пункте 2 статьи 58.3 составила 1 896 441,88 рублей, страховые взносы начислены в сумме 1 839 507,41 рублей, в т.ч.:

- на страховую часть трудовой пенсии -1 253 386,89 рублей,

- на накопительную часть трудовой пенсия -206 791,48 рублей,

- страховые взносы по дополнительному тарифу указанных в части 1 статьи 58.3 -2 904,30 рублей,

- страховые взносы но дополнительному тарифу указанных в части 2 статьи 58.3 -37 928,84 рублей,

- в ФФОМС -338 495,89 рублей.

Принимая во внимание, что до подачи уточненного расчета страховые взносы и пени Учреждением не оплачены в полном объеме, в связи с чем отсутствует совокупность условий, установленных частью 1 статье 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, страхователь не может быть освобожден от ответственности за совершение правонарушения.

Привлечение к ответственности в виде штрафа в сумме 404,82 рублей является правомерным.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной им в Постановлении от 24.06.2009 № 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.

Как следует из части 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов устанавливает: совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, а также выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения.

Согласно части 4 статьи 44 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ при привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании должны быть установлены обстоятельства, как смягчающие, так и отягчающие ответственность за совершение правонарушения. Данные обстоятельства устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 44 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ к обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение правонарушения, относятся иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

В данном случае из решения Пенсионного фонда от 24.03.2014 № 052 023 14 РК 0001076 усматривается, что при его вынесении не установлены обстоятельства, исключающие ответственность или освобождающие от ответственности страхователя за совершение правонарушения.

Страхователь при рассмотрении дела о таковых не заявлял, также как об обстоятельствах смягчающих ответственность.

При рассмотрении дела обстоятельств, исключающих вину в совершении нарушения и обстоятельств, смягчающих ответственность судом не установлено.

Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства в совокупности, суд считает заявленные требования о взыскании штрафа в сумме 404,82 рублей обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Принимая во внимание, что Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тайге Кемеровской области в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в сумме 2 000 рублей, в соответствии со статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, взыскивается в доход федерального бюджета с ФКУ ЛИУ № 21 ГУ ФСИН по Кемеровской области.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 181, 229 Арбитражногопроцессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

требование Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тайге Кемеровской области удовлетворить.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 21 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области» в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации штраф в размере 404 (четыреста четыре) рубля 82 копейки и в доход федерального бюджета 2 000 (две тысячи) рублей государственной пошлины.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

    Судья                                                                                                 И.А. Новожилова