АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
http://www.kemerovo.arbitr.ru
E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
Тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Кемерово Дело № А27-1521/2020
«13» марта 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена «05» марта 2020 года
В полном объеме решение изготовлено «13» марта 2020 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Н.Н. Гатауллиной, при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Гончаровой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Сибирского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово (ОГРН 1034205004525, ИНН 4200000206)
к Кемеровскому акционерному обществу «Азот», Кемеровская область, город Кемерово (ОГРН 1024200705077, ИНН 4205000908)
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: Кузнецов О.Ю. – представитель по доверенности от 31.12.2019 №14, служебное удостоверение; Хованов И.А. - представитель по доверенности от 31.12.2019 №5, служебное удостоверение; Силинский Д.В. - представитель по доверенности от 31.12.2019 №200/1, служебное удостоверение;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: Комиссаров М.В. – представитель по доверенности от 18.05.2018 №118, паспорт
у с т а н о в и л:
Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – заявитель, административный орган, Сибирское управление Ростехнадзора) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о привлечении к административной ответственности Кемеровского акционерного общества «Азот» (далее – правонарушитель, КАО «Азот», общество) по части 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Требование обосновано тем, что КАО «Азот» в нарушение статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта построенного по проектной документации: «Техническое перевооружение эстакады налива неконцентрированной азотной кислоты. Цех №9. Корпус 710», шифр №424-16, без полученного надлежащим образом разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, что является административным правонарушением, предусмотренным частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ. Более подробно обоснования требований изложены в заявлении.
Представитель КАО «Азот» в судебном заседании обстоятельства, изложенные в заявлении о привлечении к административной ответственности, не оспорил, на отсутствие события и состава вменяемого административного правонарушения не ссылался. На доводах, изложенных в письменном отзыве на заявление от 04.03.2020, не настаивал.
Исследовав материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих деле, суд установил следующее.
В отдел по государственному строительному надзору, надзору за СРО Сибирского управления Ростехнадзора поступила служебная записка от 18.12.2019 г. №28-106/сз от начальника отдела по надзору за предприятиями химического и оборонно-промышленного комплекса и транспортированием опасных веществ Сибирского управления Ростехнадзора, в которой указано что при проведении административного расследования в отношении КАО «Азот», на основании определения от 12.12.2019 г. №28/126, было установлено, что в 2018 году введен в эксплуатацию объект капитального строительства корп. 710 и сливо-наливная эстакада без полученного в установленном порядке разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
При проведенииадминистративного расследования на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 25.12.2019 г. №25-18/544, были выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации, подлежащие обязательному исполнению, допущенные КАО «Азот» при строительстве объекта капитального строительства по проектной документации «Техническое перевооружение эстакады налива неконцентрированной азотной кислоты. Цех №9. Корпус 710», шифр №424-16.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления Сибирским управлением Ростехнадзора в отношении КАО «Азот» протокола об административном правонарушении №25-02-002 от 24.01.2020, предусмотренном частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ и статьи 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК) РФ административный орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проанализировав соответствующие нормативные правовые акты, суд считает, что заявленные Сибирским управлением Ростехнадзора требования о привлечении общества к административной ответственности подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Нормой части 5 статьи 9.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере порядка управления и соблюдения строительного законодательства.
Объективная сторона может быть выражена как действиями, так и бездействием, связанными с эксплуатацией объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию.
Субъектом ответственности выступает лицо, осуществляющее эксплуатацию объекта капитального строительства.
С субъективной стороны данное правонарушение может характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 15.01.2020 произведён осмотр территории КАО «Азот» участка азотной кислоты реактивной, углеаммонийных солей и аммиака водного технического.
На данном участке расположены следующие здания и сооружения:
- каркасное двухэтажное здание Корпус №710 высотой 10,8м с размерами в плане 9,7м* 12,7м, с наружными стенами из кирпича, фундамент железобетонный столбчатый. На первом этаже расположено помещение с технологическим оборудованием налива неконцентрированной азотной кислоты, полиэтиленовые емкости (канистры) в количестве более 200 шт. На втором этаже расположена вентиляционная камера, технологическое оборудование налива неконцентрированной азотной кислоты, помещение оператора. На момент проведения осмотра территории участка азотной кислоты реактивной, углеаммонийных солей и аммиака водного технического, здание Корпус №710 эксплуатировалось, в здании находились рабочие, работала вентиляционная система, на центральном пульте в помещении операторной отображалась информация о производственных процессах.
- сливо-наливная эстакада неконцентрированной азотной кислоты с размерами в плане 18,5м*2,3м, несущими элементами являются металлические конструкции, фундаменты под опоры железобетонные столбчатые. На сливо-наливной эстакаде размещено технологическое оборудование для налива неконцентрированной азотной кислоты в железнодорожные и автомобильные цистерны. Эстакада расположена с восточной стороны от здания Корпус №710 на расстоянии 2,3м.
- участок существующего железнодорожного пути №48 необщего пользования. Расположен с северной стороны от сливо-наливной эстакада неконцентрированной азотной кислоты. На момент проведения осмотра территории участка азотной кислоты реактивной, углеаммонийных солей и аммиака водного технического, на железнодорожном пути находились две железнодорожные цистерны наполненные неконцентрированной азотной кислотой.
Строительство вышеуказанных зданий и сооружений осуществляло ООО «СибирьРегионСтрой», что подтверждается представленной КАО «Азот» исполнительной документацией, работы начаты в июле 2017 года.
Для строительства зданий и сооружений, проектным управлением КАО «Азот» разработана проектная документация: «Техническое перевооружение эстакады наливанеконцентрированной азотной кислоты. Цех №9. Корпус 710», шифр №424-16. Данная проектная документация прошла экспертизу промышленной безопасности, получено заключение экспертизы промышленной безопасности №68-ТП-05387-2017 от 21.02.2017 г. Экспертизу проводило ЗАО «Аэрокосмический мониторинг и технологии».
Государственную экспертизу проектная документация: «Техническое перевооружение эстакады налива неконцентрированной азотной кислоты. Цех №9. Корпус 710», шифр №424-16, не проходила.
Разрешение на строительство зданий и сооружений расположенных на участке азотной кислоты реактивной, углеаммонийных солей и аммиака водного технического КАО «Азот» не получало.
Извещение о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в адрес Сибирского управления Ростехнадзора не поступало.
По запросу по делу об административном правонарушении от 25.12.2019 г. №25-18/545, КАО «Азот» 10.01.2020г. направило на рассмотрение документацию в адрес отдела по государственному строительному надзору, надзору за СРО Сибирского управления Ростехнадзора, не в полном объеме. Список переданной документации КАО «Азот» указало в сопроводительном письме №85 от 10.01.2020г. Разрешение на строительство объекта капитального строительства: «Корпус 710 и сливо-наливная эстакада», а так же разрешение на ввод объекта капитального строительства: «Корпус 710 и сливо-наливная эстакада» в эксплуатацию КАО «Азот» не представило, указав в информационном письме от 10.01.2020 г. №82, что согласно подпунктам 2,3 части 17 статьи 51 ГрК РФ для строительства объектов: «Корпус 710 и сливо-наливная эстакада» разрешение на строительство не требуется, так как данные здания и сооружения не являются объектами капитального строительства или предназначены для вспомогательного назначения.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ: объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка. Таким образом, «каркасное двухэтажное здание Корпус №710», «сливо-наливная эстакада неконцентрированной азотной кислоты» являются зданием и сооружением объекта капитального строительства.
Объекты вспомогательного назначения относятся к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности (3 уровень ответственности), здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, что указано в пункте 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Таким образом «каркасное двухэтажное здание Корпус №710», «сливоналивная эстакада неконцентрированной азотной кислоты» не относятся к зданиям и сооружениям вспомогательного назначения. Кроме того, в соответствии с проектной документацией: «Техническое перевооружение эстакады налива неконцентрированной азотной кислоты. Цех №9. Корпус 710», шифр №424-16-710-АР (графическая часть), лист 1, а так же пункта 7.3 заключения экспертизы промышленной безопасности №68-ТП-05387-2017 от 21.02.2017 г., для производственного корпуса 710 в цехе №9 класс ответственности - 2 (нормальный уровень ответственности), что согласно пункта 9 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», к зданиям и сооружениям нормального уровня ответственности относятся все здания и сооружения, за исключением зданий и сооружений повышенного и пониженного уровней ответственности.
Исходя из вышеизложенного, здания и сооружения: «каркасное двухэтажное здание Корпус №710», «сливо-наливная эстакада неконцентрированной азотной кислоты» по проектной документации «Техническое перевооружение эстакады налива неконцентрированной азотной кислоты. Цех №9. Корпус 710», шифр №424-16, являются объектом капитального строительства.
Здания и сооружения «каркасное двухэтажное здание Корпус №710», «сливо-наливная эстакада неконцентрированной азотной кислоты» по проектной документации «Техническое перевооружение эстакады налива неконцентрированной азотной кислоты. Цех №9. Корпус 710», шифр №424-16, относятся к опасным производственным объектам 2 класса опасности, что подтверждается свидетельством о регистрации №А68-00013-0014 от 05.02.2015г.
КАО «Азот» осуществляет эксплуатацию опасным производственным объекта построенного по проектной документации: «Техническое перевооружение эстакады наливанеконцентрированной азотной кислоты. Цех №9. Корпус 710», шифр №424-16, без полученного надлежащим образом разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии со статьёй 55 ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии с подпунктом 3, 9 пункта 3 статьи 55 ГрК РФ, для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы: разрешение на строительство, а так же заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального Строительства требованиям проектной документации.
Соответствие построенных, реконструированных опасных производственных объектов требованиям технических регламентов и проектной документации, устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, что указано в пункте 3.1 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
В декабре 2019 года отделом по надзору за предприятиями химического и оборонно-промышленного комплекса и транспортированием опасных веществ Сибирского управления Ростехнадзора проведено административное расследование в отношении КАО «Азот» на основании определения от 12.12.2019 г №28/126, по информации КАО «Азот» о несчастном случае на производстве происшедшем 10 декабря 2019 г. в цехе газового сырья. В ходе проведения административного расследования установлено, что КАО «Азот» нарушил правила ведения работ, устанавливающие требования промышленной безопасности на опасном производственном объекте, выразившееся в несоблюдении эксплуатационной, технической документации, устанавливающей требования безопасного проведения работ, а именно установленного порядка налива автоцистерны азотной кислотой на сливо-наливной эстакаде корпуса 710. В результате пролива азотной кислоты, через гибкий металлорукав газовой линии, аппаратчик подготовки сырья и отпуска полуфабрикатов и продукции 5 разряда Атнагулов Д.В. получил химические ожоги и был травмирован. По окончании административного расследования отделом по надзору за предприятиями химического и оборонно-промышленного комплекса и транспортированием опасных веществ Сибирского управления Ростехнадзора составлен протокол от 26.12.2019 г. №28Х/К-126/юр.л (копия прилагается) об административном правонарушении в отношении юридического лица КАО «Азот» по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Таким образом, судом установлено наличие события административного правонарушения, а именно: эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию.
Доказательств обратного обществом в материалы дела не представлено.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт неисполнения обществом установленных требований законодательстваподтверждается административным материалом и обществом по существу не оспаривается.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры для соблюдения требований законодательства в области строительства и промышленной безопасности в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ Сибирским Управлением Ростехнадзора соблюдена, существенных нарушений судом не установлено.
Доводы общества, изложенные в отзыве на заявление от 04.03.2020, судом по существу не оценивается, поскольку они не были поддержаны представителем КАО «Азот» в судебном заседании.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ к моменту рассмотрения дела в суде не истек, иных обстоятельств, исключающих возможность привлечения общества к административной ответственности, судом не установлено.
Оснований для признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ суд не усматривает, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства исключительности случая вмененного обществу административного правонарушения.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса.
Вместе с тем, в настоящем случае не усматривается оснований для вывода о наличии условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, в частности не подтверждается такое условие, как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей; общество не является субъектом малого и среднего предпринимательства (иного из обстоятельств дела не следует и Обществом не подтверждено).
Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 5 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», следует, что при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств.
Поскольку представитель административного органа на наличие отягчающих ответственность обстоятельств не ссылался, на основании изложенного суд считает заявление о привлечении КАО «Азот» к административной ответственности подлежащим удовлетворению с назначением указанному юридическому лицу административного наказания в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 5 статьи 9.5 КоАП РФ.
В соответствии со статьями 202, 204 АПК РФ государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
заявленное требование удовлетворить.
Привлечь Кемеровское акционерное общество «Азот» (650021, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Грузовая, 1; ОГРН 1024200705077, дата внесения записи – 30.10.2002; ИНН 4205000908) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 500000 (пятьсот тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу. Доказательства уплаты штрафа в пятидневный срок представить административному органу и арбитражному суду.
При отсутствии доказательств уплаты штрафа в добровольном порядке решение будет направлено для принудительного исполнения в соответствующее подразделение Федеральной службы судебных приставов.
Реквизиты для перечисления штрафа:
Наименование получателя платежа: УФК по Кемеровской области (Сибирское управление Ростехнадзора, л/с 04391055300);
ИНН 4200000206; КПП 420501001;
ОКТМО 32701000;
Расчетный счет: 40101810400000010007
Наименование банка получателя: Отделение Кемерово; БИК 043207001;
Код бюджетной классификации: 498 1 16 01000 01 6000 140
Наименование платежа - штраф Ростехнадзора России
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья Н.Н. Гатауллина