НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Кемеровской области от 07.07.2011 № А27-6088/2011

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Красная, д.8, г. Кемерово, 650000,

тел. (3842) 58-43-26, факс. (3842) 58-37-05

www.kemerovo.arbitr.ru

info@kemerovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Кемерово Дело № А27-6088/2011

11 июля 2011 года

Резолютивная часть решения оглашена 07 июля 2011 года. Полный текст решения изготовлен 11 июля 2011 года.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Мишиной И.В. при ведении протокола помощником судьи Филимоновой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Кузбасского Открытого акционерного общества энергетики и электрификации, г. Барнаул к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, г. Кемерово

о признании недействительным решения от 09.03.2011 № 28412

при участии: от заявителя: Борщенко П.А. – представитель (доверенность от 17.06.2011); от налогового органа: Девитаева Е.Б. – госналогинспектор юридического отдела (доверенность от 10.03.2011 № 04-12/10),

у с т а н о в и л:

Кузбасское Открытое акционерное общество энергетики и электрификации, г. Барнаул (далее – ОАО «Кузбассэнерго», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, г. Кемерово о признании недействительным решения от 09.03.2011 № 28412 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В обоснование заявленных требований общество ссылается на правомерное определение налоговой базы по земельному налогу за 3 квартал 2010 года на основании сведений о кадастровой стоимости земельных участков, содержащихся в кадастровых выписках от 18.02.2010, полученных заявителем от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области. Поскольку форма кадастровой выписки не содержит даты, на которую определена кадастровая стоимость земельного участка, общество считает, что кадастровая стоимость в выписках определена по состоянию на 01.01.2010. Полагает, что поскольку решения об учете изменений в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101026:118, 42:24:0101026:120, 42:24:0101026:125, 42:24:0101026:126, датированы 30.12.2009, земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:131 – 15.12.2009, земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501006:454 – 22.12.2009, кадастровая стоимость данных участков после указанных дат должна была соответствовать измененному названными решениями виду разрешенного использования, в связи с чем, по мнению заявителя, с 01.01.2010 общество при исчислении земельного налога правомерно использовало кадастровую стоимость данных земельных участков, рассчитанную с использованием нового, измененного вида разрешенного использования.

Представитель налогового органа по существу требований возражает по основаниям, изложенным в представленном в материалы дела письменном отзыве, ссылаясь на занижение обществом при расчете земельного налога за 3 квартал 2010 года кадастровой стоимости земельных участков. Поскольку представленные Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области документы свидетельствуют о том, что кадастровая стоимость земельных участков была изменена в феврале, апреле 2010 года, налоговый орган считает, что налогоплательщик вправе применять спорную кадастровую стоимость при исчислении земельного налога в меньшем размере только в следующем налоговом периоде (подробно возражения изложены в письменном отзыве).

Как следует из материалов дела, решением от 09.03.2011 № 28412, принятым Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кемерово по результатам камеральной налоговой проверки представленного ОАО «Кузбассэнерго» в налоговый орган налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 3 квартал 2010 года (акт проверки от 01.02.2011 № 60963), обществу отказано в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, однако доначислены и предложены к уплате земельный налог в сумме 13 355 571 руб. и соответствующие суммы пени в размере 442 737,17 руб.

Не согласившись с указанным решением инспекции, общество обжаловало его в порядке апелляционного производства в Управление Федеральной налоговой службы России по Кемеровской области, г. Кемерово.

Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Кемеровской области от 22.04.2011 № 264 решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово от 09.03.2011 № 28412 оставлено без изменения, апелляционная жалоба налогоплательщика – без удовлетворения, что послужило основанием для обращения последнего в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи, выслушав пояснения представителей сторон, суд считает заявленное требование необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой базой по земельному налогу признается кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, которая определяется в соответствии с земельным законодательством.

В силу пункта 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, применимой к спорным правоотношениям) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации постановлением от 08.04.2000 № 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утвердило Правила государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).

Организация проведения государственной кадастровой оценки земель в соответствии с пунктом 1 Правил осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (правопредшественник Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии) и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

Результаты государственной кадастровой оценки земель согласно пункту 10 Правил утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости согласно пункту 13 Правил осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.

Пункт 11 Правил говорит о том, что Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Во исполнение указанного пункта Правил Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации разработаны и утверждены Приказом от 15.02.2007 № 39 Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, зарегистрированные в Минюсте Российской Федерации 02.05.2007 № 9370 (далее – Методические указания № 39).

Согласно подпункту 1.3 Методических указаний № 39 кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.

Пункт 1.4 Методических указаний № 39 устанавливает следующий порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов: формирование перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов, а затем расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Согласно подпункту 2.1.1 Методических указаний № 39 перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов формируется территориальным управлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию услуг в сфере государственной кадастровой оценки земель, по субъекту Российской Федерации по состоянию на 1 января года проведения работ. Согласно подпункту 2.1.2 этого же акта указанный перечень должен содержать сведения обо всех земельных участках, расположенных на оцениваемой территории; не допускается отсутствие учетных характеристик по земельным участкам, включенным в перечень, и наличие противоречивых данных.

В соответствии с пунктом 1.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 № 222 (далее – Методические указания № 222), результаты определения кадастровой стоимости данных земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков.

В силу пункта 2.3 Методических указаний № 222 в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка определение его кадастровой стоимости осуществляется, в частности, следующим образом: в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель поселений его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка; в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель поселений в пределах одной группы его кадастровая стоимость не изменяется.

Из приведенных норм следует, что размер налоговой базы зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определенной на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом), и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода. В случае же изменения величины кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода (в том числе - вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка) такие изменения учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 21.09.2010 № 4453/10.

Как следует из материалов дела, ОАО «Кузбассэнерго» является землепользователем в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0201002:286, 42:24:0101037:144, 42:24:0301014:571, 42:24:0101051:190, 42:24:0101026:118, 42:24:0101026:119, 42:24:0101026:120, 42:24:0101026:122, 42:24:0101026:123, 42:24:0101026:124, 42:24:0101026:125, 42:24:0101026:126, 42:24:0101026:131, 42:24:0301002:78, 42:24:0501006:454.

Согласно постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области» утвержденная названным постановлением кадастровая стоимость земельных участков, определенная по состоянию на 01.01.2007, составляет: в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201002:286 – 197 708 546 руб., земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:144 – 100 729 183 руб., земельного участка с кадастровым номером 42:24:0301014:571 – 17 194 037 руб., земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101051:190 – 33 214 892 руб., земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:118 – 8 140 176 руб., земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:119 – 2 731 447 руб., земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:120 – 4 315 119 руб., земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:122 – 2 795 929 руб., земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:123 – 1 372 172 руб., земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:124 – 121 226 руб., земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:125 – 110 909 руб., земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:126 – 5 308 138 руб., земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:131 – 1 094 923 328 руб., земельного участка с кадастровым номером 42:24:0301002:78 – 7 789 321 руб., земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501006:454 – 2 671 514 157 руб.

27.11.2009, 11.12.2009, 16.12.2009 и 22.12.2009 ОАО «Кузбассэнерго» обратилось в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (правопредшественник Управления Росреестра по Кемеровской области) с заявлением о государственном кадастровом учете изменений данных земельных участков в соответствии с прилагаемыми документами в связи с изменением вида разрешенного использования.

По результатам рассмотрения указанных заявлений и приложенных к ним документов Федеральным государственным учреждением «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области (осуществляющим соответствующие полномочия органа кадастрового учета) были приняты решения от 15.12.2009 № 4200/000/09-67707; от 22.12.2009 № 4200/000/09-69755; от 30.12.2009 № 4200/000/09-72232, № 4200/000/09-72219, № 4200/000/09-72241, № 4200/000/09-72238; от 11.01.2010 № 4200/000/10-87, № 4200/000/10-123, № 4200/000/10-150, № 4200/000/10-135, № 4200/000/10-245, № 4200/000/10-251; от 13.01.2010 № 4200/000/10-924; от 15.01.2010 № 4200/000/10-1729; от 18.01.2010 № 4200/000/10-1901 об учете изменений объекта недвижимости – внесении сведений об изменении разрешенного использования на земельные участки с кадастровыми номерами 42:24:0201002:286, 42:24:0101037:144, 42:24:0301014:571, 42:24:0101051:190, 42:24:0101026:118, 42:24:0101026:119, 42:24:0101026:120, 42:24:0101026:122, 42:24:0101026:123, 42:24:0101026:124, 42:24:0101026:125, 42:24:0101026:126, 42:24:0101026:131, 42:24:0301002:78, 42:24:0501006:454, ранее внесенных в документы соответствующего раздела.

С учетом внесенных изменений Управлением Росреестра по Кемеровской области в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категорий земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 № 222, была определена новая кадастровая стоимость названных участков путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь земельного участка.

Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0201002:286, 42:24:0101037:144, 42:24:0301014:571, 42:24:0101051:190, 42:24:0101026:118, 42:24:0101026:119, 42:24:0101026:120, 42:24:0101026:122, 42:24:0101026:123, 42:24:0101026:124, 42:24:0101026:125, 42:24:0101026:126, 42:24:0101026:131, 42:24:0301002:78, 42:24:0501006:454 были отражены в соответствующих Актах определения кадастровой стоимости земельных участков от 15.02.2010, 16.02.2010, 23.04.2010, которые были утверждены уполномоченным должностным лицом Управления 16.02.2010 и 23.04.2010.

При таких обстоятельствах суд соглашается с доводом налогового органа о том, что налоговая база по земельному налогу за 3 квартал 2010 года не могла быть исчислена ОАО «Кузбассэнерго» исходя из кадастровой стоимости, определенной в текущем налоговом периоде.

Ссылка заявителя на то, что решения об учете изменений в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101026:118, 42:24:0101026:120, 42:24:0101026:125, 42:24:0101026:126, датированы 30.12.2009, земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:131 – 15.12.2009, земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501006:454 – 22.12.2009, судом не принимается, поскольку на основании пунктов 1.2 – 1.4 Методических указаний результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом Управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей. Как отмечалось судом выше, соответствующие акты в отношении спорных земельных участков утверждены уполномоченным должностным лицом после 01.01.2010 года. Сведения о фактическом определении кадастровой стоимости земельных участков ранее названной даты в материалах дела отсутствуют.

Не принимается судом и ссылка заявителя на то, что кадастровая стоимость земельных участков, содержащаяся в государственном земельном кадастре после принятия Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области решений об учете изменений в отношении земельных участков, является недостоверной, поскольку названная стоимость, как и соответствующие акты определения кадастровой стоимости, не оспорены и не признаны недостоверными в установленном действующем законодательством порядке. По изложенным основаниям не принимается судом и ссылка заявителя на неправомерность принятия Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области актов определения кадастровой стоимости после 01.01.2010. Суд также учитывает, что вопрос о законности действий Управления не относится к предмету настоящего спора.

В части ссылки общества на то, что кадастровые выписки от 18.02.2010, полученные заявителем от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области в целях исчисления налоговой базы по земельному налогу, содержат сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0201002:286, 42:24:0101037:144, 42:24:0301014:571, 42:24:0101051:190, 42:24:0101026:118, 42:24:0101026:119, 42:24:0101026:120, 42:24:0101026:122, 42:24:0101026:123, 42:24:0101026:124, 42:24:0101026:125, 42:24:0101026:126, 42:24:0101026:131, 42:24:0301002:78, 42:24:0501006:454 по состоянию на 01.01.2010, суд отмечает, что исходя из буквального содержания названных выписок указанная в них информация соответствует сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, на дату их составления. Обратного заявителем не доказано. Между тем, в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. О невозможности представления соответствующих доказательств по независящим от общества причинам последним также не заявлено.

С учетом изложенного заявленное обществом требование удовлетворению не подлежит.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего спора судом в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Заявление Кузбасского Открытого акционерного общества энергетики и электрификации, г. Барнаул оставить без удовлетворения.

Решение в месячный срок с момента его принятия может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск.

Судья И.В. Мишина