НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Кемеровской области от 08.11.2011 № А27-9249/11

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

www.kemerovo.arbitr.ru

тел. (384-2) 58-43-26, факс (384-2) 58-37-05

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Кемерово Дело № А27-9249/2011

"08" ноября 2011г.

Решение изготовлено в полном объеме 08 ноября 2011г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Мраморной Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каширской О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Центральном районе города Прокопьевска Кемеровской области, г.Прокопьевск

к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 1», г.Прокопьевск

о взыскании 89634,03 руб.

при участии:

от пенсионного фонда: не явились;

от должника: не явились;

у с т а н о в и л :

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе города Прокопьевска Кемеровской области, г.Прокопьевск (далее по тексту – пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 1», г.Прокопьевск, недоимки по страховым взносам на осяза­тельное пенсионное страхование на страхо­вую часть трудовой пенсии в сумме 5 111,14 руб. (пять тысяч сто один­надцать рублей 14 копеек), недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 940,89 руб. (девятьсот сорок рублей 89 копеек), недоимки но страховым взносам на обяза­тельное медицинское страхование в терри­ториальный фонд обязательного медицин­ского страхования в сумме 332,87 руб. (триста тридцать два рубля 87 копеек), начисленные пени на недоимку по страхо­вым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 605,20 руб. (шестьсот пять рублей 20 копеек), начисленные пени на недоимку по страхо­вым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть тру­довой пенсии в сумме 71,88 руб. (семьдесят один рубль 88 копеек), начисленные пени на недоимки по страхо­вым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обяза­тельного медицинского страхования в сумме 25,41 руб. (двадцать пять рублей 41 копейка), начисленные пени на недоимку по страхо­вым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обя­зательного медицинского страхования в сумме 46,21 руб. (сорок шесть рублей 21 копейка), штраф за занижение базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенси­онное страхование на страховую часть тру­довой пенсии в сумме 1 022,23 руб. (одна тысяча двадцать два рубля 23 копейки), штраф за занижение базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенси­онное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 188,18 руб. (сто восемьдесят восемь рублей 18 копеек), штраф за занижение базы для исчисления страховых взносов на обязательное меди­цинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 66,57 руб. (шестьдесят шесть руб­лей 57 копеек), штраф за занижение базы для исчисления страховых взносов на обязательное меди­цинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхо­вания в сумме 121,04 руб. (сто двадцать один рубль 04 копейки), штраф за представление неполных (недос­товерных) сведений индивидуального (пер­сонифицированного) учета в системе обяза­тельного пенсионного страхования в сумме 80 712,36 руб. (восемьдесят тысяч семьсот двенадцать рублей 36 ко­пеек), обязании Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная об­щеобразовательная школа N 1» (ИНН 4223025542; ОГРН 1024201883067; юриди­ческий адрес: 653000, Кемеровская обл.. Прокопьевск г., Комсомольская ул., 4 д.) представить в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государ­ственное учреждение) в Центральном районе города Прокопьевска Кемеровской области уточненные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Феде­рации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федераль­ный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонд обя­зательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, произ­водящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 03 месяца 2010 года, 06 месяцев 2010 года, 09 месяцев 2010 года, 12 месяцев 2010 года; обязании Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная об­щеобразовательная школа N 1» (ИНН 4223025542; ОГРН 1024201883067; юриди­ческий адрес: 653000, Кемеровская обл.. Прокопьевск г., Комсомольская ул.. 4 д.) представить в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе города Прокопьевска Кемеровской области корректирующие индивидуальные (персонифицированные) сведения в системе обязательного пенсионного страхования за 01 полугодие 2010 года в от­ношении: Пронякиной Е.М. (СНИЛС 037-443-487 63). Моховиковой О.А. (СНИЛС 036-984-334-94), Горошниковой Е.Ю. (СНИЛС 037-443-876 72). Пикуле-вой Е.Е. (СНИЛС 037-443-545 56), Шахматовой Т.Е. (СНИЛС 040-981-418-51), Павлик З.А. (СНИЛС 128-144-063 37), Бедаревой М.В. (СНИЛС 034-443-705 54), Егель О.А. (СНИЛС 082-871-967 09), Чекалдиной Н.Н. (СНИЛС 037-443-550 53), Подосинниковой Н.Е. (СНИЛС 047-964-869 24), Жданович О.С. (СНИЛС 125-079-425 51). Надолиной О.А. (СНИЛС 091-644-596 73). Сидоркиной О.Ю. (СНИЛС 117-764-919 91), Павлик И.П. (СНИЛС 037-443-525 52). Редькиной Л.А. (СНИЛС 037-443-501 44), Илларионовой Е.А. (СНИЛС 037-443-799 67). Усачевой Л.И. (СНИЛС 037-443-499 67). Лукьяновой Л.П. (СНИЛС 037-443-519 54). Еро-шевой И.А. (СНИЛС 037-443-522 49), Чернышевой СВ. (СНИЛС 037443-527 54), Еавриловой Л.М. (СНИЛС 037-443-541 52). Решетниковой Т.М. (СНИЛС 036-670-268 62). Малик А.Д. (СНИЛС 037-443-518 53). Даниловой О.Н. (СНИЛС 115-682-298 67), Сибер Е.Е. (СНИЛС 037-443-528 55). Морозовой Т.В. (СНИЛС 036-992-736 04), Еавриловой Л.М. (СНИЛС 037-443-541 52); за 02 полугодие 2010 года в отношении: Пронякиной Е.М. (СНИЛС 037-443-487 63). Моховиковой О.А. (СНИЛС 036-984-334-94), Еорошниковой Е.Ю. (СНИЛС 037-443-876 72), Пикуле-вой Е.Е. (СНИЛС 037-443-545 56), Шахматовой Т.Е. (СНИЛС 040-981-418-51), Павлик З.А. (СНИЛС 128-144-063 37). Бедаревой М.В. (СНИЛС 034-443-705 54), Егель О.А. (СНИЛС 082-871-967 09), Чекалдиной Н.Н. (СНИЛС 037-443-550 53), Подосинниковой Н.Е. (СНИЛС 047-964-869 24), Жданович О.С. (СНИЛС 125-079-425 51), Надолиной О.А. (СНИЛС 091-644-596 73), Сидоркиной О.Ю. (СНИЛС 117-764-919 91). Павлик И.П. (СНИЛС 037-443-525 52). Редькиной Л.А. (СНИЛС 037-443-501 44). Илларионовой Е.А. (СНИЛС 037-443-799 67), Усачевой Л.И. (СНИЛС 037-443-499 67). Лукьяновой Л.П. (СНИЛС 037-443-519 54). Еро-шевой И.А. (СНИЛС 037-443-522 49). Чернышевой СВ. (СНИЛС 037443-527 54), Еавриловой Л.М. (СНИЛС 037-443-541 52), Решетниковой Т.М. (СНИЛС 036-670-268 62). Малик А.Д. (СНИЛС 037-443-518 53), Даниловой О.Н. (СНИЛС 115-682-298 67), Сибер Е.Е. (СНИЛС 037-443-528 55), Радкевич М.Е. (СНИЛС 120-628-464 30). Мухомедзяновой Р. X. (СНИЛС 046-996-724 24), Михеенко В.А. (СНИЛС 036-670-197 64), ЕкимоваА.В. (СНИЛС 074-413-625 51).

Представитель пенсионного фонда в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в дополнении к заявлению поддержал заявленные требования.

Должник, извещенный о времени и месте рассмотрения спора в порядке статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не известил, представил отзыв с возражениями против заявленных требований. Возражения мотивирует тем что, на основании пункта 8 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» педагогическим работникам в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается компенсация по решению органов местного самоуправления; размер установлен в сумме 100 рублей и не превышает размер компенсации, установленный в Законе РФ «Об образовании». Указанные выплаты являются компенсационными в смысле, придаваемом статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации, следовательно, требование о предоставлении каких-либо чеков, подтверждающих приобретение книгоиздательской продукции, не предусмотрено законодательством. Исходя из подпункта и пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» если компенсация за приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий выплачивается педагогическим работникам в размере, не превышающем установленный законом размер (100 рублей), то данная сумма не подлежит обложению страховыми взносами.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации спор рассматривается судом по материалам, представленным заявителем, в отсутствие представителей сторон.

Требования пенсионного фонда, изложенные в заявлении, обоснованы тем, что должник не уплатил доначисленные на основании решения, принятого по результатам выездной налоговой проверки страховые взносы, а также пени и штрафные санкции за нарушение пенсионного законодательства, выразившееся в занижении базы для начисления страховых взносов, представлении неполных (недостоверных) сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, добровольно не уплатил сумму штрафа, начисленную в соответствии с пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в размере 1398,02 руб. и пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».

Изучив письменные материалы дела, судом установлено следующее:

Пенсионным фондом проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за 2010 год, достоверности индивидуальных сведений о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и стаже застрахованных лиц за период с 01.01.2010г. по 31.12.2010г., о чем составлен акт проверки от 31.03.2011г. № 10.

По результатам проверки пенсионным фондом принято решение «о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» от 22.04.2011г. № 2.

Данным решением учреждение привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее «Закон № 212-ФЗ») в виде штрафа в размере 1398,02 рублей за неуплату (неполную уплату) сумм страховых взносов в результате занижения для исчисления страховых взносов, а также штрафа, предусмотренного пунктом 3 статьи 17 Федерального закона РФ от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде штрафа в размере 80712,36 руб., доначислены суммы страховых взносов в размере 6990,10 руб. и пени в размере 484,20 рублей.

Основанием для принятия указанного решения послужил вывод Управления ПФ о занижении базы для начисления страховых взносов, поскольку Учреждением не подтверждено документально целевое использование ежемесячной компенсации выплаченной педагогическим работникам Учреждения в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 100 руб. в месяц, а также предоставление недостоверных сведений о стаже работы в отношении 4 застрахованных лиц.

Изучив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела документы, суд считает требования подлежащими частичному удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009г. № 212-ФЗ, действующим с 01.01.2010г., выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам, являются объектом обложения страховыми взносами.

В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе - организации.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

Согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Пунктом 8 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон "Об образовании") установлено, что педагогическим работникам государственных образовательных учреждений в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация. Размер такой компенсации составляет 150 руб. в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования и 100 руб. - в других федеральных государственных образовательных учреждениях.

С 01.01.2008г. в пункт 8 статьи 55 Закона "Об образовании" были внесены изменения Федеральным законом N 258-ФЗ, которые дополнили указанный пункт следующим: педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, денежная компенсация на книгоиздательскую продукцию выплачивается по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в размере, устанавливаемом данным органом, в муниципальных образовательных учреждениях компенсация выплачивается в размере, устанавливаемом органом местного самоуправления.

Как видно из вышеуказанного пункта, конкретный размер ежемесячной компенсации предусмотрен только для педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений. Для остальных этот размер должен быть определен органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В пункте 8 статьи 55 Закона "Об образовании" не установлено каких-либо ограничений о том, кому, на основании каких документов, в какие периоды выплачивается эта компенсация.

Денежная компенсация на приобретение книгоиздательской продукции должна выплачиваться ежемесячно всем педагогическим работникам образовательных учреждений, состоящих в трудовых отношениях с этими учреждениями (в том числе во время нахождения в очередных, дополнительных и других отпусках, в период получения пособия по временной нетрудоспособности и так далее), а также работающим по совместительству при условии, что по основному месту работу они не имеют права на получение данной компенсации. Выплата денежной компенсации на книгопечатную продукцию педагогическим работникам образовательных учреждений должна производиться за счет средств соответствующих бюджетов.

Указанную выплату работодатель производит на основании пункта 8 статьи 55 Закона "Об образовании", независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такая выплата производится вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.

При этом данный Закон не предусматривает представление работниками каких-либо отчетных документов о ее использовании, а также наличие в целом порядка выплаты и использования этой компенсации, то есть законодательно не закреплен механизм выплаты компенсации, который содержал бы указание на определение условий и порядка ее выплаты каким-либо органом власти.

Указанной статьей органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право своими решениями определять только размер ежемесячной денежной компенсации для педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, а органам местного самоуправления - для работников муниципальных образовательных учреждений.

Данная ежемесячная денежная компенсация, в отличие от других предусмотренных законодательством денежных компенсаций, имеет особую правовую природу, поскольку она установлена не для возмещения работнику фактически понесенных расходов на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий на основе соответствующих документов, подтверждающих понесенные расходы, а с определенной целью - содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности.

Учитывая изложенное, суммы ежемесячной компенсационной выплаты на содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности не признаются объектом обложения страховыми взносами в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ.

С учетом изложенного, требования заявителя в части взыскания доначисленных недоимки, пени, привлечения к ответственности по данному основанию удовлетворению не подлежат.

Поскольку должником не отрицается факт представления недостоверных сведений в отношении 4 работающих лиц, требование № 2 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией - страхователем по состоянию на 18.05.2011г. в срок до 05.06.2011г., установленный в требовании, должником не исполнено, суд находит заявленные требования в части штрафных санкций в размере 1915,77 рублей основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение спора судом относятся на должника пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь статьями 167-170, 216, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л

Требование Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Центральном районе города Прокопьевска Кемеровской области удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 1», Кемеровская область, г.Прокопьевск, ул. Комсомольская, 4, ОГРН 1024201883067:

- штраф в размере 1915,77 рублей (одна тысяча девятьсот пятнадцать рублей семьдесят семь копеек) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации,

- госпошлину в размере 76,63 руб. (семьдесят шесть рублей шестьдесят три копейки) в доход федерального бюджета.

В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда в месячный срок.

Судья Т.А. Мраморная