НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Кемеровской области от 05.03.2014 № А27-18929/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  Красная ул., д. 8, г. Кемерово, 650000

сайт: http://www.kemerovo.arbitr.ru, е-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

т. (8-3842) 58-17-59, ф. 58-37-05

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово Дело № А27-18929/2013

07 марта 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 марта 2014 года

Полный текст решения изготовлен 07 марта 2014 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Конаревой И.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Гончаровой А.Ю., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Объединенная строительно-монтажная компания» (г. Новокузнецк, ИНН 4220022945, ОГРН 1024201758712)

к Департаменту природных ресурсов и экологии Кемеровской области (Кемерово, ИНН 4205120384, ОГРН 1064205130538)

о признании незаконным и отмене постановления №99/07/13 от 09.12.2013, признании недействительным предписания №99/07/13 от 01.11.2013

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Объединенная строительно-монтажная компания»: представитель Бобровская С.В., по доверенности № 6-юр от 01.02.2013, паспорт;

от Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области: представитель Мжельская М.А. по доверенности №005-мк от 13.01.2014, удостоверение;

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Объединенная строительно-монтажная компания» (далее – заявитель, ООО «ОСМК», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от 09.12.2013г. №99/07/13 о привлечении ООО «ОСМК» к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде предупреждения, по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей, по статье 8.41 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей; о признании недействительным предписания Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от 01.11.2013г. №99/07/13 об устранении нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды, водного законодательства. В судебном заседании представитель заявителя в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказался от требования признания недействительным предписания Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области (далее- Департамент, административный орган) от 01.11.2013г. №99/07/13 об устранении нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды, водного законодательства.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что факты административного правонарушения по статьям 8.1, 8.21, 8.41 КоАП РФ административным органом не доказаны, в частности, административным органом не подтверждено, что источник выбросов отнесен к источникам вредных выбросов. Полагает, что Департаментом в ходе проверки не производились отборы проб и образцов воздуха на источниках выбросов ООО «ОСМК», не производились инструментальные замеры, не составлялись акты, протоколы, которыми зафиксированы выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, определения о назначении экспертизы (количественного химического анализа промышленных выбросов) не выносились. По мнению ООО «ОСМК» доказательства наличия выбросов, вредности выбрасываемых веществ либо вредного физического воздействия, на которых основано привлечение ООО «ОСМК» к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ являются субъективными и основаны на визуальном наблюдении должностных лиц. Кроме того, заявитель указывает, что Департаментом также не доказан факт наличия в действиях ООО «ОСМК» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.

Департамент в письменном отзыве с требованием не согласился, считает доказанным факт наличия в действиях ООО «ОСМК» состава административного правонарушения, предусмотренного статье 8.1 КоАП РФ, полагает, что доводы общества о том, что Департаментом не установлены количественный и качественный состав выбрасываемых в атмосферный воздух веществ, в связи с чем не доказан факт выброса вредных (загрязняющих) веществ, основаны на неправильном толковании норм права. Количество выбросов с учетом диспозиции части 1 статьи 8.21 КоАП РФ не имеет правового значения для решения вопроса о наличии в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, так как ООО «ОСМК» не получено разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферу, при этом сам факт осуществления производственной деятельности и наличие оборудования и техники, в результате работы которых образуются выбросы, обществом не опровергается.

Департамент считает, что в действиях общества имеются составы административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.21, статьи 8.1, статьи 8.41 КоАП РФ, за которые ООО «ОСМК» было привлечено к административной ответственности постановлением от 09.12.2013 №99/07/13. Постановление по делу об административном правонарушении от 09.12.2013 №99/07/13 о назначении административного наказания ООО «ОСМК» вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права. Обстоятельства правонарушения установлены, подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами. При назначении каждого административного наказания Департаментом учитывался характер совершенных административных правонарушений, имущественное и финансовое положения общества, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, наказание назначено минимальное в пределах санкций, предусмотренных частью 1 статьи 8.21, статьей 8.1, статьей 8.41 КоАП РФ. Более подробно доводы Департамента изложены в отзыве.

Как следует из материалов дела, Департаментом в отношении ООО «ОСМК» была проведена плановая документарная и выездная проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды. Результаты проверки отражены в акте проверки №99/07/13 от 01.11.2013 (далее –Акт проверки).

В ходе плановой проверки, Департаментом было установлено, что общество осуществляет производство изделий из поливинилхлорида (ПВХ) и алюминия (окна, балконы, витражи и др.) в отдельно стоящем нежилом здании (производственный цех) по адресу: г. Новокузнецк, ш. Притомское, 226. Указанное здание находится у общества в пользовании согласно договора субаренды от 04.02.2013 № 40-а, заключенному обществом с ОАО «Энергия Холдинг». По данному договору общество арендует и оборудование для производства изделий из ПВХ (линия по производству изделий из ПВХ, станок для гибки и резки арматуры Prime, стол для резки стекла, стол электрический поворотный, моечная машина, пресс обжимной, аппарат для смешивания тиокола ECIKSTAR-250, бутиловый экструдер ЭПБ-03 и др. оборудование).

09.10.2013 Департаментом при проверке проведен осмотр помещений общества, в ходе которого установлено, что технологическая линия по производству изделий из ПВХ находилась в работе, велась нарезка алюминия и ПВХ профиля, сварка профиля, нарезка стекла, проводилась работа по нанесению битума на рамки. Департаментом составлен Акт № 99/07/13 об осмотре принадлежащих юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 09.10.2013 (далее- Акт осмотра).

Департамент указал в Акте проверки, что в процессе проведения данных видов работ осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ. В соответствии с «Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (НИИ «Атмосфера» СПб, 2012 г.) Департамент определил, что при производстве пластиковых окон из ПВХ в атмосферный воздух производятся выбросы вредных (загрязняющих) веществ, а именно: пыли неорганической, содержащей диоксид кремния выше 70%, летучая часть ЛКМ (летучие органические соединения (далее - ЛОС), предельные углеводороды С12-С19 (ЛОС), винил хлористый, оксид углерода; пыль поливинилхлорида (ПВХ); выбросы пыли цветных металлов.

15.11.2013 в отношении ООО «ОСМК» был составлен протокол № 99/07/13 об административном правонарушении , а также выдано предписание от 01.11.2013г. №99/07/13 об устранении нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды, водного законодательства.

09.12.2013 Департаментом вынесено постановление № 99/07/13 (далее по тексту – оспариваемое постановление, постановление от 09.12.2013), в соответствии с которым ООО «ОСМК» привлечено к административной ответственности: по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ - за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения; по статье 8.1 КоАП РФ - за несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов; а также по статье 8.41 КоАП РФ - за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Изучив материалы дела, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд находит заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без соответствующего разрешения.

Объективная сторона правонарушения, квалифицируемая по настоящей статье, выражается именно в незаконном выбросе загрязняющих веществ в атмосферу и во вредном физическом воздействии на атмосферный воздух без специального разрешения.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее по тексту - Закон № 96-ФЗ) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. При этом правильность выброса в атмосферный воздух вредных веществ определяется с учетом источников выброса, видов вредных веществ и их количества. В разрешении на выброс загрязняющих веществ должны учитываться все конкретные стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ и наименование загрязняющих атмосферный воздух веществ.

Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона № 96-ФЗ разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010г. №717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» исполнение государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ) передано Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.

В соответствии со статьей 1 Закона №96-ФЗ под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее- Закон №7-ФЗ) нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.

Таким образом, в силу положений вышеназванных правовых актов административному органу при привлечении лица к административной ответственности необходимо также подтвердить, наличие источника выбросов, отнесение источника к источникам вредных выбросов, требующих получения специального разрешения, факт выброса вредных 9загрязняющих) веществ.

Наличие у общества предполагаемых источников выброса вредных (загрязняющих) веществ сам по себе еще не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения - выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения. Кроме того, сам по себе и выброс в атмосферный воздух веществ также не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ. Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 31.05.2011г. №17254/10 по делу №А03-3457/2010.

Следовательно, для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ административный орган должен установить наличие у общества стационарных источников выброса вредных веществ, факт выброса таких веществ, а также какие вредные вещества выбрасываются в воздух при эксплуатации стационарных источников выбросов вредных веществ, в том числе сведения об их количестве и (или) концентрации.

Судом не установлено, что Департаментом производились в ходе проверки отборы проб, образцов воздуха на источниках выбросов, не производились инструментальные замеры, не составлялись акты, протоколы, которыми зафиксированы выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

Акт осмотра, представленный в материалы дела, составлен представителем Департамента в присутствии главного бухгалтера общества. Полномочия главного бухгалтера на проведение осмотра, составление и подписание акта осмотра судом не установлены, в материалах дела отсутствуют. Таким образом, законный представитель общества в осмотре Департаментом производственных помещений ООО «ОСМК» не участвовал, акт осмотра представителем заявителя не подписан. Акт осмотра составлен в одностороннем порядке только должностным лицом Департамента.

Указанный акт осмотра не может являться доказательством по делу об административном правонарушении, поскольку не соответствует требованиям статьи 27.8 КоАП РФ. Согласно статьей 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

При осмотре помещений велась фотосъемка, вместе с копией акта осмотра в дело представлены копии фотоматериалов. Однако установить из представленных фотографий факт эксплуатации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ, факт выбросов таких веществ суду не представляется возможным. Согласно части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В материалы дела административным органом представлен протокол № 15-ВВ от 03.04.2013 обследования и оценки фактического уровня содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны (далее- протокол обследования). Административным органом данный протокол обследования представлен в качестве доказательства наличия в производственных помещениях ООО «ОСМК» вредных (загрязняющих) веществ.

Однако указанный протокол обследования не может быть принят судом в качестве доказательства наличия вредных (загрязняющих) веществ, поскольку из данного документа не следует, что рабочее место находилось именно по адресу осуществления ООО «ОСМК» производства изделий из ПВХ и проведения Департаментом выездной проверки – г. Новокузнецк, шоссе Притомское, 22б. В протоколе обследования указан фактический адрес: г. Новокузнецк, шоссе Притомское, 28.

Кроме того, указаный протокол обследования составлялся испытательной лабораторий для иных целей, без соблюдения процедуры изъятия проб с участием представителя общества.

Учитывая указанное выше, суд приходит к выводу, что Департаментом не подтвержден должным образом факт осуществления ООО «ОСМК» выброс вредных веществ, а также не доказано, что оно обязано было получить специальное разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и должно нести ответственность ввиду его отсутствия. Таким образом, суд полагает, что Департаментом не была установлена объективна сторона вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21. КоАП РФ, состав административного правонарушения Департаментом не установлен.

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах принятое Департаментом постановление о привлечении ООО «ОСМК» к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ подлежит признанию незаконным и отмене как принятое при отсутствии надлежащих, объективных и безусловных, доказательств факта совершения предпринимателем вмененного ему административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

В соответствии с постановлением от 09.12.2013 общество привлечено также к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.

Согласно статье 8.41. КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Частью 1 статьи 16 Закона №7-ФЗ воздействие на окружающую природную среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. Данной статьей определены виды негативного воздействия на окружающую среду, в том числе выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ.

Статьей 28 Закона №96-ФЗ предусмотрено, что за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия не него с юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632 (далее- Порядок определения платы).

Согласно пункту 9 Порядка определения платы перечисление средств осуществляется природопользователями в установленные сроки.

Сроки уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, определен Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 №557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Объективная сторона правонарушения - бездействие, выразившееся в неперечислении установленной платы в виде конкретной суммы в обусловленный срок.

Субъектами правонарушения могут быть юридические лица независимо от форм собственности.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Департаментом указано, что общество не внесло в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду: за 4 квартал 2012 – срок до 20.01.2013, за 1 квартал 2013 –срок 20.04.2013, за 2 квартал 2013- срок 20.07.2013, за 3 квартал 2013 – срок 20.10.2013.

В соответствии с Порядком определения платы, данный порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду, в том числе за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников.

Согласно пункту 2 Порядка определения платы устанавливается два вида базовых нормативов платы:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.

В соответствии с пунктом 6 Порядка определения платы в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5

Пунктом 5 Порядка определения платы установлено, что плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Учитывая, что административным органом не доказано наличие источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, а также не установлено, какие вредные (загрязняющие) вещества образуются в результате деятельности общества, в каком количестве и концентрации, то, следовательно, административным органом не установлена и обязанность ООО «ОСМК» перечислять установленную плату за негативное воздействие на окружающую среду в виде конкретной суммы в обусловленный срок.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Департаментом не установлена объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении

Поскольку Департаментом не выявлено наличие воздействия на окружающую среду в результате деятельности ООО «ОСМК», то привлечение ООО «ОСМК» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ необоснованно.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

ООО «ОСМК» оспаривает постановлением от 09.12.2013 также в части привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ в виде предупреждения.

Согласно статье 8.1 КоАП РФ, несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ представляет собой действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Департамент указывает, что ООО «ОСМК» не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в установленном порядке, а также не разработаны нормативы предельно допустимых выбросов для стационарных источников загрязнения атмосферы; не ведет учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; не подтвержден класс опасности отходов, образующихся в результате деятельности, не составлены паспорта на отходы 1-4 класса опасности; лица, допущенные к обращению с отходами 1-4 класса опасности, не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельством (сертификатом) на право работы с опасными отходами; не представило за 2012 год отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов (за исключением статистической отчетности), предусмотренную для субъектов малого и среднего предпринимательства, в результате деятельности которых образуются отходы; осуществляло в течение 2012 года деятельность в отсутствие лимитов на размещение отходов.

Часть 2 статьи 16 Закона №7-ФЗ определяет виды негативного воздействия на окружающую среду, к которым относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Статьей 39 Закона №7-ФЗ предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, в том числе обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) определено, что под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Приказом МПР РФ от 01.09.2011 № 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами.

Согласно части 2 статьи 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Частью 3 этой же статьи предусмотрено, что на отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1-4 класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона № 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами 1-4 класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.

Согласно части 3 статьи 18 Закона № 89-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Согласно пункту 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом МПР РФ от 25.02.2010 №50, лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании,

Суд считает, что административным органом не представлено доказательств того, что ООО «ОСМК» осуществляет деятельность, связанную с отходами производства и потребления в виде их образования и накопления. Вывод о наличии отходов сделан Департаментом на основании Акта осмотра, в котором указано, что вдоль технологической линии установлены бочки для складирования отходов алюминия, отходы ПВХ накапливаются в мешках.

Указанный акт осмотра, как уже было отмечено, составлен представителем Департамента в присутствии главного бухгалтера общества. Полномочия главного бухгалтера на проведение осмотра, составление и подписание акта осмотра судом не установлены, в материалах дела отсутствуют. Указанный акт осмотра не может являться доказательством по делу об административном правонарушении, поскольку не соответствует требованиям статьи 27.8 КоАП РФ. Представленные в дело копии фотоматериалов не свидетельствуют о наличии и накоплении ООО «ОСМК» отходов.

В отсутствии установления факта наличия отходов производства и потребления, соответственно административным органом не доказана обязанность ООО «ОСМК» вести учет, составлять паспорта на отходы 4 класса опасности, разрабатывать лимиты на размещение отходов. Представленные в материалы дела Департаментом договоры поставки на стеклобой, отходы ПВХ, сами по себе не свидетельствуют об образовании отходов производства у ООО «ОСМК». Иных доказательств накопления отходов ООО «ОСМК» не представлено.

Часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Административный орган в нарушение статьи 210 АПК РФ не представил бесспорных доказательств, подтверждающих факт совершения заявителем вменяемого ему административного правонарушения, в силу чего суд приходит выводу об отсутствии оснований для привлечения его к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 КоАП РФ, в связи с недоказанностью материалами дела наличия в его действиях события административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

В судебном заседании на основании статьи 49 АПК РФ обществом подано заявление об отказе от заявленных требований в части признания недействительным предписания Департамента от 01.11.2013г. №99/07/13 об устранении нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды, водного законодательства.

Лицами, участвующими в деле, возражений на заявление об отказе от заявленных требований не представлено.

В соответствии с частью 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции отказаться от иска полностью или частично. Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ прият арбитражным судом. Отказ заявителя от заявленных требований судом принят, как не противоречащий действующему законодательству и не затрагивающий интересы третьих лиц. Производство по делу в части требования признания недействительным предписания Департамента от 01.11.2013г. №99/07/13 об устранении нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды, водного законодательства подлежит прекращению.

При подаче заявления ООО «ОСМК» была уплачена государственная пошлина в размере 4000 рублей.

Согласно статье 104 АПК РФ и подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату полностью в случае прекращения производства по делу арбитражным судом. В данном случае государственная пошлина в сумме 2000 рублей подлежит возврату заявителю.

Ошибочно уплаченная государственная пошлина в размере 2000 рублей, подлежит возврату заявителю

Руководствуясь статьями 150, 167-170, 180, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

признать незаконным и отменить полностью постановление № 99/07/13 о назначении административного наказания от 09.12.2013, вынесенное Департаментом природных ресурсов и экологии Кемеровской области (г. Кемерово, ИНН 4205120384, ОГРН 1064205130538) в отношении общества с ограниченной ответственностью «Объединенная строительно-монтажная компания» (г.Новокузнецк, ИНН 4220022945, ОГРН 1024201758712).

В части признания недействительным предписания Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области №99/07/13 об устранении нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды, водного законодательства от 01.11.2013, производство по делу прекратить.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Объединенная строительно-монтажная компания» (г.Новокузнецк, ИНН 4220022945, ОГРН 1024201758712) из федерального бюджета 4000 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению №809 от 06.12.2013. Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья Конарева И.А.